А. Г. Жучков Прикосновение к тайне 45-46

                Глава. 49. Добро и Зло.

                «Когда говорится о полезности кого-либо,
                не следует думать, что он назван устоем Учения.
                Нужно брать вещи в их действительности ,
                ибо преувеличение  одинаково по природе с
                преуменьшением».
                (Агни-Йога, с.35)

      Наряду с постижением тайн создания и строения Мира, человека, их взаимоотношения, не менее важным и спорным вопросом является постижение сущности и соотношения Добра1) и Зла2). Особая значимость этого вопроса определяется тем, что только через понимание сути этих двух понятий и их соотношения можно формировать критерии и систему ценностей, определяющих смысл существования, назначение и поведение человека и человечества в целом. Исследование данных понятий не случайно происходит в данном разделом, поскольку понятие Добра и Зла, в его обычном понимании, неразрывно связано с оценкой человеком тех или иных событий, явлений и процессов.

      Если говорить об истоках формирования этих двух понятий, то к ним следует отнести разделение Всего Сущего на два неких начала: положительное (Доброе, благоприятное) и отрицательное (Злое, неблагоприятное), которое в свою очередь зависит от критериев, используемых для этого разделения. От того, на каком уровне понимается разделение на положительное и отрицательное, на таком же уровне и происходит деление на Добро и Зло. Даже с позиций человека, это разделение во многом зависит от того, на каком уровне или с позиций какой своей сущности человек разделяет Мир на добрый и злой, что в свою очередь находится в прямой зависимости от уровня познания мира.

      Признавая триединство Мира, состоящее из Единого и двух первых начал, все окружающее человека может быть разделено соответствующим образом: положительное, отрицательное и нейтральное; мужское, женское и бесполое (или двуполое); холодное, горячее и теплое, темное, светлое и сумеречное,  и т.д.
      Учитывая, что сами человеческие знания относительны, столь же относительным будет и уровень постижения Добра и Зла. Для того, чтобы попытаться взглянуть на эту проблему с позиций Вселенских или Космических Принципов, необходимо использовать соответствующий уровень подхода.

      Рассматривая истоки зарождения или основ Добра (Блага) и Зла Платон анализирует их с позиций первооснов - с позиций Бога:
      «Разве бог не благ по существу? Но ведь ни какое благо не вредоносно. А то, что не вредоносно, разве вредит? А то, что не вредит, творит разве какое-нибудь зло? А то, что не творит никакого зла, не может быть и причиной какого-либо зла. Благо - полезно. Оно - причина правильного образа действий. Благо - причина не всяких действий, а только правильных В зле оно неповинно. Бог, раз он благ, не может быть причиной всего вопреки утверждению большинство. Он причина лишь немногих вещей, созданных им для людей, а ко многому он не имеет отношения: ведь у нас гораздо меньше  хорошего, чем плохого. Причиной блага нельзя считать никого другого, но для зла надо искать какие-то иные причины, только не бога. ... Когда говорят, что бог, будучи благим, становиться для какого-нибудь источником зла, с этим всячески надо бороться, - никто не должен ни говорить об этом, ни слушать, ни в стихотворном, ни в прозаическом изложении, потому что такое утверждение нечестиво, не полезно нам и противоречит самому себе.».(8,с.142-144)
      Таким образом, Платон высказывает мысль о том, что Высшее начало (Бог) есть лишь Благо (Добро) и он не может быть причиной Зла, а корни последнего необходимо искать в чем-то другом. Но поскольку Бог - есть все, то в чем же другом может быть Зло, как не в Боге?
      Для этого попробуем проанализировать ранее рассмотренные Принципы.
      При анализе первых Космических Принципов мы говорили о соотношении Тьмы и Света. Используем еще одну из характеристик этого соотношения: «Естество Тьмы есть Абсолютный Свет, потому Тьма взята, как подходящее аллегорическое представление состояния Вселенной во время Пралайи или же периода Абсолютного Покоя или Не-Бытия, каким оно представляется нашему предельному уму...».
       Само по себе подобное утверждение о первичности Тьмы перед Светом не может не навести на аналогию первичности Зла перед Добром. И это утверждение может быть особенно сложно для восприятия многими читателями, знающими о том, что Силы Света борются против сил Тьмы, что Добро должно быть преобладающим над Злом, что Зло необходимо искоренять. Но оккультное учение на этот вопрос смотрит несколько иначе, что и вызывает различные нападки на нее со стороны различных философских или религиозных учений.
        «Зло не существует само по себе; но есть лишь Тень Света, без которой Свет не существовал бы, даже в наших представлениях. Если бы Зло исчезло, то и Добро исчезло бы с ним с Земли. ...Всюду теории каббалистов изображают Зло, как Силу противодействующую, но, в то же время, необходимую Добру, как дающую ему жизненную силу и существование, которого оно иначе никогда не могло бы иметь».(1,т.1,с.510)

