Дактилоскопия

                На фото - Борис Петрович Юдин

               
                Опубликовано в журнале "45 параллель"



"Дактилоскопи;я (от греч. ;;;;;;;; ; палец и ;;;;;; ; смотрю, наблюдаю) ; метод идентификации человека по отпечаткам пальцев (в том числе по следам пальцев и ладоней рук), основанный на уникальности рисунка кожи. Широко применяется в криминалистике".(Википедия)
Дактилоскопия - наука относительно молодая, далеко ей до литературоведения. Но как ни странно, между этими, казалось, абсолютно различными предметами науки, куда  больше общего, чем различий. Как и дактилоскопия, литературоведение изучает следы, отпечатки, оставленные чёрно-белыми иероглифами на белоснежных страницах различных изданий престу..., простите, литераторами. Хороший литературовед сходу определит: вот этот след оставлен Вознесенским, а этот - Евтушенко отметился. Тут - Цветаева, а здесь -Лада Пузыревская . Да и не только литературоведы, но и въедливые читатели способны по отпечаткам определить автора. К примеру, даже старшекласники былых, ещё советских времён(про нынешних судить не берусь) сходу могли определить: "Ты жива ещё моя старушка..." - Есенин; "Я волком бы выгрыз бюрократизм!" - Маяковский. Речь конечно же об авторах талантливых, о тех, кто свой почерк имеет, свой "отпечаток". Что же до графоманов - эта плотва в безбрежном океане литературы своими опечатками любого литературоведа до Кащенки доведёт.
У каждого поэта несомненно свой почерк. Иной придумывает замысловатую словесную искусную вязь и достигает в этом вершин мастерства. Другой  пытается постичь философию слова. Кто-то смело бросается в эксперимент и добивается совершенства. У каждого - свой голос. У каждого стремление сказать миру: "Я пришёл сказать вам СЛОВО!"
У  Бориса Петровича Юдина  несомненно есть и почерк, и голос. И даже я своим дилетантским и непросвещённым в литературе взглядом способен уловить некую особенность, свойственную этому автору.
 Мы все родом из детства. А детство наше, как и юность, и зрелость, как и вся наша жизнь состоит из времени и пространства. Это и есть наши две колеи.Помните у Высоцкого - "Своя колея"? И в каждом своём стихотворении поэт Борис Юдин придерживается своей колеи, никогда от неё не отклоняясь. И из этого удивительного сочетания ВРЕМЕНИ и ПРОСТРАНСТВА и создаётся поэтом то, что зовётся ЖИЗНЬЮ. Вот и последуем  вместе с поэтом по колее, зовущейся - ВРЕМЯ:
 ВО ВРЕМЕНИ:
 Вре;мя ; одно из основных понятий философии и физики, условная сравнительная мера движения материи,
В философии ; это необратимое течение (протекающее лишь в одном направлении ; из прошлого, через настоящее в будущее), внутри которого происходят все существующие в бытии процессы, являющиеся фактами."
Удивительным образом Время присутствует почти в каждом стихотворении поэта. И всегда оно - Время - разнолико. Ощущение сиюминутности возникает, когда поэт говорит о времени суток:
ВРЕМЯ – СОЗЕРЦАНИЕ:
                ***
"Ночью высыпал иней и стала седою сосна."
                ***
"Ляжет вечер тишиной на плечи. "
                ***
"А под утро женщина приснится"
                ***
“Жарко, словно в кочегарке.
Зелень ряски. Старый пруд.
Водомерочек байдарки
По поверхности бегут.”
                ***
“Белая звонница в озеро смотрится.
Утро туманно.
Так окунается в зеркало модница.
Благоуханна,”
                ***
“По утрам смотрю как в деревцах
Воробьи заводят перебранку.”
                ***
“Утреник прихватывает лужи,
Хрустка грязь просёлочных дорог,”


В этой сиюминутности ещё нет нерва.  В этих  стихах есть осязаемость среды и повседневного бытия. Эти стихи легко читаются. Пейзажные и бытовые зарисовки просты и незамысловаты. Но это - кажущаяся простота. Всего лишь то, что лежит "над водой." Но есть ещё некое объединяющее эти стихи "подводное течение". "Ночью", "вечер", "под утро", "завтрашнего" - всего лишь отправные точки ДВИЖЕНИЯ от этих точек - в будущее. "Подводное течение" - это и есть движение времени, что объединяет все эти стихи. Плавное, неторопливое, оно не возвращает нас в прошлое, а устремляет в будущее. Наверное, "сиюминутность" настраивает героя на надежду.  И есть самое главное: время - не статично. Как удивительно удаётся передать поэту движение времени. Словно в замедленной съёмке в этой неторопливости живёт ощущение покоя и предчувствия будущего:
“Ночью высыпал иней и стала седою сосна.
Значит - поздняя осень, морозец, и кофе спросонья.
Я щекой прикоснулся к простуженной раме окна…

                ***
“И в восторге от музыки цвета
В странных песнях заходится ветер.
Выйдешь утром полуодета,
Скажешь: "Дождь. Никуда не поедем".

