Октябрь 1993 года

Что касается моих личных воспоминаний тех событий, они остались какие-то мутные. Помню, что не смог тогда усидеть в офисе и поехал к месту событий, когда развернули танки. Каким-то образом пробрался на набережную им. Т.Шевченко, где гостиница "Украина". Зачем? Сейчас уже точно и не скажу зачем? Наверное не для того, чтобы бежать с лопатой на Белый дом. Помню, что из машины взял с собой аптечку, скорее всего двигали мысли, что может понадобиться помощь. Стреляли уже не по-детски к тому времени. И начали первыми тереховские, первая погибшая была, еще 26 сентября, женщина корректор кажется из издательства СНГ. Помню как начали стрелять болванками из танков, я как раз стоял рядом, ощущение от выстрела такое- как будто ты по колено врастаешь в землю, такое же ощущение у меня было когда мы запускали ракеты 25 комплекса 217М на полигоне Капустин Яр, но там эта "дура" была 13 м., а тяга двигателя на старте 17 т. если не изменяет память, да еще на РТЦ (радио-технический центр) на курс ее завалили раньше положенного и она пролетела прямо над нашими головами, на что инспектирующий майор сказал: " Дааа, у кого-то рука дрожит на РТЦ". Тогда у меня было ощущение, что чуть ли не по самые помидоры меня вогнали в землю, посмотрел вниз, нет, все на месте, сапоги на земле, помидоры не отвалились, значит будем жить, да и майор спокойно покуривал сигаретку. А мой узбекский расчет сильно испугавшись забился в бункер и кажется молился, но из-за грохота я не слышал этого точно...
Но вернемся к "Украине". Как я тогда относился к такой развязке противостояния Верховного Совета и Ельцина? Скорее поддерживал, чем нет. Честно говоря выхода я не видел из создавшейся тогда ситуации. 25 апреля прошел референдум. Из 68 миллионов проголосовавших за Ельцина проголосовали чуть больше 40 млн. А за досрочные выборы народных депутатов 46 млн. Но споры по итогу того референдума не утихают до сих пор, то вопросы не корректные, то подсчет не правильный, то не по Конституции, еще и Зорькин(Пред. Конституционного Суда) тогда подлил масла на трамвайные рельсы демократии. Ну и конечно же мне совсем не нравились Баркашов, Макашов, Хасбулатов, Терехов, Руцкой и др. Все их призывы бомбить, стрелять, захватывать, штурмовать и т.д. не вызывали позитивных эмоций. Вот тогда точно начались беспорядки на улицах Москвы, я хорошо помню драки на Смоленке, как атаковали ментовских мальчишек-призывников, которые и толком себя защитить то не могли. Злоба такая витала в воздухе, что он трещал как рвущийся пергамент. Горело все, что могло гореть, кидали все, что можно было кидать. Это не 6 мая 2012 г. Болотная это просто дет. сад по сравнению с тем, что творилось тогда.
То, что не смогли тогда договориться, так в этом не вина Ельцина, он две недели пытался найти "нулевой" вариант, впрочем и нашел. ВС сдает все оружие и назначают досрочные выборы как депутатов, так и президента. Но Руцкой и Хасбулатов уже вошли в революционный раж им казалось, что весь народ за них и сейчас боевые эскадрильи полетят бомбить Кремль, как тогда призывал Руцкой, это сейчас он говорит, что это дескать все были эмоции и он понимал, что никто не полетит. Кстати тогда московская милиция просто пропала. Начиналась просто анархия - беспощадная, кровожадная и мародерская. И что делать? Не знаю. Но тогда, впрочем и сейчас, мне кажется, что это был единственный выход. Кто-то должен был уйти со сцены. Но ни я , ни всех кого я знал не хотели, чтобы это был Ельцин.
Итоги. Сейчас многие утверждают, что "расстрел" парламента привел к тому, что мы имеем сейчас. Да, привел. Но здесь есть один нюанс, который многие упускают. Почему то забывают, что Ельцин больше склонялся к парламентской республике, именно к сильному парламенту, чтобы он уравновешивал президентскую власть. Все это привело к принятию новой Конституции, с закреплёнными в ней расширенными полномочиями президента и двухпалатным парламентом, одновременно были проведены выборы в Государственную думу и Совет Федерации. Так вот именно "расширенные полномочия президента" и возникли после событий октября 93 г. Но даже те расширенные полномочия ничто, по сравнению с тем до чего их расширила ГД РФ в "нулевые" при наличие конституционного большинства ЕР. Так что если уж и быть объективным, то больше виноват Верховный Совет, что заложил основы авторитарности президентской власти.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.