Путевые заметки. В Помпеях не сезон

Уже несколько дней теплоход «Тюмень» стоял в итальянском порту Салерно – разгружал северный лес. Экипаж побывал в Неаполе, вечерами на причале кипели волейбольные страсти, были осмотрены все достопримечательности города, а всё не приходило удовлетворение от стоянки.

Тогда решено было организовать экскурсию в Помпеи. До легендарного этого городка мы добрались на рейсовом автобусе, который взял нас на остановке у театра Верди и с час накручивал на колёса узенькие улочки незаметно переходивших друг в друга городов, раскинувшихся на побережье.
Было рано, поэтому улицы современных Помпей – города, двадцать восемь тысяч жителей которого кормятся обслуживанием туристов, были пусты. Холодный ветер раздувал утреннюю сумеречность, готовясь к приёму солнца, задержавшегося сегодня дольше обычного где-то за горами. Среди них выделялся, конечно, двугорбый Везувий, подошва которого на западе простирается до самого моря.
Не раз и не два просыпался этот вулкан. Извержение его в 79-м году новой эры привело к гибели трёх городов: Помпей, Геркуланума и Стабии. С этого времени и ведётся начало удивительной судьбы города, последний день которого каждый из нас может зримо представить по полотну Карла Брюллова.
История гласит, что раскопки закрытого семиметровым слоем пепла и пемзы города начались ещё в 1748 году. И побудило к этому известие о находке одним крестьянином, рывшим канаву, бронзовой статуи греческого бога садов, полей Приапа, который позднее стал ещё и богом сладострастия и чувственных наслаждений  и небольшого треножника.
Инженер дон Рокко Алькубьерре, поставленный во главе этого дела, и его современники полагали, что они открыли город Стабию. Спустя два года эти раскопки, как не оправдавшие надежд короля Карла III на быстрое обогащение памятниками древнего искусства, были оставлены.
Потом они возобновились, но велись без определённого плана и научного метода, преследуя одну только цель – отыскание предметов искусства для королевских дворцов. Это скорее походило на разорение Помпей, чем открытие древнего города для науки. Разрытые вещи закапывались снова, чтобы потом «найти» их в присутствии высокопоставленных посетителей в торжественной обстановке.
Из Спутника туриста, вышедшего в Москве в 1912 году, узнаём, что такая мистификация была описана в одном из журналов ещё седьмого апреля 1769 года, который сообщил об осмотре Помпей австрийским императором Иосифом II. Лишь только появился высокий гость, сопровождаемый неаполитанским королём, королевой и блестящим двором, как в раскопанном доме были найдены серебряный лист с фигурами в рельефе, бронзовые сосуды, форма для печенья, пять навесов для дверей, замок, десять монет, ключ, кусок свинцовой трубы, стеклянный сосуд, две стеклянные пуговицы, пять костяных шариков, пластинка слоновой кости с резьбой, два глиняных блюда, лампа, терракотовая голова Юпитера…
Список мог быть и большим, но император, видимо, почувствовав, что его дурят, попросил перенести раскопки в другое место, где ничего, кроме двух монет и скелета обнаружить не смогли.
Мы ходили по улицам древнего города, любовались мозаикой и настенной живописью, восстановленной обстановкой некоторых домов, произведениями древних зодчих и скульпторов. Сегодня Помпеи целиком принадлежат итальянской и мировой науке и культуре.
Перемена в характере раскопок произошла с приходом в 1860 году к руководству работами археолога Джузеппе Фиорелли, который, как и положено, повёл раскопки сверху, укрепляя оставшиеся строения и заливая пустоты жидким гипсом.
Мы осмотрели весь город, путаясь в улочках и поминутно сталкиваясь  на перекрёстках с туристами из Японии, которые честно ходили по всем маршрутам, указанным в путеводителе, постоянно с ним сверяясь.
Потом мы сидели в ожидании автобуса в кафе под открытым небом, единственным посетителем которого был хозяин этого заведения. Потом к нему присоединился смотритель платной стоянки автомобилей. Оба маялись без работы – в Помпеях не сезон.
Мы тоже не принесли дохода этим пожилым итальянцам: лимонад здесь стоил в три раза дороже, чем в Салерно, а рейсовому автобусу, как известно, платная стоянка ни к чему.

На снимках: один из главных экспонатов города-музея – амфитеатр для гладиаторских боёв; улица современных Помпей; в Помпеях – не сезон.

Фото автора.

Газета "Моряк Севера", Архангельск, 30 января, 1982 г.


Рецензии