О кладах 2-14-6-5

Данное произведение распространяется в электронной форме с ведома и согласия автора на некоммерческой основе при условии сохранения целостности и неизменности текста, включая сохранение настоящего уведомления. Любое коммерческое использование настоящего текста без ведома и прямого согласия автора НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.

О КЛАДАХ 2-14-6-5. НЕ НАЙДЕННЫЕ СОКРОВИЩА. ЗОЛОТАЯ БАБА. ВЕДЬМЫ.


Ведьмы.

Ведьма (от др.-рус. «ведь» — «знание») — один из основных персонажей демонологии восточных и западных славян, сочетающий в себе черты реальной женщины и демона. По народным представлениям, обычная женщина становилась ведьмой, если в нее вселялся (по ее желанию или против воли) злой дух, дьявол, душа умершего; если она сожительствовала с чертом, бесом, змеем или заключала с ними сделку ради обогащения. (http://moikompas.ru/compas/witch).

Ведьма (от др. славянского «ведать» = «знать») — колдунья, то есть, женщина, практикующая магию (колдовство)… (http://ru.wikipedia.org/wiki/).
 
Людей, владеющих опасными знаниями и умениями, издавна уважали или опасались. В Средние Века сложилось представление, что женщина становится ведьмой, заключив договор с дьяволом. Ведьмам приписывались участие в Шабашах на лысых горах (основной —Вальпургиева ночь), совокупление с демонами в образе мужчин (Инкубы), принесение в жертву младенцев во избежание наступления Конца Света. Подобное суеверие привело к всплеску с конца XV — до середины XVII вв. массовых преследований и казней женщин, считавшихся ведьмами. Этот период в Западной Европе вошёл в историографию под названием «Охота на ведьм». (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

«Охота за ведьмами», в Европе XV—XVII вв., породила целую юриспруденцию, направленную против них; ведовство, как и неверие в ведьм, было объявлено ересью, предательством бога, особым преступлением, требующим применения пыток и смертной казни. (http://www.symbolarium.ru/index.php/).

Написанный германскими инквизиторами Г. Инститором и Я. Шпренгером в 1486 году трактат «Молот ведьм» послужил одним из поводов для массовых судебных процессов над т.н. ведьмами. Ведовские процессы не ограничивались инквизицией и происходили в Европе не только в католических, но и в протестантских государствах, а также в американских колониях Англии (Салемские ведьмы). Вопреки распространённому заблуждению, ведовство (тайные «знания», колдовство и прочие способности) само по себе не считалось в Западной Европе (как и у славян) преступлением, судебные дела против ведьм возбуждались только по обвинению в нанесении конкретного вреда истцу… (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Выделялись три категории ведьм: «чёрные», творящие исключительно зло, «серые», которые могли совершать и добрые дела, «белые», помогающие человеку. Большинство ведьм, согласно судебным процессам, относилось ко второй категории. (http://www.symbolarium.ru/index.php/).
 
Ведьмам:
-вменялась в вину духовная и плотская связь с дьяволом, наущающим их насылать порчу на людей и на скот (порча молока).
-приписывали (их колдовству) эпидемии, засуху, неурожай;
-приписывали способность предсказывать будущее, делать яды и приворотные зелья;
-приписывали способность к оборотничеству, полёту, оживлению любого предмета, невидимости. (http://www.symbolarium.ru/index.php/).

У славян основными умениями ведьм считались: способность к вредительству; умение отбирать молоко у  коров, шерсть у овец, яйца у домашней птицы и сало у свиней; лишать людей урожая и делать их вурдалаками; насылать болезни; портить продукты; ведьма может также руководить погодой: вызвать град, засуху, и т.п. Даже приснившись, ведьма может привести к неприятностям. (Считалось, что жертву колдовства должна постигать судьба восковой фигурки, изготовляемой специально для порчи и бросаемой в огонь и т.п., или какой-либо вещи, украденной у жертвы с той же целью).  (http://ru.wikipedia.org/wiki/).
 
Ведьма («та, кто владеет тайными сведениями») — один из ярчайших персонажей демонологии. Её описания и характеристики довольно детально представлены в этнографической литературе. Она символизирует не только абстрактное зло, иногда она может выступать символом смертоносной язвы или даже смерти, и в этом смысле её действия подобны действиям вампира  (Более чем символ были весы для ведьм в голландском городе Оудеватер: с их помощью устанавливали, уменьшен чёртом вес обвиняемой в ведовстве или у нее нормальный человеческий вес). (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Внешность ведьм отличает анормальность: они либо вызывающе уродливы, либо обольстительно прекрасны. Их одеяние также резко отличается от общепринятого вплоть до бласфемии (кощунственное ношение мужского платья) и полной наготы. Последняя… может рассматриваться как «техническое» условие исполнения ведьмовских или инициатических обрядов, проявление распущенности, средство телесного искушения… Современные ведьмы предпочитают использовать термин «одетые небом» и рассматривают наготу как показатель своей открытости влиянию сверхъестественных сил.         
Одна из специфических черт ведьм в европейских представлениях — их лёгкость, позволяющая им парить в воздухе, ходить по воде и не тонуть. (http://www.symbolarium.ru/index.php/).

