Патрик Гамильтон. Общие места богословия

ОБЩИЕ МЕСТА БОГОСЛОВИЯ
Патрик Гамильтон (1526)
www.truecovenanter.com

Предварительная версия

Предисловие Джеймса Фрита

Благословен Бог Отец Господа нашего Иисуса Христа, Который в эти последние дни и опасные времена пробудил во всех странах свидетелей Сына Его, чтобы дать свидетельство истины неверующим, и спасти по крайней мере некоторых от сетей антихриста, которые ведут к погибели, как вы можете узнать об этом от превосходного и хорошо известного молодого человека Патрика Гамильтона, родившегося в Шотландии, благородного происхождения, который свидетельствовал об истине и, стремясь к этому всеми средствами, приняв для того священство, как Павел обрезал Тимофея, чтобы приобрести немощных евреев, и так он был допущен проповедовать чистое Слово Божие. Тем не менее, как только канцлер Чемберлен и другие епископы Шотландии увидели засиявший пред ними свет, который раскрыл их ложь, из-за которой все были во тьме, они наложили на него руки и, поскольку он не отрекся от Христа Спасителя, они сожгли его дотла. Тем не менее Божия щедрая милость позволила возвестить всему миру то, из-за чего эти чудовища убили этого человека, и защитила маленький трактат, написанный сим Патриком, который можно назвать "Общими местами Патрика", ибо он содержит сердцевину всего здравого богословия. Этот трактат я перевел на английский язык к пользк моего народа, о котором я молю Бога, чтобы Он просветил его и отвел от лживых путей погибели, и вернул на правильный путь, ведущий к делам жизни вечной. Аминь.

Учение Закона   

Закон содержит учение, которое приветствует добро и запрещает зло, как указывают заповеди, содержащиеся в нем. (Следует Декалог согласно Исх.20.1-17).
Все эти заповеди кратко сведены в двух следующих: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею, и всем разумением твоим" (Втор.6) - "Это первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная этой: "Возлюби ближнего своего как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». (Мтф.12).

Утверждения, подтверждаемые Писанием.

1. Кто любит Бога, любит своего ближнего: "если кто скажет: я люблю Бога, и все же ненавидит своего ближнего, тот лжец : не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого он даже не видел?" (1 Иоан 4.)
2. Любящий ближнего как самого себя, соблюдает все заповеди Божии: "Как вы хотели бы, чтобы люди поступали с вами, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки" (Мтф.7). "Любящий ближнего своего исполнил закон". "Не прелюбодействуй; не убивай; не кради; не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего; не пожелай и т.д., и если есть все это, это подходит под слова: "Возлюби ближнего своего, как самого себя" (Рим.13, Гал.5).
3. Тот, кто имеет веру, любит Бога: "Отец любит вас, потому что вы любите Меня, и верите, что я пришел" (Иоан.19). Тот, кто имеет веру, соблюдает все заповеди Бога.  "Тот, кто имеет веру , любит Бога, и кто любит Бога , соблюдает заповеди Его".
4. Тот, кто соблюдает одну заповедь , соблюдает их все: ибо без веры невозможно сохранить какие-либо заповеди Божии, и кто соблюдает одну заповедь Божию, хранит их все.
5. Если кто соблюдает одну заповедь Божию, то хранит их все, то не соблюдающий все заповеди Бога не хранит ни одной из них.
6. Это не в нашей власти - без благодати сохранить какие-либо Божьи заповеди. Без благодати невозможно сохранить какие-либо заповеди Божьи, и благодать не в наших силах.
Но даже в этом случае мы можем с рассуждением во Святом Духе верить:
7. Закон был дан, чтобы показать нам наши грехи. "По закону приходит осознание греха, ибо я не знал , что такое грех, но по закону; я бы не знал, что такое похоть, если бы закон не говорил, ибо без закона грех был мертв; то есть меня не трогало, что во мне есть грех, и я не считал грехом то, что запрещено законом..
8. Закон требует от нас делать то, что невозможно для нас. Он велит нам   соблюдать все заповеди Божией, и все же это не в наших силах, чтобы сохранить какие-либо из них. Поэтому он повелевает нам то, что для нас невозможно.
Ты спросишь: почему же Бог повелевает нам что для нас невозможно. Я отвечаю: для того, чтобы показать тебе, что ты не содержишь ничего, кроме зла, и что нет никакого средства, чтобы спасти тебя твоими собственными руками. Поэтому Он велит нам делать то, что для нас невозможно.
Скажешь: почему же тогда Бог повелевает нам так, как если бы мы могли это сделать, и могли найти средства? Ибо закон ничего не повелевает напрасно. А вот для чего.

