Чужая сторона

Глава 1

Вечереет.
Накрапывает дождь.
На сердце такая печаль.
Куда меня черт занес?
Прости меня, Господи...
Более четырех тысяч километров от родного дома.

А есть ли он, дом родной?

Наш дом, что построил отец, снесли и выделили 2 х комнатную квартиру маме.
У отца другая семья.
А меня  занесло на Дон, в хутор казачий.
Действительно, судьбе было угодно, чтобы я прошла испытания водой, медными трубами ( только огня не было).

Дочка родилась в августе. В роддоме она была самой красивой новорожденной.
Без преувеличения.
Прошло десять дней и меня забрала свекровь из больницы т.к. отец дочери должен был вернуться к весне с заработков.
А зимой дочь заболела очень серьезно.
В чужом городе, без знакомых и родных (свекровь, пожилая женщина, на руках слепой муж, да и живут они в хуторе, около 10 км от города) я оказалась в сложнейшей ситуации.
Ребенка в больнице кормят, а маму его - нет. Телефонной связи нет. А кому я скажу, что кушать хочу , со вчерашнего дня .И кто принесет тебе еду, когда сторона чужая?

Я всю ночь просидела около ребенка. Приступы, судороги продолжались.
Я плакала. Врач предупредила, чтобы я плачем не испугала малышку, я замолчала, сцепив зубы.
Температура 40, лежит пластом. Ей вводят плазму в сосудик в голове, а у меня обморок - то ли от голода, то ли от ужаса.

Я прошлую жизнь вычеркнула из памяти. Такие испытания крепкий мужик не перенес бы...

В забытьи, я пробыла в больнице сколько дней , не могу сказать, но я как-то выжила, тоже не могу сказать - как. Видимо, крепка закваска.

Так и начались мои скитания по чужой стороне с маленьким ребенком.
Два с половиной года, что я прожила на Дону (а прошло уж немало лет, дочь взрослая, она сама мама), этот период моей жизни дочь не знает.  Я вычеркнула все и всех...
Кто принес мне огорчения, страдания - их уж нет в живых.
А о умерших  или хорошо, или ничего.

Решила вернуться домой. Денег на билет ,на поезд, нет. А надо было 30 рублей.
Я никогда ни у кого ничего не просила. А тут решилась написать отцу письмо и попросила денег на дорогу.  Получив перевод, купила билет, вещи отправила багажом ( и это все с ребенком на руках, тогда я уже ушла от мужа и жила на квартире).

Вот вокзал, перрон, поезд трогается...
Слезы счастья, через четверо суток буду дома.
А есть ли у меня с дочерью дом?

Стучат -перестукивают на стыках колеса...

Глава 2
Когда меня, беременную, муж привез к родителям, я увидела бедный домик, хату, под камышовой крышей. Здесь и сказки конец.
Хутор большой, правда улица одна, но длинная. Дома разные, по достатку. И хоромы, и как у свекрови, хаты.
Но последних мало.

Собрали соседей, накрыли стол под жерделой ( абрикосовое  дерево). Народу пришло много, все хотели увидеть меня. Женщины постарше в белых платочках, с кружевными краями. Очень красиво.

Посмотрели.
И началась моя жизнь на чужбине.

Девчонка, после школы, я и жизни-то не видела, а он , это теперь я понимаю, влюбился.
Так и получилось, один любит, другой позволяет.
Я начала обустраивать свой быт , все мыть, белить.
Стирка, глажка, шитье, вязание. Меня в хуторе стали узнавать, я приживалась в новом месте.

Дом свекрови настолько был стар, что в пристроенном помещении пол был земляной. Но я туда не ходила.
Утром проснешься, глаза откроешь - свекровь делает домашнюю ряженку, меня кормить.
Со свекровью я ладила, она относилась ко мне как к своему ребенку.

Свекор был  слепым, без части ступней и без зубов. Совершенно беспомощным. Только благодаря жене он и жил, она кормила, его, ухаживала.

Сама свекровь с характером простым, открытым. С ней легко было.

Я попала , язык не поворачивается сказать, в мир иной, но увы, это так. Наша семья жила небогато, но здесь уровень жизни оставлял желать.
Но, природа все компенсирует.

Летом на Дону чудесно. Когда цветет белая акация, фруктовые сады - воздух пьянит.
В конце огорода росли огромные дубы и старые груши-дички, такие сладкие.
Черешня, абрикосы, вишня, слива - все свое.

