Цикл Истории Эрлиха. Рассказ VI Счастье

Перед прочтением необходимо ознакомиться с рассказом "Истории Эрлиха. Рассказ IV Одиночество" (www.proza.ru/2013/02/08/2315)!!! Это очень важно в плане восприятия сюжета и не просто моя прихоть. Спасибо.















Глава 1. Прерванное одиночество


Если  счастье – это  самое  важное, то  неважно  как  дорого  оно обойдётся.


Сколько же у меня книг? Уже второй день перебираю ровные стопки медицинских фолиантов и старых записей, не закончив уборку даже наполовину. Сколько себя помню, я любил книги и старался прочесть как можно больше. Мне казалось, что в отличие от человека они не могут обмануть и всегда готовы поделиться скрытыми в них знаниями. Но лишь недавно я понял, что знания не приносят радости. Каждая прочитанная книга ещё больше напоминает нам о бренности и скоротечности нашей жизни – труд жизни одного человека, может быть прочитан за пару дней. В руках я держал редкую монографию известного профессора. Автор потратил молодость на обучение и все оставшиеся годы жизни ради создания одной из лучших книг по психиатрии. Он умер через несколько лет после того, как был опубликован, работая над новой редакцией. А что останется после меня? Я до сих пор не обзавёлся семьёй, я хороший врач, но не учёный. Знания не приносят счастья, а лишь делают нас заложниками самого страшного порочного круга – чем больше мы узнаём о мироздании и человеке, тем больше убеждаемся в том, что люди в масштабах истории и космоса ничтожны. Великие люди ушли в небытие, оставив лишь свои слова, эхо которых мы читаем. Или творцы, руки которых  столь талантливы, что вдохнули жизнь в неживое, создав предметы искусства. В этом году не стало Самуила Бен-Арона, но его скульптуры надолго переживут своего создателя, не позволяя его имени кануть в лету, пока есть люди, ценящие красоту. Но истинных гениев среди нас ничтожно мало. Неизмеримо больше людей умерли, ничего после себя не оставив. Их словно и не было.

Вот и меня как будто нет. Всё, ради чего я живу – это помогать людям. Но если я не смогу это делать, зачем мне жить? Последний случай сильно выбил меня из колеи, словно показав в пациенте меня самого. Конечно, отражение было гротеском, как в кривом зеркале, но  понял, что должен разобраться в себе. Моя депрессия  формировалась очень долго и, наконец, завладела сознанием, окрасив мысли в свой любимый серый цвет, заставляя вспоминать всё в миноре. Иронично, но даже человек, который излечил от этого недуга сотни, может поддаться ему. Правда, я не ушёл в запой и не позволял себе сидеть без дела. Уборка книг самое лучшее сейчас занятие для меня. Я не хочу принимать антидепрессанты, хотя сам выписываю на них рецепты пациентам. Хочу разобраться в себе и найти решение, не застилая сознание искусственной безмятежностью. Книги не виноваты в том, что дали мне осознание. Это ведь был мой выбор – жить в приятном неведенье или получить знания. «Я знаю, что ничего не знаю, а многие не знают даже этого» - как же был прав философ, сказавший эти слова. Но если счастье не в знаниях, то в чём? Для чего нам дарована жизнь и ждёт ли нас наказание за бесцельное существование?  Думаю, что моё счастье в том, чтобы помогать людям. Но ведь нельзя довольствоваться лишь чужим благополучием…

Звонок в дверь отвлёк меня от размышлений. Вздохнув, я пошёл в коридор, догадываясь, кем может оказаться мой гость. Олег, не желая глупо стоять под дверью, успел ещё несколько раз нажать на кнопку и барабанил в дверь.  Я поспешил открыть дверь, лишь бы прекратить эту какофонию.

- Что-то ты не очень торопился. – Вместо приветствия сказал он, заглянув внутрь. – Ты не один?

- Наедине со своими мыслями.

- Этого я и боялся. Нельзя оставлять тебя одного. Ты слишком много думаешь и ковыряешься в себе.