Ладно. Сядем поближе друг к другу.
Печь бормочет горячие речи
Про морозную зиму и вьюгу -
Чтобы ёлка и гости, и свечи.”

ВРЕМЯ  - ОЩУЩЕНИЕ
А дальше... Дальше "утро - ночи - вечера" сменяются зимами, вёснами, осенью. Удлиняется временной промежуток, и уже не "сиюминутность", а некий "затяжной прыжок". Куда? Зачем?
И вот в мороке слякотного марта
Встаю в немую очередь у касс
И покупаю суету плацкарты…”

Что-то не так в этих стихах... Чем-то, кажется, невидимым, отличаются они от "утро-вечер"... Там время текло пусть - для одного, "пусть для обоих", как пелось в одной песне. Здесь же ощущение, будто  время замерло, как "замёрзшие на платформе станций очень кучевые облака." Там - "Остановись мгновенье, ты прекрасно!" - и взгляд останавливается на мельчайших деталях бытия. Здесь время монотонно, тягуче. И в этой монотонности, где осени сменяются зимами, зимы - вёснами, вёсны - летом, нет места созерцательности. На смену ей приходит иное - Ощущение времени.
Чаще всего это ощущение созвучно психологическому настрою. 
Всё дождит и дождит, и дождям этим нет угомону.
Всё опять и опять горизонт за рекою свинцов.
И от этих строк - "Всё дождит и дождит..." - возникает ощущение едва ли не физической боли, вот так метроном своим размеренным и постоянным "шагом" вызывает подчас головную боль. И кажется, что становишься узником этого времени, тягостного и безнадёжного. Осень...
И прогноз безнадёжен настолько, что хочется выть.
Странное ощущение безнадёжности, из которой вырваться можно лишь в болезненном воображении:
А куда улетишь? На дворе льёт, как будто из крана.
Лучше буду мечтать как однажды уйду налегке
Целовать, умиляясь, суровую морду варана
И лежать рядом с ним на горячем, как печка, песке.

Время - Осень... Странное время, в котором переплетение и тоски, болезненного одиночества, когда возникает чувство покинутости всеми и всем, и - неожиданно - в этой же Осени ощущение умиротворённости:

Вянут георгины в палисадах,
Реки, как литое серебро.
Ночи в сентябре полны прохлады
И нежны, как девичье бедро.

Ляжет вечер тишиной на плечи.
Перед тем как отойти ко сну
Покурю немного на крылечке,
Вслушиваясь в эту тишину.

Каждому времени года - своё мироощущение. И осенняя умиротворительная тоска вдруг взрывается всплеском адреналина:
“Чист небосвод, сочнее светотени,
Стройнее угловатых яблонь стать,
И на ветвях такое белопенье,
Что хочется скворцом защебетать.
Весна... И в этом времени - не просто пробуждение жизни, но вместе с ней - пробуждение эмоций:
Она придёт, моя весна, по оспинам проталин,
Чтоб тёплый ветер рвался в грудь и бронхами свистел,
Чтоб сон и явь переплелись в тугих объятьях спален,
Чтоб облака - как паруса на спинах каравелл.

Она придёт, моя весна, безумством яблонь пенных,
Девичьим смехом, пеньем птиц и шёпотом травы.
А свежих пашен феромон – адреналином в вены,
Чтобы повышался урожай у ярых яровых.

И если там, в "утро - вечер" настоящее плавно и естественно перетекало в будущее, здесь - странное переплетение настоящего и прошлого, прошлого и будущего.

“Ветвились липы, в облака стремясь,
При виде пчёл тычинки возбуждались.
И мы с тобой тогда вступили в связь,
Чтоб превратиться в зреющую завязь.”
В стихах Бориса Юдина есть замечательная особенность. В них - герой живёт во Времени, и вместе они составляют Единство. И ощущения героя - они естественная часть некоего целого, эти ощущения неотделимы от природы. Всё соответствует внешему явлению, иными словами, в стихах поэта полное единство внешних природных проявлений и внутреннего восприятия этих явлений.
И странное чувство, будто все эти ощущения принадлежат не герою, а мне, читателю.


И наша жизнь упрямо шла к тому,
Что было неизбежно и привычно.
ВРЕМЯ ; ОСМЫСЛЕНИЕ

Как-то неожиданно мы пришли от времени суток, от времени года, ко времени, обозначенному годами. Годами прожитой жизни. И в этих стихах проступает то, что в жизни человека называется вступлением в мудрость.

В стихах - стремление осмыслить, осознать - что же такое - возраст? Что же такое - ВРЕМЯ? И что же стоит там - за ним?

Когда - нибудь...
А, всё- таки, когда?
Тогда, когда меня уже не будет
И комнаты наполнит суета
И любопытные чужие люди?