«Бледное морщинистое лицо, крючковатый нос, который ловит всяческие запахи, большие алчные губы, каждый глаз по пятаку, недвижимые веки, которые не может пошевелить даже направленный в глаза солнечный луч — вот портрет нечестивого существа в облике женщины, без участия которой не обходилось ни одно нехорошее дело на земле». (http://ru.wikipedia.org/wiki/).
 
Во времена охоты на ведьм лицам, подозреваемым в поклонении дьяволу, вменялось в вину «сатанинство», дьявольство как подобие «доброго гения», духа семейства (spiritus familiaris) в облике зверя, хотя в магических ритуалах «семейственности» присягали независимо от союза с дьяволом.
От сердитого и мстительного характера некоторых ведьм этимологи выводят происхождение ругательного значения слова «ведьма» — «злая, сварливая женщина». Близко этому и слово «ворожея» (от «ворог» — «приворожить, вор, враг, вред»). (http://ru.wikipedia.org/wiki/).
 
Характерной способностью ведьмы является умение быть «всегда молодой» и перевоплощаться в разные образы («быть разнообразной»). В современной жизни христианских народов ведьма может быть символом нехорошей, сварливой женщины, а также человека, который много знает и может влиять на ход событий. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).
 
Есть две категории ведьм: прирождённые и учёные. Первым таинственная сила мастерства ведьмы дается от природы, вторые приобретают её путем обучения у первых или же получают от духов, общим заблуждением является утверждение, что ведьмами становятся взамен за жертвенные дары и жреческую службу («собственную душу»). Прирождённые ведьмы в своем отношении к людям добродушнее, чем учёные. Иногда они даже помогают людям избавиться от затей учёных ведьм… (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Образы ведьм ярко нарисовал в своих произведениях Иван Нечуй-Левицкий. (http://ru.wikipedia.org/wiki/% B4).
 
Среди людей бытовала мысль, что вредный тип ведьм портит коров, забирая у них молоко, что они накликают болезни и что некоторые являются вампирами. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).
 
Для общения с нечистой силой ведьмы слетались на шабаш верхом на помеле, на козле или свинье, в которых могли превратить человека. Особенно опасными считались ведьмы в периоды календарных праздников, когда их вмешательство могло повредить урожаю и благополучию всего общества: верили, что тогда (особенно в Новый год) можно увидеть ведьм, проносящихся в буре вместе с другой нечистью. (http://www.symbolarium.ru/index.php/).

К календарным праздникам приурочивались у разных народов обряды «сожжения ведьм» — чучел (итал. Бефана; слав. Мару); двери домов и хлевов помечались крестами, оберегами против ведьм. (http://www.symbolarium.ru/index.php/).

Языческие праздники ведьмы часто проводят на голых вершинах гор. В народе разделяли ведьм на две категории — «от рождения» и «учёных». Прирождённая, природная, или «от рождения» ведьма появляется, если у кого-то рождается подряд семь девушек, а между ними ни одного мальчика, или является представительницей третьего поколения внебрачных девушек или является просто дочерью ведьмы (в зависимости от региона). Прирождённая ведьма могла родиться у матери, которая, будучи беременной, готовила праздничные вечерние кушанья и ненароком проглотила уголёк, или же когда ребенка ещё в утробе матери прокляли «в такую минуту». Или, когда ребенок рождается вследствие чужой смерти. «Учёная» ведьма набирается своих сверхъестественных сил от другой ведьмы, или от чёрта, вообще от нечистой силы. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Отличия между «прирождённой» и «учёной» ведьмами в том, что прирождённая ведьма может иногда и исправить причиненный вред, но ученая никогда этого не сделает: «Хуже ведьма ученая, чем прирожденная»[6]. Училась ведьма у другой ведьмы или даже у самого чёрта. Народные пересказы связывают с процессом «инициации» ведьмы ритуалы, такие как, например, топтание иконы, прочтение молитвы наоборот, перебрасыванием через нож. Старшая ведьма также может умывать свою ученицу волшебным отваром, после чего та вылетала на улицу через печь и возвращалась уже ведьмой. Но окончательно обучение заканчивается на Лысой Горе. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).
 
