Умом Россию не понять...
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
( Ф. Тютчев ).
*******************
Дерутся все за власть сейчас,
Не пенсий, не зарплаты не дают.
Правители гребут подчас,
На блюдечке им водку подают.
Психушки, тюрьмы, интернаты
Когда в Россию вы легли?
Когда в России заскрипели латы?
И в смертный бой нас повели.
Но рухнут тюрьмы, рухнут интернаты.
Свободой вдруг задышит человек,
Когда: “ Вперёд! “- вдруг прокричат солдаты;
И сбросит мглу наш так бурливый век.
Соединятся все планетные народы.
Всё будет без границ и занавес;
И прокричат отдельные уроды:
“ Ах, страшен нам во тьме тот самый "лев"”.
А "лев" из мглы придёт,
И ужаснутся те уроды-твари,
Когда их жизнь уйдёт,
Как берега Гварнари.
Земля – наш дом родной,
Не нужно нам границ.
Как в песне той одной –
Все упадут пред Богом ниц.
И будет новый мир похож на сказку.
Все будут членами одной семьи;
И будут песни петь на Пасху,
И хватит всем одной скамьи.
Там зла не будет и в помине;
Все люди будут жить одним только добром;
И каждый улыбнётся мине,
Состроенной каким-то подлецом.
И служба безопасности Вселенной
Совьёт гнездо на голубой Земле.
Все люди скажут: “ Ой!”
И запоют все хором песни о добре.
Добро и зло – они всегда шли параллельно;
Но вот, о чудо, зло побеждено.
И даже на окраинах Вселенной
Запели гимн, что зло повержено.
Они запели, что не будет мрака,
Что будет только Божий свет.
И даже те в созвездии Рака
Займутся изучением Вед.
Мы все стремимся к миру и согласию.
Так почему не сделать этого, друзья?
Ведь даже на обломках самовластия
Напишут дети наши имена.
Вы спросите: “ А как же деньги, слава и почёт?”
Я вам скажу: “ Не надо ничего. Ведь всё замрёт.”
Ещё я вам скажу:” Всё приходящее –
Также деньги, слава и почёт;
А солнце рано утром восходящее,
Даёт зарю и жизнь даёт.
Давайте радоваться солнцу,
Живой росе и мотыльков полёт;
И песне, посвящённой Горцу,
Который в детских мультиках живёт.
Но если же отдельные дебилы,
Которых есть не мало на земле,
Прольют чужую кровь по их вине, -
Не испугайтесь! Приготовьте "вилы”.
И Бог простит вам грех!
Доверьтесь мне!
Ох, эти мне приматы.
Дебильность с них сочит на каждом их шагу,
У них в мозгах нет ничего,
И только лишь кусочек ваты
Торчит на темечке в шару.
Но бросим их, они достойны нашего презрения.
Пусть коньяки и водку пьют в дворцах своих.
Мы констатируем без сожаления:
Умрут они – помогут в этом Высшие Миры.
Теперь вернёмся к теме всем понятной.
Чему нас учат Библии листы?
Чтоб быть добрей. И речи внятной
Прислушаемся – и я, и он, и ты.
Все были посланы они – святые эти:
И Будда, и Мухаммед, и Христос –
На землю нашу Высшими Мирами,
Чтоб было меньше на земле каприз и слёз.
Те Высшие Миры всё ближе входят в умы людей.
Да так должно и быть.
Ведь в скором осмыслении всех идей,
Все люди говорят – тому и жить.
Те Высшие Миры от нас далёко,
А может близко,- их не разберёшь.
Поройся, друг, в себе –
Авось, их и найдёшь.
Не надо телескопа и ракеты,
Ты загляни в себя, открой секрет.
И ты увидишь лучше, чем Аскеты,
Прожившие не знаю сколько лет.
В конце-концов пишу я :
Все мы люди – братья,
Одна Земля у нас и Бог-отец один.
Так неужели на обломках самовластия
Мы не посеем сад,
Чтоб был для всех един.