      Из сказанного следует, что как таковые Добро и Зло не существуют, они есть лишь форма восприятия и оценки Тени и Света. О Тьме и Свете мы говорили при характеристике Космических Принципов и при этом отмечали, что Свет возникает из Тьмы. Иначе можно сказать, что Тьма - есть потенция или потенциальная энергия, которая в дальнейшем проявляется как Свет, то есть реализация потенции или кинетическая энергия. Ранее мы также говорили, что Жизнь ограничена Смертью, из чего вполне логично было бы сказать, что Свет - есть Жизнь, есть Добро, а Тьма - есть Смерть, есть Зло.

      «Если бы это было только Светом, бездейственным и абсолютным, человеческий разум не мог бы не только оценить его, но даже понять его. Именно тень дает возможность свету проявить себя и дает ему объективную реальность. Потому Тень не есть Зло, но является нужным и необходимым соотношением, дополняющим Свет или Добро; Тень является создателем его на Земле.
      «...В своем единстве Эннойа и Офис представляют Логоса. Когда же они разъединены, один изображает Древо Духовной Жизни, другой Древо Познания Добра и Зла».(1,т.2,с.269)
      «Змий, Древо Познания Добра и Зла, и Древо Жизни, -все эти символы, взятые из религии Индии».(2,т.3,с.350)

      Однако Свет, проявленный на одном уровне, не есть окончательное завершение всех возможных проявлений этого Света. Ранее мы говорили о последовательности проявления духовной и материальной основы. Тоже самое можно сказать и о Свете и Тьме. Не случайно в первой приведенной цитате сказано, что Свет есть Материя, а Тьма - есть Дух. Дух (Тьма) выявляет Материю (Свет), которая, в свою очередь, предуготавливает выявление вновь Духа (Тьма), но уже на ином уровне. Из этого последнего вновь возникает Материя (Свет), но также уже нового уровня. Подобно тому, как процесс эволюции протекает через чередование развития духовного и материального, содержания и формы на каждом витке спирали, так же происходит и с Добром и Злом.

      «Чем благо будет в умопостигаемой области по отношению к уму и умопостигаемому, тем в области зримого будет Солнце по отношению к зрению и зрительно воспринимаемым вещам. Когда напрягаются, чтобы разглядеть предметы, озаренные сумеречным сиянием ночи, а не те, цвет которых предстает в свете дня, зрение притупляется, и человека может принять чуть ли не за слепого, как будто его глаза не в порядке. Также бывает и с душей: всякий раз, когда она устремляется туда, где сияет истина и бытие, она воспринимает их и познает, что показывает ее разумность. Когда же она уклоняется в область смешения с мраком, возникновения и уничтожения, она тупеет, становится подверженной мнениям, меняет их так и этак, и кажется, что она лишилась ума. ... Правильно считать познание и истину имеющим образ блага, но признать что-либо из них самих благом было бы неправильно: благо по его свойствам надо ценить еще больше. Познаваемые вещи не только могут познаваться лишь благодаря благу, но оно дает им и бытие, и существование, хотя само благо не есть существование, оно - за пределами существования, превышая его достоинством и силой».(8,с.290-291)
И еще один важный аспект необходимо осветить в связи с этим. В предыдущих главах мы говорили о «восставших ангелах» или «падении» и кратко касались так называемого «отступления от Закона». Сейчас бы хотелось вновь вернуться к этому «отступлению», ибо в нем можно усматривать, с обычных позиций, проявление Зла. Для этого обратимся к следующей схеме:

                - 5 - 4  -3   -2  -1    0    + 1     + 2       +3     +4   +5
               Зло (-)                Добро (+)

