Кузница
весна от кузницы берёт ».
А. Твардовский.
Без кузницы в селе не обойтись. Ни в животно-водстве, а в полеводстве тем более. Любое дело начи-нается с кузницы. Ковка лошадей, ремонт с/х машин, починка с/х инвентаря, - всё делается в этой сельской мастерской.
Когда я принял отделение, то первым делом решил пойти в кузницу. Сам бы её сразу не нашёл, отвёл меня завхоз Деркачёв Николай Владимирович. Пошли сначала в сторону речки, на зады, потом долго петляли среди мусорных куч, наконец-то подошли.
- А вот и она самая, любуйся, эта наша кузня.
Она была не машинном дворе, где ей положено быть, а на задах частных подворий, среди навозных и мусорных куч, на берегу речки, куда подъехать телеге не так-то просто, а на тракторе с с/х машинами и по-давно. Помещение было без окон, сложено из самана, теснота – не повернуться, и видно было, что никогда эта кузенка не ремонтировалось.
Оборудование тоже было допотопным, времён царя Гороха. Кузнечный горн небольшой, дутьё руч-ное, слабое, при помощи кожаных мехов и деревян-ного шеста. Электроэнергия не подведена, ни элек-тронаждака, ни сверлильного станка, ни электросвар-ки.
Я долго стоял, смотрел на кузницу и только развел руками. Господи, куда я попал? Как было до войны, так всё до сих пор и осталось. Что они здесь все глупые? Как они могли ещё работать. Да и работа-ли ли вообще, или только делали вид что работают. Такая крохотная примитивная сельская кузница не справлялась, да и не могла справиться с теперешними задачами.
Косов про это, конечно же, знал. У него до этого самого дальнего отделения просто руки не до-ходили. Сам ещё новичок, только недавно приехал. А совхоз-то огромный, считай, чуть ли не полрайона, разве сразу наладишь работу на всех отделениях. Вот он и направил меня сюда, в эту «дыру»:
- Переезжай на шестое. А как наладить там ра-боту – ты сам знаешь. Учить тебя не надо, в технике и в агрономии ты разбираешься.
Вот так. Доверил шестое мне, а доверие надо оправдывать. Делать было нечего, надо было, засучат-ся и работать.
Кстати, многое, что мне не нравилось в Петро-павловке. Куда ни кинь, как говорится, всюду был клин. Контора была в ветхой избёнке, животноводче-ские помещения саманные, крытые соломой, водопро-вода небыло, зимою скот поили по старинке, на речке в прорубях.
Ясней ясного, надо немедленно начинать пе-рестраивать работу по-новому. И, конечно же, надо было с кузницы.
Но мой приезд угодил как раз к весеннее-посевной, и было не до этого. Коней на переправе не меняют, надо сначала отвести весенний сев. И как только сеялочные агрегаты стали возвращаться с по-лей, сразу, не мешкая, решил приступить к строитель-ству новой кузницы.
Пока что одной лишь кузницы. Но это потре-бует больших затрат: и денежных, и материальных. Я давал себе отчёт, что я человек в коллективе пока ещё новый, и чтобы решиться на такие затраты, надо было сначала заручиться поддержкой. Это надо было сде-лать, чтобы не было после лишних разговоров, шушу-каний по углам. Был же определённый риск: а вдруг перестройка надолго затянется, или, не дай бог со-рвётся.
На собрании рабочих я поделился своими мыслями. Единомышленники нашлись, меня поддер-жали. А на следующее утро, после собрания, вместе со своим активом: бригадиром тракторной бригады Блиновым Валентином, звеньевым Деркачёвым Нико-лаем Григорьевичем, опытнейшим механизатором Мелеховым Дмитрием Павловичем, шофером Руле-вым Иваном Михайловичем твёрдо договорились, что:
1. На отделение нужен современный ма-шинный двор, просторный, с площадками для постоянного хранения. На полный парк сельхоз машин, и даже с некоторым запасом.
2. А для этого сначала надо построить новую кузницу, и, конечно же, на новом месте. Место это должно быть не в селе, не на задах, где она сейчас, а за селом, на расстоянии от села метров за двести-триста. Не меньше. Чтобы все работники были на виду, и можно было увидеть, кто пришёл на рабо-ту, а кто нет, и кто и когда появился на работе.
А как ведь было: пошёл механизатор на зады вроде-ка в кузницу. Пошёл и как пропал. А после глядишь, в кустах где-то затерялся. А там и дом ря-дом, зашёл на минутку домой, потом в магазин за куревом, потом встретил товарища, покурили. Смотришь, и день прошёл, а дела никакого не сде-лано.