Специализация славянских ведьм — изымание молока от коров. Коровье молоко с росой — любимое кушанье ведьм. Ведьмы любят принимать у себя по праздникам всякую нечистую силу, но, чтобы её угостить, должны, сперва, подобраться к чужим коровам и выдоить их до крови. Прирождённая ведьма доит коров, как обычная женщина. А учёная ведьма, после первого выдою, проделывает дырку в одном со столбов своего дома, затыкает её чопиком, и потом молоко течёт оттуда — будто из крана. Согласно другим источникам, ведьме довольно собрать на меже или пастбище  фартуком, или рубашкой, росу и выжать: молоко будет течь без остановки. Порой ведьма бегает доить коров, перевоплощаясь в белую собаку. Если же ведьма не может украсть молоко, то она хотя бы навредит корове, у коровы из вымени вместо молока будет течь кровь… (http://ru.wikipedia.org/wiki/).
 
Ведьма… может вызвать град, разные болезни, и даже смерть, завивая закрутки на ниве; воровать звезды с неба и вызвать затмение солнца и луны. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).
 
В древней мифологии ведьмы часто летают, используя для этого веник или метлу. Натираются неким снадобьем или наносят на запястье специальную мазь; вылетают через печь. В восточно-славянской мифологии цель их полета, обычно — Лысая Гора под Киевом, в немецкой — Брокен, в итальянской — Беневентский дуб. Здесь они организуют свои шабаши, то есть сборища («разгульные банкеты»), и отчитываются о совершенных злодеяниях перед высшей нечистой силой. Происходят шабаши обычно на первой неделе каждого нового месяца, или под праздник (например, Юрьев день). Возможно, что когда ведьма отправляется на шабаш, улетает только её душа, а тело остается на месте. Если же перевернуть тело ведьмы на 180°, то душа уже не сможет в него вернуться. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Перед посещением шабаша, ведьма (группа ведьм), во время заклинаний, полностью натирает себя особой мазью на основе змеиного жира, резеды, аконита, белены, белладонны, дурмана, истолченного в порошок сухого красного мухомора, пепла коры волчьего лыка (ХVII в.). Волосы распущены и, как правило, закрывают лицо. Затем следует погружение в глубокий транс, длящийся до 10-12 часов. Путешествия на шабаш ведьмы описывают, как полет на некоем предмете; характерно ощущение приятной прохлады. Воспоминания о шабаше у ведьм яркие, реалистичные, структурированные; как правило, это - общий сбор, жертвоприношение и оргия. После возвращения с шабаша, ведьма погружается в крепкий сон, длящийся до 2-х дней; по пробуждению чувствует себя бодрой и помолодевшей. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

В одном литературном произведении (Робин Кук «Грань риска») главным героем-ученым, занимающимся проблемами нейронов и воздействию на мозг психотропных веществ, была высказана мысль: «Как известно, перед полетом ведьмы на метле, дерево натирали специфическим психоделическим раствором и через женские гениталии это вещество проникало в организм колдуньи, ну а дальше, чего только не привидится и не ощутиться»… (http://ru.wikipedia.org/wiki/).
 
После смерти, ведьмы, как и упыри, могут вставать из могил, особенно если испытывали в жизни какую-то несправедливость, за которую хотят отомстить. На вере в это построена повесть Н. Гоголя «Вий». (http://ru.wikipedia.org/wiki/).
 
Ведьмы… имеют влияние на погоду, могут задерживать дождь и насылать таким образом засуху. В связи с этим суеверием был обычай испытания ведьм водой, о котором упоминает в своём «Слове», 1274 г. Серапион, епископ Владимирский, который был первым архимандритом Киево-Печерской лавры. Он написал свое «Слово» против самосудов над ведьмами на основании своих наблюдений за жизнью украинского народа.  Об испытании водой упоминается… в древне-индусской книге Ману и в вавилонском кодексе Хаммурапи. Неясные указания даются и в Авесте. В древне-немецком обычном праве и в законодательстве, также находится описание испытания водой. Идея этого испытания заключалась, видимо, в том, что вода, как чистая стихия, отказывается принять к себе людей, которые служат нечистой силе. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

В украинских судебных актах XVIII в. также встречаются непосредственные указания на испытание ведьм водой, так называемый «Суд Божий». Так, в 1709 году крестьяне и шляхтичи испытывали водой шляхтянку Яворскую: её раздели догола, связали накрест, как это обычно в таких случаях делалось — большой палец правой руки привязывали к большому пальцу левой ноги, а палец левой руки привязывали к пальцу правой ноги, — между связанными руками и ногами продели шнур и спустили горемычную в воду. И если она тонула, её признавали невиновной[7]. Описание подобного испытания водой показал и Квитка в своём произведении «Конотопская Ведьма». (http://ru.wikipedia.org/wiki/).
 