I

                А1
     VII Пр                С1                С2 
      VI Пр                А
II    V Пр
       IV Пр                В2
       III Пр
       II  Пр
       I    Пр
                В1
                АВС
   где: - (-1, 0, +1) - область проявления Единого Закона
           - витки А и А1 спирали - схема единого развития формы и содержания;
           - витки спиралей В1 и В2 - схема «самостоятельного» развития формы
             и содержания;
           - С1 и С2 - области проявления формы и содержания            
           - I-VII - Принципы;
           - стрелки (-5)-(-1), 0 и (+1)-(+5) - проявление Законов на разных этапах (Принципах).
Рисунок 87

      Как видим, виток А спирали, исходящей из точки АВ, пройдя развитие на этапах проявления Принципов, переходит на следующий виток (А1), но уже в новом качестве. Если начало развития витка А начинается в области Зла (Тьмы), то завершение происходит в области Добра (Света), то начало нового витка А1 происходит уже в области Зла1 (Тьмы1). Далее схема повторяется. В данном случае мы видим схематичное изображение взаимосвязи Добра (Света) и Зла (Тьмы). Они разделены достаточно условно, ибо само восприятие Добра и Зла, а следовательно и Света и Тьмы может быть относительным. Проявленный Свет, с позиций последующего этапа может быть воспринят как непроявленная Тьма, а проявленная Тьма последующего этапа, с позиций предыдущего этапа может восприниматься как Свет нового уровня. То же самое можно сказать и о Добре и Зле.

      При анализе соотношения триединства энергий (Внутренней, Потенциальной и Кинетической) мы говорили о принципе «золотого сечения», как основополагающего и определяющего из соотношение. Этот же принцип лежит и в основе соотношения того, что мы будем считать Добром и Злом. Аналогичной схема будет и для соотношений Потенциальной (П) и Кинетической (К) энергий, где проявление К для предшествующего этапа может признаваться в качестве П1, то есть Потенциальной энергии последующего этапа, тогда как областью проявления Единого Закона будет являться для них Внутренней энергией (В) на соответствующем уровне.

      Что же касается одного витка спирали на одном этапе, то здесь каждое из рассматриваемых понятий имеет строго определенное значение.
Таким образов, в зависимости от того, с каких позиций (этапов) мы рассматриваем эти понятия, мы можем их рассматривать различно.

      Что же касается проявления Законов (стрелки (-5) - (-1), 0,  (+1) - (+5), то можно отметить, что проявление Закона на уровне (-5) - (-1) и (+1) -(+5) осуществляется в соответствующих областях Зла и Добра с соблюдением принципа «золотого сечения», если рассматривать их относительно области проявления Единого Закона (0) в границах (-1) - (+1). И хотя на схеме мы условно выделили область проявления Единого Закона заштрихованной областью, то это сделано достаточно условно. Закон (0), то есть Закон Первого Принципа, хотя и проявляется непосредственно только на своем этапе (на этапе проявления Первого Принципа), но это не означает, что на последующих этапах (при проявлении последующих Принципов) он не действует. Действие его продолжается как непосредственно, так и опосредствованно, через Законы последующих Принципов. (Данную схему можно сравнить со схемами Космических Принципов, когда мы изображали взаимодействие с помощью «Света» и «связей».) Если проявление Законов для Первых Трех Принципов (область (-1), 0 и (+1) является непосредственным для каждого из них, то для последующих  Принципов их проявление будет и непосредственным, и опосредствованным. Начиная с Четвертого Принципа и далее, чем больше порядковый номер Принципа, тем больше в нем действует законов - одни непосредственно, другие как бы скрыты, латентны. Это сочетание действия Законов и их «наложение» порождает формирование условий для так называемого «отступления от Закона». Фактически это не есть «отступление» как таковое, а лишь одновременное действие, как основного Закона данного Принципа, так и совокупное действие предыдущих Законов, что и порождает эффект «отклонения». Ведь не случайно в предыдущей главе мы говорили о том, что не все являются «восставшими», а лишь часть из них, на уровне которых происходит «наложение» Законов. Это также касается и ранее рассмотренных нами различных совокупностей АТОМОВ и вихреобразований, где мы останавливались лишь на основных, наиболее принципиальных формах, существующих в области действия Единого Закона. Что же касается бесконечного множества иных форм совокупностей и вихреобразований, то это определяется проявлением различных иных Законов действующих на соответствующем уровне. Причем чаще всего действие этих Законов носит одновременное суммарное воздействие на объект, что и порождает эффект «отклонения» от Закона. Это одна из аналогий проявления «восстания», то есть «отклонения от идеального пути» развития Вселенной.

