Мизантропия

               Да почему, в сущности, и  собственно, за что человек должен любить себе подобного? При прочих равных, видимо, многие животные, во многом, естественнее (ибо от природы), постояннее (ибо инстинкты), беззащитнее (ибо не фиг трогать). В общем, если и любить человека, то его не просто животную, а звериную суть, именно она не имеет масок, тогда как человек (личность) постоянно врет, постоянно натягивает маски, играет для кого-то какую-то роль, постоянно стелется, пресмыкается или же пыжится, тужится, пытаясь выдавить, выдать себя за нечто иное нежели он есть на самом деле. А является он, что понятно – обманщиком, лжецом.

               Не то чтобы сам мизантроп себя идеализировал, нет. Он с такой же брезгливостью относится к «слишком человеческому» и в самом себе. Видимо мизантропия и начинается с внутреннего опыта, когда становится отчетливо ясно, что во многом ты врешь самому себе, врешь на каждом шагу: в школе, дома, на работе… А потом подмечаешь те же ужимки и у окружающих тебя людей.

               Как, например, смешно наблюдать за глубокомысленным выражением лица лектора, который, якобы, пытается донести до студентов истину, а присмотришься и «опа»! Да ему же глубоко наплевать на все окружающее: на студентов, на свой предмет, на обстановку. Стоит, вещает о квантах и позитронах, а думает о рыбалке.

               А наши прославленные гении! Ведь во многом великое рождается из великого презрения к своему «ближнему», честолюбие и мизантропия – вот двигатель прогресса, революции, поэзии. Большинство великих людей были мизантропами.

               Мизантроп честен с самим собой, он честен и с окружающими, более того, он гуманен, когда говорит «ближнему» о его несовершенстве, когда пинает под жирный зад этот кусок самодовольства. Не будь этого гуманного человеконенавистничества, человечество было бы обречено на смерть от целования самого себя в засос – не хватило бы воздуха. Как вам кажется, может быть, великие пророки были истинными мизантропами, мухами совести не дающими людскому сброду создавать свои сонные царства, теплые лежбища, мутные тихие болота?

               Но, пророк приходит, тыкает, щекочет, кусает – народ поднимается, чешется. Начинает шевелиться, думать. Но проходит время и этот же народ настолько адаптирует пророка под себя, настолько сглаживает углы, что, кажется, и не было никакого нравственного переворота, никакой революции сознания – все опять погружается в сладостную и тягучую дрему.

               Именно поэтому надо чаще пинать человечество в бока, будить в нем естество, иногда поднимать звериность до такого состояния, когда человек пугается, начинает с ней бороться. Именно на стыке стадного окультуривания и естественного зверства рождается некоторая истина о человеке. Борьба звериного и «слишком человеческого», в итоге, дает нам Человека, не просто самовлюбленного, но и имеющего здоровую долю самопрезрения. Если в человеке начисто отсутствует самопрезрение, то как, скажите, он не утонет в своем самодовольстве? Мизантроп – спасательный круг для утопающего сластолюбца.

               Вот от чего мизантроп бежит: от самодовольства, от стада (ведь овца, в сущности, не зверь), от мягких насестов и кудахтающих апостолов великого равенства и братства. Ибо нет и быть не может никакого равенства, ибо по всем параметрам – мы рождены не равными. Поэтому мизантропу претит безликое равное общество.

               Мизантроп выпадает из общества, по количеству он представляет собой поверхность шара – лишь малая толика, основная масса там – под оболочкой. Но даже в этих малых пропорциях, мизантроп является хорошим катализатором качественных изменений. Собственно говоря, таких людей и не должно быть много, если переборщить с количеством этого «вещества», то реакция уже будет совсем не та. Мизантроп есть соль земли.

               Естественно, мизантропа не понимают, да и надо ли ему это? Нет. Если народ зашевелился, значит, он хорошо выполнил свою задачу. Бесятся, кричат, называют фашистом, революционером, юродивым? – тоже хорошо, как же вы хотите познать себя без противоположности?

               В общем, грызите, плюйтесь, негодуйте, думайте, наконец, шевелитесь. Для вас работает общество анонимных и явных мизантропов, неторопливых, но верных разрушителей рутинного спокойствия и стагнации.

               Так пожелаем им удачи в этом нелегком деле!


Рецензии