Украина нефть и оружие 2011

Непрозрачные своп-схемы поставок нефти как прикрытие участия стран-импортеров и стран-экспортеров оружия в геоэнергетических баталиях в «горячих точках»

Матвей Владимиров
Politclub.info 2011

Продление планового ремонта Мозырского НПЗ и вероятный разрыв контракта о поставках по схемам замещения азербайджанской/венесуэльской/иранской нефти по нефтепроводу «Одесса-Броды» в Беларусь после развязывания «дипломатической войны» между Украиной и Беларусью в контексте договоренностей Минска и Москвы о возобновлении беспошлинных поставок нефти, а также решения украинского суда разрешить противоречивой компании «Ливела» возобновить беспошлинный импорт азербайджанской нефти на Украину, в значительной степени объясняет неразглашение конкретики подписанных в ходе недавнего визита украинского президента в Баку  трех совместных официальных документов, включающих также дальнейшую активизацию сотрудничества в военно-технической сфере с созданием СП, а также ставит под вопрос реализацию непрозрачных схем замещения поставок азербайджанской/венесуэльской нефти в США, что на фоне приостановки экспорта нефтепродуктов ведущими российскими нефтяными компаниями в мае с.г. повысит спрос на нефтепродукты и увеличение цен на них в Европе, а также повлияет на конъюнктуру на Украине.

Непрозрачный механизм нефтяных своп-контрактов, ведущий к развитию коррупционных схем, в связи с чем США уже наложены санкции на «Беларусьнефть», дипломатический конфликт Украины с Беларусью и  загруженность нефтепровода «Одесса-Броды» на 2/3 ставит под вопрос реализацию заявлений и имплементацию документов, подписанных Президентами Украины и Азербайджана 28 апреля с.г. во время официального визита Президента Украины Виктора Януковича в Баку, призванных трансформировать в практическую плоскость соглашения между странами, заключенные в Давосе о транспортировке азербайджанской нефти на/через Украину и сотрудничество в сфере поставок сжиженного газа в 46-миллионную страну, а также задекларированное создание в ближайшее время возможностей для экспорта азербайджанской нефти на рынки стран Восточной и Центральной Европы. Двусторонние украинско-белорусские отношения также осложняются вступлением Беларуси в Таможенный союз и ухудшением экономической ситуации в Беларуси, что приводит к политическому и экономическому сближению Беларуси с Россией, в то время как Украина выбирает западный вектор энергетического развития.

Наряду с этим, Президент Украины Виктор Янукович заявил, что стремительный рост добычи углеводородов в азербайджанском секторе Каспийского моря, а также необходимость диверсификации маршрутов доставки нефти конечному потребителю обуславливают общность интересов всех участников цепочки экспортер-транзитер-потребитель, которые предусмотрены в проекте ЕАНТК. Украинский президент полагает, что возможность интеграции через проект ЕАНТК в европейское энергетическое пространство и получение доступа к энергетическим активам в Европе являются безусловным плюсом для Азербайджана, считает Янукович. Накануне официального визита в Азербайджан президент Украины Виктор Янукович в интервью азербайджанскому информационному агентству "Тренд"  рассказал, что в условиях, когда мировые цены на нефть неуклонно повышаются, Европа по-новому может рассматривать проект Евроазиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК) при самом активном участии в нем Украины. "Украина также заинтересована в активном участии в этом проекте, в частности путем предоставления транзитных услуг. Что касается европейских потребителей, то они получат кратчайший, а потому и экономически выгодный путь доставки каспийской нефти для загрузки своих нефтеперерабатывающих мощностей", - сказал украинский президент.

Президент Янукович отметил, что в январе этого года во время Всемирного экономического форума в Давосе Украина подписала двусторонние соглашения в сфере транспортировки нефти и поставок сжиженного природного газа, которые, по его мнению, создают необходимую основу для дальнейшего развития сотрудничества. Янукович также заявил, что Украина начала транзит азербайджанской нефти по трубопроводу "Одесса-Броды" для белорусских потребителей. "Регулярные поставки каспийской нефти нефтепроводом "Одесса-Броды" в аверсном режиме не только повышают уровень загруженности нефтетранспортной системы, но и укрепляют энергетическую безопасность региона и Европы в целом, подтверждая роль Украины как надежной страны-транзитера... Уже в этом году к действующим контрактам на транзит 4 миллионов тонн азербайджанской нефти в Белоруссию Украина может добавить транзит как минимум 3 миллионов тонн на европейские нефтеперерабатывающие заводы. В частности, мы планируем предметно обсудить с Польшей вопрос транспортировки каспийской нефти в направлении Словакии, Чехии, Венгрии и других потребителей Центральной и Восточной Европы в рамках первого этапа реализации проекта ЕАНТК", - сказал Янукович.