Вспоминается несколько событий .
Однажды , вечером , мы засобирались в колхозный сад за яблоками. Стемнело. Взяли мешок и пошли.
Шли тихо, не шумели.
Сад охранялся.
Я, по наивности, в это не вникала.
Набрали мешок яблок, попробовала грушу и вдруг слышим голос:
-"Выходите, буду стрелять!"
Сторож говорит:
-"Быстренько домой!"

А один раз нас взяли на ловлю раков на став. Ставом оказался искусственный водоем, но когда жара, лишь бы вода была.

Поехали в ночь, на бортовом ГАЗ-66, с брезентовым тентом.
 Я всю долгую дорогу спала. Разбудили, когда машина подъехала к водоему.
Ночь.
Темнота, как черный бархат.
Светит луна...
Так красиво.

Все зашумели, засуетились. Мужчины разделись и в воду, под камнями искать раков.
Фары машины направлены на воду. Раки на свет выползают.

Я пошла и дальше спать.
Проснулась, когда снимали с костра ведро с вареными, красными раками.
В воздухе витает аромат пряностей.

Впервые я их тогда попробовала . Как их чистить, как кушать, все для меня внове. Но надо было видеть, как высасывали из мохнатых брюшек сок местные.
Тогда мне было непонятно.

И еще одно интересное событие произошло, это знакомство с друзьями.
Две пары семейные. Они оказались настолько прекрасными людьми, что прошло уйма лет с того времени, а я храню их фото.

А однажды мы поехали в станицу Раздоры, где жил и писал Михаил Шолохов. Мощная река , переправа через нее, впечатлил меня Дон.

Справа , вдалеке у реки, народ толпится. Кто-то сказал, что там давно лежит утопленник и никто за ним не приезжает.
Я в ту сторону не смотрела. Ужасно.
 
Жизнь в хуторе шла своим чередом, каждый день приносил новые события.

Между домом и летней кухней была большая печь. Здесь варили, сушили фрукты.
Свекровь варила украинский борщ в большой чугунной кастрюле. И вот она в борщ добавила петрушку.
Какой отвратительный запах пошел. Это сейчас я петрушку могу есть, сорвав пучок.
В летней кухне была всякая-всячина. Свекровь говорит мне:
-" Сходи, принеси макитру." Я пошла, хотя не поняла, о чем речь. Смотрю по сторонам. А она смеется, что я не понимаю.
Оказалось, макитра, это большой горшок глиняный, литров на 20, она в нем мочила терн. В кино "Поющие в терновнике" об этом колючем кустарнике речь идет. Ягоды вкусные, их просто заливают колодезной водой и они хранятся всю зиму.

Вот здесь я покушала и яблоки моченые, и арбузы соленые, и варенье попробовала - нардек, варенье из корок арбузных.

Приятные воспоминания о жареной картошке. Она там плохо уродит, и очень дорогая, поэтому и деликатес.
Если ее нарезать тонкими кружками, подсушить, и обжарить на чугунной сковороде, да на свежем сбитом подсолнечном масле.
О,о,о,... вы такого никогда не кушали.

А вот еще деликатес, жареный на том же самом масле, сазан, Килограмма на 4 -5 рыбка.
Это - запредельное что-то!

Весь день шел дождь. Раскаты грома чередовались  разрядами молний.
Мы сидели дома.
Свекрови понадобилось что-то в кухне и она побежала под дождем.
Я смотрю в окно и вдруг вижу, как огненный шар до метра в диаметре , за спиной ее ударяется о землю и исчезает.
Я и испугаться не успела. Это была шаровая молния.
 
Проходило лето. Приближался срок моих родов. И восьмого августа меня увезли в город Шахты в роддом.
 

Глава 3
У меня ребенок Дочь.
Но я сама еще ребенок.
На танцы не ходила в институт не поступила, толком и не дружила с парнями.
Таких слов, как он , мне никто не говорил. Так никто не ухаживал.

Да, он старше на четыре года, Тогда - это годы, а сейчас - какая разница.
Я точно знаю - я его не любила. Была чистейшим созданием, выросшим в любви родителей и на романах Бальзака, Флобера, Мапассана , Саган( у мамы тихонько брала и ночью под одеялом с фонариком читала).
В тринадцать лет я мечтала побывать в Париже( когда стану взрослой), на его узких улочках и увидеть своими глазами тех падших женщин, что стоят и продают свое тело.
Как это можно?
Слово "дурак! я не могла сказать, как это можно?
Алкоголь в своей жизни я попробовала лет в тридцать и то, с уговорами и ругательствами:
-"Змеюка, не пьешь, не уважаешь?"
Пришлось попробовать.
А потом всегда за рулем, значит не положено. Так и не получилось с алкоголем романа.
Про курение и слышать не желаю. Никогда и ни при каких обстоятельствах.
Вот он и ухватился двумя руками за меня, пока не дала согласие.
Когда у меня была беременность шесть месяцев, я знала, что с этим человеком я жить не буду.

