Живущая для любви

Живущая для любви
Из цикла «Люди и судьбы»

Лида родилась восьмимесячной. У мамы уже была дочь, которая росла без отца. Рожать второго ребенка мама не хотела. Она пыталась травить плод, провоцируя выкидыш, но ничего не помогло. Дети, увы, иногда появляются на свет нежеланными…
Лида росла бойкой и озорной девчонкой. Растила ее бабушка. Они жили в деревянном доме на улице Красной. Природа ничем не обделила Лиду. К семнадцати годам она налилась девичьей статью, забеременела от молодого человека. Тот предложил ей выйти за него замуж. Молодые стали жить вместе с бабушкой. Лида родила дочь Настеньку. Мужа призвали на срочную службу в армию.
Рабочую карьеру Лида начала курьером в управлении Глуховского хлопчатобумажного комбината. После декретного отпуска на мало оплачиваемую курьерскую работу возвращаться не захотела. Устроилась в 70-е годы слесарем-сборщиком на НЗТА. Собирала насосы и форсунки для белорусских тракторов. Работа была сдельной, и на сборке можно было заработать приличные по тем временам деньги – 160-180 рублей в месяц. Лида пошла учиться в школу рабочей молодежи, так как закончила только восемь классов. Но какая учеба, когда гормоны играют? Занятия она часто пропускала, а затем и вовсе бросила школу…
Она положила глаз на мастера восьмого цеха. Дмитрий был высокого роста, учился заочно в Политехническом институте, филиал которого располагался в Ногинске. Он казался Лиде привлекательным человеком. Ему еще не было тридцати лет. Первый брак у него распался. Детей не было. А квартира однокомнатная была. Лида решила его покорить. Переспать с ней он переспал, и не раз, но жениться не предлагал. Когда Лида забеременела, он спокойно сказал:
- Общественный абортарий всех принимает…
Лиде пришлось сделать аборт.
Когда после демобилизации со срочной службы вернулся ее муж, то жить с ним Лида почему-то не стала. Тот переселился в Электросталь, где жили его родители, и довольно быстро создал там новую семью. И, кстати, алименты на оставленную дочь платил исправно.
Лида встретила вполне достойного мужчину – степенного, делового, носившего очки в солидной оправе. Владимир окончил Плехановский институт народного хозяйства. Работал заместителем директора оптовой базы в поселке Храпуново. Лида второй раз вышла замуж. Со стороны казалось, что у нее наступила пора спокойной супружеской жизни. Бабушка умерла. Дочь пошла в школу. Их дом предназначался под снос. Для них маячила перспектива получить благоустроенное жилье в центре Ногинска.
В то время в котельной на улице Советской Конституции слесари оборудовали приличную сауну, которую сами посещали и друзей приглашали «спустить пот» после трудовой недели. Бывал в этой сауне и я. После сауны мы принимали внутрь водку или коньяк, потом перешли на пиво. А затем поняли, что лучше всего после сауны - квас или свежий чай.
Однажды я случайно встретил Лидию возле здания нарсуда на улице Климова. Разговорились, и она напросилась, чтобы я пригласил ее в сауну. И не одну, а с подругой. Я поговорил об этом с другом, который работал в котельной. Женька ответил:
- Жалко что ли? Пусть приходят…
 В условленное время я зашел за Лидой. Она с подругой уже ждали меня. В это время в доме появился ее второй муж. Лида безмятежно сказала:
- Мы идем с Поповым и Мариной в сауну. Будем поздно…
      Владимир ее сообщение просто принял к сведению.
 Чтобы не создавать лишних кривотолков, Женька провел Лиду и ее длинноногую подругу в котельную с запасного входа, и никто из операторов паровых котлов не видел, что мы привели в сауну двух девиц. Женька веник обычно прихватывал, и мы в сауне не только пот спускали, но и веничком дубовым или березовым телеса свои хлестали. Две замужние дамы захотели принять с нами участие в этой процедуре – ради Бога! После принятия душа мы выходили, обернув себя в простыни, пили чай и коротали время за игрой в карты – в подкидного дурака вчетвером играли. Вот и все…
Когда возвращались домой, то дамы были не очень довольны. Лида мне  выговорила:
- Могли бы что-нибудь из спиртного купить. Мы с вами расслабились бы на
полную катушку… А так выходит, что вы ни себе удовольствия сексуального не доставили, ни нам. Жмоты…