Во время переговоров в Баку Янукович предложил продлить нефтепровод Одесса-Броды до Балтийского моря для транспортировки каспийской нефти в Словакию, Чехию, Венгрию, а также официально предложил Президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву вместе строить терминал по сохранению сжиженного газа на Черном море.  Еще в январе во время всемирного экономического форума в Давосе члены правительства Украины и Азербайджана подписали соглашение о поставке газа на Украину. Напомним, ЕАНТК - проект транспортировки каспийской нефти в Европу в обход России на основе подконтрольного украинско-израильскому миллиардеру нефтепровода "Одесса-Броды", который активно продвигал бывший проамериканский президент Украины Виктор Ющенко, «фаном» которого называл себя олигарх Игорь Коломойский. Поэтапная реализация ЕАНТК предполагает: начало транспортировки 5 -10 млн. тонн каспийской нефти на украинские и иностранные НПЗ по существующей инфраструктуре с использованием нефтепровода "Одесса - Броды" в аверсном режиме и свободных мощностей южной ветви нефтепровода "Дружба", развитие новых элементов инфраструктуры для поставки до 20 млн. тонн, а потом - развитие мощности всего комплекса до 40 млн. тонн нефти, что и было закреплено осенью 2010 года Президентом Януковичем.
Вместе с тем, конфликт Президента Виктора Януковича с Президентом Беларуси Александром Лукашенко ставит под вопрос реализацию большей части этих планов. Напомним, что 26 апреля Президент Беларуси Лукашенко заявил, что руководство Украины продемонстрировало несамостоятельность своей политики в отношении Беларуси, отозвав под давлением Еврокомиссии свое приглашение, направленное белорусскому лидеру, на Киевский саммит по вопросам безопасного и инновационного использования ядерной энергии.  «К сожалению, вшивости хватает и у нынешнего руководства Украины. Вопрос нужно поставить Януковичу, почему белорусский Президент не присутствует на их мероприятиях», - сказал Лукашенко, отвечая на вопрос журналистов о причине своего отсутствия на конференции в Киеве по случаю годовщины катастрофы на ЧАЭС По его словам, Киев начал «танцевать под дудку» Брюсселя в отношениях с Беларусью.

 Показательно, что на официальном сайте президента Беларуси высказывание Лукашенко о “вшивости руководства Украины” присутствует, но то же время “о разных Баррозу, других козлах и быках”  не упоминается. Украинский МИД сдержанно выразил возмущение “беспрецедентно некорректными комментариями” Лукашенко, которые дали старт дипломатической войне между Украиной и Беларусью. В практической плоскости поступок Януковича и высказывание Лукашенко обойдутся Украине остановкой аверсного использования нефтепровода “Одесса-Броды”. «Де-факто “проект века” по транспортировке венесуэльской нефти через Украину в Беларусь уже прекратил свою деятельность. Де-юре и Украина, и Беларусь пока еще поддерживают видимость работы в этом направлении», - считает эксперт Института энергетических исследований (Киев) Юрий Корольчук.


Как отмечалось ранее, нефтегазовый конфликт с Россией подтолкнул осенью 2010 года Беларусь и Украину к поиску альтернативных источников энергии, и лидеры двух стран провели поспешные переговоры с лидерами нефтедобывающих стран-изгоев-импортеров оружия6 Венесуэлой, Ираном, а Украина с подачи совладельца группы «Приват» миллиардера Игоря Коломойского перевела нефтепровод «Одесса-Броды» в аверсный режим. Для прикрытия сделки поставки иранской нефти в Беларуси прикрыли непрозрачной системой своп-поставок (замещения), в соответствии с которой Беларусь договорилась покупать нефть у Венесуэлы с последующим обменом на азербайджанскую нефть, а Азербайджан получает в свое распоряжение венесуэльскую нефть, которая позволяет ему выйти на рынок США, в обмен на гарантии поставок аналогичных объемов нефти для поставок в Беларусь. В связи с тем, что США покупают у азербайджанской компании венесуэльскую нефть, поставляемую в рамках swap-контрактов, возможно говорить и о нарушении США резолюции Совета безопасности ООН. а сам факт подобного сотрудничества должен также привлечь пристальное внимание Социнтерна и иных международных левых сил.

Альтернативных поставщиков, а связываться с режимом Лукашенко никто не хотел, кроме иранского президента Махмуда Ахмадинежада, с которым из-за американских санкций отказывались работать прежние партнеры. Впоследствии к ним примкнул еще один политический «изгой» Уго Чавес, работающий по сложным схемам торговли оружием в обмен на нефть с Беларусью и Ираном. В связи с тем, что транспортировать нефть из Венесуэлы явно нерентабельно, эксперты не исключают, что Азербайджан появился в мутной игре в качестве «фактора прикрытия»  http://politclub.info/2010/11/10/gtsuarfu/, а Киев, с подачи Коломойского переключил нефтепровод «Одесса – Броды» в аверсный режим работы. Эксперты предполгают, что таким образом мог возникнуть выгодный маршрут для прокачки не азербайджанской, а иранской нефти под видом азербайджанской по нефтепроводу «Баку – Супса», далее танкером до «Одессы» и по нефтепроводу до Брод, с последующей доставкой на белорусские НПЗ.


Президент Украины и высокопоставленные чиновники сообщили, что главной задачей сотрудничества Украины и Азербайджана является активизация сотрудничества в таких приоритетных сферах, как топливно-энергетический комплекс, авиакосмическая отрасль, транспорт, сельское хозяйство, а также в переходе к формированию и реализации долгосрочных масштабных проектов, не отметив по определенным причинам факт активного военно-технического сотрудничества между двумя странами. Так первый вице-премьер-министр – министр экономического развития и торговли Украины Андрей Клюев после завершения заседания Совместной межправительственной украинско-азербайджанской комиссии по вопросам экономического сотрудничества подчеркнул 21 апреля с.г. в Баку, сказал, что создана необходимая правовая основа для транспортировки азербайджанской нефти для потребностей украинских НПЗ, а также открыты новые возможности для экспорта азербайджанской нефти на рынки стран Восточной и Центральной Европы.