Девушек, считавшихся ведьмами, приводили к большой скале и давали в руки метлу. Если девушка разбивалась о скалы (что, разумеется, и происходило), то её считали невиновной. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Говорят, что тот, кто хочет увидеть ведьму, должен посмотреть через полено, в котором выпал сучок, или сквозь такое же отверстие в доске, которую тешут на гроб. Можно увидеть ведьму и через осиновую борону, изготовленную за один день. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Предметами, оберегающими людей от ведьм или их проделок, считаются смоляные крестики на двери, сделанные на Юрьев день, мак, которым обсыпают усадьбу. Маком отряхивают также конюшни и хлева, так как ведьмы, которые очень любят мак, собирают по зёрнышку и не имеют времени подойти к скоту. Под половик дома, где живёте, нужно положить железный нож или, в крайнем случае, кусок железа. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).
 
В свое время профессор В. Антонович обратил внимание на отличия в отношении к ведьмам у славян, и в Западной Европе, где ведьм очень строго преследовали и сжигали — первая ведьма сожжена в Тулузе в 1275 году. В Западной Европе главным основанием для преследования ведьм было подозрение в отношениях с нечистой силой, отступлении от «правильной» религии, то есть в так называемой апостасии. У славян, вместе с тем, все процессы против ведьм были построены на жалобах о каком-то конкретном вреде, который якобы причинила ведьма. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

В России ведьмы, наравне с проститутками, находились под защитой закона (пусть и с предельно низким общественным статусом), за их оскорбление полагалась выплата («бесчестье»); ведовство само по себе не являлось преступлением. Судебник 1589 года гласит: «А ****ям и видмам бесчестия 2 деньги против их промыслов»[8]. И если в Западной Европе ведьму привлекали к ответственности государственные, а чаще церковные учреждения, то у восточных славян, как правило, подобные процессы начинали только за иском частных лиц, при наличии обиженной стороны… (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Причина мягкости судебных приговоров относительно ведьм у славян и вообще отличного от западного трактования ведьм заключалась не столько в гуманизме православных судей, сколько в отсутствии в России демонологических представлений, вызывающих на западе жестокое преследование колдунов. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

«Допуская возможность волшебного таинственного влияния на бытовые, повседневные обстоятельства жизни, не видели взаимосвязи этих влияний со злым духом; демонология не только не была развита, как стройно упорядоченная система представлений, но до конца XVIII в., насколько можно судить, совсем не существовала в народном воображении. Народный взгляд на волшебство был не демонологический, а исключительно  пантеистический. Допуская существование в природе сил и законов, вообще неизвестных, народ считал, что многие из этих законов известны лицам, которые сумели тем или иным способом их познать. Итак, само по себе познание тайны природы не считалось за что-то греховное, противоречащее религиозному обучению».(В. Антонович). (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Образ ведьмы используется и в современном искусстве. Образы ведьм различны: от положительно-доброго (кинофильмы «Чародеи», «Колдунья» и популярные сериалы «Зачарованные», «Моя жена меня приворожила», «Сабрина — маленькая ведьма», «Тайный круг») до отрицательно-негативного («Вий», «Ведьма из Блэр»).               
В трилогии Филиппа Пулмана «Темные Начала», ведьмы представлены как веками не стареющие женщины, живущие кланами по всему миру. Автор описывает ведьм не столько как колдуний, сколько как вооруженных луками воительниц, рассекающих небесные просторы Севера.                В фантастических романах Лады Лузиной «Киевские ведьмы. Меч и крест» и «Киевские ведьмы. Выстрел в опере» — украинские и русские ведьмы ведут свой род от амазонок, обитавших на территории нынешнего Крыма.               
Ведьма (карточная игра), где в качестве ведьмы выступает пиковая дама. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Ведьма (др.-рус. «ведь» — «знание», «колдовство», «ведовство»
нем. Drude; некоторые ученые усматривают в этом слове отголосок слова «друид»). (http://www.symbolarium.ru/index.php/% B5).

Колдуньи, в низшей мифологии и народных поверьях - женщины, вступившие в союз с дьяволом (или другой нечистой силой) ради обретения сверхъестественных способностей. Вера в ведьм получила широкое распространение в средние века, чему способствовало христианское представление о женщине, как источнике соблазна и греха (к ведьмам относили также сторонников язычества; на представления о них повлияли воспоминания о языческом жречестве и, возможно, богах, образы которых снижались до уровня нечистой силы). (http://www.symbolarium.ru/index.php/% D0).