( сочинено 25 октября 1996 )…
Свидетельство о публикации №213100601083
Были ли предупреждения, близкие к изложенным в Ноосферизме поло
жениям, на протяжении истории человеческой мысли? – Были, но они пока
«висят на экране истории человеческой мысли» не востребованными. Приве
дём некоторые из них (некоторые автор уже приводил выше, и, тем не менее,
снова решил повторить):
• 4700 лет назад на одном из первых памятников письменности – на
стене пирамиды Хеопса – было высечено иероглифами изречение – преду
преждение древнеегипетского мыслителя Имхотепа, очевидно, по предполо
жению автора, вызванное экологической катастрофой на Севере Африки, по
родившей пустыню Сахару: «Люди погибнут от неумения пользоваться си
лами природы и от незнания истинного мира»;
• в 1820 году знаменитый ученый – биолог-эволюционист Жан Ба
тист Ламарк заметил (наверное, тогда уже проявился античеловеческий и ан
типриродный характер колонизаторской деятельности европейцев, в первую
очередь испанских, португальских, французских, английских и бельгийских
колонизаторов): «Вследствие беззаботного отношения к будущему и равно
душия к себе подобным человек сам как бы способствует уничтожению
средств к самосохранению и, тем самым, истреблению своего вида… Можно,
пожалуй, сказать, что назначение человека заключается в том, чтобы уни
чтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для оби
тания…»;
• в 1974 году в книге «Замыкающийся круг» известный американский
эколог Б.Коммонер де-факто сформулировал экологический приговор капи
талистической системе: технологии на базе частной собственности уничто
жают главное богатство человечества – экосферу;
• в 1989 году известный советский и русский философ Э.Гирусов, на
Круглом Столе высказался так: «…допустимый резерв, который нам дала
природа, а мы развивались как бы в долг у природы, вот он сегодня практи
чески исчерпан»;
• в 1991 году, в Докладе, написанном по заказу Мирового банка,
группой ученых-экономистов-экологов во главе с Гудлендом, Дейли и Эль
Серафи был фактически сформулирован экологический запрет на рыночную
форму социально-экономического развития: «в условиях уже заполненной
земной экологической ниши, рыночный механизм развития экономики ис
черпал себя»;
• в 2002 году в монографии «Глобалистика» российский ученый
физик А.П.Федотов на основе своего прогнозного моделирования развития
человечества во взаимодействии с Биосферой указал на вхождение человече
ства в 2025±5 году в «зону» двойного коллапса: (1) коллапса между челове
чеством и Биосферой и (2) коллапса между бедным большинством человече
ства (по данным А.И.Фурсова 50% населения мира, относящегося к наиболее
бедным странам, владеют всего лишь 1% мирового богатства, а 1% самых
богатых капиталовладельцев в мире владеют 40% мирового богатства, а 10%
богатых («богатейший дециль») – 85% мирового богатства) и богатым мень
шинством, как результата нарастающей поляризации в присвоении богатств,
создаваемого трудом человека в мире господства капитала и рынка.
Вот почему императив выживаемости есть одновременно синтез но
осферного и социалистического императивов, и другой стратегии выжи
ваемости у человечества нет.
Сам В.И.Вернадский глубоко осознавал связь его учения о ноосфере с
научным социализмом. Он писал, уже на закате своей жизни: «…то понятие
ноосферы, которое вытекает из биогеохимических представлений, находится
в полном созвучии с основой идеей, проникающей «научный социализм».
