Как молоды мы были...

                ЭКСПЕДИЦИЯ
                Мы так ждали это лето, лето первой нашей экспедиции. Вся наша студенческая группа должна была разъехаться в разные концы страны- кто на Тянь-Шань, кто на Камчатку, а нам выпало ехать в гидрологическую экспедицию в Калужскую область. Интересное это было время –середина 70-х годов.И вроде бы еще рано писать мемуары,но некоторые моменты  этой нашей первой Калужской экспедиции часто вспоминаются, теперь уже с юмором. О них и пойдет речь.
         Сразу после сдачи летней сессии мы, пятеро студентов, выехали в Калугу, а затем             встали лагерем в 5 километрах от города Сухиничи. Небольшой дубовый лесок отделял наш лагерь от Киевского шоссе. Лагерь стоял уединенно и  не был виден ни с одной дороги. Но странно, что  выбранное место не соответствовало статусу экспедиции -гидрологическая экспедиция расположилась вдали от рек и даже воды поблизости не было, приходилось возить ее из Сухиничей.
          В первый же день начали устанавливать палатку. Она оказалась огромной, десятиместной, на алюминиевом каркасе. Это была не палатка, а настоящая  головоломка. Ее  конструкция  никому не была знакома, поэтому провозились до самого обеда . К вечеру все было готово! Но! Палатку установили задом на перед, то есть наш вход в палатку был развернут не к центру лагеря, а в чистое поле. Но что-либо менять уже не было сил. Мы расположились вшестером с полным  комфортом, какой может быть в полевом лагере.А когда получили инструмент для гидрологических замеров - вертушку, секундомер, полевые сумки-планшетки,то почувствовали себя первооткрывателями.

                ПЕРВЫЙ МАРШРУТ

                И вот пришло время отправиться в первый маршрут.Сейчас уже трудно сказать, боялись ли мы этого первого маршрута, но по-моему чувства страха не было, была неопределенность, были сомнения –сможем ли, но страха уж точно не было. Экспедиционная машина забросила нас с подругой в деревню Радождево, высадила и ушла. Здесь мы должны были отметиться в сельсовете или правлении колхоза, и потом уже пешком идти вдоль реки, делать замеры скорости течения, вести записи расходов воды в книжке, брать анализы и ...учиться выживать.
         Но невезение началось сразу...  Мы пришли в правление колхоза. Председатель измерил нас взглядом с ног до головы и обратно, потребовал наши документы, прочитал сопроводительное письмо  о содействии нам, долго  выспрашивал что ,зачем и почему, но печать все же в маршрутный лист поставил. А когда мы выходили от него, пробурчал, что ходили тут перед войной такие же, их арестовали, отправили в Калугу, а потом война началась. Ничего себе, хорошенькое начало! Что будет, если везде нас будут за шпионов принимать?
           Походили мы, посмотрели, пруд в деревне описали, в котором были очень наглые лягушки. Пруд весь тиной зарос(наверное про него черепаха Тортила пела свою песню), а лягушкам раздолье- сидят в тине, одна голова торчит и , лупоглазые,  смотрят на нас и квакают...
            О реке Коще в деревне никто ничего не слышал. Но мы нашли ее, точнее не реку, а болото из которого она берет начало- ручеек тоненький, чуть толще руки, но течет. Подступиться к нему не было возможности, место уж слишком топкое. Тогда мы двинулись в другую сторону, к деревне Вышилово, где на карте показано слияние двух ручьев .Шли лугом. Донимала жара и мы разделись .Видок был еще тот: в кедах, ,в купальниках, сверху футболка, все венчала панама, за спиной рюкзак и болотные сапоги.
         Деревня словно вымерла- на улицах ни-ко-го! Наконец увидели мужичка, который пас телят. Спросили у него, где эти ручьи сливаются. Он неопределенно махнул рукой куда-то в сторону от деревни. Взглянув туда мы увидели…МОСТ! Это было гигантское железобетонное сооружение в чистом поле! Оказалось , мост построили военные, во время учений здесь прошла техника и с тех пор мост так и стоит никому ненужный. Мы двинулись  к этому монстру .И обнаружили нашу речку шириной около полутора метров …Здесь и сделали первый замер.
          А дальше все пошло не так… После полудня быстро набежали тучи, разразилась  гроза.Гроза скоро закончилась, а вот дождь все не кончался. Глинистая дорога быстро размокла,идти становилось все труднее,усталость брала свое, а ближайшая деревня была  в нескольких километрах. В надежде, что дождь скоро закончится, мы накинули на мокрый куст штормовку и сели под нее прямо на землю…Нам было уже  все равно, на нас не было сухой ниточки.Только к вечеру, сырые и грязные, мы добрались до деревни.
               Деревня тонула во тьме, только в некоторых домах светились окошки- горели керосиновые лампы. Мы шли от дома к дому, стучали в ворота, но нам либо вообще не открывали, либо открывали калитку, окидывали нас взглядом и захлопывали перед нами дверь. И только в последнем доме на окраине деревни нам повезло: к нам вышла женщина. Увидев в каком плачевном состоянии мы находимся, она буквально втащила нас во двор и стала стягивать с нас грязную и мокрую одежду,  ничего не спрашивая. Только когда одежда была выполоскала  в корыте, наполненном дождевой водой, наконец, спросила кто мы и откуда. А потом сказала, что в деревне погас свет и придется доить колхозных коров вручную, что она  уйдет на ферму и оставит нас одних. Поставила перед нами на стол ужин, расправила постель и ушла. А мы остались одни. Усталость навалилась на нас. Быстро поев, мы легли спать. Утром проснулись от яркого солнца, бьющего в окно. А за окном, на заборчике палисадника, сохла наша одежда.
           Хозяйка проводила нас в путь, снабдив едой на весь маршрут, так как деревень дальше не было…
                Есть еще у нас такие люди, которых помнишь спустя десятилетия.