      То, что мы воспринимаем в нашей жизни как «отклонение от идеального развития», или как Зло, фактически являет собой суммарное воздействие различных скрытых Законов, причиной проявления которых явилось наше (как индивидуальное, так и  в целом общечеловеческое) поведение и мысли. В Мире нет и не может быть «изначального» Зла, ибо весь Мир построен на гармонии разного уровня. Там, где нарушается гармония одного уровня, происходит перераспределение энергии и возникает гармония другого, более низкого уровня, которая вполне нами может восприниматься как Зло.

      «Все губительное и разрушительное - это зло, а спасительное и полезное - благо. ...Каждую вещь губят свойственные ей зло и негодность, но если это ее не губит, то уж ничто другое ее не разрушит. Благо, конечно, никогда ничего не погубит, не может быть губительным и то, что не будет ни злом, ни благом. Если среди существующего мы найдем нечто имеющее свое зло, которое его портит, но не в состоянии его совсем уничтожить, мы будем знать, что это нечто по своей природе неуничтожимо».(8,с.406-407)
      Что же касается витков В1  и В2 спирали, приведенная схема позволяет говорить о том, что они исходят первоначально из области проявления Единого Закона (-1, 0, +1) и, несмотря на свой путь развития формы и содержания, на развития в области Добра и Зла, в конечном итоге эти оба пути подчиняются и вновь стремятся к Единому Закону. Из этого следует, что в области проявления Единого Закона Добро и Зло не противостоят друг другу, а взаимодействуют, как бы сливаясь друг с другом в нем.
В подтверждение этого можно вспомнить о том, что мы говорили о взаимодействии или невзаимодействии (отталкивании) первичных совокупностей АТОМОВ и вихрей. На уровне вихрей впервые происходит явное разделение на право- и левостороннее вращение, что и создает явление отталкивания. Это является первым этапом очевидного разделения того, что мы иногда называем Добром и Злом,  и которое  на  самых крайних этапах взаимодействия воспринимается как так называемая «борьба противоположностей». В основе этого лежит нарушение принципа «золотого сечения».
«Нельзя утверждать, что не прекрасное - безобразно, а все, что не добро, есть зло».(15,с.111)
      Там, где принцип гармонии между ними нарушен, где соотношение между Потенциальной и Кинетической энергиями нарушает соотношение «золотого сечения» в пользу последней, там возникают явления, которые принято именовать проявлением Зла. Фактически же речь идет о формировании гармонии нового, более грубого порядка с новыми значениями энергий П и К.
«Раз прекрасное противоположно безобразному, значит, это две разные вещи. Но раз это две вещи, то каждая из них - одна. То же самое можно сказать и о справедливом и несправедливом, хорошем и плохом и обо всех других видах: каждое из них - одно, но кажется множественным, проявляясь повсюду во взаимоотношении, а также в сочетании с различными действиями и телами».(8,с.255)
      Для человека, способного не только формировать положительное и отрицательное на разных уровнях (от мысле-форм до вещественных форм или явлений физического плана), оказывается возможным развивать как положительные следствия (достигшие или близкие к состоянию гармонии), так и отрицательные (с различной степенью нарушения гармонии).

      «Добро и зло не имеют цены для бездушных тел, но они важны для каждой души, как сопряженной с телом, так и отделившейся от него.  Надо считать, ЧТО ГОРАЗДО МЕНЬШЕЕ ЗЛО - ПРЕТЕРПЕВАТЬ ВЕЛИКИЕ ОБИДЫ И НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ, ЧЕМ ИХ ПРИЧИНЯТЬ».(9, с. 486)
      Данное высказывание Платона можно считать подведением итога анализа Добра и Зла с позиций Принципов, и продолжением разговора уже применительно к человеку, поскольку он совершенно правильно сказал, что для «бездушных тел» Добро и Зло не имеют цены. Эти понятия важны для «каждой души», воплощенной или развоплощенной. Только душа, связанная с сознанием, может оценивать окружающий Мир и, в зависимости от степени развития сознания, разделяет его на Добро и Зло.
«Душа - причина всякого рода перемещения и движения; перемещение в движение в сторону блага есть свойство совершенной души, а в противоположную сторону - свойство души противоположной. Впрочем, благо должно всегда брать верх над тем, что ему противоположно».(9,с. 455)