Как показал автор в монографии «Основания и императивы стратегии
развития России в XXI веке» [14], для России характерны следующие ос
нования её бытия, носящие для неё онтологический, и, следовательно, –
императивный, характер:
• первое основание – её евразийство. Исторический генез России –
это евразийский генез; он, с одной стороны, – обусловил её внутреннее соци
окультурное разнообразие, при примате цивилизационно-объединяющей
функции русской культуры и русского языка, а с другой стороны – определил
особый – русский – тип синтеза «Востока» и «Запада», о котором
Л.Н.Гумилев в книге «Тысячелетие вокруг Каспия» написал так [15, с. 51]:
«Эта географическая целостность, населенная разнообразными народами с
разными хозяйственными навыками, религиями, социальными учреждениями
и нравами, тем не менее, всеми соседями ощущалось как некое единство…»;
• второе основание – историософское, вытекающее из первого:
Россия – «евразийская ось» истории (на это глобальное свойство России
указал английский геополитик Макиндер); и в соответствии с этим основани
ем она, по автору, служит своеобразным «маятником» колебаний напряжен
ности истории. Л.Н.Гумилев в своей реконструкции этнической истории
Евразии (вернее – российской Евразии) на протяжении последних 3000лет
показал, что устойчивость евразийского пространства в Истории человече
ства формировались только тогда, когда появлялись государственные – супе
рэтнические «скрепы» этого пространства. Появление Российского государ
ства стабилизировало эволюцию народов России и оказало влияние на геопо
литическую устойчивость мира в последние 300 лет;
• третье основание – большая пространственно-временная мет
рика континуума российского бытия, которая определяет доминирование
длинных циклов в развитии России. Это приводит к периодическим мощным
«рывкам» в её поступательном движении. Эту особенность исторического
развития С.Валянский и Д.Калюжный в одной из своих книг в 2004 году
назвали «Русскими горками» [16];
• четвертое основание – «холодность» территории; поэтому,
вследствие высокой энергостоимости функционирования экономики в Рос
сии, требовался более высокий уровень её «закрытости»; используемая в
настоящее время идеологема «открытой экономики» в политике либерально
рыночных реформ в течение последних 25 лет поставила Россию на грань
самоуничтожения: её императив выживания требует отказа от этого принци
па и сопровождающего его принципа рыночного фундаментализма;
• пятое основание – действующий примат духовного начала над
материальным началом; он связан с соборностью, общинностью, как ба
зовыми свойствами российской цивилизации, примат которых исторически
подпитывался суровыми географическими условиями выживания;
• шестое основание – вытекает из пятого, и в определенном
смысле его конкретизирует: Россия – цивилизация Правды; при этом
русское понятие «правда» более ёмкое по смыслу, чем «истина», она есть
синтез Истины, Добра, Красоты и Справедливости. В этом контексте автор
развил это положение и показал, что Россия изначально, с момента становле
ния её как евразийской цивилизации была цивилизацией своеобразного («ци
вилизационного») ценностного социализма: поэтому Великая Русская (Ок
тябрьская) Социалистическая революция была формой российско
цивилизационного отрицания капитализма (это же происходит и в начале
XXI века);
• седьмое основание – идеократия. Россия, как цивилизация с
большим пространством-времени бытия, нуждается всегда в большой нацио
нальной идее. Такой идеей в начале XXI века становится Ноосферный Эко
логический Духовный Социализм или Ноосферизм;
• восьмое основание российской цивилизации – это русская ци
вилизация, русский народ, русскость как фундаментальные свойства
российской цивилизации и её духовности. «Русскость – отмечал автор в
монографии «Основания и императивы стратегии развития России в XXI ве
ке» [14, с. 241], – есть синтез евразийского и славянского начал… и по языку,
и по культуре, и по ценностям, и по своей философии, и соответственно по
истории, которая в них сконцентрировалась, «свернулась», русский народ
остаётся славянским народом, и в то же время бытийствует как евразийский,
а не европейский народ (который, как справедливо заметил Н.Я.Данилевский
является германо-романским народом)»;
• девятое основание – хозяйственно-космическое. Эта космиче
ская направленность российской хозяйственной системы, которая в обла
сти научно-философской и философско-религиозной рефлексий породила
Эпоху Русского Возрождения (с ноосферно-космической направленностью)
[17], начиная с XVIII в., и Русский Космизм, ставший «почвой» для появле
ния теоретической и практической космонавтики и ноосферного учения
В.И.Вернадского, обусловлена:
• и «холодностью» климата, и суровостью условий выживания,
• и необходимостью кооперации народов на территории России,
• и большим пространством евразийской территории внутри
России.
Игорь Тушенцов 08.05.2025 08:57 Заявить о нарушении
ющими специфическими законами функционирования её экономики, при
доминирующей роли Закона Кооперации (цивилизационная общинность), за
кона плановой регуляции, закона мобилизации (из-за холодного климата и
рискового земледелия), определили Социалистический и Космический про
рывы человечества в ХХ веке из России, и по автору являются основанием
прогноза Ноосферного Прорыва из России в XXI веке.
