Электронное бессмертие. Старый вариант. Пролог-1

Аннотация.
Легко ли создать искусственный интеллект? На заре возникновения ЭВМ казалось, что ничего особенно сложного в этом нет. Нужен лишь мощный компьютер и соответствующая программа, которую вроде бы даже было понятно, как писать. Но прошли годы. ЭВМ становились всё мощнее и мощнее - а искусственный интеллект так и не появился. А, может быть, надо было идти другим путём? Не научить машину мыслить, а перенести человеческий разум внутрь машины? Но что будет с ним, запертым в металлической клетке? Он получит бессмертие? В перспективе - может быть... Но вначале надо элементарно выжить. Ведь ЭВМ так легко выключить! И программу стереть с диска ничего не стоит!

Пролог

- Нет, мне не нравится ваша идея! Тратить драгоценное время супер-ЭВМ на какие-то спекулятивные исследования? Да вы знаете, какие деньги собираетесь пустить на ветер? Сколько полезного можно сделать на запрошенную вами сумму?

Эти суровые слова произнёс хозяин огромного роскошного кабинета. При этом он так возбудился, что вскочил с кресла и, быстро подойдя к окну,  стал демонстративно рассматривать лежащий перед ним огромный город.

Его собеседник не проявлял никаких признаков волнения. Медленно, без какой-либо торопливости он поднялся на ноги вслед за хозяином кабинета. Но к окну подходить не стал, оставшись стоять около огромного стола.

Он прекрасно понимал, что только что высказанный упрёк носит скорее эмоциональный, чем логический характер. Время недавно купленной супер-ЭВМ действительно стоило очень дорого. С одно стороны. А с другой - машина почти всё своё время простаивала. Её просто пока не могли как следует загрузить работой. И не потому, что работы не было. Просто готовить задания для этого электронного чуда оказалось не так просто, как казалось вначале.

* * *

Почему так получилось, ни для кого секретом не было. Машину купила довольно богатая организация. Внешний наблюдатель назвал бы её научно-исследовательским институтом или конструкторским бюро - ведь она получала от государства огромные деньги, в результате освоения которых получались всякие впечатляющие высокотехнологические штучки, которые вполне стоили затраченных на них денег.

Но знающий человек сразу же обратил бы внимание, что выполняемые работы организация выполняла не сама, а с помощью многочисленных контрагентов (технических исполнителей). Получив заказ от государства, описываемое учреждение раздавала работу зависимым от него предприятиям, передавая им часть полагающихся денег (остальную часть оставляя себе). Когда те выполняли нужные работы, организация принимала их результаты и передавала государству.

Правда, говорить о том, что организация совсем ничего не делала, было бы неправильно и несправедливо. Разделить работу на части, определить для каждой части необходимый объём финансирования, написать технические задания для предприятий-исполнителей - это тоже работа. Очень-очень сложная работа, требующая высочайшей квалификации. Но при этом носящая несколько специфический характер, не соответствующий ни исследовательскому институту, ни конструкторскому бюро.

Казалось бы, зачем гадать, придумывая собственые названия? Ведь у каждой организации должно быть офоциальное название!

Да, название было. Даже не одно (организацию несколько раз переименовывали). Но это были такие хитрые названия, что употреблять их в повседневной практике было абсолютно невозможно. Даже ключевое слово менялось: сначала это было УПРАВЛЕНИЕ, а потом - ЦЕНТР.

В результате всех этих переименований слова "управление" и "центр" (произносимые уважительно и с придыханием) в повседневном употреблении стали синонимами.

Самих сотрудников организации эти проблемы волновали очень мало. Какая разница, как называют? Лишь бы деньги платили! А с деньгами как раз всё было в порядке. Ведь те, кто их распределяет, себя уж точно не обидят...

Особенно хорошо было в десятые годы XXI века. Денег государство выделяло много, а то, как они тратились, контролировались очень слабо. А потом в России началась масштабная борьба с коррупцией...

Нет, в этом плане у центра/управления всё было в порядке. Работу они выполняли хорошо, закон практически не нарушали. Что, оставляли себе слишком большую часть выделяемых госуларством денежных средств? Так ведь это всё делалось на совершенно законных основаниях!

Но к концу двадцатых годов борьба с коррупцией перешла в следующую фазу. Государство добилось соблюдения законов - теперь настала пора менять сами законы. Как было заявлено, для искоренения злостных проявлений социальной несправедливости.

Применительно к чиновникам высшего и среднего звена девиз грядущих перемен звучал очень просто: "ребята, учитесь быть скромнее"!


Рецензии