Что такое христианство

               
                1.

 Наблюдая за христианами, а правильней сказать за людьми, называющими себя христианами, я пришел к выводу, что многие верующие так толком и не знают ЧТО ТАКОЕ христианство. Большинство верующих сводят христианство к догмам и обрядам, к крашеным яйцам и куличам, в лучшем случае к чтению Библии и святых отцов. И лишь немногие догадываются, что такое христианство на самом деле.

 Христианство – это не просто учение, это образ жизни. Христианство захватывает человека целиком, берет под контроль все сферы его жизни, влияя на поведение, сознание и даже на подсознание.  Этим христианство интересно, этим  оно и опасно. Ибо если быть слишком честным в вере, то можно так себя заесть, что и жить не захочется. А если быть слишком фанатичным, то можно и с ума сойти. Таких примеров, к сожалению, много.

 Так было, так есть и так будет.  Но главное различие между прошлым и настоящим в том, что психически неуравновешенного человека сегодня можно поставить на учет, а вот человека из какого-нибудь 13 века проверить и поставить на учет не представляется возможным, ибо тот человек давно уже в могиле. Остается гадать, кем был тот или иной подвижник: святым или обычным сумасшедшим.

 Кстати, одной из таких загадок является смерть писателя Н. В. Гоголя, а точнее последние недели его жизни. Гоголь как известно, перестал есть перед смертью, много молился, сжег свои рукописи…Так и неясно: сошел с ума великий писатель или на самом деле приблизился к святости.

 Второй вариант для меня, его поклонника, более предпочтителен.

 Но вернемся к теме: что такое христианство?

 Христианство это мировая религия, которая первоначально считалась иудейской сектой. Христиане поначалу были гонимы, но со временем христианство стало государственной религией многих народов и стран. Как так произошло? Беру на себя смелость сказать, что вначале христианство была религией низших, а то и маргинальных слоев общества: рабов, бродяг, нищих, калек, больных, и просто слабых, обездоленных и униженных людей…Между тем христиане жили честно, исправно платили налоги, и не представляли особой опасности для государства. Единственное их преступление было то, что, веря в Бога Христа, они отказывались верить и поклонятся языческим богам. Именно так обстояло дело: не за веру в Христа гнали христиан, а прежде всего за неверие в языческих богов. Можно сказать и по-другому: гнали христиан  за веру в единого Бога, не допускающую веру в иных богов (Бог, как известно, это ревнитель).  Кстати, то обвинение, что христиане многобожцы, появилось немного позже, и это мнение и доныне распространено среди иудеев и мусульман (имеется в виду то, что христиане верят в Троицу, а Троица с точки зрения иудеев и мусульман есть многобожие).
      
           Но вернемся к истории.

           Таких гонителей христианства как Нерон в истории Рима было немало, однако со временем сильные мира сего поняли, что христианство довольно выгодная вещь: христиане практически никогда не бунтовали, платили налоги, жили честно…почему бы и правителям не стать христианами? И христианство превратилось из религии рабов в религию государственную. Все были довольны: в одном храме молился и раб, и его господин, молились они одному Богу, а в жизни все оставалось по-прежнему: господа жили припеваючи, а рабы работали на них. Бунтовать рабы не смели, ибо Бог запретил им это. В христианском государстве контроль над людьми вышел на уровень подсознания. Не только плети и плахи боялся нерадивый раб, но также и Бога. То есть включена была система, при которой была задействована совесть. Таким образом, религия стала средством управления людьми. Рабы не только боялись поднимать восстания, они не решались даже думать о восстании, ибо так было проработано их сознание. Такого древним римлянам и не снилось.

          Кстати, есть версия о том, что фраза «рабы повинуйтесь господам вашим» и похожие на нее фразы были написаны не апостолами, а были дописаны позднее. Учение Христа дописывалось и дополнялось, а можно сказать, что временами и искажалось, на протяжении всех последующих столетий. Писали все, кто имел возможность. Христос же, как известно, сам ничего не написал, он только говорил…Трудно сказать, что осталось от учения Христа к нашему времени...ведь учение Христа подстраивали под себя и делали удобным для власть имущих не одно столетие, тем самым разрушая первозданный вид учения. Но по-другому и быть не могло: если бы христианство сохранило свой первозданный бунтарский и демократический вид, оно бы не стало государственной религией...
   