Игорь Тушенцов 08.05.2025 09:00 Заявить о нарушении
Таким образом, три главных противоречия определяют развитие
человечества в XXI веке и предопределяют Ноосферный Прорыв, как
базовое условие экологического спасения человечества:
• Противоречие между рыночно-капиталистической системой хо
зяйственного природопотребления и Биосферой, перешедшее в конфликт
ную фазу – первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы;
• Противоречие между Капитализмом и Социализмом;
• Противоречие между Капиталом и Трудом, которое, на фоне
первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, перешло в проти
воречие между Капиталом и Человеком.
Частичное понимание, что противоречие между Трудом и Капиталом
переросло в противоречие между Человеком и Капиталом, присутствует в
рефлексии ряда западных мыслителей, хотя они не ставят так вопрос, как
ставит автор этого доклада.
Например, И.Валлерстайн определил капитализм как «болезнь», кото
рую надо суметь остановить, «пока она не уничтожит организм общества».
Эта «болезнь» «разрушает общество и природу, и может привести на край
гибели» [20, с. 165, 169].
Позитивное разрешение этих противоречий одновременно означает и
реализацию императива выживаемости.
В «Манифесте ноосферного социализма» [3] автор указал на Ноосфе
ризм или Ноосферный Социализм как на форму реализации истинного, дей
ствительного гуманизма.
«Эпоха Великого Эволюционного Перелома, – писал автор, – означает
одновременно и конец буржуазного гуманизма, выросшего из Западноевро
пейского Возрождения и ставшего основой современного капитализма, в
центре которого эгоцентричная самость буржуазного человека, его частный
интерес. Первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы есть не только
экологический финал капитализма, но и конец буржуазного гуманизма, его
историческое и экологическое развенчание. Буржуазный гуманизм есть гу
манизм отчужденного человека в пространстве действия Социальной Капи
тал-Мегамашины, превращенная форма гуманизма, т.е. квазигуманизм, его
иллюзия, иными словами, – машина отчуждения человека от самого себя, от
своей природы и от природы, как таковой… Ноосферный прорыв в XXI веке
есть прорыв к истинному ноосферному гуманизму как гуманистическому из
мерению ноосферного социализма» [3, с. 66].
Игорь Тушенцов 08.05.2025 09:05 Заявить о нарушении
не имеет других альтернатив, как возрождение социалистического раз
вития, но в новом – ноосферном качестве. Россия призвана стать духов
ным водителем человечества на пути Ноосферном прорыва. Научный
коммунизм XXI века, вбирая в себя весь опыт истории коммунистического
идеала, предстает как ноосферный коммунизм… Миссия коммунизма в
XXI веке – спасти человечество от экологической гибели. Ленинский импе
ратив, обращенный к коммунистам, обретает свой новый гуманистический
смысл. Быть коммунистом XXI века – это означает быть гуманистом XXI ве
ка, всей своей деятельностью, революционной борьбой способствовать оче
ловечиванию человечества, т.е. подъему сознания, интеллекта человека, его
духовности и нравственности на уровень ответственности за сохранение все
го разнообразия жизни на Земле, на уровень космопланетарного сознания и
космопланетарной ответственности. Мыслить глобально и ноосферно, а дей
ствовать локально, с учетом конкретных исторических обстоятельств» [6].
Игорь Тушенцов 08.05.2025 09:33 Заявить о нарушении
«ученый древности») такое оставил предупреждение, высеченное иерогли
фами на одной из стен пирамиды Хеопса 4700 лет назад: «Люди, погибнут
от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного ми
ра» [3, c. 8].
А Жан Батист Ламарк в 1820 году сформулировал следующее пре
дупреждение будущим потомкам:
«Вследствие беззаботного отношения к будущему и равнодушия к себе
подобным человек сам как бы способствует уничтожению средств к самосо
хранению и, тем самым, истреблению своего вида… Можно, пожалуй, ска
зать, что назначение человека заключается в том, чтобы уничтожить
16
свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обита
ния…» [3, с. 12] (выдел. нами, С.А.).
Но именно ХХ-й век породил глобальный экологический кризис к сере
дине этого века, который перешѐл затем, в оценке автора, в первую фазу
Глобальной Экологической Катастрофы на рубеже 80-х – 90-х годов, поста
вив тем самым на «повестку дня» XXI века переход человечества к Ноосфер
ному Экологическому Духовному Социализму или Ноосферизму [72 – 76, 78 – 82, 84 – 90, 92 - 96].