Учение Евангелия
Евангелие есть Благая Весть, и оно означает следующее.

Христос есть Спаситель мира.
Христос является нашим Спасителем.
Христос умер за нас.
Христос умер за наши грехи.
Христос принес Себя за нас.
Христос понес наши грехи на Себе.
Христос искупил нас Своей кровью.
Христос омывает нас Своей кровью.
Христос пришел в мир спасти грешников.
Христос пришел в мир , чтобы взять грехи наши.
Христос есть цена , которая была дана для нас и за наши грехи.
Христос стал должником за наши грехи.
Христос заплатил наш долг , потому что Он умер за нас .
Христос дал удовлетворение для нас и за наши грехи .
Христос является нашей праведностью .
Христос есть наша мудрость.
Христос есть наше освящение.
Христос есть наше искупление.
Христос есть наше удовлетворение.
Христос есть наше Благо.
Христос умиротворил Отца Небесного.
Христос есть наш, и все Его .
Христос освободил нас от закона, от дьявола, и от ада.
Отец Небесный простил нам только ради Христа, всем, кто призван милосердием Божиим.

Природа и значение закона и Евангелия

Закон благоволит открыть нам наш грех. Он осуждает нас, и это слово гнева, слово отчаяния и слово неудовольствия Божия.
Евангелие благоволит открыть нам средство нашего искупления; оно есть слово благодати, слово утешения и слово мира.
В чем спор между законом и Евангелием?
Закон говорит: заплати долги свои, грешник, ибо ты в отчаянном положении и ты умрешь. Евангелие говорит: Христос оплатил их; прощаются тебе грехи твои; дерзай, и спасешься.
Закон говорит: изгладь грех свой; гнев Отца Небесного на тебе. Где твоя правда, добро и удовлетворение? Ты связан и обязан погибнуть и пойти в ад.
Евангелие говорит: Христос сделал это для тебя. Христос умиротворил Бога Своей Кровью. Христос есть Праведность твоя и благость твоя, и удовлетворение. Христос избавил тебя от всего этого.

Учение веры

Вера есть доверие Богу. "И поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность" (Быт.15). "Тот, кто верит Богу, доверяет словам Его" (Иоан.5). Верить в Него значить верить Его Слову, считать правдой то, что Он говорит. Верующий в Слово Божье доверяет Самому Богу. Не верующий Слову вменяет Богу ложь и делает Его лжецом, ибо он не верит, что Бог может и будет исполнять Свое слово, и отказывает Ему в могуществе и верности Самому Себе.
9. Вера есть дар Божий. "Каждая хорошая вещь есть дар Божий" (Иак.1). Вера есть благо, следовательно, вера есть дар Божий.
10. Вера не в нашей власти. Дар Божий не в наших силах; вера есть дар Божий, следовательно, вера не в нашей власти.
11. Без Самого Бога Богу угодить невозможно. "Без веры угодить Богу невозможно" (Евр. 11). Все, что приходит не от веры, есть грех, ибо без веры никто не может угодить Богу. Если таковому недостает доверия, то он уповает не на Бога. Он не надеется на Бога и уповает не на Его Слово. Если же он не надеется на Его Слово, он делает Бога лживым и лжецом. Если таковой считает Бога лжецом и не верит, что Он может сделать то, что обещал, то он отвергает Бога. И как может человек, поступающий так, угодить Ему? Никак, хотя бы он сделал все, что могут сделать люди и ангелы.
12. Все, что делается в вере, угодно Богу. "Правда в слове Божием, и во всех делах Его". "Господи, Ты взираешь на веру", то есть Ты благоволишь вере. Бог любит тех, кто верит и доверяет Ему. И как они могут потом вызвать недовольство Его?
13. Тот, кто имеет веру, благ. Хорошее дерево приносит добрые плоды; следовательно, все, что в вере, угодно Богу.
14. Тот, кто имеет веру и доверяет Богу, не может не нравиться Ему. Более того, тот, кто имеет веру, верит Богу, доверяет Его слову. Если мы знаем того, кто истинен и верен, мы знаем, что он не лжет, но может и будет исполнять свои слова. Как он затем может вызвать недовольство? Ибо мы не можем воздать больше чести Богу, как считать Его истиной. Скажем ли, что воровство, убийство, прелюбодеяние и совокупность всех пороков могут угодить Богу? Нет, конечно, потому что все это не может быть сделано в вере. Хорошее дерево приносит добрые плоды; тот, кто имеет веру, делает то, что угодно Богу, следовательно, все, что в вере, угодно Богу (Евр.11).
15. Вера есть уверенность. "Вера же есть уверенность в вещах, на которые мы надеемся, уверенность в том, чего не видим" (Евр.11). "Тот же самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии" (Рим.8). Более того, тот, кто имеет веру, хорошо поступает, ибо верит, что Бог исполнит Свое Слово. Следовательно, вера есть уверенность.

