Рейд. Стреноженная стройка
Строительство Нефтекумска ведёт СМУ-2 треста «Ставропольнефтегазстрой». Рабочие этого управления заняты сейчас на 24 крупных объектах. Жилые дома, магазины, школы, детские сады, ясли. Дом пионеров, дворец культуры, узел связи – всё это очень важно и нужно для молодого города нефтяников.
Некоторые из объектов предпусковые. Нашей задачей было выявить причины, оттягивающие сроки сдачи, лихорадящие строительство, создающие авралы и штурмовщину. А всё это бывает, особенно в предпусковые дни.
Мы подошли к началу работы к пятиэтажному дому номер двенадцать, в котором идут отделочные работы. Объект сдаточный. Тишина. Не работает ни один механизм. Рабочие сидят живописными группами. Подходим к одной из них. И узнаём, что у штукатуров-маляров из бригад Г. А. Минебаевой и Ю. П. Бочарова нет раствора, что его придётся ждать, ещё, видимо, долго, и, что так бывает, почти каждый день. Две бригады – это сорок человек. Узнаём, что на соседнем таком же доме номер семнадцать простаивают по аналогичной причине столько же штукатуров.
Ещё группа. Здесь десять человек кровельщиков простаивают из-за отсутствия материала. Не выполнена заявка бригадира В. И. Митиной, а должны были завезти пергамент ещё вчера.
Картина удручающая. Входим в дом, минуем несколько лестничных пролётов и попадаем в комнату, где установлен растворонасос. Обслуживают его моторист В. Г. Дылёва и подсобница В. Н. Кулявка. У насоса «колдуют» слесари. Сняли кожух, разобрали подшипники. Там вместо смазки – раствор. Двигатель тоже весь залит цементом. Ребята начинают стыдить молодых работниц. Те отмахиваются – мол, нам лишь бы мотор крутился. А ведь в марте этого года местные «прожектористы» проводили рейд по использованию и сбережению средств малой механизации. Результаты его обсуждались на комсомольском собрании. Было вынесено решение улучшить отношение к малой механизации, а, поди ж ты, – в подшипниках вместо смазки – раствор.
Едем к старшему диспетчеру СМУ-2 В. Соколову и просим его объяснить, почему нет на объектах раствора. Он, молча, достаёт копию почасового графика-заявки на этот день. Заявка сдана на растворный узел управления подсобных предприятий треста «Ставропольнефтегазстрой» вовремя. Итак, по заявке, узел должен был поставить к семи часам на 17-й и 12-й объекты по три кубометра раствора (по две машины). А на часах уже восемь. Если учесть, что строители начинают работу в половине восьмого, то на двух объектах четыре бригады штукатуров-маляров потеряли уже 40 часов.
До растворного узла от конторы управления пять минут ходу. Заходим в диспетчерскую. Маленькая комнатка буквально забита людьми. Здесь и прораб бетонно-растворного узла А. В. Левина. Достаём график отгрузки раствора объектам СМУ-2. Всего на линии пять самосвалов автобазы номер два всё того же треста «Ставропольнефтегазстрой». Подсчитываем цикл подготовки и загрузки полутора кубов раствора. Он равен пяти минутам. Добавляем время на ездку и разгрузку. Получается восемь машин в час. В графике-заявке СМУ-2 стоит именно это количество. Но машины не выдерживают этот график.
А. В. Левина поясняет нам причину – простаивание машин на объектах. Бывает по часу. Первая машина, например, которая отправилась на объект, вновь встала под погрузку спустя тридцать пять минут. Придётся выяснять, сколько же шофёры действительно затрачивают на дорогу.
Пока идёт разговор – проходит полчаса. Вновь справляемся о поставке раствора на объекты. В половине девятого подвезли на двенадцатый два с половиной кубометра, на семнадцатом бригады всё ещё сидят без дела.