Кузница должна быть у всего села на виду, на самом бойком месте.
3. Кузница, конечно же, должна отвечать современным требованиям. В ней должен быть просторный кузнечный горн, с механическим дутьём, должен быть верстак, окованный листо-вой сталью, на четыре-пять рабочих мест. Там должны быть тиски, и кузнечные и слесарные, и хотя бы небольшой сверлильный станок.
4. Сварочный трансформатор был, но должно быть и помещение для электросварочных работ. И, конечно же, рядом с кузницей.
5. Дополнительно потребуется ещё одна трансформаторная подстанция.
6. Надо определить место для складирования списанной техники.
7. Так как вся сельхозтехника на резиновым ходу, то потребуется и гаражное оборудование – компрессор, вулканизатор.
Актив меня поддержал, все поняли, что делать все эти дела надо, что время наступило другое, и жить, как раньше жили, нельзя.
Но чтобы всё это сделать, потребуются материа-лы: доски, металлический уголок, листовая сталь. Совхоз для отделения должен приобрести сварочный агрегат САГ, сверлильный станок, гаражное оборудо-вание. Совхоз должен заказать районным электрикам, чтобы они построили около новой кузницы дополни-тельно трансформаторную подстанцию.
Со своими предложениями и мыслями после посевной поехал к Косову. Поначалу я думал, что он отмахнётся от наших просьб. Он внимательно , не перебивая, выслушал меня, и словно давно уже ждал меня с подобными предложениями, вздохнул и как-то устало произнёс:
- Как наладить там работу ты сам знаешь. Учить тебя не надо. Всё правильно ты говоришь, и правильно делаешь. Мы будем помогать. А ты давай начинай и делай.
Поддержка директора–большое дело. Теперь, после того как получили от Косова одобрение, «нача-ли и делали» свою перестройку уже уверенно, и с настроением. К уборочной новая кузница была гото-ва.
Всё шло, как и задумали. Сельхозмашины и трактора сконцентрировали в одном специально отве-дённом месте. Сеялки, культиваторы, кормоубороч-ную технику установили на профилированных пло-щадках на длительное и временное хранение согласно правилам.
Техобслуживание, текущий ремонт стали прово-дить вовремя и без особых проблем. Здесь же была не только кузница, но и электросварка. Невдалеке разме-стили склады горючесмазочных материалов. Для зимнего ремонта сеялок и культиваторов строители из центральной усадьбы построили каменный гараж. Бригадир Блинов Валентин проявил инициативу: вместе с механизаторами установил таль. Теперь, чтобы снять с трактора двигатель, не надо ждать ав-токрана из центральной мастерской совхоза. Трудовая дисциплина заметно укрепилась, механизаторы теперь не отвлекались на разные бестолковые хождения.
И понемногу появились первые результаты: ста-ли вовремя пахать зябь и чёрные пары, пары теперь не зарастали, а культивировались вовремя. Стали друж-но, вовремя проводить хлебоуборку, и в результате выросла урожайность. Стало легче с заготовкой кор-мов для животноводства.
Но дел на отделении было ещё много, и все дела безотлагательные. Чтобы облегчить жизнь людей, сначала решили построить мост.
Речка Бердия разделяла отделение на две ча-сти, и чтобы добраться жителям хуторов Рулей и Ру-лят до Петропавловки, приходилось преодолевать речку на самодельном плотике, или же идти в обход, делать круг в четыре версты по валу. А ведь на этих хуторах жили механизаторы, кузнецы, рабочие. Рабо-чим надо поспеть вовремя на работу, детям надо в школу, больным в медпункт или успеть на автобус, чтобы потом ехать в районную больницу. И все спе-шат на этот плотик, который зачастую оказывался на другой стороне речки. И часто люди подойдут к речке стоят и ждут, чтобы кто-то перегнал им плотик. Да и плотик – одно лишь название: четыре старых железных бочки связанных бечевой. Устоять на нём было не так то просто, надо стоять точно на середине, так как он качался. Часто, ещё не доплыв до берега, люди падали в холодную воду.
И так здесь было спокон веку. Люди привыкли к такому порядку, и никто даже и не роптал. Считали, что им бедным и сирым не до моста. Разве с Бердией справишься, особенно в половодье.
Когда подходил к этому плотику, и видел, как люди мучаются, мне всегда было не по себе. Ведь можно же было сделать пусть не мост, а хотя бы мо-стик. Но никто никогда даже и не пытался сделать этого. И не только в Петропавловке, но и на всём протяжении речки, ни в одном даже богатом селе. От начала и до самого места, где она впадает в Дон, ни одного моста.