Начало конца было тогда. Но терпение у меня было ангельское.
Он , приехав весной, отдохнув, устроился на завод в город кузнецом на пресс, образование специальное, по профессии у него было. На работе его уважали. Безотказный.

Мне надоело жить одной на хуторе с ребенком и мы перебрались на квартиру, рядом с заводом.
Дочь подрастала, стала ходить в одиннадцать месяцев. Девочка необычайной красоты, в бабушку Клаву.

Смышленая.В четыре года читала, писала печатными буквами записки, знала много молитв наизусть, ходила в молочный магазин с бидончиком и запиской. В красной курточке с капюшоном, две косички с бантами с двух сторон выглядывают и кудряшки светленькие. Бидончик в пол ее роста.
Спросят ее:
- "Леночка, ты кто?",,
- "Я казачка донская!"

Отец ее любил до умопомрачения.
Но, история развивалась по негативному варианту.
 
Живем на квартире. Денег постоянно не хватает. Из еды могла позволить борщ сварить. На деликатесы не было средств.

И вот однажды благоверный не пришел с работы домой. Беспокойство на завтра переросло в испуг. Я начала обзванивать больницы, милиции, психушки, морги. В одной психбольнице сказали, что похожий человек у них есть. Я туда, с ребенком на руках. Нашла, захожу, в коридорах жуткие  картины. И дергающиеся, и кривляющиеся, и что-то выкрикивающие.
Оказалось - не он.
Я вышла и  разрыдалась.
Сколько километров я пешком находила, вымоталась.
Искала уже трое суток. Все безрезультатно.
На десятые сутки появляется. Не помню, извинялся или нет, но рассказал где был.

В юные годы, в Ростове на Дону у него была девушка , или роман .  Он уехал к ней.
Мне надо было сразу бросить его. Но не того воспитания. А что про меня подумают люди, что скажут.
Наступило лето. Дочь начала ходить и я с ней отправилась на ближайший пляж, позагорать.
На пляже, ребенок в песочке играет, я загораю. Хорошо!
Мы с ней часто стали бывать на речке. Я иногда ловила на себе взгляды взрослых мужчин, но не придавала этому особого значения. Потом, через год, когда я устроилась на работу на завод, в душевой женщина лет сорока мне говорит:
- "Какая у тебя красивая фигура." Я застеснялась.
Сейчас я понимаю, я не могла оценить ни себя, ни ситуацию. По молодости лет. Не было жизненного опыта. А это очень хорошо видно со стороны.

Постепенно, наш разрыв приближался к логическому завершению.
Я перестала ездить на хутор. А он купил себе мотоцикл. Стал напиваться редко , но метко как говорят.

Однажды нашла его пьяного, до безумия , у колонки , спящего рядом с мотоциклом.
Постепенно все отношения, включая интимные, сошли на нет - я осознала, что это конец.

Как только я поняла, что это все, я нашла себе квартиру и ушла с ребенком.
Начала вести переговоры о возвращении домой.
Домой!
Домой!

Какое сладкое ощущение - дорога домой!!!


Глава 4
Вернулась я домой, где никто меня не ждал...

Квартира двухкомнатная. Мама со своим новым мужем. Сестра и маленький брат, ровесник моей дочери. И я с дочерью...
Весело, я вам скажу. Одну комнату разгородили на две.
Но, я летала на крыльях. Закончилось мое заточение несвободой.
Так я начала новую жизнь.
Устроилась на работу по знакомству, на подстанцию. Работали все в разные смены и детей в садик не оформляли.Когда немного не успевала домой подменить , минут двадцать дети одни были дома.
Приду с ночной смены. От порога слушаю, что дома (детям было по два с половиной года).
Тишина.Захожу в комнату и немею.
На полу стоит ванночка, в ней сидит моя дочь, голенькая, а мой брат черпает кружкой из аквариума воду, слазит с табурета и поливает дочь из кружечки:
- "Ленка, мойся, мойся!".
А она кусочком мыла намыливается.
У меня шок.
Давай все разбирать, мыть, одевать...