           Благодаря явно заказной фразе "рабы, повинуйтесь господам вашим", христианство, как пишут советские учебники, «из религии угнетаемых превратилось в религию угнетателей». Во многом справедливая фраза. Так же, как и мнение, что Христос был в некотором смысле революционер…

         Если говорить о Христе, то, признавая его божественную сущность, лично я ставлю под сомнение то, что Христос был евреем. Во-первых, Бог не может иметь национальности. Во-вторых, есть версия, что Христос был арамейцем и говорил на арамейском языке. В третьих, мировоззрение Христа совершенно не похоже на еврейское: оно очень идеалистично, а евреи, как правило, очень материалистичны. В четвертых, Христос говорил о равенстве всех людей перед Богом, что чуждо психологии евреев: правоверные евреи считают себя избранной Богом нацией, сверхрасой.

         Что случилось в первом веке нашей эры?

  Евреи ждали мессию. И вот родился Христос. Казалось бы, можно радоваться. Но Христос обманул ожидания евреев. Евреи ждали земного счастья, земной власти, земного царства, а Христос говорил о каком-то царствии небесном… Христа не поняли, и он был распят.

           Так было две тысячи лет назад. Нечто похожее и теперь. Правда,  сегодня  распинают не Христа, а его последователей. Распинают смехом и непониманием. Попробуйте сказать какому-нибудь атеисту, что «кого Бог любит, того и наказывает», и он покрутит пальцем у виска. А если вы скажете, например, иудею, что вы несчастны, потому что Бог вас любит, то иудей посмотрит на вас, как на дурачка, ибо в его понимании благоволение Бог распределяет совсем иначе: если Бог любит человека, то дает ему богатство, власть, удачу, успех…а не карает его…
      
                Иудей  может сказать христианину, что христианин верит не в того Бога, и будет по-своему прав…       
               
              Вот точно так же ветхозаветные люди не поняли и не приняли Христа. Христос говорил, например, что земное богатство это плохо, а в понимании ветхозаветных людей богатство это не грех, а признак расположения Бога к человеку…Если человек богат, значит, Бог его благословил. А в христианстве наоборот: ты страдаешь, значит, Бог тебя любит…

              Христианство многим непонятно. Непонятно, почему страдание это благо? Почему порой следует благословлять страдание? На первый взгляд, такое отношение к страданию есть мазохизм. Но это поверхностный взгляд, слишком человеческий взгляд. А христианство это божественное учение…Христианство не от мира сего, потому оно для многих непонятно.

             Непонятными кажутся и многие фразы Христа. Например:

             «Вырви глаз свой, если он тебя соблазняет», «подставь другую щеку» и так далее…

         Эти слова не есть прямые указания к действию. Это не практические советы. Это ориентиры. И многие слова Христа следует понимать именно как ориентиры. Христос не давал практические советы и сам, вероятно, не был практичным человеком. Христос был не от мира сего. И учение Христа не от мира сего тоже…

                2.

          То, что представители других религий не признают учения Христа, считая это учение темным, непонятным, это простительно. Намного хуже, когда люди признают учение Христа, но при этом подстраивают это учение под себя. Многие христиане являются теми же ветхозаветными людьми, ибо верят в Бога по-ветхозаветному, то есть думают прежде всего о земных благах, забывая о том, что христианство изначально было верою бедняков, рабов, в общем, неудачников. Но так получается, что  в церковь люди приходят из мира, многие являются потомками язычников, безбожников и так далее, поэтому неудивительно, что вносят в христианство нечто свое. Меняться таким людям сложно, ибо, как говорится, «гены пальцами не задушишь».

         К сожалению, многие христиане верят в Бога небескорыстно. Бескорыстных верующих мало. Многие христиане осознанно или бессознательно заключают с Всевышним договор, по принципу: «Ты – мне, я – тебе».  То есть «я буду молиться, поститься, посещать храм, а ты, Боженька, мне за это дашь образование, машину, супруга (или супругу), карьерный рост и прочее». Получается, что верить в Бога это выгодно…

           Но все ли так просто?

         Иногда в жизни случается такое: человек ходит в храм, молится, исповедуется, а взамен получает болезни, гонения, безработицу и так далее. Порой психика человека не выдерживает испытаний и вчерашний христианин уходит из церкви. 

 Бывает, человек остается в церкви, несмотря ни на что, и становится при этом мучеником.

 Но бывает и так, что человеку действительно везет: он получает от Бога то, чего хочет.

 Получив то, о чем мечтал, христианин укрепляется в вере и остается в церкви.

 Здесь неясно два момента.

 Если Бог помогает людям, то почему помогает выборочно? Почему Бог помог одному, а другому нет? Помог бы, человек и не ушел бы из церкви. Может Бог его покарал за грехи?

 Возможно. Но если Бог карает людей за грехи, тогда почему он одного покарал, а другого не покарал, что у того грехов нет, что ли?

 На эти вопросы сложно ответить.
          
 И еще сложнее понять то, что Бог любит больше того, кого покарал, ибо «кого люблю, того и наказываю».