                МИФ О ВЕСОВОЙ КАТЕГОРИИ.

            Мы были в одной весовой категории…Скажу сразу: я-высокая,рост 172 см, а моя подруга Татьяна-маленькая,полноватая,едва достававшая мне до плеча.Возвращаясь из маршрута на базу, мы оказались в Калуге. Около городского рынка сидел молодой парень и весело болтал с приятелем.Перед ним на земле стояли  весы.Соблазн был велик и мы решили взвеситься. Отдав по пятачку, Татьяна первой встала на весы- 63 кг!Моя очередь.Парень смерил меня взглядом и сказал:»Ого! Сейчас будет!».Я шагнула на весы и стрелка, немного качнувшись, остановилась на отметке…63 кг.
           И вот  в маршруте мы решили использовать наш равный вес.Не все ль равно, кто кого поднимет на закорки и перенесет через речку на другую сторону.Вес-то одинаков!
Ручей был невелик, мелководный,с песчаным ровным дном, но перепрыгнуть через него нельзя…
Татьяна, в высоких сапогах, в этот раз стояла в воде и делала замеры глубины и ширины.Проделав работу предложила:
-Взбирайся мне на спину-перенесу.Только не смейся и сиди тихо!
         И вот я взгромоздила на нее все свои 172 см роста… Она подхватила меня под коленями И начала медленно- медленно вытягивать одну ногу  из прибрежного ила. Вытащив одну,начала тянуть другую. И чем больше она топталась на месте, тем глубже увязала.Глядя сверху на все ее попытки сдвинуться с места, и представив, как мы можем выглядеть со стороны, я вдруг начала смеяться. Моя «лошадка» от напряжения и моего смеха рухнула в воду, а я , перелетев через ее голову, растянулась в ручье  в полный рост….
        ...Сидим на пригорке среди разложенных на траве для просушки вещей и продолжаем смеяться. Вот тебе и весовая категория! Значит и рост имеет значение.


                ПРИКЛЮЧЕНИЯ НА ПЕСОЧНЕ

           Когда впервые, еще при подготовке к экспедиции, у меня в руках оказалась калька этой реки, в голове зародилась и растаяла мысль:»Достанется мне...». И вот реальность- я здесь, на этой утопающей в болотах Песочне и кругом брянские глухие партизанские леса.
           Сначала мы с Татьяной обрадовались и даже вспомнили пословицу «Не так страшен черт, как его малюют».Первые километры были не сложными.Мы шли вдоль реки,делая время от времени замеры воды и не сразу  заметили, что идти стало труднее, мы уже шагали по ветвям упавших в болото  ив, прыгали с кочки на кочку.
           Решили подняться на крутой берег, видневшийся в стороне, и только для замеров спускаться к реке. Выбрались…И уже быстрее пошли по  берегу, я-впереди, а Татьяна за мной.Шли ,глядя под ноги, и разговаривали.  Вдруг земля ушла у меня из-под ног, и я полетела вниз. Упала удачно - зацепилась лямкой рюкзака за корень, торчащий из берега… Вишу, под ногами река, а сверху трава, как козырек закрывает обзор. После недолгого молчания слышу Татьянин голос :
- Ты где? Под землю что ли провалилась?
-Здесь я!
Трава вверху раздвигается и вижу Татьянино лицо.
Эх, нелегкая это работа из болота тянуть бегемота!!!
          Но на этом наши приключения не закончились- мы заблудились! Шли по лесу и не заметили как отклонились  и оказались вдали от реки.Хотели подойти поближе, а реки нет! Мы двигались вперед, время от времени срывая ягоды черники.Такого количества черники я никогда не видела: кустарнички буквально лежали на земле, из-за ягод не было видно даже листочков!!! Но и комаров тоже было много, они облепляли лицо и руки при каждой попытке набрать хоть немного ягод. В очередной раз, убегая от комаров, мы наткнулись на лесную дорогу, по которой явно недавно проходили люди. А вскоре услышали голоса и  вышли к косцам, которые  указали нам нужное направление.Сделав последний замер, мы направились в сторону  ближайшей указанной нам деревни.

