Нормальное и аномальное
Что мы понимаем под анормальном?
Слово "анормальное" буквально означает "далекое от нормального". Однако, анормальное это - оценочное суждение и оно неизбежно оказывает влияние на обсуждение проблемы отклонения от конкретной нормы. Мы все знаем: в любой конкретный момент времени человек либо в норме, либо нет. Всего лишь 40 лет назад в нашей культуре ношение сережек мужчинами неизменно вызывало сомнение в их психическом здоровье; нынче же такие украшения этого сомнения не вызывают и совершенно обычны. Почти всегда анормальное поведение определяется как нежелательное, то есть противоречащее общественным интересам. В последенее время, термины "поведенческая анормальность", "психическое расстройство", "психическое заболевание", стали объединятся в функциональный эквивалент "анормальность".
Но, понятие нормального и анормального трудно рассматривать без учёта конкретной культуры: анормальное поведение есть поведение, отклоняющееся от норм общества, в котором оно осуществляется (Corenstein,1992, Sarbin,1997). Очевидно, что дикие, опасные и неконтролируемые действия человека повсеместно считаются продуктом психического расстройства. Анормальное поведение всегда дезадаптивно, ущербно по своим последствиям.
Р.Карсон, Дж.Батчер, С.Минека считают, что "мы определяем поведение как анормальное, как проявление психического расстройства, если оно одновременно является устойчивым и в значительной степени противодействующим продолжительному благополучию индивида и/или того человеческого сообщества, членом которого оно состоит"(4, с.37).
К анормальности можно отнести и алкоголизм, и шизофрению, и самодеструктивные разновидности поведения , создающие поддельную "идентичность", наращивание межгрупповой враждебности, деструктивные покушения на окружающую среду, в которой мы живём, иррациональное насилие и коррупцию.
Проблема личности рассматривается как интегральная наука о человеке в психологии.
А где же находится сама психология в сфере наук о человеке?
На вопрос о том, где находится психология, Пиаже дал ответ “посередине”. Таким образом, предполагается, что психолог должен знать все три научных “угла” одинаково хорошо, что, в свою очередь, предполагает высокий уровень образованности. Такой уровень может предоставить, по всей видимости, только университет.
Психология, таким образом, является посредником между тремя научными сферами; но как и любой посредник, она склонна искажать передаваемое.
Экспериментальная психология появилась, когда психология ушла из философского “угла”, оторвавшись от этики и метафизики. Но поскольку необходимо стало считаться с естественнонаучным отражением реальности, понятие “души” ушло; его заменило понятие психики. Душа – метафизическое понятие.
1. Культурно-исторические истоки понимания нормы. Норма как шаблон, образец, правило, процесс, идеал, направление развития. Соотношения понятия нормы и образа человека. Эксплицитные и имплицитные формы представления о норме в психологии.
Понимание нормы:
[Статистический критерий (быть таким, как большинство)
Адаптационный, гомеостатический критерий (главное – хорошая приспособляемость, уравновешенность со средой) – из физиологии
Негативный критерий (пока явно не болен, то здоров) – из медицины
Культурный релятивизм: о норме и патологии можно судить только на основании соотнесения особенностей культуры социальных групп
Экзистенциальный подход: психически больные – жертвы общества. “Антипсихиатрия”.
Описательные критерии психического здоровья: какими свойствами должна обладать здоровая личность? Рассматривается то позитивное, что несёт в себе здоровая личность. Здоровая личность как состояние, полнота. Ненаучный подход.
Бихевиоризм: приспособление, гомеостаз со средой.
В психоанализе не усматривалось отличие невротической личности от нормальной. Свойства мотивации невротика распространялись на всех.