Однако,  на сегодня часть пропускной способности трубопровода «Одесса-Броды» законтрактована под транспортировку в основном нефти для белорусского Мозырского НПЗ, плановый ремонт которого продлен, а начавшаяся дипломатическая война между странами, ставят под сомнение возобновление уже фактически сорванных поставок нефти в Беларусь по «Одесса-Броды», что срывает контракт и своповые схемы поставок нефти в США и ЕС. Неясны и оглашенные Клюевым планы по поставкам каспийской нефти, кроме Кременчугского НПЗ на западноукраинские НПЗ: ОАО «НПК-Галичина» и ОАО «Нефтехимик Прикарпатья» группы «Приват». Наряду с этим, запуск трубопровода в аверсном режиме, по мнению аналитиков АПЭК, был в первую очередь выгоден группе «Приват», в частности украинско-израильскому миллиардеру Игорю Коломойскому, проллобировавшему решение о переключении нефтепровода в аверсный режим еще в начале 2008 года. Недавниее назначение на должность государственной компании Украины «Укртранснефть», подконтрольной группе «Приват»,  Александра Лазорко, предоставило группе Коломойского право оперативного распоряжения и нефтяной магистралью «Одесса -Броды», так как Лазорко длительное время сотрудничает с группой «Приват». В связи с этим, и этот нефтепровод, будет работать с учетом интересов группы Коломойского для поставок азербайджанской/иранской нефти на немодернизированные западно-украинские нефтеперерабатывающие заводы «НПК «Галичина» и «Нефтехимик Прикарпатья» группы «Приват»  http://www.moyby.com/news/40758/.

В контексте отсутствия ясности по поставкам азербайджанской нефти на/через Украину и разрешении судом проиворечивому ДП "Ливела" возобновления ввоза на Украину товаров без уплаты налогов, напомним, что, по данным интернет ресурса oilnews.com.ua ДП “Ливела” импортировало на Украину в 2010 году более миллиона тонн азербайджанской нефти без уплаты НДС и акцизного сбора. При этом отгрузка производилась только в адрес ПАО “Укртатнафта” (группа “Приват” игоря Коломойского), – единственного поставщика азербайджанской нефти на Украину с 2009 года. По информации Антимонопольного комитета, госбюджет Украины не дополучил 3 миллиарда гривен вследствие безналогового импорта нефтепродуктов компанией “Ливела”, приведшего также к остановке некоторых украинских НПЗ. “Всего завезли из-за рубежа 1,55 млн тонн нефтепродуктов, из них – 408 тысяч тонн азербайджанской нефти, поставленной на Кременчугский НПЗ (группа украинско-израильского миллиардера Игоря Коломойского “Приват”), остальные – светлые нефтепродукты и более двух тысяч тонн печного топлива”, – сказал председатель Полтавского областного территориального отделения АМКУ Владимир Онищенко. Возникновение 22 декабря 2010 года    судебного решения Высшего админсуда о продолжении действия налоговых льгот для компании “Ливела” сулит большие деньги, пишет эксперт Сергей Куюн в материале для “Зеркала недели”. Знаковым является тот факт, что суд вынес данное решение после отзыва заявлений истцами – Энергетической таможней, Государственной налоговой администрацией в Полтавской области и прокуратурой Кременчуга. Вместе с тем, премьер-министр Украины Николай Азаров в интервью “5 каналу” сказал 18 января с.г., что кабмин Украины сделает все возможное, чтобы деятельность компаний подобных “Ливела” была невозможной.
Несмотря на это, глава государственной нефтяной компании Азербайджана SOCAR заявил во время визита на Украину 19 января с.г. о росте в 2011 г. объема поставок нефти на Кременчугский НПЗ (ПАО “Укртатнафта”) группы “Приват” из Азербайджана. “В 2011 г., по нашим оценкам, на Кременчугский НПЗ будет поставлено больше нефти, нежели в 2010 г., когда завод получил 1,614 млн т сырья из Азербайджана”, – отметил глава SOCAR. Перед этим глава правления “Укртатнафты” Павел Овчаренко заявил, что предприятие готово увеличить импорт нефти из Азербайджана в текущем году в 3,1 раза (на 3,386 млн тонн) по сравнению с прошлым годом, до 5 млн тонн в случае введения в Украине пошлин на импортные нефтепродукты. Напомним, что ПАО “Укртатнафта” (Кременчугский НПЗ) – крупнейший в Украине нефтеперерабатывающий завод, который украинско-израильский миллиардер Игорь Коломойский противоречиво отсудил во время оранжевого режима у российской “Татнефти”, в связи с чем, с 2007 г. оперативный контроль над “Укртатнафтой” установила группа “Приват”, через структуры которой поставляется азербайджанская нефть без уплаты НДС и акцизного сбора. Уже 20 января с.г. oilnews.com.uaсообщил о том, что Надворнянский и Дрогобычский НПЗ группы “Приват” рассчитывают до февраля 2011 года заключить контракты с Азербайджаном и Беларусью на поставку легкой каспийской нефти с использованием нефтепровода Одесса-Броды. Каждый из заводов планирует импортировать доо 1,5 миллионов тонн нефти в год.


