Крымская набережная О культуре своими словами -2

 

               
        Канал «Культура» сообщил страдающим бессонницей, что наконец-то, в 2006 году, в одном зале, впервые встретились «официальное» советское искусство и «неофициальное»  -  авангард, сюр и т.п. 
Но это ведь было на всех московских и всесоюзных выставках в Манеже в 70-80 е годы. Сразу же посетителей встречали монументальные ильичи и кузьмичи. Подальше, в глубине зала – и Попков, и Поляков, и Андронов, и Тышлер, и Минас Аветисян, а так же – авангардисты, абстракционисты, сюрреалисты и пр. и пр.
*
        Искусствоведы, позевывая, меняют ориентацию. Теперь, по сути, андеграундом являются те же Попков, Поляков, Минас Аветисян, Тышлер, их предшественники и современники- шестидесятники. Что, не знаете таких? И не мудрено, поскольку на ТВ, радио и в прессе о них – ни гу-гу. Случись их выставка, где-нибудь, на окраине Беляево, в чистом поле, никто не удивится, если не только бульдозеры появятся, но и ОМОН, поскольку «это мероприятие не санкционировано властями».

***
        Когда-то в Москве была выставка искусства древних инков. Запомнились большие сложные иероглифы в виде светящихся зеленых трубок, причудливо изогнутых, образующих красивые сложные орнаменты. Позже я где-то вычитал, что наркотики из мексиканского кактуса вызывают галлюцинации – сложно изогнутые светящиеся зеленые трубки.

***
        Между Венерой и Аполлоном – бюст, изображающий скульптора Томского. Древний грек, наверное.

***
Изкустовведение.

***
Вагнер.    «С тех пор, как появились знатоки искусства, само  искусство пошло к черту».   

***
В проектном институте, где я работал, один из коллег узнал, что я хожу в изостудию.
- А вы там и голых баб рисуете?
- Да. Приходят иногда натурщицы.
- Вы им что-то платите?
- Скидываемся.
- А зачем? Вы можете приглашать зрителей и брать с них деньги. Найдется много желающих посмотреть кого и как вы рисуете.
*
        Утверждает, что рисовать может каждый, сдавший зачеты по черчению и начертательной геометрии. «Я, - говорит, - тоже рисую. Здесь главное - пропорции соблюдать». Наверное, и стихи пишет. Главное – чтобы рифма, какая-никакая, была. 
От него же услышал нечто странное – зачем сохранять голоса тех, кого уже нет? Впрочем, ничего странного. Многие ли в наши дни слышали голос Шаляпина? Боюсь, что столько же сейчас не знают, кто это такой.  Пока достаточно Баскова и Димы Белана. А там видно будет.
Этим дело не ограничится. Зачем нам, вернее им, все созданное  почившими в бозе композиторами, писателями, художниками?  На экране увидим только сегодняшние сериалы. А случись что с кем-нибудь из режиссеров или исполнителей – прервут на середине.
Типун мне на язык. Вернее – на клавиши.

****
      В Витебске, на улице, где родился Марк Шагал, поставлен ему памятник – стела. У ее подножья притулился на корточках художник, закрывший рукой глаза, чтоб не видеть на стене здания,что напротив,огромное мозаичное панно - плакат советских времен.

***
Россия может гордиться самым черным в мире квадратом Малевича.

****
Язык художника
не должен быть
длиннее кисти.

****
Матисс советовал всем художникам откусить язык.

****
Древнеогуреческий стиль.

****
Роза на холсте огромная.
Не дай Бог, если 
она, вдруг, запахнет.

****
        В прекрасно изданном сборнике «Российское искусство 2010», где есть разворот с моей живописью, читаю о себе: «…Окончил МГУ…». Как МГУ? Откуда МГУ? Я же написал им, что окончил МГМИ – Моск. гидромелиоративный ин-т. На другой строчке читаю –
«Природообустройства». Нынче он так называется «МГУ Природообустройства». Могу теперь говорить о себе, не вдаваясь в подробности, что окончил МГУ.

****
Мужик здоровый,
(а может – нездоровый),
похожий на Ивана Грозного,
когда тот в час неладный,
рукой уверенной
и посохом дубовым
убил за что-то сына
(родного, между прочим)…
Пожалуй, я начну сначала.
Мужик здоровый,
а может - нездоровый
себя вообразил собакою,
(возможно, даже – сукою),
кидался без штанов
и с лаем бешенным
на посетивших биенале.
Да ну и пес с ним!