Когда не будет, будней, дней и бу...
Что?
Будущего? Букв? Протуберанцев?
Есть  некие знаковые "зарубки" в наших датах, в нaшем возрасте. Мне кажется, они в основном совпадают у большинства людей. К примеру, думается, все мы подходим с особыми мыслями к возрасту, о котором Высоцкий однажды напел:
"А в тридцать три Христу... (Он был поэт, он говорил:
"Да не убий!" Убьешь - везде найду, мол.)
Но - гвозди ему в руки, чтоб чего не сотворил,
Чтоб не писал и ни о чем не думал."
Вот и у поэта Юдина есть своя "зарубка" на цифре 33:
 
На пластинке виниловой цифрами - возраст Христа :
Тридцать три оборота. Всё ж лучше, чем семьдесят восемь.

Тридцать три оборота судьбы - на потом, на потом, на потом…
А следом -дтругая "зарубка", тоже, наверное, общая для всех:

В ожиданьи завтрашнего снега
Пароходик стонет на реке.
Серединка прожитого века,
Как огрызок яблока, в руке.
               * * *
Итак, всего полвека до,
А, может быть, полвека позже…
Но не подводится итог,
На приговор суда похожий.

Для меня же в поэзии Бориса Юдина - главное не эти даты, а мысли, ими вызываемые... И здесь - ещё одна особенность стихов. Казалось бы, и даты, и раздумья - суть - общие. Кому не приходят мысли о бытие своём, о времени и пределах этого времени... Но, читая стихи, постоянно ловлю себя на мысли, это вовсе не автор обращается ко мне со своими размышлениями, и не авторский герой. Это моими словами изъясняется герой, это мои мысли вдруг оказались начерченными на белом листе бумаги. И это - для меня загадка: какими тайными средствами удалось автору из общего вычленить личное, да ещё превратить это личное в моё собственное?
Как хорошо болтать о всяком вздоре,
Смеяться, петь, смотреть девицам вслед.
И кажется, что нет ни бед, ни хворей,
И верится, что смерти больше нет.
              * * *
И я начну иную жизнь в пространстве междустрочья.
Но это всё уже не мне.
Да и не обо мне.
               * * *
Всё утро на окне, как на мольберте,
Писалась непогода. Ветер креп
И ливень выбивал по крыше стэп
И думалось о неминучей смерти.
У поэта Время - бесконечно, и мы - лишь "временные попутчики" в нём... И всё же...всё же... Почему-то не возникает в его стихах состояния угнетённости и обречённости. Напротив, во многих строчках звучит эта тема бесконечности бытия, а значит ; надежды.
В ожиданьи завтрашнего снега
Пароходик стонет на реке.
Серединка прожитого века,
Как огрызок яблока, в руке.

На востоке – облачная проседь,
К западу – заката пламена.
Надо бы огрызок в землю бросить,
Чтобы прорастали семена.

                * * *
Может быть, в крови и суеверьях
В царстве трын-травы и лебеды
Вызреют на молодых деревьях
Вместо горьких сладкие плоды.
                * * *
Был птичий щебет радостен и звонок,
И мир был первозданным, как ребёнок,
Который выдохнул свой первый крик.

ВРЕМЯ - СОЗЕРЦАНИЕ
ВРЕМЯ -ОЩУЩЕНИЕ
ВРЕМЯ — ОСМЫСЛЕНИЯ(СУЖДЕНИЯ)


Впечатления на сетчатку,

Как свинчатка в висок, впечатаны.

Жили-были, удары копили.

И оставили, как ни печально,

Лишь случайные отпечатки
(Борис Юдин).

Вот такая дактилоскопия.


Рецензии
Как хорошо Вы написали литературоведческую статью! Проникаешься Вашими чувствами к поэту, настолько дружески Вы о нём рассказываете.
"Это моими словами изъясняется герой, это мои мысли вдруг оказались начерченными на белом листе бумаги" - так скажет только творческий единомышленник. И друг.
Спасибо, Вы познакомили с прекрасным поэтом. И, как помню из другого текста, остроумным человеком ))

Наталия Шайн-Ткаченко   03.02.2015 09:51     Заявить о нарушении
Спасибо за добрые слова! Когда-то, когда-то, давным - давно судьба столкнула нас в моём родном городке с Борисом Юдиным, она свела нас в одном институте, на одном курсе, в одной группе, А потом - развела. Чтобы снова свести через 40 лет на другом континенте, в одной стране, только в разных городах. Это он втянул меня в жуткую вещь - в литературу 5 лет назад, за что я ему и благодарен. Борис замечательный поэт и прозаик. Посылаю маленькую страничку из его творчества, если понравится, с удовольствием вышлю его "собрание сочинений".

http://www.45parallel.net/boris_yudin/ritm_flirta/

Яков Каунатор   03.02.2015 19:08   Заявить о нарушении
Спасибо, Яков! Я уже находила стихи Вашего друга и всегда найду ещё.
Напомните, по какому поводу он написал что-то ужасно смешное, Вы привели в отзыве и потом перенесли на страницу? Потеряла!

Наталия Шайн-Ткаченко   03.02.2015 19:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.