Человек оправдывается верой

"И поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность"." Мы полагаем , что таким образом человек оправдывается (говорит апостол) независимо от дел закона" (Рим. 4). "Не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется ему в праведность". "Праведный человек живет по вере" (Авв.2, Рим.1). "Мы знаем, что человек, который оправдан, не оправдывается делами закона , а только верою в Иисуса Христа, и не делами закона".

Вера во Христа

Вера во Христа есть доверие Ему, то есть доверие Его словам и убеждение, что Он поможет тебе во всех твоих нуждах, и спасет тебя от зла. Ты спросишь у меня, что это за слова. Я отвечу: Евангелие. Верующий во Христа спасется. "Верующий в Сына имеет жизнь вечную». " Истинно, истинно говорю вам : верующий в Меня имеет жизнь вечную" (Иоан.6). "Это пишу вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали , что вы имеете жизнь вечную" (1 Иоан.5). "Фома, ты  видел и поверил, но счастливы те, кто не видели и все же верят в Меня".  Все пророки тому свидетельство, что всякий верующий в Него, имеет прощении грехов своих" (Деян. 10). "Что я должен сделать, чтобы я мог быть спасен? " Апостол ответил: « веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты ". "Если ты можешь признать устами, что Иисус есть Господь, и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых , то спасешься». (Рим. 10). Не верующий во Христа должен быть осужден. "Неверующий в Сына никогда не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем" (Иоан. 3). " Дух Святый обличит мир о грехе, что не веруют в Меня"." Те, которые верят в Иисуса Христа являются сынами Божиими". "Ибо все вы сыны Божии, потому что вы верите в Иисуса Христа". "Петр сказал : Ты Христос , Сын Бога Живого Иисус отвечал и сказал Ему: блажен ты , Симон, сын Ионин , потому что не плоть и кровь открыли тебе это но Отец Мой, Сущий на небесах" (Мф.16). "Верующий во Христа, Сына Божия, спасен" (Гал.3). " Мы уверовали и знаем, что Ты Христос, Сын Бога Живого". "Я верую, что Ты Христос, Сын Бога живого, Который должен войти в мир". «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус Христос есть Сын Божий, и , чтобы,  веруя, имели жизнь . Я верю, что Иисус есть Сын Бога Живого". (Ин. 9).
16. Кто верит Богу, верит в Евангелие. Верующий Богу верит Его Слову, и Евангелие есть Его Слово, поэтому  кто верит Богу, верит в Евангелие Если Христос есть Спаситель мира, Христос является нашим Спасителем. Христос искупил нас Своей кровью. Христос омывает нас Своей кровью Христос принес Себя за нас. Христос понес наши грехи на Себе.
17. Евангелие есть Слово Божие, следовательно, тот, кто не верит в Евангелие, не верит Самому Богу, и не верующий Слову Божьему не верит Ему Самому.
18. Верующий в Евангелие спасется. "Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всякой твари : Кто будет веровать и креститься, спасен будет, но кто не будет веровать, осужден будет".

Вера и неверие

Вера есть корень всех благ, делающий Бога и человека друзьями; она соединяет их воедино. Неверие есть корень всех зол, делающий их смертельными врагами, и каждый способен к сему.
Все, что исходит из веры, угодно Богу. Все, что исходит из неверия, раздражает Бога.
Только вера наделяет людей благом и праведностью. Неверие делает их несправедливыми и злыми.
Только вера делает людей, рабов Божиих, членами Христа и наследниками небесного. Вера ублажает Бога, чтобы Он был нам сладким и нежным Отцом.
Вера хранит Слово Божие, ибо Бог не отступит от Своей правды. Вера знает Бога; ею мы любим Бога и ближнего своего.
Только вера спасает и дает делать дела Божии. Неверие делает Бога грозным Судией, ибо Он видит всех людей, что они творят ложь и делают Его лжецом. Неверие не знает Его. Оно не любит ни Бога, ни ближнего; оно только осуждает плоть и дела ее.