Я ответил что-то вроде того, что они с Женькой – не кобели, и женам не изменяют. Лида, вздохнув, разочарованно сказала:
- Попов – ты очень правильный. А я правильных людей не люблю. Мне с ними скучно. И Марине тоже…
Больше в сауну дамы с нами не напрашивались.
Я не раз встречал Лиду и Марину в разных частях города в окружении особей мужского пола. Им нравилось бывать в мужских компаниях. Я не удивился, когда узнал, что Владимир развелся с Лидой, перебрался жить к родителям, а потом женился на другой женщине.
Лида продолжала менять мужчин. И регулярно посещала женскую консультацию – брала направления на аборты. Мужики продолжали на нее «западать», но теперь она хоть могла не бояться в очередной раз «залететь». После операции гинеколог ее уведомил, что она уже не сможет рожать…
Вскоре я переехал в другой микрорайон и редко встречал Лиду. Новости о ней узнавал от общих знакомых. К сожалению, ничего радужного не слышал. Дом, где Лида жила, снесли и ей с подросшей дочерью предоставили однокомнатную квартиру в девятиэтажке на улице Комсомольской. Меня огорчали слухи о том,  что Настя, как и ее мать, пошла по рукам… Оправдывалась пословица о том, что яблоко от яблони недалеко падает. Лида всегда больше заботилась о самой себе, а Настя росла, как трава, наблюдала за сумбурной жизнью мамы, а потом и сама вступила на ее стезю.
Меня очень огорчил рассказ знакомой женщины, которая поведала о том, как один из соседей Лиды тащил Настю домой на руках. Он, мол, нашел ее в невменяемом состоянии в лесочке возле стадиона «Авангард». То ли напоили Настю ребята, то ли имели ее хором, то ли обкололась она…
На меня подобные рассказы производят угнетающее впечатление. Пока Лида пребывала на лечении в больнице, Настя умудрилась продать квартиру. Лида ныне живет в одной из морозовских казарм с новым мужчиной. Настя перебралась с подругой в Москву. Они снимают вдвоем жилплощадь в спальном районе криминальной столицы коррупционного государства и строят планы о том, как им уехать за границу… 
Накануне весеннего праздника 8 Марта я встретил Лиду на Октябрьском рынке. Она благоухала. На ней хорошо смотрелась норковая шубка, голова модно повязана махеровым шарфиком. Макияж на лице блистал умелый. Для дамы, которой за сорок, она выглядела, пожалуй, привлекательной.
Когда Лиду бросил Дмитрий, она казалась жалкой, и напоминала кошку, которую вышвырнули на улицу в дождливый вечер. Но как только в ее жизни появлялся новый мужчина, она преображалась. Чистила перышки, прихорашивалась, и будто лучилась изнутри. И такую, изнутри сияющую Лиду, я встретил на рынке. Взглянул мельком на ее мужчину, который стоял в стороне, пока она покупала упаковку сигарет. Он был немного угрюм. 
- Не надоели тебе мужики-то? – спросил я, кивая на ее кавалера.
- Разве они могут надоесть? – удивилась она. – А тебе не надоела жена? Ты,
кажется, лет тридцать с ней прожил.
- Как может надоесть хороший человек? – улыбаясь, ответил я.
- Ты хоть раз ей изменял? – поинтересовалась Лида.
- Нет, - ответил я. – Как можно? Я тогда чувствовал бы себя нечестным
человеком…
- Сдохнуть можно! – воскликнула Лида. – Попов, ты – мамонт. Как можно
тридцать лет прожить с одним  человеком? Я бы, наверное, свихнулась от такого постоянства. Я мужиков люблю и живу для любви. А вот ты для чего
живешь? Все статейки в газеты тискаешь? Да кто нынче газеты читает? Все деньги делают…
- Хочешь, я о тебе напишу? 
- А что? – Лида на пару секунд задумалась. – Напиши. Обо мне еще никто не
писал. Только ты что-нибудь элегантное и изящное напиши, чтобы мне все завидовали…
Вы не знаете, почему многие люди хотят, чтобы им другие завидовали? Им это какой-то жизненный тонус дает?
- Знаешь сколько у меня мужиков было? – продолжала хвастаться Лида. - Обо мне целый роман можно написать…
- На роман я едва ли потяну, а зарисовку могу…
Купив сигарет, сияющая Лида побежала к поджидавшему ее мужчине. Мне показалось, что она в этот момент выглядела счастливой. «А не так уж и много ей нужно для счастья, - подумал я. – Главное, чтобы ее кто-то любил, чтобы она не чувствовала себя одинокой…»
2007


Рецензии