Атрибуты:
-животные-спутники или домашние духи (лат. Spiritus familiaris) ведьм, которые могут олицетворять их в качестве насылателей дождя, или выступать их воплощением: чёрные кошка или собака, жаба, змея, заяц (с заячьим хвостом поляки представляют себе черта, русские — ведьму; на Украине и в Белоруссии верят, что в облике зайца появляются ведьмы и колдуны), крыса — как пожирательница продовольственных запасов и переносчица эпидемий, волк, лиса (ездовые животные ведьм и чернокнижников, связанные с оборотничеством), сова (сычи) и летучие мыши (как ночные животные), ворон;
-необычные головные уборы, такие как высокий, часто пёстрый колпак — знак мудрости, могущества, сверхъестественных сил, намек на сатанинские рога;
-помело, метла — издавна наделяемая значительной магической силой принадлежность домашнего обихода, транспортное средство ведьм, фаллический символ;
-сито, кочерга, ухват, скамья — другие транспортные средства ведьм;
-козёл — ездовое животное ведьм, традиционный облик чёрта на картинах, изображавших шабаш ведьм;
-котёл — инструмент предсказаний и волшбы;
-волшебные, ядовитые травы, такие как аконит или белладонна;
-грибы: растущие кругом, «ведьмовские кольца») — след ночных хороводов ведьм или эльфов; галлюциногенные — связаны с пророчествами и полётами ведьм. (http://www.symbolarium.ru/index.php/).
 
Локусы:
-ночь — культы земли и умерших, оргиастические ритуалы, как и любые другие требующие тайны действия, во многих культурах отправляются в ночное время;
-перекрёсток — посвящённое Гекате магическое и опасное место перехода между мирами, выбора (между жизнью и смертью), встречи противоположностей (добро и зло, время и пространство), обитания заблудших душ;
-гора — в Центральной Европе древние высоты-святилища рассматриваются как места сборища злых духов и шабаша ведьм (Лысая гора, Блоксберге, гора Брокен в Гарце);
-дымоход — образ мировой оси и связи между мирами, путь входа в дом или выхода из него для многих демонических и волшебных персонажей;
-туман — в среднеевропейских сказках часто объясняется действиями демонических существ (кипячение, варка, прядение), состояние, в котором обычные органы чувств не состоятельны, символ сокрытости грядущего и потустороннего;
-пещера, землянка (т.н. «ведьмина кухня») — места обитания природных духов, средоточие природных и хтонических сил;
-вихрь, буря — образ танцующего с ведьмой дьявола, воплощение полёта, переносчик ведьм, колдунов и злых духов. (http://www.symbolarium.ru/index.php/).
 
Основные символы:
-число 13 — обозначение Сатаны в обрядах ведьм, число шабаша ведьм: согласно поверью, 12 ведьм должны сожительствовать с чертом, как с тринадцатым;
-опрокинутая пентаграмма, или «ведьмина нога». (http://www.symbolarium.ru/index.php/).

Античность.
«Греческая мифология, особенно в ее различных мистериях, изобилует волшебными напитками и ведьмиными котлами».
Некоторые из ведьм античности:
-Цирцея, которая превращает спутников Одиссея в свиней;
-Каллипсо, у которой Одиссей проводит семь лет;
-Медея;
-Ведьма, наказавшая своего любовника, превратив того в бобра;
-Фессалийская ведьма из поэмы Лукана; описание процесса приготовления ею колдовской смеси для временного оживления свежего трупа заслуживает отдельного упоминания:
«Все, что природа вокруг на гибель и зло породила,
Вместе мешает она. Собаки здесь бешеной пена,
Рыси лесной требуха, позвоночник гиены свирепой,
Здесь и оленьи мозги, змею проглотившего с кормом…
На Красных морях дорогих жемчугов хранитель — ехидна,
Из аравийских пустынь крылатые змеи и кожа,
Заживо сползшая с тел рогатых ливийских керастов,
И на восточном костре сгоревшего феникса пепел.
Все эти яды смешав — знаменитые вместе с простыми, -
Листьев прибавила к ним заклятых волшбою запретной».
«На праздник „поминовения родителей“ (13 февраля) души усопших смели посещать мир людей, и ведьмы использовали это время призраков, чтобы с помощью черных бобов завязывать „злые языки“».(http://www.symbolarium.ru/index.php/).
 
На формирование образа ведьмы значительное влияние оказали:
-Геката — воплощение Ужасной Матери, богиня колдовства и мрака, которая может встретиться на перекрёстках и у (свежих) могил в окружении сонма адских псов и ведьм;
-Диана — богиня, образ и имя которой послужили основой для образа Аньяны. В средневековой ведьме также обнаруживаются многие/все аспекты, свойственные Диане (акушерка, Великая Мать, избегающая мужчин девственница[10], ангел смерти, всепрощающая Мать всех несчастных). (http://www.symbolarium.ru/index.php/).