Надежда

Надежда ищет вещей, которые обещаны нам. Мы надеемся на вечную радость, которую Христос обещал всем верующим в Него. Мы должны возложить нашу надежду и веру на Бога, и ни на кого другого. "Лучше верить Богу, а не человеку. Лучше уповать на Господа, чем на князей". "Тот, кто надеется на себя, глуп".  "Они должны быть подобны образам их , и таково же доверие к ним". Тот, кто надеется на себя, творит нечестие: "Проклят, кто надеется на человека". "Богат не тот, кто полагается на свое обманчивое богатство, но кто надеется на Бога Живого". "Трудно полагающимся на богатство войти в Царство Божие". Более того, мы должны доверять лишь Тому, Кто может помочь нам: лишь Бог может нам помочь, значит, мы можем уповать только на Него. Такова вера и доверие Богу, и горе тем, кто не доверяет Ему. Человек, который верит в Бога, только в Нем полагает свое доверие. "Уповающие на Него познают истину". "Радуются доверяющие Тебе, и Ты будешь защищать их".

Любовь и милосердие

Милосердие есть любовь к ближнему. Правило ее - поступать с ближним так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобою; и она для верующего равна для богатых и бедных, друзей и врагов, благодарных и неблагодарных, родных и чужих.

Сравнение между верой, надеждой и любовью

Вера приходит от Слова Божьего; надежда приходит от веры, и любовь питает ту и другую.
Вера полагается на Слово; надежда надеется на то, что обещано Словом; любовь являет живую доброту к ближним через ту любовь, которую мы имеем к Богу, и радость, которая совершенна.
Вера смотрит на Бога и Его Слово; надежда смотрит на Его дары и награды; любовь смотрит на благо нашего ближнего.
Вера получает Бога; надежда принимает Его награды; любовь обращается к ближнему с радостным сердцем и без всякого расчета на награду.
Вера обладает Богом; надежда обладает Его наградами; любовь обладает нашими ближними.