Несмотря на изложенные факторы, Киев заявляет о необходимости продолжить строительство нефтепровода  до Балтийского моря.  По словам Януковича, уже полтора года Азербайджан осуществляет поставки нефти для переработки на Кременчугский нефтеперерабатывающий завод группы «Приват» олигарха Коломойского, и планируется увеличение этих поставок, а также загрузка нефтепровода Одесса-Броды, однако конкретные цифры поставок не разглашаются. "Наконец заработал нефтепровод "Одесса-Броды". Нам, конечно, не хватает его продолжения к Балтийскому морю, и мы должны, по-видимому, подумать, как эту задачу решить вскоре. Мы обсуждали это с Ильхамом Алиевым. Мы будем работать над тем, чтобы этот нефтепровод дошел к Балтийскому морю", - сказал Янукович, сообщает украинское агентство Укринформ со ссылкой на пресс-службу президента Украины, не раскрывая при этом деталей.  В этом контексте напомним, что Польша подтвердила заинтересованность в достройке нефтепровода Одесса–Броды до Гданьска (Польша), о чем 13 апреля с.г. заявил премьер-министр страны Дональд Туск на пресс-конференции в Киеве. По его словам, данная тема обсуждалась в ходе его встречи с Януковичем. «Для нас этот проект является существенным в вопросе диверсификации источников поставок энергоресурсов», – сказал Туск. Несмотря на то, что “Укртранснефть” и “Белорусская нефтяная компания” подписали договор о поставках на 2011 год 4 млн. тонн нефти, в связи ремонтом Мозырского НПЗ, нефтепровод “Одесса-Броды”, который начал работать 13 февраля в аверсном режиме, в конце марта приостановил свою работу, продлив в апреле еще на два месяца, что привело к сокращению транзита нефти на 6%.
Конкретикой отличалось заявление Януковича в Баку о планах создания совместных предприятий на территории Азербайджана и Украины, при вкладывании инвестиций Украиной и Азербайджаном поровну – 50% на 50%, которые будут находиться в совместной собственности двух государств. Особое внимание заслуживает в этом контексте строительство машиностроительных заводов по производству автомобилей, а на Украине продолжает расширяться сеть АЗС азербайджанской государственной компании ГНКАР/SOCAR (Госнефтекомпания Азербайджана). "Финансирование этих проектов предусмотрено общее.

Это значит, что не важно, на какой территории будут строиться объекты. Это будет общая собственность наших государств", - сказал Янукович, подчеркнув, что речь идет о "наивысшем уровне доверия". В настоящее время ГНКАР приобретено в Украине 15 автозаправочных станций, нефтебаза в г. Одесса, а также под брендом «SOCAR» функционирует 7 автозаправочных станций и 2 базы. Азербайджан стремится стать одним из основных игроков на европейском рынке после 2017 года, когда вторая фаза проекта гигантского месторождения «Шах Дениз» должна вступить в силу. Азербайджанская нефтяная компания SOCAR намерена создать доступ к доходному европейскому рынку с 500-миллионным потребителем и стать важным энергетическим игроком в этом блоке. Подобно Украине, в рамках программы «Восточное партнерство» Азербайджан ведет переговоры с Евросоюзом по заключению соглашения об ассоциации и облегчению визового режима, предполагающие политическое и экономическое сближение.


Однако масштаб добычи газа несравним с более крупными игроками на этом рынке, такими как «Газпром», что является реалиями глобальной газовой конкуренции. По данным экспертов, SOCAR стремится иметь доступ к большему числу покупателей, рынков, трубопроводов и транзитеров, включая Украину.  Как передает 1news.az со ссылкой на Trend, президент компании SOCAR Ровнаг Абдуллаев сказал, что, наряду с запасами месторождения «Шах Дениз» в Азербайджане открываются новые газовые месторождения, что требует транспортировки добытого на них газа на внешний рынок, и один из путей транспортировки предусматривают проекты, входящие в состав «Южного газового коридора».
"Азербайджанский рынок интересен для украинских товаров. Он характеризуется достаточно динамичным развитием, благодаря хорошим заработкам этой страны на экспорте нефти. Азербайджан вкладывает деньги в интересные проекты, участие в которых Украины принесет серьезную прибыль обоим партнерам. Тут и космическая отрасль и инфраструктурные проекты - много всего. И про поставки украинской продукции народного потребления забывать не стоит. Но главное, о чем стоит говорить, это природные ресурсы Азербайджана. Нефть и газ, которые добывает эта страна, интересуют Украину в качестве реальной альтернативы российским поставкам. Так что переоценить перспективы сотрудничества Украины и Азербайджана трудно", - заявил украинский эксперт, старший экономист украинского Центра социально-экономических исследований Владимир Дубровский.
Как сообщает 1news.az  Янукович отметил, что Украина экспортирует в Азербайджан очень широкий спектр продукции. По его словам, в основном речь идет о продукции с высоким уровнем добавленной стоимости, такой, как  машиностроительная и электротехническая продукция.  «Это продукция тех отраслей экономики, которыми Украина традиционно была соединена с Азербайджаном», - отметил  Янукович.  «Но сегодня мы уже говорим о том, что часть этой продукции можно выпускать в Азербайджане», - добавил Президент, отметив, что этот вопрос уже обсуждался.  «В дальнейшем мы будем придерживаться этой стратегии, то есть, часть совместных предприятий создавать на территории Азербайджана, чтобы в перспективе можно было эту технику обслуживать и производить частично с использованием азербайджанских комплектующих», - сказал он. По мнению Виктора Януковича, также имеет, смысл обсудить вопросы производства сельхозтехники, автомобилей различных марок, которые выпускаются в Украине.  «Мы можем собирать их здесь, и это будет интересно не только для Азербайджана, но и для всего Каспийского региона», - сказал  украинский президент.
Украина производит оружие и самолеты, а Азербайджан в этом году  вдвое увеличил расходы на оборону. Азербайджан – основной покупатель оружия у Украины: танки, военная авиация, артиллерийские системы. Страны договорились, что Украина будет также помогать Азербайджану создавать свой военно-промышленный комплекс и проектировать для Баку предприятия по ремонту техники. Украина будет также помогать в создании наземных комплексов управления спутниками, открытии в Азербайджане ракетно-космического центра. Активная торговля оружием является важнейшей составляющей объемов двусторонней торговли. "Приятно отметить, что по итогам 2010 года объемы двусторонней торговли не только достигли показателей докризисного 2008 года, но и значительно превысили их, составив 1,6 миллиарда долларов США. Однако это не предел наших возможностей, и мы будем работать над существенным улучшением условий для работы украинских компаний в Азербайджане и азербайджанских - в Украине. Уверен, мой визит в Азербайджан также будет способствовать этому", - сказал Виктор Янукович на пресс-конференции в Баку 28 апреля с.г.  В своей речи Президент Ильхам Алиев сказал: « Сотрудничество в военно-технической сфере также имеет традиционный формат. Сегодня мы выходим на новый качественный уровень, расширяем направления сотрудничества в этом важном сегменте экономики. Уверен, что те наработки, которые сегодня есть, позволят очень активно развивать взаимовыгодное военно-техническое сотрудничество, которое также подразумевает и совместные разработки, и совместное производство».