Дочь у меня была созданием нежным. До трех лет сосала соску. И не пустышку, а большую соску, что на бутылку.
Сядет на горшочек, соску в рот и час может сидеть, пока не заснет. Мы тихонько соску заберем. Она это почувствует через сон и затянет :
- " Сёсю дай, сёсю дай, сёсю дай.".. это сёсю дай могло длиться часами.

Однажды захожу домой, так же , с ночной. Из кухни голоса ребятишек. Андрей сидит на столе, голенький, над головой держит сковороду , с той капает на него масло. А он говорит:
- "Ленка, ешь, ешь , Ленка"...

Так и росли...
Попозже мне дали место в садик. Лучше бы не давали. Садик в противоположной стороне от моей работы, на Мелькомбинате. Километров пять-шесть от нас. До завода час на трамвае.
Вообщем, не соскучишься. Утром дотащу ребенка в садик и галопом на трамвай, чтобы не опоздать на планерку. Опаздывала, получала замечания.
Ребенок болел по два раза в месяц. Вылечу, пойдет в садик - там простудится, на больничный.
Простудные заболевания, воспаление легких.И так - замкнутый круг.
Как я со всем справлялась - сейчас диву даюсь.

Шло время, дети подрастали.
Зарплата в 120 рублей, на них и питаться надо, и одеваться, и мебель кое - какая нужна была.
В то время давали в рассрочку все в магазинах. Понемногу купила одежду, мебель.

Когда дочери было около четырех лет, неожиданно, объявился ее отец. Без предупреждения.
Я знала, как сильно он любит ребенка, все понимала. Но...
Он устроился в общежитие, на работу. Стал иногда брать Лену погулять. И так длилось несколько месяцев.

На его попытки помириться со мной, и даже через маму, было однозначное - нет.

Помотавшись в чужом городе, он начал собираться на родину и попросил разрешение взять на зиму дочь с собой к бабушке. А я потом приеду и заберу ее.
Все - таки он лелеял надежду, что через дочь он помирится со мной.
Долго я раздумывала, взвешивала. И садик у черта на куличках, и на работу опаздываю, и ребенок простывает в садике и постоянно болеет.
 
Согласилась, при условии, что заберу к весне. Договорились.
Они уехали. Связи сотовой не было тогда, только переписывались. Сообщал, что дочь с бабушкой Клавой хорошо ладят. Бабушка ее учит стихам, писать, читать.

Я ждала весну, взять отпуск и поехать за ребенком.


Глава 5
Пришла весна, мне дали отпуск.
Собралась и поездом за ребенком до города Шахты.

Прибываю ранним утром. В Сибири еще зима, а здесь весна во всей красе!
У вокзала каштаны зацветают, солнце такое яркое.

Перехожу привокзальную площадь , на трамвайную остановку.
На горизонте видны терриконники, здесь угольные шахты, добывают антрацит, а пустую породу тележками вывозят на поверхность и насыпают горы, терриконы.
Перед дождем , когда атмосферное давление низкое, смог с запахом сероводорода стелется над землей.

Вдали показался трамвай, старый,звенящий, стучащий на стыках, бренчащий. Его раскачивает вправо и влево. По мощеной булыжником улице проходят во все направления трамвайные линии.
 
Город небольшой, компактный.
Раннее утро, а повсюду дворники уж метут , метут...

Наблюдаю из окна как в огородах горят кое -где костры, тянет дымком.
У частных домов высажены сотни и сотни роз.
Посыпано у каждого двора светлым песочком квадратно-гнездовым способом. Видно, что один хозяин с другим соревнуются.

Зацветает белая акация. Ароматы - божественные.

Сейчас не помню как я добиралась до хутора, каким автобусом.
На подьезде, справа и слева, степи прорезают овраги, здесь это балки, достаточно глубокие.
Весной, когда разливаются реки и речушки, они заполняются водой, не проехать , ни пройти.

Добралась...
Дочь поправилась на свежем воздухе, на домашней еде. Болезни отступили.
Бабушка старалась для внучки, много стишков разучили, даже несколько молитв. На вопрос:
- "Леночка, ты кто?"- она не задумываясь отвечала:
 -" Донская казачка!"

Прожив пару недель , я начала подумывать о дороге домой. Но, не тут-то было!
-"Не отдадим ребенка и все!"

Выбора нет, нужно бежать...