Девять часов, десять. На семнадцатом раствора нет, на двенадцатый подвезли ещё две машины. Садимся за расчёты. Получается, что к десяти тридцати на двух взятых нами под контроль объектах только штукатуры-маляры потеряли по вине бетонно-растворного узла 130 часов, плюс бригада кровельщиков, которую снабдили материалом в 9.30, добавила 20 часов, итого – 150 часов рабочего времени. При такой организации труда и потерях не удивительно, что в бригаде штукатуров-маляров И. Я. Сизинцева рабочие получают по 36 рублей в месяц.
Но это ещё не все потери. Раствор готовится на вулканическом пепле. Просеивают его на узле небрежно, и в раствор идёт очень крупная фракция. Чтобы избавиться от неё, приходится раствор тщательно фильтровать на объектах. Мы полчаса наблюдали за работой на растворонасосе. На вибросите остаётся минимум треть раствора в виде крупного пепла. Всё это выбрасывается за окно. Помимо огромной потери времени, пропадает цемент, в котором растворо-бетонный узел и так испытывает недостаток.
После обеда машины пошли одна за одной. Надо бы радоваться, но давайте прежде разберёмся. Когда растворному узлу предъявляют претензии, они показывают заявку, мол, выполнена. Действительно, заявки всегда выполняются, но в основном в послеобеденное время. Буквально заваливают раствором, и если в первой половине дня штукатуры ничего или почти ничего не делают, то после полудня приходится, что называется, «вкалывать». Работают дотемна. Раствор застывает и остаётся глыбами-памятниками нерадивости и бесхозяйственности работников бетонно-растворного узла.
Поэтому, радости большой, что работа узла после обеда наладилась, нет. Но надо же выяснить, сколько времени водитель затрачивает на одну ездку. И как получается, что шофёр П. К. Ефремов, выехав из-под погрузки в 6.40, прибыл на объект, до которого десять минут ходьбы, в восемь? На этот вопрос, кстати, нам никто не смог ответить. Ни на растворном узле, ни в СМУ-2, а самого шофёра не удалось встретить.
Самосвал 47-76 встал под разгрузку в 13 часов 35 минут. С шестой попытки шофёр поднял и зафиксировал кузов. Раствор медленно сполз в корыто. Около половины осталось в кузове. Рабочие полезли вынимать его лопатами. «И каждый раз так – кубометр сгрузит, а полкуба лопатами выбрасываем, - жалуются женщины, - совсем кузова не чистят после смены». Машина ушла с разгрузки через 20 минут. Значит, с дорогой полчаса. Подходит самосвал под номером 86-72. Натужно ревёт мотор, но кузов поднимается лишь на несколько сантиметров. Подскакивают двое рабочих и руками помогают «технике». Тоже доразгрузка лопатами. И тоже двадцать минут.
Всё стало ясно. Автобаза номер два выпускает на линию, не совсем исправные или не совсем пригодные для работы машины. Определение «самосвалы» уже не подходит к ним, так как машины не саморазгружаются, водители не очищают кузова от остатков раствора, и он, накапливаясь, мешает разгрузке.
Двадцать шестого августа, в день нашего рейда, на площадке второго этажа СМУ-2 на специальной подставке укрепили памятное юбилейное знамя райкома партии и райисполкома победителю соревнования в честь 50-летия Советской власти. Оно передано управлению на вечное хранение. Награда значительная. Может, успехи были лишь в прошлом? Пожалуй, нет. Стоит пройтись по улицам Нефтекумска и воочию убедишься, что успехи эти постоянны – город нефтяников растёт на глазах. Другое дело, какого труда стоят эти успехи. Ведь если бы наладил растворо-бетонный узел чётко свою работу, выдавал раствор по графику, не было бы авралов у штукатуров. Выполнил бы вовремя заявку кровельщиков начальник четвёртого участка Б. Р. Вейнгард, и они не сидели бы без дела два часа. Несвоевременная поставка железобетонных изделий, отсутствие машин для подвозки рабочих на отдалённые объекты, неисправность самосвалов на линиях – всё это тормозит строительство молодого города. Выводы же пусть сделают те, по чьей вине это происходит.
Газета «Молодой ленинец», Ставрополь, 10 сентября 1970 г.
Свидетельство о публикации №213100500207