Об этом мосте стал я думать каждый божий день. Построить мост, конечно же, надо. Но как? Какой? Где взять материалы, на какие, в конце кон-цов, шиши?
Как часто бывало, подул «попутный ветер». Объезжая поля, завернул Погожинскую буровую. Нефтяники там, уже какой год, бурили глубокую, бо-лее четырёх километров, разведочную скважину. Скважина глубокая, стальные бурильные трубы мощ-ные, толстостенные, двенадцатиметровой длины. Кроме этих труб, был у них ещё и мощный стальной трос, и длиною около сотни метров. Всё как раз то, из чего можно построить мост. Стали буровиков просить, клянчить. Бригадир буровой оказался мужиком добрым, и все, что мы просили, дал без всяких упрашиваний: «Бурение мы уже закончили, переезжаем на новое место. А вам, люди добрые, всё это нужно для дела. Так уж и быть, гоните свои трактора и побыстрее забирайте».
- Чего с нас причитается.
- Ничего не надо.
На листе жести мелом нарисовал проект ви-сячего моста. Кузнецы и сварщик с первого взгляда не разобрались в моём проекте: «Как это так, на одном тросу, не может быть». Стал растолковывать каждому в отдельности. Наконец идею поняли, и работа заки-пела. Через неделю опоры были готовы. Ещё через неделю опоры перетащили к речке, установили их по всем правилам и строительным нормам, перекинули через речку трос, укрепили его на вершины опор, а зимою, когда лёд сковал Бердию, уже без особых про-блем повесили пешеходное полотно. Мост получился на славу. Не мост, а красавец. Длина полотна около семидесяти метров, прочное, не раскачивается. И са-мое главное – мост надёжный и простоит он многие годы. Ходить по мосту стали не только пешеходы, но и мотоциклисты. Иногда перегоняли даже скотину.
Мост через Бердию
В хлебоуборку всегда нехватало рабочих рук. Ко-гда комбайны выйдут в поле, грузовики один за дру-гим везут на ток зерно. Их надо быстро разгружать, иначе комбайны остановятся. А рабочих обычно мало. Да и много ли лопатами разгрузишь.
Теперь же, когда кузница была на новом месте, и оснастили её необходимым оборудованием, уже без особых проблем изготовили две разгрузочные линии. Теперь, в хлебоуборку один машинист Деркачёв Вик-тор легко успевал разгружать все грузовые автомоби-ли, которые отвозили зерно от комбайнов. Хлебоубор-ка пошла более организованно, стало меньше потерь, а урожайность возросла. А так как зерноток был рядом с кузницей, и случись какая-либо поломка этих линий, то кузнецы и сварщик всегда под рукой, они сразу приходили на помощь.
На заготовке грубых кормов – соломы, сена постоянно, с весны и до самой осени, требовалось много рабочих рук. Да не абы каких, а мужских. И чтобы мужчины были здоровые, крепкие, физиче-ски сильные, чтобы они собирали по полю тяжёлые тюки прессованного сена или соломы, грузили их в тракторные тележки, потом на гумне разгружали и укладывали в стога. Естественно охотников на эти работы было очень мало, хотя и платили здесь хорошо. Кому охота надрываться, жилы свои рвать. Здоровье угроблять. А меры никакие уже не помогали, ни премиальные, ни натуроплата. К тому же самые крепкие мужики постепенно уезжали из села в город. А как же быть?
Начал ворошить подшивки сельскохозяйствен- ных журналов, внимательно читать газету «Сель – ская жизнь», искать – «а как же у людей». Что-то подобное попадалось, но нам не подходило, слишком сложно и ненадёжно. Но идея понравилась. Решил изготовить приспособление своё. Оно получилось оно слегка громоздким, но зато работало надёжно.
И снова нас выручила наша кузница. Вскоре на своём отделении мы изготовили два таких приспособления, и работа прессов наладилась. А на других отделениях заготовка кормов шла плохо. Даже хуже, чем у нас. Смотрим, утром к кузнице подкатила «волга». Примчался посмотреть сам Косов. Посмотрел наше приспособление в работе. Видим что понравилось. С его лёгкой руки приспособления стали называть склизами. И тут же, в поле, у работающих прессов по рации даёт команду с пометкой «срочно», на все отделения:
- Езжайте на шестое, смотрите, и делайте себе склизы! И не ссылайтесь,что у вас нет рабочих.
Недели через две такие склизы были уже на всех отделениях. Заготовливать грубые корма стало легче. Да и «на тюки» теперь охотно шли даже школьники, которые были на каникулах и шлялись по селу без дела.