Я все обдумала . И план был таков, что когда отец дочери уедет на работу, а это далеко, километров 10-12 - надо уходить по степи, пешком. Боялась, что меня остановят , если пойдем на автобус.
У страха глаза велики.
Как только он уехал, а я уж потихонечку собрала вещи, ребенка за руку и бегом по дороге на Артем.

Дороги ,в понимании трассы, асфальта, конечно нет. Сначала проселок, а дальше по степи.
 
Это было испытание на прочность.
Овраги, вода, а кое-где ручьи и речки.
Грязь.
Несколько часов мы преодолевали эти балки , соскальзывали, ногтями вцепляясь в землю , чтобы не съехать вниз.
 
Я потеряла ощущение времени.
Мне казалось, что этот ужас никогда не закончится.
Здесь нет машин, нет дорог. нет людей.
И нас понесло по этому бездорожью ...
 
Сколько часов мы преодолевали эти километры, не могу даже сказать.
Память, дело такое, что не нужно, или что огорчать будет - подтирает информацию.
И это важно для человека. Зачем же запоминать, чтобы разрушала, грызла, и разъедала душу.

Где мы умывались, как до вокзала доехали, как билеты купили и как в поезд сели, сейчас и не припомню.

О том периоде жизни сохранились только картинки в поезде.
Привязался ко мне с разговорами мужчина, по национальности азербайджанец или похожей.
-"Отдай нам ребенка и все! Не отдашь, украду! Какой красивый ребенок!"
 
Мы ехали в плацкартном вагоне, на виду - не спрятаться , никуда не деться.

Переживала я очень это наваждение. Прямо, из огня да в полымя.

Но, пока суть да дело, добрались до дома.

Больше никогда я не отпускала от себя ребенка, ни при каких условиях.


Глава 6
Прошли годы...

Дочь выросла, сама теперь мама. Выучилась и сейчас она живет уж давно так, как понимает сама.
Когда я была в таком возрасте, прислушивалась, конечно, к мнению других,но делала всегда по своему.
 
А дети мои, в кого они? Конечно в меня.
 
И я стараюсь не вмешиваться в их жизнь.
Каждый человек должен прожить свою.

Однажы раздается звонок в дверь.
Открываю.
Входит Елена с сумками и говорит:
-"Мама, принимай подарки".
Видя мое изумление, она начинает заносить сумки с банками и пакетами в кухню.Выставила компоты с вишней, с яблоками, варенье абрикосовое и много другого.
Я смотрю на все с удивлением:
- "Откуда это все?"

И она поведала мне такую историю.

Задумала она давно найти своего родного отца через более чем тридцать лет.
Не сказав мне ни слова, не поинтересовавшись, где его искать - у нее в паспорте только запись места рождения в Ростовской области - она купила билет до Ростова-на-Дону и поехала.

И вот, она прибыла в Ростов.
А куда дальше, естественно, не знает.
Лене было четыре года, когда я забрала ее от отца. Отправилась она первым делом в милицию:
" Хочу найти отца, не знаю, где искать, помогите".

И начался поиск. Помогала вся Ростовская область.
Таксисты, милиция, паспортный стол, просто люди на улице.
Только она начинала говорить, что приехала из Сибири и хочет найти родного отца и не знает , где он проживает,помогать хотели все и помогли.

Отец моей дочери, оказалось, давно похоронил своих родителей и перебрался на жительство в город Артем, где он отработал на заводе кузнецом до пенсии и проживал в общежитии завода.

Лена мне рассказывает:
- "Когда я его нашла, у обоих было такое потрясение, он всем знакомым и незнакомым рассказывал, что его нашла старшая дочь и, вероятно, самая любимая, через столько лет."

Начались знакомства с большой его родней.
Кроме Лены, у него было четверо детей.
Богатства не нажил, только дети.

Дочь рассказывала, что люди там так живут, как у нас лет двадцать назад.

Все, что она смогла для него сделать, это найти и порадовать.

Закончился у нее отпуск и она с подарками вернулась домой. Теперь я пережила потрясение после ее рассказа.

Проходит немного времени и я узнаю, что Лене сообщили, умер ее отец.
Она съездила на похороны. Установила ему хороший памятник.

Вот и заканчивается мое повествование о той главе в моей жизни, о которой я не хотела никогда вспоминать.
Но, пришлось...

 


Рецензии
Здесь кратенько - о 45 годах жизни...
Прошло несколько лет... перечитываю... урыдалась.

Милочка Шилова-Ларионова   24.11.2018 04:26     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.