Двухнедельная погоня
Эта история, продолжительностью две недели, началась в ночь на 27 февраля 1944 года в «лендлизовском» самолете Дуглас, взлетавшем с заснеженного поля близь села Надеждовка, окраины Кривого Рога. Самолет взял курс на юго-запад. На его борту было двенадцать парашютистов.
Яссо-Кишеневская операция, благодаря которой была занята советскими войсками Молдавия, началась ровно через полгода после описанных ниже событий. А пока что, на начало 1944 года, требовалось подготовить плацдарм, в том числе и в умах местного населения, для осуществления будущих наступлений. Небольшие десантируемые с воздуха партизанские группы, а точнее группы организации партизанского движения, идеально для этого подходили. О чем и принял соответствующее решение партизанский штаб 3-го Украинского фронта.
Ближе к утру 27 февраля, вышеупомянутый самолет Дуглас совершил выброс десанта в лесистом районе недалеко от села Лукашевка Оргеевского уезда Молдовы. Командиром партизанского отряда был Лисицин Александр Иванович, комиссаром Валявский В.Ф., начальником штаба Кащенко В.Ф., начальником разведки Дрогаль В.Г., так же в отряд входили радистка Ершова А.И., медсестра Щетинкова Г.И., и бойцы: В.И.Дудко, А.Ф.Великий, В.Ф.Данильченко, Н.Г.Журавлев, А.И.Степанов и Д.Д.Федотов.
Кроме основной задачи – организации партизанского движения с привлечении местных жителей, в задачи группы входила диверсионная деятельность, в частности минирование железных дорог и нападение на конвои.
Группа Лисицина была одной из десятков таким же образом и с такой же целью заброшенных в Молдову. За несколько дней до нее в том же районе была высажена группа Т.Ф.Прокина, совместно с которой планировалось осуществление деятельности. Но после допроса лесничего, выяснилось, что группа полностью была уничтожена. В итоге Лисицину пришлось действовать самостоятельно.
Вместе с десантниками были спущены припасы, рации и продовольствие, но из-за плохой погоды они были отнесены в сторону. 29 февраля на поиски груза были посланы Дрогаль и Дудко. В 10 часов утра 2 марта, в 2 км восточней монастыря Курки партизаны столкнулись с жандармами. На требование сдаться ответили огнем и гранатами, но были убиты. Это была первая потеря в группе Лисицина, которая к тому же осталась и без припасов.
Очередная встреча с жандармами произошла 2 марта у села Лукашевка, в результате боя было убито 4 бойца, среди них радистка Ершова.
Один из бойцов отряда Лисицина отбился от главной группы и заблудился. Около 5 утра парашютист попросил убежища у одного из жителей села Лукашевка. Но приютив его, селянин тут, же сообщил про это на жандармский пост. В результате чего дом был окружен. Партизан пытался сопротивляться, бросив несколько гранат, но был убит.
В ходе этих боев группа дезорганизовалась, и составляла всего пять человек из первоначальных двенадцати. В сложившихся обстоятельствах было принято решение закопать рацию, пулеметы и все снаряжение, оставив лишь автоматы. Это значительно увеличило мобильность группы, и она смогла пребраться в Лапушинский уезд, где ночью 4 марта заняла одинокий дом в селе Рэчула, выставила часовых и отдохнула. Но партизан опять подвел человеческий фактор местного населения, хозяин дома под предлогом того что нужно покормить скотину покинул дом, и сообщил жандармам об укрывающихся в его доме людях. Жандармы окружили дом и предложили сдаться, на что партизаны ответили огнем и попытались убежать, но трое их них были убиты, вероятно, в этом бою погиб и командир отряда Лисицин. Но все, же двоим, удалось скрыться – бойцу Журавлеву и медсестре Щетниковой.
Уходя от погони пять дней, они смогли переправиться через Днестр, но все же были схвачены в лесу у села Монастыри Рыбницкого уезда и где в последствии и казнены.
Хотя парашютистам и не удалось закрепиться, но они значительно измотали силы врага в этом районе. А командование жандармерии было напугано ожидая заброски новых отрядов.
Еще раз подтвердилась истина: непременным условием успешной партизанской деятельности – является поддержка населения, которой было недостаточно на территории Молдовы. Возможно, это было связанно с карательными мерами проводимыми жандармами и страхом у местного населения, возможно, чем-то другим...
На этом и завершилась захватывающая, но по своей сути беспощадная к человеческой жизни история отряда Лисицина, которая, наверное, заслуживает экранизации.
Свидетельство о публикации №213100601461