****    
          Жизнь художника била, крутила, унижала (чаще, чем возвышала), спаивала дешевой водкой, экономя на закуске. Нормальный человек удавился бы, а этот – написал автопортрет. Получился битый, крученный, униженный, испитой. Но добавилось немного гордости за себя и чуток счастья от сознания удачно выполненной работы.

****
С розочками и амурчиками – ф`арфор. Без них – фарф`ор.

****
-   Вы такой свежий, опрятный. Не чета другим художникам.
-   Благоприобретенная привычка – не опохмелившись, не выходить из дома.

****
          Может ли художник сетовать на то, что его бросила семья, которой смертельно надоело его «вот-вот». Стали бы в пещере кормить того, кто с утра до ночи рисует на стенах сцены из рыбачьей и охотничьей жизни, вместо того, чтобы  с нормальными людьми охотиться  и ловить рыбу.  Хотя, судя по некоторым наскальным рисункам, кое-кто уже тогда был профессионалом и возможно, что соплеменники его подкармливали то рыбкой, то куском мамонта, а он черпал сюжеты из их не очень связных рассказов. 

****
           Талантливый пещерный художник для меня – современник. И наоборот. Спросите: «Что наоборот?». Ну, это уже – особый разговор. Настолько особый, что и говорить об этом не хочется.

****

Гойя свою самую мрачную картину «Сатурн пожирающий сына» повесил в столовой.

****
         Два художника с этюдниками. Они такие разные – высокий рыжий и маленький лысый. А на их эскизах – небо одинаковое голубое, вода одинаково синяя, трава одинаково зеленая.

****
           Всерьез обсуждают – был ли художник Босх инопланетянином или только встречался с ними?

****
У Филонова – органичное единство жизни, творчества и смерти. Известный на западе, высоко там оцененный и почитаемый, непримиримый с требованиями соцреализма, в своем отечестве прожил в нищете и умер от голода, в первые месяцы войны, отдавая паек сестре.

****
В 30-х годах «Екатерину Великую» скульптура Опекушина, выполненную в начале ХХ века, отправили в Армению, как лом, скульптору Меркулову, чтобы тот сварганил из нее что-нибудь стоящее, в духе соцреализма. Но там понимающие люди припрятали произведение искусства. Настала пора, и ее выставили в местном музее. Сейчас она, навечно, встала в новом красивом зале в Царицино.
Надеюсь,что она не превратилась в гипсовую.

****
        В швейцарском городке Базель в 17-м веке горожане своими силами создали. художественный музей и сами поддерживают его по сей день. На приобретение одной из картин весь город собирал деньги.

****
В одной из газет – иллюстрация картины Пименова «Новая Москва». Смысл статьи в том, чтобы показать на примере этой работы, насколько лжив был соцреализм и невежествен известный советский художник. Во-первых, пишет газета, в те годы в Москве не было женщин за рулем. Во-вторых, у машин в то время не было закругленных передних стекол. Верх стекла должен быть прямым, как линия партии в те времена.
Для меня совершенно ясно, что задачей художника было свежо, по-новому, взглянуть на новую Москву, ее центр. Представьте, что за рулем открытой легковой машины, спиной к зрителю, который должен себя почувствовать пассажиром этого авто, сидит не молодая блондинка, что само по себе уже признак чего-то нового, а мужик в кепке того времени. Будет ли этим решена поставленная перед художником задача?
Вся картина построена на прямых горизонтальных, вертикальных и наклонных линиях (кроме, конечно, руля и женщины-водителя). Здесь композиционно очень оправдана авторская «вольность» – чуть закругленный верх ветрового стекла.

****
И я художник. Что? Не верите?
Вот  запись в книжке трудовой.
Заверена печатью круглою.

****
  Объявление (орфография сохраняется): « Детскому саду, с художественно-творческим приоритетом требуется дворник». Нужен им, понимаете ли, дворник. С художественно-творческим приоритетом.