Несмотря на наличие в составе официальной делегации Украины ведущих чиновников оборонных ведомств и организаций, и то, что Украина является основным поставщиком оружия в Азербайджан, конкретные данные по договоренностям в этой сфере также не разглашаются сторонами, несмотря на то, что Украина завершает переговоры с рядом зарубежных стран о поставках переносного противотанкового ракетного комплекса «Скиф». Как сообщает Центр анализа мировой торговли оружием, на сегодня заказчиками «Скифа» уже являются, помимо вооруженных сил Украины, Азербайджан и Беларусь, сообщает Siteua.  Помимо этого, Украина снабдит ВС Азербайджана зенитно-ракетными комплексами С-125. Напомним, что во рвемя визита в Баку, министр обороны Украины Михаил Ежель в числе перспективных направлений военно-технического сотрудничества с Азербайджаном назвал ремонт на украинских предприятиях оружия, вооружений и техники из Азербайджана, а также оказание помощи в создании совместных ремонтных предприятий на азербайджанской территории. На заседании украино-азербайджанской комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества, глава украинского оборонного ведомства отметил возможности Украины и заинтересованность азербайджанской стороны в поставках, ремонте и восстановлении зенитно-ракетных комплексов, в частности, С-125. "Мы продемонстрировали возможности этого комплекса после его модернизации. Азербайджанская сторона также заинтересовалась самолетами Ан - их закупкой и техническим сопровождением", - добавил Михаил Ежель, сообщает Analitika.at.ua Между тем, издающаяся в Белоруссии "Народная газета" отмечает, что Азербайджан является единственной из 30 стран - участниц Договора по ограничению обычных вооруженных сил в Европе (ДОВСЕ), которая превышает положенные ему лимиты, причем сразу по двум классам техники - танкам и артиллерии. В связи с этим, эксперты не исключают использование Украиной и Азербайджаном схем сотрудничества в военной сфере, при которых украинское оружие будет поставляться в Азербайджан в виде комплектующих, и при смене названия выдаваться под видом азербайджанского.

В публикации отмечается, что парламент Азербайджана утвердил бюджет страны на 2011 год, в котором предусматривается рост военных расходов до $3 млрд. В связи с этим "Народная газета" отмечает, что Азербайджан - единственная страна-участница ДОВСЕ, которая превышает положенные ей лимиты вооружения и по танкам и по артиллерии. По сообщению Trend в Азербайджане объем продукции оборонного назначения планируется увеличить в 2011 году на 4,7%  , о чем было сообщено на выездном заседании коллегии по итогам деятельности предприятий, подконтрольных министерству оборонной промышленности, в первом квартале, говорится в информации министерства.

Украина является основным поставщиком оружия в Азербайджан, фактически/частично в обмен на нефть, что также совпадает с планами США по продолжению милитаризации Азербайджана, и с планами поставок условно каспийской нефти в США по своповым схемам. В частности, в статье американского эксперта Джошуа Кучера, опубликованной на сайте EurasiaNet. в переводе Inosmi.ru сообщается, что «в только что опубликованном 875-страничном документе Госдепартамент раскрывает больше информации о том, на что Администрация США Обамы предлагает потратить военную помощь Кавказу и Средней Азии в размере 34 миллиона долларов. В отношении Азербайджана «США будут по-прежнему помогать Азербайджану развивать его морской потенциал и вносить вклад в безопасность богатого ресурсами Каспийского моря... Соединенные Штаты будут продолжать работать с азербайджанскими ВМС с целью повышения безопасности Каспия, развития профессионального военного образования, расширения возможностей участия в совместных миротворческих операциях, и содействия продвижению к оперативной совместимости с НАТО...» В этой связи отметим, что Клюев отметил продвижение планы оп развитию сотрудничества в сфере обеспечения безопасности в районе добычи и  путях транспортировки энергоресурсов. «Внедрение украинских инновационных технологий, не имеющих мировых аналогов, даст возможность решить такие глобальные проблемы, как минимизация негативных последствий для окружающей среды в результате техногенных аварий на нефтепромыслах», - заявил Клюев.


