Первое разочарование

         
                Миниатюра

     Было это в тысяча девятьсот сорок первом году, когда я пошёл в первый класс в далёком горном селе с непонятным турецким названием Дарачичаг. Сейчас это село называется Долиной цветов, а по-армянски Цахкадзор. Нас, эвакуированных, распределили по жителям села, организовали кухню «для эвакуированных», школу…
        В небольшой комнате стояли парты, висела доска, и молодая учительница из эвакуированных нас учила писать палочки в тетрадках, сделанных из газет. Бумаги не было… Шла война.  Мама работала в эвакогоспитале, расположенном в том же селе.
        И вот однажды объявили сбор полезных вещей для фронтовиков. Кто принёс кисет для табака, сшитый родителями, кто – шерстяные носки… Я – три куска туалетного мыла, «Красная Москва». На каждом написал почерком первоклашки: «Возвращайтесь с Победой!».
         Но так случилось, что наша учительница заболела, и заменить её было некем. Староста предложила навестить её, тем более, что уроков не было, и жила она неподалёку.
         Выбрали делегацию из пяти человек, и мы, собрав больной гостинцы, пошли её проведать.
         Дверь открыла девчушка лет шести. В комнатушке метров семи едва вмещалась  детская кроватка, маленький столик и кровать, на которой, укрывшись одеялом, лежала наша учительница.
         Мы передали подарки и стали её расспрашивать, как она себя чувствует, а я подошёл к окошку, закрытому занавеской, чтобы посмотреть, идёт ли ещё снег.
          Отодвинув занавеску, замер. На подоконнике лежало моё мыло, шерстяные носки, принесенные моей соседкой по парте.
          Вскоре мы ушли. Я никому не сказал о том, что увидел. Только образ моей первой учительницы померк для меня. Я кое-как окончил первый класс. Вскоре мы переехали в райцентр со странным названием Ахта. Теперь это город Раздан.


Рецензии
Жаль, что ребёнок ещё не мог пожалеть конкретного живого человека, у которого не было даже кусочка мыла. Видимо, государству так и нужно было - не заботиться о ближних, а думать о глобальном.

Брачное Кулинарное Агентство   04.10.2013 10:07     Заявить о нарушении
Увадаемое Агентство! Вы не поняли миниатюры и виноват в этом я. Дети собирали подарки солдатом на фронт, а учительница их забрала себе. Эвакуированный иные мылись с использованием глины! Государству было о чём думать. А поднял бы шум малыш, в те времена ту учительницу могли и посадить. Такова тогда была се ля ви.
С уважением, А. Мацанов

Аркадий Константинович Мацанов   04.10.2013 13:16   Заявить о нарушении