                СО СКОРОСТЬЮ ТРАКТОРА "БЕЛАРУСЬ"

           Возвращаясь из маршрута на Песочню мы испытали несколько моментов, как печальных, так и смешных, которые остались в памяти. Татьяна была коренной горожанкой.Для нее природа была грамотой, которую ей порой было не под силу прочесть.Так она считала, что брусника это не дозревшая черника и мне долго пришлось  убеждать ее в обратном.
          Мы, наконец, выбрались из этих брянских лесов….Вдали была видна деревушка. А под большим вязом, на опушке, чуть в стороне от тропы виднелась деревянная пирамида со звездой на вершине. Мы подошли и замолчали. На ней был список имен и фамилий, кажется их было более пятидесяти.Там значились люди от 80 лет, до детей, самому младшему было всего 3 месяца! Для нас это был шок! И эта надпись «Расстреляны за содействие партизанам»….Так мы столкнулись впервые с войной. Но я после этой экспедиции  не могу без слез смотреть фильмы о войне. Сразу встает перед глазами пирамида и эта надпись.
           Далее путь лежал к городу Жиздра. Узнал, что до него 12 километров  и решили сделать остановку для отдыха через  час. Шли, разговаривали, близилось время отдыха. Но вдруг лес закончился…На опушке стоял дом лесника, а он сам сидел на лавочке возле дома. А не более чем в  километре  виднелись пятиэтажки. Мы подошли и спросили, что это там за населенный пункт, ведь нам в об этом населенном пункте  ничего не сказали. И услышали гордый ответ:
- Это город Жиздра!.
   Мы так чуть и не сели там где стояли. Мы преодолели  почти 12 километров за 1 час!!!


                ЭХ, МУЖИКИ...

          Еще в первые дни  нашей экспедиции к нам прибыл новый сотрудник-студент Казанского пединститута. Его надо было обучить  всем премудростям  гидрологических исследований. Меня вызвал к себе начальник  и сказал, что в маршрут с ним пойду я, на три дня. Сказать, что я была не в восторге, то это не то слово. Что-то подсказывало мне, что хорошего ждать нечего. Я напрямую об этом и сказала нашему начальнику. Он начал успокаивать, говорил, что парень прошел армию, будет опорой и защитой в маршруте…Пошла…
Господи, такого нытика я еще не встречала! С первых километров пути стал интересоваться как мы вернемся на базу, ходит ли там автобус, где будем ночевать и тому подобное. И не как не мог понять, что все придется решать на месте! Но добило меня даже не это. Дойдя до конца маршрута в  устье реки, мы должны были сделать последний замер. Река была уже не такой маленькой ,как раньше, но все же, на первый взгляд, не глубокой. Но мой спутник  мне заявил, что в реку не полезет, так как не может плавать. И тогда я сказала те роковые слова, которые привели к тому, что до конца экспедиции мы практически больше не общались:
- Я бы с тобой в разведку не пошла!
         Он обиделся, полез в реку, при этом сказав, что если утонет, то это будет на моей совести (воды было ему до пояса!).
         ...Реку мы закончили Переночевали у председателя колхоза, а на утро на колхозной машине нас отвезли на Киевское шоссе. Опущу момент как мы останавливали автобус на Сухиничи. Молчали всю дорогу. Скажу только, что когда мы подъезжали к повороту к нашей базе он произнес последние слова, которые я от него услышала в экспедиции:
-Знаешь, когда я поступал в институт, то писал сочинение на тему «Мой любимый учитель».Так вот та учительница, о которой я писал была очень похожа на тебя.
- И на том спасибо! – был мой ответ.

                СЕРЕЖИНКА
               
        У нас в экспедиции было трое ребят-  десятиклассников - Саша, Ринат  и Сережа . Все из Казани. Сергею не повезло в первый же день. Когда устанавливали палатки и разжигали костер он ударил топором себе по ноге и попал в больницу. К счастью рана была не глубокой и через три дня его выписали, но он в маршруты ходить пока  не мог. Я тоже в маршруте растянула связки на ноге и  сидела на базе, обрабатывая материалы, принесенные другими ребятами из маршрутов. А Сережа сидел рядом, играл мне на гитаре, пел, в общем, развлекал как мог. Когда, наконец, мы пришли в более или менее работоспособное состояние, то решили идти в маршрут. Начальник обрадовался и вот в руках у меня калька реки. Я посмотрела и даже засмеялась. Река называлась Сережинка!
 Река оправдала свое название -была чистой, прозрачной, живой и звенящей.И было много родников. Так сложились у меня стихи:
Вдоль реченьки Сережинки
День целый шли с Сереженькой.
Мы всю ее облазили.
Расходы подсчитали,
Воды в ключах отведали
И под грозу попали.
И пусть промокли мы слегка
Речушка та счастливою была.
          Пусть не совсем складно, но от души.


Рецензии