Северная традиция:
-Сова у кельтов, среди прочих, имеет наименование «ночная ведьма».
-В кельтской мифологии способность защитить от ведьм приписывается тростнику.
-Герои Конан и Финн запутались в размотанной пряже дожидающихся там ведьм и были уволочены ими на тот свет. (http://www.symbolarium.ru/index.php/).

Европа:
Аньяна — тип колдуньи из испанского фольклора, чьё имя предположительно происходит от Яна или Диана. (http://www.symbolarium.ru/index.php/).

Славяне:
В восточнославянских поверьях женщина, обладающая вредоносными демоническими свойствами; относится к категории «знающих» людей (ср. названия ведьм, образованные от слов «знать», «ведать»: ведьма, ведунья, знахарка). В образе ведьмы находят отражение как древнеславянские архаические верования, так и книжно-христианские представления, восходящие к европейским средневековым учениям о ведовстве. Обычная женщина могла, как считалось, приобрести сверхъестественные способности либо по наследству от матери-ведьмы, либо в результате союза со злым духом, чертом, который вселялся в нее, вступал с ней в любовную связь, заключал какую-то сделку. Ведовские способности могла передать женщине умирающая ведьма, которая старалась перед смертью избавиться от сидящего в ней «не своего духа». Совмещение в ведьме человеческого и демонического начала понималось в народных верованиях как вид двоедушия: согласно мотивам быличек, пока ведьма спит, ее душа в виде животного или насекомого выходит из тела, чтобы вредить людям…(http://www.symbolarium.ru/index.php/).

Обычно ведьма представлялась старой и безобразной женщиной, с седыми растрепанными волосами, крючковатым носом, горбатой или хромой. Её отличительной особенностью является дикий или хмурый взгляд, покрасневшие и бегающие глаза; она не смотрит в глаза собеседника; в ее зрачках можно видеть перевернутое вверх ногами отражение человека. Характерными чертами внешности ведьмы считались небольшие (скрытые в волосах) рожки и хвост. (http://www.symbolarium.ru/index.php/).

Ведьме приписывались такие вредоносные свойства, как способность портить скот и отнимать у коров молоко; насылать порчу, в результате которой люди болеют, новорожденные по ночам плачут, свадьбы расстраиваются, супруги ссорятся и т.п. Ведьма может сделать так, что жир с чужих свиней «переходит» к ее свиньям; куры в соседнем дворе перестают нестись, а у ведьмы начинают нестись лучше; пряжа с чужих веретен «уходит» на веретено ведьмы. Делая заломы и порежины в чужом поле, ведьма отбирает урожай в свою пользу. На Украине и в Карпатах верили, что ведьмы могут вызвать непогоду и засуху, наслать град, бурю, наводнение, пожар, похитить небесные светила. (http://www.symbolarium.ru/index.php/).

Особенно опасными становились ведьмы в большие годовые праздники (в Юрьев день, на Ивана Купалу, на Рождество), а также в периоды полнолуния или новолуния, в грозовые ночи. Нападая в такие дни на людей и домашний скот, ведьма оборачивалась жабой, котом, собакой, свиньей и другим животным; могла превратиться в колесо, решето, стог сена либо стать невидимой. Особого рода обычаи были направлены на то, чтобы в это время подкараулить, выследить и разоблачить ведьмарствующих женщин… (http://www.symbolarium.ru/index.php/).

В ночь накануне Ивана Купалы, хозяева караулили ведьму в своем хлеву и, завидев кота или лягушку, отсекали животному лапу, а на следующий день в пораненной женщине-соседке узнавали ведьму. Считалось также, что ведьму можно заставить прийти к купальскому костру; для этого на огне кипятили цедилку (полотно, через которое процеживали молоко) с воткнутыми в нее иголками, либо лили в костер или на раскаленный серп молоко той коровы, которую «испортила» ведьма; люди верили, что от этого у нее горело все нутро и она вынуждена была приблизиться к костру, чтобы прекратить свои мучения. Опознать ведьму можно было и во время церковной службы (особенно пасхальной и рождественской): подозреваемая в ведьмарстве женщина должна была стоять спиной к алтарю, или держала на голове подойник, или старалась дотронуться до иконы, рясы священника, хоругви, или не принимала участия в крестном ходе вокруг церкви. (http://www.symbolarium.ru/index.php/).

Еще один широко распространенный мотив, характерный для рассказов о ведьмах, — это ее полеты на шабаш: в ночь перед днем Ивана Купалы она мажется колдовским зельем, вылетает через дымоход со словами: «Выезжаю, выезжаю, ни за что не задеваю» и летит верхом на метле (хлебной лопате, кочерге, вилах, в ступе, в решете, на сороке или на животных) к месту общего сбора — на «ведьминскую» гору, «Лысую гору», либо на высокое дерево (дуб, сосну, тополь, березу). Там ведьмы веселятся, пируют, танцуют вместе с чертями, дерутся между собой и т.п. (http://www.symbolarium.ru/index.php/).