      «Движение в сторону блага» необходимо рассматривать как движение к области существования Единого Закона. Безусловно, что достичь этой области, понимая ее на самом высшем уровне хотя бы рамках проявленной Вселенной, человеку непосредственно невозможно, но «перемещение в движение в сторону блага - есть свойство совершенной души». Это является основой эволюции Всего Сущего, в том числе и человека.
Высказывание Платона о том, что «благо должно всегда брать верх над тем, что ему противоположно» необходимо рассматривать как подтверждение главенствующего принципа гармонии соотношения двух начал (по принципу «золотого сечения») при преобладающем значении того, что принято считать положительным.
       «Стремление» к благу (или Добру) может и должно осуществляться различными путями, из которых необходимо отметить следующие: не допускать самому нарушения гармонии в Мире, восстанавливать нарушение гармонии и нести в Мир гармонию. Более подробно об этом мы будем говорить в последующих главах и разделах, а сейчас лишь кратко рассмотрим эти пути.

      Для того, чтобы не нарушать гармонию необходимо знать ее уровни или, иначе говоря, знать что такое Добро и Зло.
      «Те, кто знает, что такое добро и зло, а также что надо делать и чего делать не надо, действуют самым правильным образом и менее всего погрешают».(9,с.558)
Безусловно, невозможно стремиться к тому, значение чего не понимаешь. Прежде чем говорить о стремлении к Добру и недопущению Зла, необходимо понимать суть этих понятий. Исходя из всего вышесказанного в данной главе, можно сказать, что прежде всего необходимо осознание сути Добра как можно на более высоком уровне. Достичь этого можно через познание Мира, и чем выше будет уровень такого познания, тем более высокие планы Добра можно осознать и к ним стремиться.

      «Благо, более высокое чем удовольствие, - это ум, знание, понимание, искусство и прочие в том же роде; вот это-то и надлежит приобретать».(12,с. 17)

      Понимание этого возможно на разном уровне. Взять, к примеру, христианское смирение и непротивление Злу. Это, пожалуй, может быть признано одним из первоначальных путей к Добру, хотя и не всегда. Как следует из ранее приведенного высказывания Платона «гораздо меньшее зло - претерпевать великие обиды и несправедливости, чем их причинять». Но просто терпеть «обиды и несправедливость» - сродни рабской покорности. В этом действительно есть положительный момент, ибо, не отвечая злом на зло, человек не только не умножает последнее, но и наиболее простым способом снижает его отрицательное воздействие. Чисто с физической точки зрения, отрицательное воздействие, не находя обратной реакции, как бы распространяется и затухает. Но, такая покорность может быть расценена человеком, творящим «обиды и несправедливость», как своеобразная победа, ибо, не встречая ни какого сопротивления и противодействия, осознавая свою безнаказанность, его отрицательное воздействие может все более усиливаться. Только тогда, когда за внешней покорностью будет стоять сила понимания и осознание более высокого Добра, что формирует в человеке внутреннюю силу или запас психической энергии, внешне не проявленной, но ощущаемой на тонком уровне, когда агрессивность будет сталкиваться с таким восприятием знания и проявлением Добра, отрицательное воздействие будет не только не вызывать встречного зла, но и локализуется Добром. «Непротивление» внешнее предполагает накопление силы для внутреннего противодействия, позволяющего не только противостоять, но и компенсировать возможное отрицательное воздействие «Зла». По мере познания высшего Добра, а это невозможно без познания Мира, сила такого скрытого воздействия будет возрастать, что будет снижать степень отрицательного воздействия. Ведь для того, чтобы восстановить нарушаемую гармонию, в основе которой лежит воздействие энергии более грубого плана, необходимо проявить более тонкую энергию, способную не только нейтрализовать отрицательное воздействие грубой энергии, но и внести в ту или иную ситуацию гармонию.

      Христиане часто приводят в пример покорность и кротость Христа. Однако можно ли это рассматривать его «покорность» и «кротость» как обычную рабскую покорность? За внешним смирение и терпимостью к творимому в отношении его Злу, он противопоставляет величайшую внутреннюю силу Духа, способную противостоять отрицательному воздействию самых сильных сил. Он контролировал ситуацию и позволял окружающим действовать так, как он это допускал из понимания высшей гармонии. Да, ему пришлось много страдать как морально, так и физически, но он, понимая свою роль в истории, свою миссию, добился больше, чем если бы он стал оказывать сопротивление на физическом плане. Его жизнь - это не проявление рабской покорности, а активная борьба со своими противниками на Тонком плане, хотя внешне воспринимая как некая пассивность или покорность.

      Если мы вспомним о взаимодействии Планов человека, то, применительно к данной проблеме, можно сказать, что противостояние отрицательному воздействию на каком-то низшем Плане будет более эффективным с помощь. энергий более высоких Планов. Физическому и астральному воздействию лучше всего противостоять на Ментальном уровне. Не случайно во все века  идеи, мысли, взгляды и знания были самыми страшными противниками сторонников физической силы. Не в силах преодолеть их воздействие, носителей таких идей, мыслей и взглядов порой убивали, но и после их смерти это оружие продолжало разить тех, против кого оно было направлено.

      Известно высказывание «Красота спасет мир». Однако, как говорит Платон:
      «Справедливость и красота, если неизвестно, в каком отношении они суть благо, не найдут для себя достойного стража в лице человека, которому это неведомо. Предвижу, что без этого никто ни не может их познать».(8,с.287)

      И справедливость, и красота не могут быть постигнуты в своем высшем понимании без осознания гармонии. Чем выше уровень понимания гармонии, тем более высоким будет уровень понимания и справедливости, и красоты. Например, ветхозаветное «око за око, зуб за зуб» - это тоже пример понимания справедливости на соответствующем уровне. Но для человека, познавшего Мир более глубже, такая «справедливость» неприемлема.

      «Не дело справедливому человеку вредить - ни другу, ни кому-либо иному; это дело того, кто ему противоположен, то есть человеку несправедливого. Если кто станет утверждать, что воздавать каждому должное - справедливо, и будет понимать это так, что справедливый человек должен причинить вред врагам, а друзьям приносить пользу, то говорящий это вовсе не мудрец, потому что он сказать неправду, ведь ... справедливо никому ни в чем не вредить».(8,с.90)

      Чем ближе понимание гармонии будет приближаться к области проявления Единого Закона, тем более высокий уровень Добра, справедливости, красоты будет открываться человеку.

      Деяния человека, направленные к области проявления Единого Закона способствуют восстановлению гармонии на разных уровнях, содействуют его собственному совершенствованию и приближают его к новому этапу и форме существования. Иначе говоря, устремленность к совершенствованию собственной формы и содержания, ориентированные к Единству Космоса, способствуют достижению гармонии более высокого порядка и способствуют его собственной эволюции.

      В то же время, устремленность к наращиванию своей формы (что не является действительным совершенствованием), равно как и ориентация к чрезмерному развитию материальных условий существования, с одной стороны, способствуют накоплению менее совершенных, чем необходимо для его нынешнего уровня, энергий, а с другой стороны, формируют области нарушения гармонии, что препятствует его собственной эволюции.
В завершении разговора хотелось бы отдельно остановиться на персонифицированных образах представителей Зла. В этом плане хотелось бы привести несколько высказываний о Сатане, под которым в христианстве олицетворяется воплощение Зла или его носитель.
 «Сатана был Сыном и Ангелом Бога».(1,т.2,с.599)

      «Каббалисты утверждают, что истинное имя Сатаны есть имя Иеговы в обратном порядке, ибо «Сатана не есть черный Бог, но есть лишь отрицание белого Божества» или света Истины. Бог есть Свет, и Сатана есть необходимая Тьма или Тень, чтобы выявить Свет, без которого Свет был бы невидим и непонятен».(1,т.2,с.640)

      Об этом мы уже говорили при анализе первых Космических Принципов.

      «...Именно «Сатана является Богом нашей планеты и единым Богом», и это без всякого аллегорического намека на его злобность и развращенность. Ибо он един с Логосом. «Первый и «старший из богов» в порядке микрокосмической (божественной) эволюции, Сатурн (Сатана) есть седьмой и последний в последовательности макрокосмической эманации, будучи окружностью Царства, центром которого является ...Солнце).
...Потому, когда Церковь проклинает Сатану, она проклинает космическое отражение Бога; она предает анафеме Бога, проявленного в Материи или в объективности; она проклинает Бога или же вечно-непостижимую Мудрость, открывающуюся как Свет и Тень, Добро и Зло в Природе, единым способом, доступным ограниченному разуму человека».(1,т.1,с.31)