В результате визита Януковича в Баку остается также неясными условия и объемы поставок сжиженного газа, по которым Азербайджан и Украина начинают консультации. На просьбу журналиста УНИАН конкретизировать наличие продвижения в переговорах о транспортировке на/через Украину азербайджанского сжиженного газа и строительства на нашей территории   LNG-терминала по его приемке, Президент Алиев пообещал, что Азербайджан будет активно участвовать в реализации этого проекта. При этом, как передает 1news.az со Ильхам Алиев отметил, что для реализации этого проекта необходимо решить ряд технических, коммерческих и юридических вопросов.  «Во время дискуссии мы увидели со стороны наших украинских партнеров сильное стремление воплотить этот проект. Он инициирован украинской стороной », - отметил Президент Азербайджана, добавив, что это также свидетельствует о желании Украины диверсифицировать источники поставок энергоносителей. Речь идет пока лишь о консультациях на уровне министерств двух стран и компаний. «Думаю, результатом этих консультаций будут уже конкретные предложения и технико-экономическое обоснование», - отметил Алиев. «Мы рассматриваем этот проект как перспективный, и со своей стороны будем активно участвовать в процессах, связанных с его реализацией», - сказал Алиев.  Руководитель Государственного агентства по инвестициям и национальным проектам Украины Владислав Каськив уточнил УНИАН, что Янукович передал Алиеву официальные предложения относительно строительства терминала по приему сжиженного газа
Кроме указанных проблем по наполняемости нефтепровода Одесса-Броды и вероятного срыва контракта по поставкам азербайджанской нефти, транспортировка каспийских энергоресурсов также сталкивается с проблемой определения статуса каспийского моря моря/озера и проблемой своповых поставок нефти в США из-за ссоры Лукашенко и Януковича. Так, на очередном заседании специальной рабочей группы на уровне заместителей министров иностранных дел прикаспийских стран по определению правового статуса Каспийского моря вопрос определения правового статуса Каспийского моря, вопрос статуса Каспия, который остается открытым со времени распада СССР, когда появление новых субъектов международного права - Азербайджана, Казахстана и Туркменистана - поставило вопрос о разграничении Каспия между пятью странами, - не урегулирован. Россия, Азербайджан и Казахстан подписали двусторонние соглашения, регулирующие вопросы разграничения дна северной части моря, но остается нерешенным вопрос использования его акватории. Иран предлагает разделить море на пять равных частей по 20% каждому прибрежному государству, против чего выступает, в частности, Азербайджан. Остается нерешенным вопрос определения координат срединной линии моря, по которым будет определяться граница национальных секторов на Каспии Туркменистана и Азербайджана.


Отметим, что ремонт на Мозыре скажется на украинском рынке лишь в определенной мере. Так, на 29 апреля с.г. стоимость светлых нефтепродуктов на украинском рынке вагонных норм в повысилась как на продукцию от внутренних производителей, так и на импортный ресурс. В то же время торговая активность на рынке сегодня была крайне низкая – большинство трейдеров сделали «короткий» день и ушли на каникулы до 10 мая. По данным oilnews.com.ua помимо подорожания топлива производства Лисичанского НПЗ у региональных компаний-партнеров «ТНК-ВР Коммерс» и трудностей с его получением, 29 апреля на 50-100 грн выросла цена и шебелинских продуктов. Рыночная стоимость низкооктанового бензина и А-92 производства Шебелинского ГПЗ повысилась на 100 грн, до 11 450–11 500 грн/т и 11 550–11 600 грн/т соответственно, дизельного топлива – на 50 грн, до 10 250–10 300 грн/т. Напомним, на вчерашнем аукционе «Укргаздобыча» продала 3,08 тыс. т бензина А-76 по средней цене 11 248 грн/т при стартовой цене в 11 070 грн/т. Также на торгах был раскуплен весь объем бензина А-92 (1,56 тыс. т) по средней цене 11 378 грн/т при начальной 11 130 грн/т. http://oilnews.com.ua/news/article10117.html
В импортном сегменте на 50 грн подорожал белорусский А-95 – на станции Коростень (Житомирская обл.) ресурс можно было приобрести от 13 070 грн/т. В то же время импортеры не согласны с заявлением исполнительного директора «ТНК-ВР Коммерс» Феликса Лунева о том, что в связи с остановкой Мозырского НПЗ на ремонт с 1 мая 2011 г. на украинском рынке создаются предпосылки для роста цен на нефтепродукты. Как сообщили OilNews в офисе одного из крупнейшего западноукраинского импортера, на общем балансе украинского рынка ремонт на Мозырском НПЗ не должен отразиться в значительной степени. «Мы завезли достаточно большие объемы белорусской продукции в марте, не намного меньше ожидаем и в апреле. А судя по опыту, несмотря на частичную остановку, Мозырь выполняет все контракты», – отметил собеседник OilNews. С ним созвучен киевский импортер, отмечающий, что перед проведением планового ремонта Мозырский НПЗ наработал достаточные объемы для выполнения взятых на себя контрактов. «Кроме того всегда можно замещать недостающие объемы продукцией с другого белорусского предприятия, Новополоцкого НПЗ. Но Мозырский завод уже не раз проводил плановый ремонт, и срывов в поставках именно по этой причине в последнее время не наблюдалось», – подчеркнул трейдер http://oilnews.com.ua/news/article10117.html