****
Толстой говорил, что нет ничего хуже того, что приучает людей к похожему на искусство.

****
Ценность представляет
большую художественную.
Из волос его ушных
кисти прекрасные
сделать можно.

****
-  Тебе не кажется, что этот «Стул» - как у Ван Гога? 
-  Нет,  здесь он слишком жидкий.

****
-  Эту работу никому не показывай. Слабая.
-  Поздно сказал. Она уже висела в Доме художника.

****
          Судьбу должно строить как картину – добротная основа, центр, контрасты, подчинение чему-то главному, быть в соответствующем окружении и не пылиться в запаснике.

****
«Большая советская энциклопедия»: «Но только советское искусствознание стало изучать живые народные элементы готики». В результате выяснилось, что готика, «утонченная и аристократическая»:
-  «была лишена величия и народно-поэтических черт»;
-  «пыталась сохранить принципы средневековья»;
Она, готика, стала:
-  «упадочным и реакционным явлением»;
- «прибежищем мистики и стилизаторства»;
- «искусством, связанным с феодальной знатью и реакционным крупным бюргерством».

****
  На картине – батальная сцена. Автору пообещали сталинскую премию, если он на знамени сменит Ленина на Сталина. Художник отказался.

****
          Перешел Солянку в неположенном месте и вижу, что за мной мент увязался. Сигаю в ближайшую подворотню, со слабой надеждой на сквозной проход, но его не оказалось.  Зато вижу, что двор – готовая композиция.  Разворачиваю альбомчик и быстро делаю набросок. Мент подошел, сунул  нос в мой альбом, помолчал минутку и удалился. В тот же день набросок стал маслом на холсте.
          Прошло время, и эта работа оказалась на выставке в Манеже. Рядом появился, как потом оказалось, американец с попутчиком.
Американец.         You are a very good artist! (Вы очень хороший художник!)
Его попутчик.            Ви ест отчень карощий  а-атист
          Хрен с ними. Артист, так артист.

****
          Когда-то, самый известный широкой публике художник заявил с голубого экрана, что искусство умерло с приходом импрессионистов. Надо полагать, что возродилось оно – с его появлением.
          В другой раз, стукнув кулаком по столу, он заявил: «Кто не любит меня, тот не любит Россию!».  А если не любить его, но при этом, любить Россию, то значит – «странною любовью». 

****
          Радио: « От Веницианова за версту разит классикой». Когда «разит» классикой и культурой – кто за что хватается. Гебельс за пистолет, а некоторые – за микрофон.   

****
          Иногда что-то происходит с живописью, когда ее фотографируют. Картины, как люди, стараются показаться интереснее, значительнее. Часто им это удается.

****
То и дело вижу в каком-нибудь фильме, как художник, ставит перед собой мольберт и садится боком или чуть ли не спиной к натуре, вдохновившей его. Дальше смотреть не интересно.

****
         Светятся окна большого дома, где живут художники. У кого картины хорошо продаются – сверкает хрусталь, на стенах – ковры. У других – стены увешаны картинами. 

****
Американские ученые сделали открытие: усредненные, упрощенные образы им кажутся более красивыми.

****
         Старшая по подъезду хотела бы к 8 Марта получить в подарок картину какого-нибудь импрессиониста.

****
Музыканты, артисты готовы  разок-другой бесплатно продемонстрировать свое мастерство. Но слыхано ли, чтобы они за каждое своё выступления платили кому-то деньги. Разве что на ТВ те, кто  «без имени».
А художник платит и немало за участие в выставках. Бесплатно, за редким исключением – в какой-нибудь библиотеке неподалеку от МКАДа. Куда, как сказал кто-то, ходят лишь «по большой нужде».

****
Художник по дереву сидит ко мне  спиной и драит шкуркой  какой-то сучок. Те, кто не знает, кто он и чем сейчас занят, могут подумать черти что.

****
        Я не согласен с теми, кто считает хороших поваров художниками – слишком большая разница между конечными результатами труда. Хотя, …когда как.

****
        В кафе, неподалеку от Крымской набережной, где в эту морозную зиму, то и дело «грелись» художники, прибежал «сосед» одного из них и срочно позвал на место. Мол, покупатель давно уже стоит у его работ и смотрит на них,  не отрываясь. Очень обрадовался художник. Выпил и, не закусив, помчался на «рабочее» место. И правда, кто- то рассматривает его работы. Он сразу очень понравился художнику – только вот такие умные, интеллигентные люди могут интересоваться настоящим искусством.
-  Добрый день. Я автор. Могу быть для вас чем-то полезным?
-  Да нет. Я тут …так… о своём  думаю.
Повернулся и пошёл.