А на складе грубых кормов, то-есть на гумне, складировать в скирды привезённые с поля эти самые тюки, приходилось попрежнему вручную. Работа крайне тяжёлая, для силачей. А складировать-то надо сразу, как привезут. Иначе разбросанные по гумну как попало тюки пропадут. Пойдёт дождь и сгниют, пропадут наши труды.
Снова та же проблема. Нет таких рабочих. Снова надо искать выход.
На этот раз ни в журналах, ни в газетах ничего полезного не нашёл. Но, как говорится, голь на выдумки хитра. Идею склиза решил применить уже не на отдельный тюк, а всю тележку, где тюки в тележке уже сложены должным образом, в один прикладок. И чтобы сложенные в тележке тюки не перекладывая лишний раз, а опустить этот прикладок на землю вплотную со стогом. Идея была заманчивой. Но был и риск. А вдруг механизм не заработает? Сколько тогда дорогих материалов и труда и денег будет потрачено зря. Не авнтюрный ли мой план. Сомнения были.
Но деваться то было некуда. Корма нужны. А оставить животноводство без кормов нельзя. Тогда уж точно, что вся ответственность ляжет только на меня одного. Поэтому я имел право на риск и смело приступил к новому делу.
Новые дела начались опять в кузнице. Кузнецы и сварщик мне уже верили: раз рацпредложения мои заработали, заработает и это. Верили не только кузнецы, верил и главный инженер. Отпускал уголки, листовую сталь столько, сколько запрошу.
Ко времени заготовки прессованой соломы мы отвезли на гумно наш БОЛЬШОЙ СКЛИЗ. Тот, что работал в поле, в агрегате с прессами, был просто склиз, а этот мы назвали большим. После небольших доработок уже на гумне, большой склиз заработал. Чтобы не опорочить мою идею, обслуживать его поставил одного смышлённого пацана, учащегося десятого класса, который легко успевал укладывать в скирды все поступающие от двух прессов тюки.
Косову и этот склиз пришёлся по душе. Приехал, посмотрел, и написал статью об этом большом склизе в сельский журнал «Нижнее Поволжье». Поместили в журнале и фотографию нашего склиза.
БОЛЬШОЙ СКЛИЗ
Когда на гумне корма заготовлены, в голову начинают приходить другие мысли. Как обустроить лиман, что рядом с селом. Когда-то, много лет тому назад, колхоз на этом месте пытался построить лиман. Насыпали земляной вал, а на водоспуск силёнок нехватило. А лиману обязательно нужен водоспуск. Если его нет, то полая вода держится в нём до середины лета. И вместо пользы – один вред. Началось вторичное засоление. Когда вода высыхала на лимане появлялись вредные соли, так называемая «белопушка».За несколько лет лиман превратился в огромное солончаковое пятно. И теперь росли на этом солончаке одни ядовитые растения.
Но дело это поправимое. Надо промыть эти вредные соли. Для этого надо ежегодно наполнять лиман паводковой водой, давать ей постоять недели две, не более, пока соли в ней растворятся, а затем быстро, за один-два дня рассол этот спускать. И через год-другой плодородие восстановится, и под боком можно получать уйму дешёвого корма.
Но для этого нужно водоспускное устройство. И опять я, в который уже раз проявляю инициативу, добровольно взваливаю на свою шею ещё один хомут. Каждый день стал думать об этом лимане.
Еду мимо этого вала а сам думаю: если не я, то кто же?
Охота пуще неволи, решил в нашей кузнице изготовить водоспускное устройство. Я был уверен, что за Косовым дело не станет, он любил, когда управляющие думают о деле, тем более за счёт
своего личного времени хотят сделать что-то полезное для совхоза. Только я заикнулся о лимане, он тут же даёт команду: завести на шестое трубы большого диаметра. Столько, сколько вам скажет Говоров.
По инициативе управляющих на каждом отде-лении стали изготавливать крупногабаритные соломовозные тракторные тележки. Каждый управляющий делал тележки по-своему, у кого какая фантазия.
Благодаря нашей новой кузнице, и, конечно же, благодаря нашим замечательным кузнецам и электросварщикам изготовили такую тележку и мы.
СОЛОМОВОЗНАЯ ТЕЛЕЖКА
Изготовили её из таких же бурильных труб, что и мост, приделали колёса от списанных зерновых ком-байнов, вместо дна нацепили металлические прутья. Грузили в неё солому стогометателем, а разгружалась тележка сама. Прутья отстегнёшь и целая скирда на гумне. И вершить не надо.
Свидетельство о публикации №213100601121