Учение о добрых делах

Никакие дела не делают нас праведными. Мы верим, что "человек оправдывается без дел" (Гал.3). Ни один человек не оправдывается делами закона; но по вере в Иисуса Христа, и мы верим в Иисуса Христа, чтобы нам оправдаться верою во Христа, а не делами закона. "Если праведность приходит по закону, то Христос умер напрасно". Ясно, что никто не оправдывается законом; праведник жив своей верой, но закон не по вере. Более того, поскольку Христу, Творцу неба и земли, надлежало умереть за нас, мы знаем, что мы утонули в грехе так,  что ни наши дела, ни все сокровища, которые когда-либо Бог сделал или может сделать  для нас, не могли бы помочь нам; следовательно, ни наши дела, ни даже иные Его дела не могут сделать нас праведными.
Никакие дела закона также не делают нас неправедными, ибо в противном случае они могли бы также сделать нас праведными. Но мы уже сказали, что никакие дела не делают нас праведными; значит, никакие дела не делают нас неправедными.
Итак, дела не делают нас ни добрыми, ни злыми, ни праведными, ни неправедными. Праведность есть добро, а неправедность есть зло. Но ни добрые дела не делают человека хорошим, ни злые плохим, но хороший человек делает добрые дела, а плохой дела злые. Человек подобен дереву, а его дела - плодам.  "Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду" (Мтф.12). Хороший человек не может делать злые дела, ни злой человек добрые дела , ибо дурное дерево не может приносить добрые плоды, ни дерево доброе -  плоды худые. Человек хорош прежде, чем он делает добрые дела, а злой человек зол прежде, чем он делает злые дела, ибо дерево хорошо прежде, чем оно приносит добрый плод, и худо прежде, чем оно приносит плод худой. Каждый человек или добр, или зол, и дела каждого человека являются добром или злом , ибо все плоды его являются добром или злом. Хороший человек познается по добрым делам, а плохой - по злым делам: "По их плодам узнаете их, ибо дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое деревл и плоды худые" (Мтф.7). «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьих шкурах, а внутри суть волки хищные; узнаете их по плодам их".
Никакие наши дела не спасают нас и не обвиняют. Это не значит, что никакие дела не делают нас праведными или неправедными, добрыми или злыми; но мы хороши прежде чем делаем добрые дела, и злы прежде, чем делаем дела злые. Следовательно, никакие дела не спасают и не осуждают нас. Скажешь: не значит ли это, что мы спасемся или погибнем независимо от того, что мы делаем? Я отвечу тебе, да , ибо, если ты делаешь зло, это верный аргумент за то, что ты зол по природе и нуждаешься в спасительной вере! Если же ты поступаешь хорошо, то это верный аргумент за то, что ты хорош и имеешь веру, ибо хорошее дерево приносит плоды хорошие, а худое - худые. Тем не менее повторим: хорошие плоды не делают дело хорошим, а плохие плохим. . Так что человек добр , прежде чем он может делать добрые дела, и зол прежде, чем он делает дела злые.
Итак, человек - дерево, а дела - плоды. Но вера делает дерево хорошим, а неверие - худым. Каково дерево, таковы плоды; каков человек, таковы дела. Ибо все, что сделано в вере угодно Богу, и суть добрые дела, и все, что делается без веры, раздражает Бога и суть злые дела. Кто думает спастись своими делами, отвергает Христа, Спасителя нашего, то, что Христос умер за него, и все принадлежащее Христу. Каким образом Он твой Спаситель, если ты мог бы спасти себя сам своими делами? Или с какой целью Он должен был умереть вместо тебя, если ты сам мог бы спасти себя? Что значит сказать, что Христос умер за тебя? Это значит, что ты мертв вечно, и что Христос , чтобы спасти тебя от смерти, умер за тебя, и убил твою вечную смерть Своей собственной смертью. Ибо ты сделал себя виновным, и Он перенес боль; Он ни за что возлюбил тебя, когда ты еще не родился и не сделал ни добра, ни зла. Теперь, так как Он заплатил долг твой, ты не умрешь, но ты был бы проклят, если бы Он не умер. Но так как Он был наказан за тебя, ты не должен быть наказан. Наконец, Он избавил тебя от осуждения, и не желает от тебя ничего, кроме как признать то, что Он сделал для тебя, и иметь это в виду, и помочь другим ради Него как словом, так и делом, даже как Он помог Тебе ни за что и без награды. О, как готовы были бы мы помочь другим , если бы мы знали Его доброту и мягкость по отношению к нам! Он благой и нежный Господь, и делает для нас все. Давайте же, умоляю вас, идти по стопам Того, Кого весь мир должен восхвалить и почтить.
Тот, кто думает спастись своими делами, делает себя Христом, считает себя спасителем, ибо претендует на то, что принадлежит только Христу. Кто есть Спаситель, как не Тот, Кто действительно спасает? И если ты говоришь: я могу сам спасти себя, это то же самое, что сказать, что ты Христос, ибо только Христос есть Спаситель мира.
Мы  никогда не должны делать добрые дела с таким намерением, чтобы получить наследие небес или прощение грехов через них. Ибо всякий, кто верит , чтобы получить наследство небесное или прощение грехов через дела. не верит, что это обретается только ради Христа. Но те, которые не веруют , что их грехи прощены им, и что они должны быть спасены ради Христа, не верят в Евангелие, ибо Евангелие говорит: ты спасешься ради Христа; грехи прощены вам  ради Христа.
Тот, кто не верит в Евангелие, не верит Богу. И следовательно, те, кто верят, что они могут спастись делами или получить прощение грехов за свои дела, не верят Богу, но делают Его лжецом, и так совершенно отказывают Ему в том, что Он Бог. Скажешь: зачем тогда нам делать добрые дела? Я не сказал, что незачем; но я говорю, что мы не должны делать добрые дела с той целью, чтобы получить Царство небесное, или оставление грехов. Ибо, если мы считаем, что можно получить наследство Небесное через добрые дела, то мы не считаем, чтобы можно получить его лишь через обетование Божье. Или, если мы думаем, что можем получить прощение наших грехов таким способом, то мы не верим, что они прощены нам Христом, и потому считаем Бога лжецом. Ибо Бог говорит : ты будешь иметь наследие небесное ради Моего Сына. Вы говорите, это не так, но я получу его через мои собственные дела. Таким образом, я не осуждаю добрые дела, но я осуждаю ложное доверие к любым делам, ибо все дела, которые человек делает с такой целью, опьяняют и отравляют его самоуверенностью и делают его злым, и становятся злыми. Итак, делай добрые дела, но берегись искать любое благо себе через них, ибо если так делаешь, ты получишь это благо, но не как дар Божий, а по долгу, и ты делаешь сам себя богом, потому что ты хочешь ничего не принимать от Бога. Но разве имеет нужду в чем-то твоем Тот, Кто дает нам все и не обеднеет? Поэтому нам не остается ничего делать, а лишь принять Его в радости сердца, ибо Он нежный Господь и даст нам все , что нам нужно, если мы примем это от Него. Так что если мы хотим что-то, давайте не претендовать на это сами. Попробуй добиться наследия небесного, предполагая наличие у себя добрых дел - и ты будешь сам делать себя святым и равным Богу, ибо ты не хочешь ничего принимать от Него даром, и так ты падешь, как Люцифер пал с неба за гордость свою.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии