Во граде, как в пустыне

(св. праведный Алексий Мечев
о молитве)

Молитву отец Алексий связывал с исполнением и всех прочих заповедей Господа. Заповеди показывают человеку его слабость, приводя таким образом к смирению, а отсюда, по мысли батюшки, рождается правильная молитва.

«-Батюшка, ведь невозможно любить Бога и не любить ближнего?
-Если ты любишь Господа, то не можешь не любить ближнего.
-А я не люблю ближнего, а люблю себя.
-Нет, нет, Манюшка, нужно отбросить эгоизм и жить жизнью ближнего.
-А как это сделать?
-Прощать обиды, не осуждать, и если тебя твой ближний укорит, принять это без обиды, как заслуженное, и сказать: «Да, прости, я виновата», если даже и не виновата в данном случае.
-Батюшка, дорогой, ведь это невозможно, как трудно сказать «прости», если я не виновата, а меня еще при этом ругают – ты такая да сякая.
-Вспомни тогда страждущего Господа, и будет легко. Не сразу, не сразу дается эта наука, надо потрудиться. Иной и трудится всю жизнь, чтобы попрать свою гордость, свое «я», свою самость! Поняла?
-Поняла, батюшка, разумом, но на деле не удается.
-Плохо работаешь над собой и плохо просишь в молитве Божию Матерь.
-Батюшка, а что же мне теперь делать? Ведь ничего не выходит!
-Только не унывай! Господь сказал: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете, и отворят вам (Мф.7:7). Ну, а теперь иди и полагай начало благое с помощью Божией. Проси, проси сильнее Матерь Божию, и Она, Заступница усердная, поможет  тебе» (Мария Тимофеева).

Терпение
Жалуюсь батюшке, что зачастую бывает у меня очень рассеянная молитва.
-Батюшка, дорогой! Скучаю и унываю. Иногда не удается молитва. Читаю, читаю, снова возвращаюсь – и никак! Бьюсь, бьюсь – и никак! А потом вдруг в конце молитвы польются обильные слезы. И пропадет и скука, и рассеянность, вдруг все сердце любовью захватит, и не оторвешься. И спать надо, и сна нет! Что это? Не действие ли окаяшки?
-Нет, Манюшка, Господь всегда близ призывающих Его, но иногда скрывает Свою благодать, ища терпения, и ожидает любви к Нему. И смотрит, как любящая мать на своего младенца, который неотступно чего-то просит, и когда он заплачет, мать тут же отдает ему всю любовь и ласку. Так что молись со смирением и терпением, знай, что Он, Отец Небесный, около тебя, и смотрит на твой труд, и видит, что не отступаешь, за твое терпение тут же посылает Свою благодать, касается твоего сердца – и польются слезы. Что это? Это значит, Господь ласкает. Слезы на молитве – это ласка Божия.
-Батюшка, ну как же я могу молиться с чистым сердцем и пламенною любовью ко Господу, когда у меня эгоизм и я не люблю ближнего?
- У Господа милости много, и Он дает не по заслугам, даром дает, чтобы ты поняла, как благ Господь (Пс. 33:9). Греховное все постепенно отойдет, но надо, Манюшка, над собой работать и строже относиться к себе. Никогда не осуждай ближнего. Грехи ближнего – это грехи твои, немощи ближнего – это немощи твои. Будь кроткая у меня! Ибо Сам Господь был кроток и смирен (Мф.11:29) и послушен даже до смерти Флп.2:8).
И как хорошо было с батюшкой и как сладко слушать его богодухновенное учение. Бывало всегда, как на крыльях, бежишь от него. И надолго сердце воспламенится любовью ко Господу, так бы и обнял весь мир» (Мария Тимофеева).
 Скорби               
-Батюшка, молитва Иисусова у меня что-то плохо идет.
-Ну, а ты пойди в Ивановский монастырь к матери Марии, скажи, что я тебя прислал, чтобы она научила тебя молитве Иисусовой.
А мать Мария была батюшкина духовная дочь. Монахини из Ивановского монастыря ходили к батюшке и были его духовными дочерьми. И тут она начала рассказывать, какие в монастыре скорби. Говорит: «Вот, матушка игумения меня благословила с одной монахиней шить одеяла. Ну и скорби же я от нее несу. Нашью много, вдруг кричит: «Такая-сякая, пори все, что тут нашила». Начну пороть, еще сильнее кричит: «Все испортила! И что мне с тобой делать! Вон иди»! А сама все кричит и кричит, и ругает по-всякому! Кончится день, так она заставит меня ночью работать. Плачу, кричу: «Дорогой батюшка, заступись, помоги»! А один раз и побила, а жаловаться не смею, так как про меня матушке игумении всего наговорили, наклеветали. И вот, дорогая моя девочка, придешь к батюшке, все ему расскажи».
Жалко мне было Марию
- А молитву Иисусову когда же Вы читаете?
-Она у меня сбоку висит, - ответила она, указывая на четки, которые висели у нее на поясе.
И так, провожая меня, она многое поведала о своих скорбях.
Прихожу к батюшке.
-Ну как, Манюшка, мать Мария-то научила тебя Иисусовой молитве? – спрашивает батюшка.
-Да нет, дорогой батюшка, некогда было. Ее захватили скорби, и она вместо молитвы мне велела вам точь-в-точь передать о скорбях. И даже били ее!
-Да ну, -воскликнул батюшка,- ну, садись, садись и все расскажи мне.
Я все подробно рассказываю батюшке о ее жизни и о послушании, которое она несет, и про злую монахиню. Батюшка все выслушал и сказал:
-Ну вот, Манюшка, поняла теперь, как дается молитва Иисусова: «Отдай кровь и прими дух». Видела ее смирение. Видела ее послушание, видела ее скорби и болезни, а утешения-то нет, кроме отца Алексия, и то когда пустят. Поняла?
-Батюшка, дорогой, - взмолилась я к нему, - я больше так капризничать не буду, я буду слушаться Вас и в монастырь не пойду, боюсь злых монахинь.
-Теперь поняла, как дается молитва Иисусова? Чтобы полюбить Господа всем сердцем и всею душою и крепостию и ближнего своего, как самого себя, надо принять скорби от ближнего, укоризны, взять его в свое сердце и отбросить эгоизм. Смириться надо до зела пред всеми, считать себя хуже всех, и даже хуже всякой твари! Поняла, Манюшка?
Я слушала с большим вниманием и говорю:
-Поняла, дорогой батюшка, поняла, только у меня ничего не выйдет, я очень горячая и гордая, как Вы говорите.
-Ну, сейчас не выйдет, ты еще у меня младенец. Но надо учиться, просить Матерь Божию, чтобы Она помогла не быть гордой, - и отец Алексий помолится» (Мария Тимофеева).


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.