Наряду с этим, 7 апреля с.г. Госдепартамент США заявил о введении санкций против предприятия «Белоруснефть». Формально одна из ведущих госкомпаний Беларуси пострадала из-за контракта, заключенного с иранской NaftIran Intertrade на разработку месторождения Джофейр. Минск свою вину в нарушении международного режима нераспространения отрицает, однако за дружбой Лукашенко и Ахмадинежада могут стоять не только совместные проекты по добыче нефти, но и ее поставка в Беларусь под прикрытием swap-контрактов с Венесуэлой и Азербайджаном. Интрига здесь заключается в том, что контроль над маршрутом «Одесса – Броды», который используется для транспортировки сырья в Беларусь, недавно заполучила группа «Приват» украинско-израильского миллиардера Игоря Коломойского, который в октябре минувшего года прихватил себе руководство в одной из европейских еврейских структур http://www.moyby.com/news/40758/. По мнению ряда российских экспертов, сотрудничество Беларуси и Ирана не ограничивается лишь добычей сырья. У «Белоруснефти» подписан сервисный контракт на условиях вuy-вack, в связи с чем инвестированные в проект средства должны ей возвращаться в виде поставок нефти. Главное заключается в сомнительности сделки по поставкам нефти из Азербайджана, поскольку схема транспортировки является чрезвычайно сложной и непрозрачной, а ее участники – ненадежными, что и иллюстрирует приведенная выше ситуация http://politclub.info/2010/11/10/gtsuarfu/. Таким образом, механизм поставок нефти в Беларусь достаточно запутанный и сложный для понимания, а большое количество участников и перевалочных пунктов не позволяет точно отследить существенные детали

В настоящее время Украина проигрывает, поскольку объем поставок по нефтепроводу составляет 10 млн тонн в год, в то время как его пропускная способность равна 14,5 млн тонн, т.е. объект работает лишь на 2/3 проектной мощности, а «азербайджанская» нефть, которая прокачивается по трубопроводу, может быть, по мнению экспертов, лишь «псевдонимом» иранской. Беларусь имеет эффект от венесуэльской нефти в $4-6 на одной тонне, сообщил заместитель председателя концерна "Белнефтехим" Владимир Волков в Палате представителей Национального собрания, отвечая на вопросы журналистов, передает корреспондент БЕЛТА. "В 2010 году мы получили от венесуэльской нефти положительный эффект на уровне $4-6 на одну тонну", - сказал Владимир Волков. На сегодняшний момент нефть поступает через украинский порт "Одесса". "Поступает азербайджанская нефть, которая по своп-схеме является псевдовенесуэльской нефтью", - постарался «уточнить» характер нефти зампредседателя концерна. Чиновник сообщил, что кроме этого, в Беларусь поступает венесуэльская нефть через эстонский порт Мууга (на ОАО "Нафтан"), подчеркнув, что Беларусь просчитывает коммерческую целесообразность при диверсификации закупок нефти http://news.21.by/economics/2011/04/04/279788.html.

В контексте неясных и многоступенчатых своповых схем поставок нефти, показательным является замечание Волкова о том, что у Беларуси есть перспективы доставки нефти из других стран, в том числе из Ирана. В частности, возможно использование для доставки нефти Суэцкого канала и других путей. Возможно также использование не только иранской нефти, но и из стран Африки, Персидского залива. Азербайджанскую нефть Беларусь получает по своп-схемам через турецкий порт в Средиземном море, затем через Черное море она поступает в Одессу http://news.21.by/economics/2011/04/04/279788.html.


Решение ведущих российских нефтяных компаний приостановить экспорт нефтепродуктов в мае с.г. также повлияет определенным образом на повышение цены на бензин. «Ежегодно Россия экспортирует около 130 миллионов тонн нефтепродуктов в основном в страны Европы. И если будет существенное ограничение или прекращение экспорта, то европейским странам придется заполнять образовавшиеся дырки на рынке из других источников.  Это может повлиять на повышение спроса на нефтепродукты и увеличение цен на них в Европе», - считает ведущий эксперт энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко. «Решение российских компаний может повлиять на конъюнктуру, но не критично. При том, что экспорт будет прекращен лишь на один месяц. Поэтому глобальной проблемы нет. Просто стоит подумать об увеличении загрузки украинских НПЗ», - добавил эксперт.