      «Астральный Свет относится к Акаше и Anima Mundi так же, как Сатана к Божеству. Они едины, но видимы в двух аспектах, духовном и психическом - сверхэфирный или связующее звено между материей и чистым духом и физическим. ...Так «Сатана», когда его перестают рассматривать в суеверном,  догматическом и, лишенном истинной философии, духе церквей, вырастает в величественный образ того, кто создает из земного - божественного Человека; кто дает ему, на протяжении долгого цикла Махакальпы, закон Духа Жизни и освобождает его от Греха Неведения, следовательно, от Смерти».(1,т.1,с.254)
«Древние не знали обособленного «Бога Зла», который был бы вполне или абсолютно дурным».(1,т.1,с.509)

      «Как сказано в Гермесе:
      20. Сатана есть Хранитель Врат в Храме Царя: он стоял в преддверии Соломона. Он держал Ключи Святилища;
...как гласит Appendix:
     12. Множество имен дал Господь ему (Сатане), имена сокровенные, тайные и ужасные.
      ..29. Ибо САТАНА ЕСТЬ СУДЬЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ БОГА (КАРМЫ); ОН ДЕРЖИТ ВЕСЫ И МЕЧ.
31. Ибо ЕМУ ДОВЕРЕНЫ ВЕС И МЕРА И ЧИСЛО.

...Именно «Сатана является Богом нашей планеты и единым Богом», и это без всякого аллегорического намека на его злобность и развращенность. Ибо он един с Логосом.
«Первый и «старший  из богов» в порядке микрокосмической (божественной) эволюции, Сатурн (Сатана) (астрономически) есть седьмой и последний в последовательности макрокосмической эманации, будучи окружностью Царства, центром которого является Фэб (Свет Мудрости, или Солнце).
...Потому, когда Церковь проклинает Сатану, она проклинает космическое отражение Бога; она предает анафеме Бога, проявленного в Материи или в объективности; она проклинает Бога или же вечно-непостижимую Мудрость, открывающуюся как Свет и Тень, Добро и Зло в Природе, единым способом, доступным ограниченному разуму человека».(1,т.2,с.292-296)

      Не хотелось бы останавливаться на этом вопросе более подробно, т.к. желающие узнать об этом больше могут обратиться к «Разоблаченной Изиде» и «Тайной Доктрине», где эта тема раскрыта Е.П. Блаватской, как ни кем другим, глубоко.
      «Лишь знание постоянных перевоплощений одной и той же Индивидуальности на протяжении всего Жизненного Цикла; убеждение, что те же Монады - среди которых много Дхиан-Коганов или самих «Богов» - должны пройти через «Цикл Необходимости» и быть вознагражденными или наказанными в новом воплощении за страдания, понесенные ими, или преступления, совершенные в предыдущей жизни; что эти самые Монады, которые вошли в пустые, лишенные разума, оболочки или же в астральные формы Первой Расы, выделенные Питри, являются теми же, которые сейчас находятся среди нас - нет, может быть, даже мысами; только эта доктрина, утверждаем мы, может объяснить нам таинственную проблему Добра и Зла и примирить человека с ужасной и кажущейся несправедливостью жизни.
      ...Из всех ужасающих кощунств, являющихся, на самом деле, обвинением, брошенным монотеистами своему Богу, самым большим и непростительным будет (почти всегда) лживое смирение, заставляющее так называемого «благочестивого» христианина утверждать перед лицом всякого зла и незаслуженных ударов, что «такова воля Господня».
Глупцы и лицемеры! Богохульники и нечестивые фарисеи, говорящие одновременно и бесконечной милосердной любви и заботе своего Бога и Создателя к беспомощному человеку и о том же Боге, бичующем добрых, самых лучших из своих созданий, проливая их кровь».(1,т.2,с.380-381)

     В заключении хотелось бы привести высказывание Махатм по данной теме:
      «Наши представления о добре и зле. Зла нет как такового, и есть лишь отсутствие добра. Зло существует лишь для того, кто становится его жертвой. Оно происходит от двух причин и не более, нежели добро является независимой причиной в природе. Природа лишена добра и зла, она лишь следует неизменным законам, давая жизнь и радость или посылая страдания и смерть и разрушая созданное ею. Природа имеет противоядие для каждого яда, и ее законы - воздаяние за каждое страдание. Бабочка, истребленная птицею, становится птицей, и маленькая птица, убитая животным, переходит в более высокую форму. Это есть слепой закон непреложности и вечная приспособляемость выявлений, и потому он не может быть назван Злом в Природе. Истинное зло порождается человеческим рассудком, и его происхождение всецело связано с рассуждающим человеком, который разобщил себя с природой. Таким образом, лишь само человечество является истинным источником зла. Зло есть преувеличенное добро, порождение человеческого себялюбия и жадности. Вдумайтесь глубже - и вы найдете, что кроме смерти, которая не есть зло, но неизбежный закон, и несчастных случайностей, которые всегда найдут воздаяние в будущей жизни - происхождение каждого зла, большого или малого, заключено в человеческом действии, в человеке, разум которого делает его единственным свободным деятелем в природе».(7,с.221)
«Благо - то, что существует ради него самого».(8,с.618)