****
         Памятники у нас – особая тема. Как Вам Шолохов на Гоголевском бульваре, с прической, очень похожей на окаменевшее говно. Сильно наклоненная лодка. Шторм на «Тихом Доне»? Но писатель абсолютно спокоен. Обдумывает очередной опус. То ли привычно пьян, то ли скульптор перемудрил. С таким же наклоном стекает живая вода, из которой торчат головы «плывущих» лошадей. Самые впечатлительные назвали эти отрезанные головы «мясокомбинатом».
         В одном из городов Зап.Сибири, я увидел гипсовую руку вытянувшуюся из высоких запущенных зарослей. По нашим стандартам – рука Ленина.
         В Смоленской обл. я увидел вполне профессионально выполненный. памятник партизанам. Вот только надпись с фамилиями давно стерта.
В Белоруссии (до сих пор не могу даже подумать, что не у нас), на территории санатория стоит обычно-типичный Ильич, так же, как и в Сибири вытянувший ту же руку. Но впервые, подойдя ближе, вместо бородатого симпатяги я увидел настоящего монстра.
         В каком-то райцентре Таджикистана, на очень низком пьедестале, раскрашенные в разные цвета масляной краской  – местные "Рабочий и колхозница". Те же позы, что и у мухинской пары, но только он в полосатом халате и тюбетейке, а она в пестром таджикском платье и длинных штанах.
Там же, в центре Душанбе, когда-то был поставлен бракованный Ленин. То ли внутренний дефект, то ли не та рука вытянута. Местный советско-партийный деятель оформил в Москве  документы на получение якобы нормального памятника, а на разницу в оплате заказал свой бронзовый бюст. Поставил его у себя за высоким забором.

****
Корреспондент ТВ спрашивает маленького мальчика:
-  Что такое социальная несправедливость?
-  Это – когда люди рисуют, а им мешают.

****
Радио о «Данае» Рембрандта: «Картина Тициана, которую порезал какой-то сумашедший».

****
Художник делает `оттиски. Его интеллигентная жена называет это отт`исками.

****
Гитлер.    « Они должны быть потрясены и поддавлены величием наших монументов».
.
****
М-р Х.    «Победители легко перенимают пороки побежденных».               

****
Люблю смотреть на кондитерскую фабрику «Красный Октябрь», что на Берсеневской набережной. Рядом, с другой стороны – электростанция, построенная, как и  фабрика, до революции. И то и другое – шедевры промышленной архитектуры.
Вернее любил смотреть, пока там не взметнулся петроскреб. Кто-то задумался – а не построить ли на том месте еще что-нибудь, похлеще да подороже.

****
Бес до небес.

*****
Горят леса. Москва в дыму.
И не видать творенья Церители.

***
        Началась эпоха очень интересных  «культурологов» и  «искусствоведов».  Иллюстрацией к тарабарщине на ТВ промелькнула картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве» 1863г. Не назвав ни автора, ни названия, её объявили работой начала 20-го века.
        Зато интернет знает дату ее создания, но называет автором Клода Моне.


****
Но сюр «во рту держала».

****
Сюр бывает талантливый, не очень и подсюркивание.

****
        В начале 20 века искусство подошло к «Ослиному хвосту». К началу следующего века – скрылось под ним.

****
Реорганизация в небольшом художественном комбинате.  Чиновников стало больше, чем художников. Художники должны кормить чиновников. Чиновники должны учитывать всё, что должны художники.