 Именно так и обстоит дело: Бог кого любит, тем и посылает испытания.

 Понять и принять это сложно…

 Так что же такое христианство?

 Христианство это выгода, это благополучие, это успех, везение и прочее, прочее, прочее?

 Изначально нет.

 Сама  смерть Христа, его крестные муки,  говорят о том, что христианство это не шутка, это не забава, это явление трагическое, что верующих в Христа людей поджидают гонения, испытания и страдания…

 История Церкви это подтверждает.

 Но не всем хочется страдать. Многие верующие хотят жить сладко и весело, быть успешными людьми, делать карьеру…

 Но разве Христос что-нибудь говорил о карьерном росте,  о благополучии, о земном царстве?

 Нет. Христос говорил о царстве божьем и о борьбе с грехом…

 Так понимают ли люди, что такое христианство? Становясь христианами, понимают ли они, на что они идут?

 Готовы ли они страдать, как страдал их Спаситель?

 3.   

 Восток и Запад…

 То, что Апостольская Церковь распалась на Западную (католическую) и на Восточную (Православную), я считаю закономерным. Это должно было произойти.

 «ЗАПАД ЕСТЬ ЗАПАД, ВОСТОК ЕСТЬ ВОСТОК, И ВМЕСТЕ ИМ НЕ СОЙТИСЬ "

 Так сказал Редьярд Киплинг о странах Запада и Востока, и я полностью с ним согласен.

 То же можно сказать и о западной и восточной ветви христианства:

 Востоку не сойтись с Западом.

 Почему?

 Потому, что «западный» человек и «восточный»  разными глазами смотрят на мир, у них разное мировоззрение, разные ценности…

 Говоря это, я не хочу сказать, что «восточный» человек это лучше, чем «западный». И тем более я не хочу сказать, что «западный» человек это лучше, чем «восточный». Нет, это просто разные люди. Разные. И точка.

 В чем отличие, например, православных верующих от католиков?

 Ну, например, православные это люди, обращенные внутрь, живущие прежде всего внутренней жизнью. Католики же более деятельны.

 Православие это созерцание. Католицизм это действие.

 Православие несколько архаично. Католицизм и его ответвление, протестантизм, более современны.

 Православие более отрешенно. Католицизм это более светская религия.

 Католикам присущ гонор. Православным – смирение.

 Перейдем к недостаткам.

 Можно сказать, что католики более суетны, но с тем же правом можно сказать, что православные более ленивые и тяжелые на подъем. 

 Можно сказать, что поляки и католики не способны к смирению (как писал философ Бердяев). Но можно сказать, что русским православным свойственна униженность и забитость.

 Можно сказать, что некоторым католикам присуще честолюбие, но можно сказать, что некоторым православным присущ пофигизм и апатия к жизни.

 Кстати, лучшим примером “восточного” человека является Обломов. А лучшим примером “западного” является друг Обломова Штольц.

 Обломов это пример человека, который боится жизни и уходит в себя.

 Штольц наоборот: боится тишины и одиночества, страшится обнаружить свою пустоту, поэтому нагружает себя кучей всяких дел…

 В советское время Обломов считался отрицательным персонажем.

 Смею заметить, что Штольц это тот же Обломов только наоборот.

 Всем советую перечитать Гончарова….

 4.

 Католицизм…

 Есть много материалов, порочащих католическое духовенство.

 Достаточно вспомнить Лео Таксиля. Не советую читать его книги тем, в ком вера слаба. Ну а тот, кто в вере крепок, может читать его смело. Это даже полезно: испытать свою веру на прочность.

 Что касается Лео Таксиля и прочих людей, ищущих грязь в церкви, я скажу так: свинья грязь найдет.

 Да, были пороки у католического духовенства, был разврат, была инквизиция, были крестовые походы, Варфоломеевская ночь и религиозные войны, но все это говорит скорее не о том, что христианство это ложь, нет, это прежде всего указывает на то, как слаб и немощен человек перед лицом искушения.

 Что касается православия, то у него тоже есть свои черные страницы.

 Вот некоторые из них:

 1. Сжигание раскольников*.
 2. Наличие в истории православной церкви того факта, что в годы ВОВ многие священники хлебом-солью встречали немецкие войска. Это общеизвестный факт.
 3. В годы советской власти немалый процентов священнослужителей был завербован в КГБ.
 4. Распутство, лихоимство и атеизм отдельных священников как в прошлом так и в настоящем.
 5. Дореволюционное православие, которое мы так любим, держалась, если не ошибаюсь, на 14 уложениях уголовного кодекса. Было притеснение не только старообрядцев, но и протестантов и прочих инакомыслящих. Об этом уйма информации тоже.