                Список использованной литературы

1. Е.П. Блаватская, Тайная Доктрина, т.1-3.
2. Е.П. Блаватская, Разоблаченная Изида,т.1-4, М, 1992г,
3. Е.П. Блаватская, Теософский словарь.
4. Е.П. Блаватская, Комментарии к «Тайной Доктрине», 1999 г.М., Новый Центр,
5. Е.П. Блаватская, Ключ к теософии, М, изд. «Сфера» Российского Теософского
     Общества, 1993 г.
6. Дж. Р.С. Мид Трижды Величайший Гермес. Москва, изд. «Алетейа», 2000 г.
7. Письма Махатм, Самара, 1993 г.
8. Платон, Государство, М, изд. Мысль, 1999 г.
9. Платон, Законы, М, изд. Мысль, 1999 г.
10. Платон, Парменид, М, изд. Мысль, 1999 г.
11. Платон, Тимей, М, изд. Мысль, 1999 г.
12. Платон, Филеб, М, изд. Мысль, 1999 г.
13. Платон, Федон, М, изд. Мысль, 1999 г.
14. Платон, Федр, М, изд. Мысль, 1999 г.
15. Платон, Пир, М, изд. Мысль, 1999 г.
16. Книги Агни-Йоги (Живой этики), Община, Новосибирск, 1990г.
17.    -    "    - ,           Агни-Йога,           -     "     - .
18.    -   "     - ,           Беспредельность, -    "    -.
19.    -    "    -,            Иерархия,              -    "    -.
20.    -    "    -,            Сердце,                -    "    -.
21.    -    "    -,            Мир Огненный,    -    "    -.
22.    -    "    -,            Аум,                -    "    -.
23.    -    "    -,            Братство,                -    "    -.
24.  Е И. Рерих,  Напутствие вождю. «Свет» Новосибирск, 1997г.
25.  Махабхарата, Мокшадхарма и Нараяния, Ашхабад, изд. Ылым, 1983г.
26.  Апокрифы древних христиан, М., Мысль, 1989 г.
27.  АУМ, № 1-3, 1990 г.,
28.  В.Ф. Асмус, Античная философия, М., Высшая  школа,1976г 17. Кант И., Соч. в 6
      т ом., М, 1963-1966, т.4.
29.  Л. Фейербах, Избр. Философские произведения,т.1.
30.  К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., т. 42.
31.  Ф. Энгельс, Анти-Дюринг,
32. В.И. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм, М., Политиздат, 1989 г.
33.  Ленин В.И., ПСС, т. 33. «Государство и революция»
34. И.М. Сеченов, Избранные философские и психологические произведения, М, 1947 г.
35. Вернадский В.И., Философские мысли натуралиста, М, 1988г.
36. В.А. Ацюковский, Введение в эфиродинамику, (реферат), М, 1980 г.
37. П. Девис, Суперсила, М., Мир, 1989 г
38. М.И. Клецов, Раскрытие тайн мироустройства, М., 1995г
39. Философский энциклопедический словарь, М, изд. Инфра-М, 1999 г.
40. Большой энциклопедический словарь, Физика, М, Научное изд. «Большая Российская  энциклопедия, 1999 г.
41. Советский энциклопедический словарь, М, изд. «Советская энциклопедия», 1980 г.
42. Знания за пределами науки, М., изд. Республика, 1996 г.
43. Хозе Аргуэльес, Фактор майя, Внетехнологический Путь, Изд. «София», Киев, 1996 г.
44.  И. Кант, Соч. в 6 т., М, 1963-1966 г., т.4.
45.  Н Хоровиц, Поиск жизни в Солнечной системе, М, Мир, 1988,

______________
* Первая часть – размещена в Стихи.ру  октября 2013 г.
   Владислав Стадольник http://www.stihi.ru/avtor/vladislav3


Рецензии