Общими для славян являются представления о трудной смерти ведьмы, которая не может умереть до тех пор, пока не освободится от своей второй, демонической души, то есть пока не передаст кому-нибудь из людей свою колдовскую силу…(http://www.symbolarium.ru/index.php/).

Приписываемая березе способность изгонять злых духов, вероятно, стала причиной того, что ведьм секли березовыми розгами во время ритуалов изгнания беса. (http://www.symbolarium.ru/index.php/).

Кавказ:
Кудиани — аналог ведьмы в грузинской мифологии.
Сибирь:
В верованиях аборигенов Сибири демонические женские существа превращаются в волков.
Япония:
Согласно верованиям Древней Японии, демонические женские существа превращаются в лис.
Индуизм:
Весьма напоминают ведьм женщины из окружения Кали (дакхими, йогини, бхайрави, шакини), которых та обучает магическим искусствам.
Магия:
Ведьмам приписывалась враждебная людям узловая магия: они якобы символически-магически связывали ремни брюк мужчин, вступающих в брак, и делали их не способными к произведению потомства.

Талисманами, способными защитить от ведьм считаются:
-алмаз — защита;
-медь — рассеивание чар, способность обнаруживать ведьм и колдунов;
-малахит с гравированным на нём изображением солнца;
-магнетит, магнитное железо — в одной из магометанских легенд рассказывается, что Александр Великий снабдил своих солдат магнетитами против заклинаний и вредоносных воздействий злых духов, джинов и ведьм;
-серебряные пули — по народным верованиям, способны изгонять или убивать ведьм грозы, если стрелять ими по грозовым облакам;
-пентаграмма на пороге, перекладине или самой двери дома;
-соль на пороге дома — демоны боятся соли; в довольно ранних сказаниях о «шабаше ведьм» говорится, что вся пища, подававшаяся там для угощения, несоленая;
-заячья лапка или голова;
-ведьмин орех;
-Плевок оберегает от ведьм и бесов, поскольку слюна обладает особой целительной и разрушительной силой.
-Во многих сказаниях говорится о том, что колокола своим звоном изгоняют демонических существ и сковывают ведьм погоды, предотвращая грозу. (http://www.symbolarium.ru/index.php/).
 
Очищающее воздействие приписывается:
-огню — «очистительное пламя» имеет свойство лишать телесности ведьм и другие демонические существа;
-воде — считается, что она отталкивает зло — отсюда обычай выявлять ведьм, бросая подозреваемых женщин в водоемы, чтобы посмотреть, всплывут они или нет.
Считалось необходимым избегать людей, боящихся тени, чтобы не оказаться в их власти — к их числу относят и ведьм. (http://www.symbolarium.ru/index.php/).

Оккультизм:
В колоде карт Таро с образом ведьмы соотносятся:
-II аркан «Великая Жрица» — «Они видели в ней „царицу ведьм“, которая, несмотря на все преследования дьявола, характерные для позднего средневековья, пережила все напасти. На некоторых старых картах Таро жрица действительно сидит на своем кресле (троне) либо на покрытом травой холме: по представлению современных толкователей культа ведьм, это — святая гора или святой гроб предков, именно на этом месте ведьмы проводили свои таинственные собрания, обращали в свою веру и учили непосвященных».
-XV аркан «Дьявол» — «на котором вы видите нашего цыганского дьявола Бенгорро с крыльями летучей мыши, орлиными когтями и козлиной головой. Он руководит шабашом ведьм».
-В Средние века было принято изображать Диавола и в качестве женщины, часто даже в образе Венеры. У нас от этой традиции осталась «чертова бабушка». Диана/Артемида, поклонение которой в Средние века преследовалось как ведьмовство, в древности также изображалась с оленьими рогами. От имени «Диана» образовано слово «ведьма» в старых романских языках.
-XVII аркан «Звезда» — для «современных почитателей Таро, которые склонны видеть в картах свидетельства цыганской и ведьминой мудрости, это — мудрая женщина, „познавшая все тайны природы, трав и звезд, мужской силы и женского плодородия“».
-XVIII аркан «Луна» — «Коф. Ведьма: Йони, застывшая в ожидании. Иллюзия есть Посвящение Хаоса». (http://www.symbolarium.ru/index.php/).