Гуманистический подход: обобщение качеств выдающихся личностей. Указание вершины без указания пути. ]3
[Когда разводим понятие “личности” и “человека”, “нормальность” или “анормальность” определяется тем. Насколько хорошо личность служит человеку, способствует ли приобщению к родовой человеческой сущности. “Нормальное развитие – это такое развитие, которое ведёт человека к обретению им родовой человеческой сущности. Условиями и одновременно критериями такого развития являются: отношение к человеку как к самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции слова человек; способность к децентрации, самоотдаче и любви как способу реализации такого отношения; творческий, целетворящий характер жизнедеятельности; потребность к позитивной свободе; способность к свободному волепроявлению; возможность самопроектирования будущего; вера в осуществимость намеченного; внутренняя ответственность перед собой и другими, прошлыми и будущими поколениями; стремление к обретению сквозного общего смысла своей жизни”. Речь идёт не о состоянии, а о тенденции, развитии человека (личность здесь – только инструмент). Грустный диагноз: психически здоров, но личностно болен.]2
1. Психоанализ как пример клинического представления о личности. Культурно-исторические предпосылки возникновения, философские и мировоззренческие основания. Эволюция представлений о личности, её нормальном и аномальном развитии в психоанализе (Фрейд, Адлер, Юнг, Штекель, Фромм). Влияние психоанализа на формирование представлений о человеке в ХХ веке.
Отличительные особенности любой клинической теории:
Клиническая теория подразумевает клиническую практику, т.е. тесное взаимодействие с предметом этой теории
Объект не может быть описан раз и навсегда. Объект постоянно меняется. Его фиксация – это описание его движения.
Клиническая теория метафорична, антиномична. Без метафор теория выхолащивается.
Главным инструментом построения теории является теоретик, личность.
Клиническая теория Фрейда, безусловно, связана с личностью самого Фрейда и с исторической ситуацией. Фрейд родился в 1856 году, это время бурного развития науки. С работой Сеченова “Рефлексы головного мозга” формируется новый тип мировоззрения: человек перестаёт быть частью целого, его можно изучать, анализировать. По воспитанию Фрейд приобрёл естественнонаучное мировоззрение.
В клинических теориях и в теории Фрейда норма понимается как путь развития. Это движение и сублимация энергии, которая своевременно и правильно реализуется. Аномалия – это нарушение правильного развития человека; во всяком развитии предполагаются аномалии. Норма рассматривается как удача, аномалия – как встречающееся явление. Это то, что вырастает из одного корня, это удачное либо запнувшееся развитие. Таким образом, по Фрейду, чтобы восстановить развитие в нужной форме, нужно вернуться на то место, где развитие запнулось; источник развития личности – в прошлом.
А.Адлер не был согласен с этим утверждением; напротив, он считал, что источник развития личности лежит в будущем. Адлер: чтобы понять сегодня, нужно понять, что будет завтра. Идея компенсации связана с этим постулатом: компенсация – это стремление к будущему, которого может и не быть.
Также одной из базовых идей Фрейда было утверждение того, что то, что бессознательно, то патогенно. Для К.Г. Юнга это представлялось по-другому. В бессознательном он видел источник движения и понимания. Движущими могут быть только неразрешимые противоречия. “Коллективное бессознательное”: для Юнга важно соотношение между индивидуальным и коллективным бессознательным.
Нововведением Штекера была идея “эффекта психологической скатомы” (слепое пятно зрения) у пациента. То есть чего-то пациент категорически не видит. Нужно дать пациенту возможность увидеть, и сделать это надо быстро и агрессивно, не затягивая.
Фромм рассматривал психоанализ с философской точки зрения. Задумался о том, когда именно невроз стал проблемой для общества: когда появилось место сомнениям, появился невроз. Невроз, таким образом, связан со свободой. Фромм критиковал капиталистическое общество: “иметь или быть?”. Указал 3 пути развития человека:
Принятие свободы, развитие себя, жизнь как дар
Путь невроза: деструктивный путь
Путь дефекта: приспособленчество, потребительство. Речь идёт о психологическом, личностном дефекте. Дефект – психиатрический термин.
Путь №1 – самый сложный и самый редкий. №3 – наиболее часто встречающийся. Можно сравнить с пониманием самоактуализирующихся личностей у Маслоу: их 5%. По Фромму, общество рассчитано на дефект и на его формирование.