Продление планового ремонта Мозырского НПЗ и вероятный разрыв контракта по поставкам азербайджанской/иранской нефти по нефтепроводу «Одесса-Броды» по схемам своп в/через Беларусь после конфликта Лукашенко-Янукович заставит транзитную Украину искать новых потребителей энергоресурсов вместо Беларуси, а также ставит под вопрос поставки условно «каспийской нефти» по схемам замещения в США, что на фоне приостановки экспорта нефтепродуктов ведущими российскими нефтяными компаниями в мае с.г. повысит спрос на нефтепродукты и увеличение цен на них в Европе и повлияет на конъюнктуру на Украине, руководство которой упорно не желает вступать в ТС и ЕЭП. Вышеизложенное также ставит под вопрос реализацию в практической плоскости соглашения между Украиной, Литвой и Беларусью «О развитии грузоперевозок в направлении Балтийской море -Черное море».
Тупиковая ситуация, в которой оказалась Украина при проведении «многовекторной» внешней политики и диверсификации вместе с Беларусью и противоречивыми олигархами источников и путей поставок энергоресурсов, свидетельствует о том, что ни Беларуси, ни Украине, не следовало за спиной стратегического партнера России договариваться с нефтедобывающими странами-импортерами оружия, отказываясь от поставок российской нефти по традиционным проверенным маршрутам.




СПРАВКА:

По сообщению Минтопэнерго Украины, в 2011 году Украина увеличивает закупки азербайджанской нефти за счет ее закупок тремя НПЗ, акционерами которых являются структуры группы “Приват” миллиардера Игоря Коломойского. Легкая каспийская нефть необходима именно для поставок на Кременчугский НПЗ (“Укртатнафта”), которая перешла на азербайджанскую нефть. Однако, для повышения рентабельности таких поставок “Приват”, по данным экспертов, перерабатывает ее вместе с украинским сырьем, которое продает “Укрнафте” по ценам ниже рыночных. Эксперты констатируют тот факт, что при нынешних условиях аукционов по продаже украинской нефти вывоз нефти должен осуществляться лишь с контролируемой “Приватом” “Укртатнафты”.
В связи с заявкой от ЗАО “Укртатнафта” на транспортировку легкой танкерной нефти из Одессы в Кременчуг, “Укртатнафта” изменила маршрут транспортировки нефти на Одесский НПЗ, что позволяет транспортировать импортную нефть, поставляемую танкерами в Одессу, на Кременчугский НПЗ, который входит в состав компании “Укртатнафта”, контролируемой группой “Приват”. Изменение маршрута для Одесского НПЗ делает возможным поставки нефти по Приднепровским магистральным нефтепроводам в обратном направлении. Компания “ЛУКОЙЛ-Украина” вынуждена была остановить подконтрольный ей Одесский НПЗ. В декабре с.г. ПАО “ЛУКОЙл-Одесский НПЗ” сообщило о том, что не планирует до весны 2011 года возобновлять переработку нефти, что, по мнению экспертов, обусловлено возрастающими объемами безналогового импорта нефтепродуктов в Украину, а также значительным сегментом контрабанды и фальсифицированной продукции при молчаливом согласии украинского государства.
Справка:
Высший административный суд (ВАС) отказал Государственной налоговой службе в пересмотре Верховным Судом решения ВАС от 22 декабря 2010 года, которым было закрыто производство по делу о законности ввоза компанией "Ливела" (Полтавская область) нефти и нефтепродуктов без уплаты акциза и НДС. Данное решение суд принял в конце марта. Поскольку решения Высшего админсуда не подлежат обжалованию, компания "Ливела" сохранила за собой право на безакцизный ввоз нефти, нефтепродуктов и других товаров."Ливела" ввозила нефтепродукты в Украину с июля по декабрь 2010 года. В сентябре-октябре 2010 доля ввезенных этой компанией в Украину нефтепродуктов достигала 50% от общего объема импорта. С декабря 2010 компания прекратила безналоговый импорт.
"Ливеле" был разрешен ввоз в Украину товаров без уплаты налогов на основании закона "Об иностранных инвестициях" от 1992 года решением Автозаводского районного суда Кременчуга 19 января 2004 (разъясненным постановлениями этого же суда от 23 января 2004 и 10 августа 2007), под прикрытием отдельных членов правительства. Постановлением Харьковского апелляционного административного суда от 17 февраля 2010 указанное решение суда по иску Таможни и Налоговой было отменено. Постановлением Высшего административного суда Украины от 14 апреля 2010 постановление Харьковского апелляционного административного суда от 17 февраля 2010 отменено, а дело направлено в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение. Постановлением Харьковского апелляционного административного суда от 31 мая 2010 апелляционное производство по делу закрыто, поскольку Таможня и Налоговая отказались от своих исковых требований.
Высший административный суд 22 декабря 2010 года оставил в силе решение Харьковского апелляционного суда. Ранее Антимонопольный комитет заявил, что из-за ввоза нефтепродуктов без уплаты акцизов и НДС компанией "Ливела" государственный бюджет в 2010 потерял около 3 млрд гривен. АМКУ в конце 2010 начал расследования ситуации с безналоговым ввозом нефти и нефтепродуктов в Украину. Вместе с тем, расследование пока не завершено http://www.trans-port.com.ua/index.php?newsid=26756
Неравные конкурентные условия на украинском рынке нефтепродуктов делают переработку нефти внутри страны низкорентабельной или даже убыточной. Четыре из шести отечественных НПЗ на данный момент "лежат". Херсонский НПЗ простаивает с 2005 г., западноукраинские "приватовские" заводы работают неритмично, а Одесский НПЗ осенью минувшего года был вынужден остановиться фактически из-за невозможности конкурировать с импортными нефтепродуктами


Рецензии