В чем состоит особая миссия ХХ века? Что он проманифестировал чело
вечеству? Почему так успешно развивавшаяся Стихийная история человече
ства на протяжении 100-120 веков, породившая феномены мировой культу
ры, науки, современной экономики, рыночно-капиталистической формации и
научно-технического прогресса (в логике которой ученые прогнозируют
наступление VI технологического уклада и информационной культуры,
«цифровой экономики» [1, 4 – 9, 49, 50]), вдруг «споткнулась» о ХХ-й век в
форме выхода на арену Большой Логики Социоприродной Эволюции
(БЛСЭ), заявившей о себе через первую фазу Глобальной Экологической Ка
тастрофы?
Игорь Тушенцов 09.05.2025 20:43 Заявить о нарушении
как «века энергетической революции», т.е. века, в котором произошел скачок
в энергетическом базисе мирового хозяйства в 10 в 7-й степени раз [68, с. 14],
и
открытого
автором
Закона
интеллектно-информационно
энергетического баланса (соответствия), который в авторской интерпрета
ции еще имеет название «Закона опережения ростом лага упреждения по
следствий в долгосрочном стратегическом управлении роста энергетического
воздействия социальной системы на Природу» [68, с. 17].
Этот закон формулируется так [68, с. 17]:
«чем больше со стороны социальной системы воздействие, по
своей энергетической мощи, на природу, тем больше требуется лаг
упреждения последствий от этого воздействия, и соответственно – тем
более долгосрочным должно быть стратегическое управление будущим
со стороны этой социальной системы» [97, с. 14], и тем более наукоѐмки
ми должны быть управление и олицетворяющая его власть».
Скачок в энергетике миро-хозяйственного воздействия человече
ства на Биосферу в 10 в 7-й степени раз и проявил собой, в соответствии
с требованиями этого закона, катастрофическую неадекватность сти
хийных регуляторов сложившейся истории (рынок, институт частной соб
ственности на средства производства, доминирование закона конкуренции,
рыночно-капиталистическая система, войны и насилие, в том числе эксплуа
тация человека человеком, и др.) и этой большой энергетики. Именно
несоответствие большой энергетики миро-хозяйственного воздействия
на природу и стихийной парадигмы истории и определило к середине ХХ
века глобальный экологический кризис, а к его завершению – Первую
фазу Глобальной Экологической Катастрофы.
Игорь Тушенцов 09.05.2025 20:45 Заявить о нарушении
дующему заключению, вытекающему из его анализа экологической ситуации
в мире [33]: технологии на базе частной собственности уничтожают глав
ное богатство человечества – экосферу (экосистемы).
В Докладе Мировому банку, написанном группой ученых-экономистов
экологов во главе с Гудлендом, Дейли и Эль-Серафи в 1991 году, был выне
сен вердикт [3, с. 9]: «в условиях уже заполненной земной экологической
ниши, рыночной механизм развития экономики исчерпал себя».
Игорь Тушенцов 09.05.2025 20:48 Заявить о нарушении
уничтожила организм общества» (выдел. нами, С.А.).
Теперь эта «болезнь» материализовалась в форме первой фазы Глобаль
ной Экологической Катастрофы, за которой де-факто «скрываются» гло
бальная патология человечества [96] и тотальный рыночный экоцид
природы (и затем соответственно рыночно-капитало-генная форма экологи
ческого самоубийства человечества; его Ю.Горский и В.Лавшук назвали
смертью «от экологического СПИДа» [18, с. 7]).
Горский и В.Лавшук в работе «Жизнь или смерть цивилизации» в 1994
году дали такой прогноз, корреспондируемый с вышеприведенными оценка
ми [18, с. 11]:
«…остаѐтся бесспорным: цивилизация, руководствующаяся сиюми
нутными потребительскими приоритетами и развивающаяся стихийно,
в целом неумолимо движется к зоне бифуркации (по нашим прогнозам:
2020 – 2050 годы), за которой должна начаться либо еѐ стремительная
гибель, либо еѐ мучительное возрождение путѐм перехода на новые при
оритеты и принципы организации своей жизнедеятельности на основе
реальной, а не декларативной гармонизации с ПРИРОДОЙ».