 Думаю, достаточно.

 *Конечно, не православная церковь сжигала раскольников. Это делали петровские власти (власти Петра Первого). Но происходило это с ведома церкви и под ее благословением.

 Самый яркий представитель «ревнителей древнего византийского благочестия» был протопоп Аввакум. Он был заживо сожжен в срубе 14 апреля 1682 года в Пустозерске решением Церковного собора.

 Личность Аввакума вызывает у меня огромное уважение. Хотя, на мой взгляд, Аввакум  сожжен был сколько не за веру, сколько за «двуперстие» и прочие архаизмы. Он держался за них, как за Христа. Но не так ли держатся современные православные за свои обряды, иконы и стояние, а не сидение,  в храме? Православные смотрят на старообрядцев как на чудаков. Но точно так же смотрят на православных протестанты.

 5.

 Что же касается протестантизма, то протестанты, в общем, это славные ребята, многие действительно живут по Евангелию и, надеюсь, многие из них спасутся…

 Но протестантов губит стремление к материальным благам. Есть шутливое изречение православных насчет протестантов. Звучит оно так: “Думайте о том, как есть, как пить, как богатеть, ну а царство божье к вам приложится”…

 …Ну и конечно, проблема русских протестантов – американизм. Послушаешь протестантов и складывается впечатление, что Христос родился не в Израиле, а в США. Шучу.

 6.

 Кто же такие христиане?

 Это барышни с голливудской улыбкой? Это карьеристы и карьеристки? Это русскоязычные  денди с американским акцентом, это женщины с комплексами, желающие любоначалить, и так далее?

 Не знаю.

 …Люди, которые приходят в храм в поисках любви и милосердия, вот кто такие христиане.

 Если же человек не находит любви и милосердия в церкви, значит он попал не к христианам.

 И грех того человека, кто ушел из церкви, лежит также и на том, из-за кого он ушел. Если человека не смогли достойно встретить и вынудили уйти из церкви, этот грех лежит прежде всего на тех, кто вынудил человека уйти. Ибо грешит не только тот, кто совершает грех, но и тот, кто его к греху подталкивает. Не всем это понятно. Не всем это приятно слышать. Ибо придя в храм, не все люди хотят меняться. Многие подстраивают веру под себя. Многие просто не желают быть человечными, милосердными и добрыми,  не стремятся  подбодрить и поддержать своего ближнего. Мало того, некоторые верующие находят оправдание своей жесткости и грубости в самом Священном Писании. Увы, есть и такие христиане…

 Лично я считаю, что грех греху рознь.

 Есть грехи, а есть грешки.

 Есть грехи против себя, а есть грехи против своего ближнего, против другого человека.

 Если человек переел немного, много поспал, если в его голову пришли какие-то игривые мысли, это все грешки, это ерунда.

 А вот если человек оскорбил своего ближнего, унизил его, досадил ему, вот это уже грех. За это человек будет отвечать перед Богом по полной программе.

 Лично я считаю, что человек, имея свободный выбор от своего рожденья, может жить как хочет. Он имеет право быть каким угодно: грубым, жестким, жестоким, злым…Одно он не имеет право: будучи таким, он не может называть себя христианином. Ибо злых и жестоких христиан не бывает. Это не христиане, это самозванцы. 


 7.

 Почему человек идет в храм?

 Человек слаб, ему нужна поддержка, оттого он и идет в храм.

 Но бывает, и сильные люди идут в церковь. Зачем? За поддержкой? Но они часто сами отвечают, что нет. Так зачем тогда? Уж не за властью ли? Уж не из-за желания поучать? Ни за карьерным ли ростом?

 Если так, то какие это христиане?

 8.

 Что такое христианство для верующих людей?

 Для одних христианство это хобби.

 Для других это довесок к их достижениям и успехам.

 Для третьих христианство это средство общения с людьми (при этом церковь это место для тусовки).

 Для четвертых, христианство это возможность считать себя избранными…Ради этой избранности люди готовы и поститься, и молиться, и стоять в храме по несколько часов…

 И такие люди действительно не имеют грехов, кроме одного греха: Гордыни.

 Но всё это не то. Всё это не есть христианство.


 Что же такое христианство?

 Это жесткость, требовательность, самосовершенствование, духовный рост?

 Так?

 Так и не так.

 Ведь все это присуще и атеистам, и язычникам…

 Христианство это Самопожертвование.

 Христианство это Любовь.

 Христианство это Милосердие.

 Христианство это Сострадание.

 Христианство это Смирение.

 Христианство это Мученичество.

 Христианство это Доброта.

 Христианство это Мудрость.

 Вот ЧТО ТАКОЕ христианство.

 Аминь.

 18 декабря 2012


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.