Психология:
Образ ведьмы в европейской народной традиции — лишь частный случай распространенного по всему миру страха перед женским полом. Почти у всех древних и «примитивных» народов существуют представления о демоничности некоторых женщин, способных к волшебству, лишению мужчин сексуальной силы, убийству, а порой — и к людоедству. От классического европейского образа ведьмы они отличаются несколько иными внешними проявлениями, часто с акцентом на мотиве оборотничества. Как символы тёмного аспекта женственности, ведьмы внушают мужчине невротический страх, который тот стремится преодолеть и уничтожить «с бешеной агрессивностью даже с помощью огня, если испытание водой ничего не дало».
Глубинная психология усматривает в образе ведьм архетипическое истолкование мифологемы матери в его негативном качестве иллюзорного воплощения «темной стороны души, женственного аспекта мужчины», вызванное к жизни прежде всего подавлением влечения взрослеющего мужчины к матери. По мнению Юнга, страх кровосмешения становится страхом быть проглоченным матерью и в искаженном воображении вызывает, в частности, образ ведьмы, проглатывающей детей.
«Продолжением» образа ведьмы может выступать мачеха как образ злой антиматери в пословицах и сказках, например, в сказках братьев Гримм.
Отдельной темы заслуживает, подкрепляемое множеством средневековых «свидетельств», представление о превращении ведьмами мужчин в импотентов, посредством vagina dentata — снабженного зубами влагалища. Под этим названием также известны описания целого ряда клинических случаев, связанных как с органическими изменениями слизистой стенки влагалища, так и явления сугубо невротического генеза. (http://www.symbolarium.ru/index.php/).
 
Представления о ведьмах породили многочисленные средневековые легенды и позднейшие былички, нашли отражение в изобразительном искусстве (X. Бальдунг), в художественной литературе (У. Шекспир, Н. Гоголь).
В «Фаусте» Гёте предводительницей ведьм выступает «госпожа Баубо». (http://www.symbolarium.ru/index.php/).

Вошедшее в поговорку выражение «злая (ведьма) семерка» — обозначение сварливой супруги, у которой «страсть к спорам проистекает из неблагоприятного расположения звезд»; восходит к старинным картам и карточным играм: на семерке изображался черт, и эта карта могла побивать все другие. (http://www.symbolarium.ru/index.php/).
 
Фигурируют в сказаниях, сказках, мифах, в их символическом значении, которое никак не связано со страшными гонениями на ведьм в Европе в эпоху средневековья.
Европейская инквизиция, занимавшаяся ведьмами, снабдила мир подобных представлений псевдонаучным аппаратом, обосновывающим практически совершаемые их убийства.
В наше время образ ведьмы иногда берется в качестве символа определенных течений в феминистском движении, означающем протест против засилья мужского начала — мужского «тоталитаризма», мужского «шовинизма» — в обществе. (http://www.symbolarium.ru/index.php/).

Французский оккультист Альфонс Луи Констан (Элифас Леви) пишет в своей знаменитой «Истории магии» о европейских кочевых племенах: «Если «добропорядочные» оседлые граждане видели в таких бродячих кузнечных семьях духов, кобольдов и демонов, то благородное сословие из городских поселений охотно навещало их. Еще и теперь в цыганских сказаниях можно встретить упоминание, что бродячие цыгане находили защиту от охотников за ведьмами у горожан»…
Женщина в древности олицетворяла мудрость, и лишь в более поздние века ей стали приписывать связь с дьяволом и злыми духами.
Чем больше ведьм жгла инквизиция, тем больше ведьм появлялось. «Им просто не было конца», — пишет, сокрушаясь, один просветитель, который пытался найти проблески разума в темную эпоху средневековья.
В шабашах ведьм продолжали жить древние ритуалы оплодотворения, и дьявол становился символом природы, материи, зова плоти — и женщины.
В сказках и легендах королевы часто бывают родом из сверхъестественной сферы, например фея-королева, или — под отрицательным знаком — ведьма-королева (в стране басков называемая «la dama» и «la senora»). Эти символические фигуры позволяют сделать вывод, что в более ранние времена за женщиной, по крайней мере в сакральной области, признавалось большее влияние, чем в христианскую эпоху,не говоря уже о «матриархальном» периоде человеческой истории. (http://www.symbolarium.ru/index.php/).

Согласно средневековым представлениям, «шабаш ведьм» выглядел как инверсия воскресенья, так как предполагалось, что, пока Бог отдыхал, дьявол пользовался этим и действовал вовсю. (http://www.symbolarium.ru/index.php/).

Цыгане Восточной Европы изображают крест похожим на трезубец, поэтому местное население и дало ему различные наименования вроде «цыганского креста» или «черной вилки», а отсюда уже рукой подать до ночных атрибутов ведьминого шабаша («чертовы вилы»). (http://www.symbolarium.ru/index.php/).

Продолжение: http://proza.ru/2013/10/05/1774.


Рецензии