Таким образом,
Фрейд: приспособление к жизни без невроза
Адлер: выстраивание жизни через будущее
Юнг: соединение индивидуального и коллективного бессознательного
Фромм: соответствие своей свободе.
Постскриптум: Фрейд: “нормальный человек - это способный любить и работать”.
1. Понимание нормы в поведенческой психологии. Культурно-исторические и философские основания. Их критика. Социально-психологические последствия реализации бихевиористического понимания адаптивно-нормального развития человека.
Под нормальностью понимается приспособляемость, адаптивность, стремление (по аналогии с биологическими системами) к гомеостазу со средой. Эта проблема не стояла в качестве самостоятельной и требующей изучения для бихевиоризма. Теория, которая могла возникнуть только в прагматичных Штатах. Крайняя форма позитивизма, прагматизм, отрицание метафизики. “Философия без философии”. Мифы, сравнения, метафоры признавались ненаучными. Личность не была проблемой бихевиоризма; сознание не изучалось. Центральное понятие: научение. Поведенческая терапия – когда есть сложности с поведением, работа с уровнем внутренней мотивации через навыки. Попытка сделать из психологии науку в чистом виде. Редукция личности. В ряде моментов бихевиоризм действительно эффективен и правомерен, но нельзя распространять. Сложность экспортирования бихевиоризма: это американское направление.
2. Образ человека в гуманистическаой психологии. Философские предпосылки, связь с послевоенной историей. Понятие о нормальном развитии личности, самоактуализации, метапсихологии. Специфика, возможности и ограничения гуманистических психопрактик. Перспективы гуманизма в современном мире.
Гуманистическую психологию можно рассматривать как ответ на 2 мировую войну. Эта война была продуктом представления о том, что человека можно ранжировать. Гуманистическая психология: человеком можно мерить, но его нельзя измерить. Первый позитивный ответ на войну; до неё была только экзистенциальная психология. Олпорт ещё до появления гуманитарной психологии: “Следует различать личность здоровую и невротическую. Все теории личности строятся на чахлых субъектах… Принцип гомеостаза – это принцип невротической личности. Для здоровой личности характерно поддержание напряжения”. Проблема нормы не ставилась. Терапевты работали и с явно нездоровыми людьми, не делая различий – это идеология гуманистической психологии. “Человека нужно рассматривать не как он есть, а как он должен быть”.
Черты самоактуализирующейся личности:
1. Более адекватное восприятие действительности
2. Принятие себя и других такими, как они есть
3. Спонтанность проявлений, простота и естественность
4. Деловая направленность
5. Склонность к одиночеству
6. Автономия и независимость от окружения
7. Свежесть восприятия: находить новое в известном
8. Предельные переживания
9. Чувство общности с человечеством в целом
10. Дружба с другими самоактуализирующимися личностями, неагрессивные взаимоотношения
11. Демократичность, готовности учиться
12. Устойчивые внутренние моральные нормы
13. “Философское” чувство юмора
14. Креативность
15. Не принимают безоговорочно ту культуру, к которой принадлежат.]1
[Самоактуализация личности – это самоосуществдение “антикультуры”, имеющей своим источником преобразование норм данной культуры и творение в ходе контакта с миром новых форм, т.е. нормнотворчество.]1
1. Варианты понимания нормы в отечественной психологии личности. Индивид - личность - индивидуальность. “Вершинное” и “глубинное” в понимании личности. Философско-психологический подход С.Л. Рубинштейна. Психология и этика. Уровневая концепция нормы. Значение и перспективы разработки проблемы нормального и аномального развития личности.
До революции и после – физиологический, естественнонаучный период психологии. Психология пока не доходила до “вершинных” проблем (по Выготскому). “Человека забыли”. Выготский стремился к построению вершинной, акмеистической психологии. Постановление 1936 ЦК ВКП(б) - репрессированная наука. Потом – военный период, потом – оттепель и приход Брежнева. Вся история нашей психологии связана с идеологией. Отечественной психологии был навязан вопрос о формировании нового человека.
