Как я делал фильм к юбилею кафедры. Окончание

И, конечно, я набрал в архивах самой кафедры снимки разных лет, на которых были запечатлены и выступления на защитах диссертаций сотрудников кафедры, и шахматные кафедральные турниры, и практики,  и стажировки сотрудников.  Особую страницу составляли  фронтовые фотографии преподавателей кафедры.

Оговорюсь о том, что в поисках идеи, с чего начать эту 65-летнюю хронику и от чего оттолкнуться,  мысль о показе детей, понятия не имеющих о сложном и долгом пути, который прошла вычислительная техника до их да  и до моего рождения пришла ко мне не сразу. О ее реализации я уже рассказал в первой части этой истории.  (Кстати, вот  уцелевшие кадры этой съемки:  http://vk.com/video26001_79230189 )

Главное чего я хотел избежать - это "говорящих голов" и назойливого дикторского текста.   И тут мне пришла  идея, правда, не ахти какая новая, но в рамках тех технических средств и материалов, которые я насобирал, вполне осуществимая, идея параллельного монтажа. Я подставлял звуковой и начало видеоряда с репортажной видеосъемкой пятилетней давности, а затем, оставляя звук, т.е. голос говорившего, в качестве видеоряда использовал подходящий случаю материал.

Например, рассказывает одна из наших преподавательниц, как в  начальный период блокады Ленинграда они с трудом   добирались до школы,  и я  показываю на экране  вначале ее,  затем ее же фото в молодости, а потом под продолжение рассказа отыскиваю в хроникальных материалах ленинградскую  блокадную киносъемку. Тема блокады  мне близка еще и потому, потому что у меня дед и дядя были блокадниками.

Или такой эпизод. Выступает с юбилейным словом начальник вычислительного центра нашего института, рассказывает, какой долгий путь прошел их центр, начиная с вычислительных машин "Урал", а  мы подставляем под его речь кадры учебного фильма пятидесятых годов. Заставка этого фильма идет под победоносный дикторский голос:   "Современные ЦВМ могут выполнять сотни и даже тысячи операций в секунду!"   При этом на экране исполинские устройства, которые обслуживают десятки операторов в белых халатах.  Эти кадры и  слова  не могут не вызвать  доброй улыбки, ведь большинство зрителей будущего фильма еще застали эти машины и работали на них!

Включил я в этот фильм  и более озорные эпизоды. Например, наш ректор с экрана вещает о том, в каких тяжелых условиях нам приходилось работать в период перестройки, когда  зимой  за неуплату отключали отопление, и студенты сидели в аудитории в пальто, а писали в перчатках.  Я, как помню, в этот период надевал на себя два толстых свитера и ходил вдоль доски, диктуя текст для записи, не в обычном размеренном темпе, а буквально бегал взад-вперед, чтобы согреться.  Так вот под продолжение ректорской  речи о тяжелых, невыносимых условиях работы и их героическом преодолении я подставлял видеоряд кафедрального застолья и послезастольных танцев на праздновании Восьмого марта на кафедре. Комический эффект был потрясающим. 

Но были и печальные кадры. За два года до создания нашего фильма неожиданно скончался заместитель заведующего нашей кафедрой Александр Васильевич Плотников. Он был всеобщим любимцем. Остроумный неунывающий человек,  буквально искрящийся выдумками, идеями. В числе его близких друзей были его однокурсники ЛЭТИ - Ким Рыжов, Александр Колкер, Генрих Рябкин. Дружил он  также со времен  своих  спортивных выступлений на первенство Союза с Владимиром Куниным, известным писателем и драматургом.  На видео у нас было много материалов с его участием и  недавних,  и любительских киносъемок 20-летней давности, где он еще молодой, вспомнив свою спортивную юность, выполняет  кульбиты и сальто. Мы  это все собрали на видео вместе, смонтировали, но вставал вопрос, какое дать звуковое сопровождение? И тут мне пришла идея: музыка, только музыка! Но какая?

Я переслушал массу мелодий, всё не подходило. И тут меня осенило: я нашел  очень печальное соло на трубе  на  мелодию песни "Опустела без тебя земля..." Давать эту песню с текстом было бы слишком в лоб. А вот дать ее сопровождением к  кадрам, где он хохочет, иногда смешно гримасничает, в некоторых кадрах буквально стоит на голове, а в других что-то доказывает или просто задумчиво сидит, и все это на фоне пахмутовской мелодии - это была находка. 

Два месяца мы провозились с этим фильмом. Техника, имевшаяся у нас, позволяла доводить стыковку при монтаже, и видео, и аудио,  с точностью до отдельного кадра.
А мы все вылизывали и вылизывали.

И наконец фильм был готов. Показ его мы осуществили в Комарово на даче, которую арендовал институт. Собралось человек двадцать сотрудников кафедры. Я жутко переживал. Все-таки фильм длился целых тридцать пять минут, как бы люди не заскучали.

 Было это в феврале 1996 года. Во время демонстрации раздавались и взрывы хохота, и аплодисменты. Когда включили свет, на глазах у многих я заметил слезы. Это были сожаления  по ушедшим безвозвратно годам, по ушедшей молодости. Люди  на экране увидели себя, какими они были несколько десятков лет назад.  Большинство видели кадры старой киносъемки впервые.

Начало: http://proza.ru/2013/10/04/914


Рецензии
Отличная работа!
Я демонтировал УРАЛ!

Григорий Аванесов   05.10.2021 21:36     Заявить о нарушении
И куда пошли его запчасти?

Владимир Байков   05.10.2021 23:45   Заявить о нарушении