****
Художников, связанных с производством, равняют по методу Чингизхана – рубят все, что выше колеса арбы.

****
НОЧЬ НА ВТОРОМ ЭТАЖЕ
       
Давным-давно, не в настроении хлопнул дверью и уехал на дачу. Конец октября. The weather cat`s and dog`s, то есть погода кошачья и собачья. Это самое крепкое, что англичане могут сказать по поводу этой мерзости.    
К ночи добрался до дачи, холодильника, бутылки. Поднялся на второй этаж. Там мой мольберт, краски и плотный загрунтованный картон, за неимением в тот момент холста.
Так. И что должно появиться на этом гребанном картоне. Дьявол? Атомный взрыв? Нет. Что-нибудь покошмарнее. Идея! Автопортрет!  До утра еще далеко, а уже что-то подобное мне на картоне не сводит с меня глаз. Один из них, вот этот, надо чуть подправить. Конечно же, испортил. Еще раз подправляю. Еще хуже. Сел на кровать, опустил руки.
И вдруг, вверх по ступенькам лестницы (всю жизнь ошибаюсь в этом слове) – вкрадчивое, легкое-легкое, неспешное, то ли шлеп-шлеп, то ли тук-тук. Дверь на лестницу закрыта, но в дыру, прогрызанную крысами влезает, вернее даже – свободно входит одна из тех, кто наверняка прогрызала ее, дыру – здоровенная крыса. Не обращая на меня никакого внимания, по-хозяйски потопала через комнату. Потом заметила. Остановилась, повернулась ко мне, встала на задние лапки и ощерилась. Я не выдержал. «….…! Пошла…..! Явно, оскорбленная, развернулась и направилась к двери. С лестницы опять донеслись уходящие вниз ее шлеп-шлепы и тук –туки.
Я подошел к мольберту и, вдруг, моментально приняв решение, закрасил черным глаза.Назвал свою работу «Отравитель колодцев». Решил так и оставить. Понравилось. И до сих пор об этом не жалею.
Утром, спускаясь вниз, увидел на полу, у последней ступеньки мою ночную гостью. Неожиданная для нее обида оказалась смертельной.
*
Поместил на сайтах проза.ру и стихи.ру  свой автопортрет и распугал читателей.

***
В работах современника есть что-то барокканье.

************
ИЗ ЗАПИСОК КЕРАМИСТА

Этот штоф огромный
для мужчины настоящего –
наполнить доверху
и до последней капли выпить.

****
Сосуд такой  создай гончар,
который на века б светящимся остался,
как тот кувшин, пока что раскаленный.

****
-   Ваша керамика очень дорогая и не очень красивая.
-   Зато – очень устойчивая

****               
-  Что необходимо, чтобы сделать такую керамику?               
-   Красная глина и белая горячка.

****
Обучения программа:               
год первый – зайчика вылепить,
второй год – верблюда двугорбого,
А уж на третий – Карла Маркса
и Фридриха Энгельса.     (опубл. в «Лит. Газ. №1 2002г.)

****
- Почем эта керамика? А эта? А вот эта?   ( глаза становятся красными. Смотрит на иномарку, стоящую неподалеку)… твоя, небось?
-  Ну, да! Сейчас у меня что-нибудь купите – сбегаю и еще одну куплю.

****
Помести его в ад – он и там начнет горшки обжигать.

****
Жизнь керамиста причудлива, как  его пепельницы.

****
С розочками и амурчиками – фАрфор. Без них – фарфОр

****
-   Сколько эта чаша стоит?
-   Полторы тысячи.
-   Стоимость одного сапога. Спасибо. Я, лучше, один сапог куплю. 
-   Надеюсь, он будет Вам к лицу.

****
В голодный год
с керамикой художник встал
неподалеку от театра,
хоть в этот день надеясь,
что-нибудь продать.
Возник субъект,
на Ленина похожий,
но не картавый.
«Какое святотатство!
как никогда, от возмущенья
трясутся руки у главрежа!
Все с дирижером путают его! 
На ту вон сторону иди,
пока не вызвал я людей,
похожих на стрелков латышских!».
Художник перешел,
куда он указал.
Мужик там выскочил.
Ну, точь-в-точь – Сталин.

****
Еще недавно НАТО бомбило Югославию лишь за то, что она пыталась сохранить свое единство. И вот уже на Крымской набережной американец покупает у меня огромный керамический штоф. Не мог не высказать ему пожелание : «Только не сбрасывайте это на Югославию!». Он понял, посмеялся. Некоторые из моих коллег не поняли. Почему-то решили, что я издеваюсь над Югославией.
*
Дня не прошло, как его земляк тоже купил штоф, а перед этим сделал комплимент: «You are very good artist!». Это я сразу понял –  «Вы (то есть – я, обо мне сказка сказывется) очень хороший художник!».  Его попутчик  тут же перевел: «Ви есть отченнь карощий `аатист!»
Хрен с ним. Артист, так артист!

****
Глядя на мои работы:
- Я, конечно – не художник. Но мне Клод Моне больше нравится.
Кто бы спорил. Мне тоже.


Рецензии