АНЛ даёт критерии развитой личности:
1. широта основания личности (широта интересов)
2. степень иерархизации мотивов (одновершинная пирамида – двувершинная иерархия – многовершинная иерархия)
3. соотношение иерархиимотивов с пространством действительности. (Скупой рыцарь: нет соотношения с действительностью).
Т.о., норма у АНЛ – расширение основания личности, участие в иерархизации мотивов и соотнесённость с действительностью.
[Рубинштейн: Для поисков общих критериев нормы необходимо найти такую сферу, относительно которой психология предстанет как частная, нижележащая по уровню область, обретающая через неё смысл и назначение, а поэтому и критерий общей оценки того, чем она занимается. Речь в данном случае идёт о философии, о философской концепции человека. За проблемой психического встаёт другая – о месте не психического, не сознания только как такового во взаимосвязи явлений материального мира, а о месте человека в мире, в жизни.]3
“Человек и мир” – книга Рубинштейна по этому поводу.
[3 линии отношения к проблеме человека в современной психологии:
Гуманитарная . Собирание воедино гуманитарного мировоззрения. Душа как способность чувствовать противоречия. Это направление не имеет точки опоры вне себя самой, но призвана расширить возможности сознания, освободить место для духовного роста, для самоактуализации личности.
Нравственная: Шрейдер: этика антипсихологична. Этика – нормативна, предписания без соотнесения с психологией конкретного человека. Психологи не очень чтут этику. “Наша задача – искать, где потеряно, а не там, где морально светло”. После Фрейда: нравственность может быть фальшивой. Можно так относиться к этике, пока не занимаешься проблемой пути развития человека. Тогда это нравственная психология, вхождение психологии в этику. Тогда этика не нормативна, а указывает векторы, которые в основном совпадают с векторами нормального психического развития. Нравственная ориентация как отражение психического здоровья. Нравственная позиция – норма, путеводная нить, главное условие здоровья личности.
Психоанализ – психология подсознания
Бихевиоризм – психология характера
Гуманистическая – психология личности
Нравственная психология – психология человека.
Христианская: Вера – психологический факт, предпосылка осуществления и поддержка любой деятельности. Человеку необходимо наличие целостного образа будущего. Надо верить в завтра и послезавтра. Нормальное развитие как реальный опыт подражания Христу.]2
[ Личность вступает в отношение к характеру как к чему-то внешнему, с чем волей-неволей приходится считаться при выборе путей достижения главных жизненных целей. Часто приходится встречаться с людьми, которые сетуют на свой несносный характер, но вряд ли удастся найти хоть одного человека, который бы жаловался на свою личность… Подобные отношения между личностно-смысловой сферой, т.е. планом содержания личности, и характером, планом выражения личности, инструментального проявления личности как субъекта деятельности, недвусмысленно свидетельствует о существовании единства, но не тождества личности и характера. ]1
[Подходы к изучению характера
Клинический. Разработка проблемы, опираясь на наработки психиатрии. Плюс подхода – его реальность, осязаемость. Ганнушкин, Леонгард, Личко. У Личко – наиболее психологичная типология, т.к. он опирается на общепсихологическую теорию отношений Мясищева и рассматривает подростков, у которых характер ещё формируется. Минус подхода – дана только феноменология, по которой можно поставить диагноз.
Динамический. Единицами анализа характера являются динамические тенденции личности, фиксированные обобщённые установки личности. Установки несут в себе отношение личности к действительности. ]1
[Рубинштейн: формирование личности как постоянный выход за пределы самого себя]1
[Личность как специфическая, не сводимая к другим измерениям конструкция не является самодостаточной, в себе самой несущей конечный смысл. Сущность личности и сущность человека отличаются друг от друга тем, что первое есть способ, инструмент организации достижения второго, а значит, первое получает смысл и оправдание во втором.]1
Литература:
1. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990
2. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии. – Вопросы психологии, 1997, №5
3. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988
4. Р.Карсон, Дж.Батчер, С.Минека. Анормальная психология. М."Питер", 2004.
Свидетельство о публикации №213100300587