Игорь Тушенцов 09.05.2025 20:55 Заявить о нарушении
Дыры в коллективном разуме человечества, этой своеобразной формы прояв
ления ИИЭАР, служит «Предупреждение ученых мира человечеству: второе
уведомление», написанное международной командой ученых во главе с про
фессором Уильямом Рипплом из университета Штата Орегон (США) и под
писанное более чем 15-ю тысячами ученых из 184 стран, и изданное в 2017
году. По данным этого письма за последние 25 лет, с момента появления
первого «Предупреждения» в 1992 году, произошло [84, с. 6]:
сокращение пресной воды на душу населения на 26%;
резкое снижение улова «дикой рыбы» в мировом океане;
увеличение числа «мѐртвых зон» в океане на 75%;
истребление лесных угодий объемом 1,2 миллиона квадратных кило
метров;
значительный рост выбросов в атмосферу углерода и средних темпе
ратур;
рост численности населения планеты на 35% при одновременном со
кращении численности млекопитающих, рептилий, амфибий, птиц и рыб (по
звоночных животных) на 29%;
и т.д.
Игорь Тушенцов 10.05.2025 05:44 Заявить о нарушении
ко всему человечеству. И его глобально-экологическая острота растет с
ускорением.
«Быть» – означает стать действительным человеком, т.е. осуще
ствить ноосферную человеческую революцию, в том числе и ноосфер
ную революцию в эволюции Разума, миссия которой – качественный
скачок от состояния «Разум-для-Себя» в состояние «Разум-для
Биосферы, Земли, Космоса».
В этом состоит суть ноосферной апологии человечества как «аполо
гии человечества от будущего» [86]. И в этом процессе «апологии чело
вечества от будущего» особую роль играет вступающий в силу Закон
опережения прогрессом человека научно-технического прогресса.
Но этот закон не может быть реализован в пространстве мира гос
подства власти Капитала, духа торгашества.
Игорь Тушенцов 10.05.2025 08:19 Заявить о нарушении
Ноосферного Прорыва.
Научный Коммунизм XXI века, вбирая в себя весь опыт истории
коммунистического идеала, предстаѐт как ноосферный коммунизм. В
литературной форме его описал И.А.Ефремов в романе «Час быка» ещѐ в
начале 70-х годов ХХ века, незадолго до своей смерти.
Миссия коммунизма и коммунистов в XXI веке – спасти человече
ство от экологической гибели… Быть коммунистом XXI века – это зна
чит быть гуманистом XXI века, всей своей деятельностью, революцион
ной борьбой способствовать победе очеловечивания человечества, т.е.
подъему сознания, интеллекта человека, его духовности и нравственно
сти на уровень ответственности за сохранение всего разнообразия жизни
на Земле, на уровень космопланетарного сознания и космопланетарной
ответственности.
Игорь Тушенцов 09.06.2025 08:45 Заявить о нарушении
занимаются медициной, спортом, образованием, семьей, социальным обеспе
чением, не объединятся в один корпус проблем человека, если не будет в
правительстве ответственного учреждения, отвечающего за нацию, еѐ здоро
вье, причѐм не только физическое, но и духовное, психологическое и соци
альное, то мы потеряем нацию. Мы уже еѐ теряем – население за Уралом на 1
кв.км составляет 1,7 человека, что равно плотности населения времен палео
лита, древнего человека…
Истинное движение – это духовно-интеллектуальное объединение, пла
нетарно-космический подъем нации, освоение ею своих резервов, Космоса,
сближение еѐ с космическим интеллектом…
…в условиях развѐртывания научно-технической революции под но
осферой следует понимать земное планетарное и космическое пространство,
которое преобразуется и управляется человеческим разумом, гарантиру
ющим всестороннее, прогрессивное развитие человечества…
Игорь Тушенцов 09.06.2025 09:01 Заявить о нарушении
ся та разумная часть человечества, в первую очередь среди тех, кто трудится,
творит, созидает, служит общественному благу, кто осознаѐт, что капита
лизм, как и рынок, стал «экологическим могильщиком» человечества. И его
Будущее имеет только единственное основание – Ноосферизм или Но
осферный Экологический Духовный Социализм.
Именно эта единственная альтернатива делает научно-технический
прогресс гуманистическим, раскрывает простор действию Закона опе
режения прогрессом человека научно-технического прогресса.
Игорь Тушенцов 09.06.2025 09:09 Заявить о нарушении