- Рефлексия довольно полезная функция нашего мозга…

- Но не тогда, когда она лишает уверенности в себе. – Олег прошёлся по комнате, в которой  пытался навести порядок. – Я хорошо тебя изучил и помню, что ты редко берёшь отпуск, а решив взять его, оповещаешь руководство и пациентов за полгода.

А ведь Олег прав. Своим необдуманным поступком я подвёл много людей. Кому-то необходимо лечение, другим рецепты, а администрации теперь придётся переносить десятки записей.

- Но ты не подумай, меня как-то мало волнует, что твои психи остались без таблеток. Для меня важно узнать, что произошло с моим другом.

- Ничего. Я просто на секунду остановился и взглянул на свою жизнь. Знаешь, я не нашёл  ней ничего за что стоит цепляться. Работа, пациенты, деньги, значимость. Ничто из этого не способно принести счастья. А самое грустное, что я сам создал всё это и выбрал свою судьбу. Мне некого винить, кроме себя.

- Максим, ты конечно, дурак, но не надо винить себя. Ты человек долга. Людей как ты почти не осталось, поэтому тебе так одиноко. – Олег, как всегда, говорил честно и прямо, что выдавало в нём бывшего хирурга, не привыкшего ходить вокруг да около. – Готов поспорить, тебе до сих пор стыдно перед своим учителем, что ты ушёл в частную практику. Ты постоянно задумываешься о том, что бы сказал твой отец, дед или мама. Отпусти их и живи для себя. Я уверен, что ты сделал для них всё, что мог. Стань эгоистичнее, твой альтруизм меня сильно пугает.

Может он прав в том, что моё чувство долга и совесть пора урезонить и жить настоящим? Я слишком долго работал ради кого-то, не замечая собственных желаний. У меня даже нет мечты, лишь цель, которая никогда  не будет достигнута, потому что люди всегда будут болеть.

- У тебя почти нет личной жизни, не осталось родственников, мало друзей, но куча благодарных пациентов, которым стыдно с тобой здороваться, чтобы о них плохо не подумали окружающие. – Олег, кажется, решил хорошенько меня встряхнуть, напомнив ещё и об этом.

Он знал, что  избегаю долгих отношений, а быть с кем-то только для того, чтобы коротать своё одиночество, мне не позволяли принципы. Сколько раз я сам наблюдал это пагубное последствие хорошего воспитания и нравственности. Видя, верность моей матери, после смерти отца, я подсознательно искал похожую на неё девушку. Умную и верную спутницу, ну и, чего греха таить, красивую. Но таких, уже не осталось.
Олег как-то шутил, что мне было бы самое место в XVIII веке, когда дамы были верными и достойными уважения. Но Олег не знает всего. В моей жизни была одна женщина, с которой я был дольше всех. Но наши пути разошлись и это было к лучшему…

- Ты прав, но лишь отчасти. Я просто не умею жить для себя. Это оскорбило бы память тех, кто вложил в меня силы и время. А насчёт отношений… Я не мальчик, мне не нужны кратковременные романы. В моём возрасте у многих семья и домашний очаг, в который хочется ежедневно возвращаться. Послушай, может, я не создан для счастья? Что если я не смогу его найти или заслужить? Вдруг, моя судьба – это помогать кому угодно, кроме себя и близким мне людям?

- Макс, забудь о поганце, с которым ты часто беседовал по телефону. Поганец теперь ходит счастливый, а ты расстроился.

- Он не виноват в том, что напомнил мне самого себя. А расстроился я потому что, поступил, не обдумав последствия…

- Ты меня не понимаешь. Ладно, хрен с ним, с парнем. Давай я расскажу тебе притчу, чтобы до тебя дошло. У тебя ведь получается таким образом изменить точку зрения особо упёртых пациентов? – Сказал он, не скрывая иронию и, придав себе серьезный вид, заговорил. – Однажды, по свету путешествовали трое братьев. Они хотели найти счастье. Им улыбнулась удача, и они нашли Счастье. Оно сидело в глубокой яме и не могло выбраться. Старший брат подошёл к яме и попросил у Счастья тайные знания. Оно одарило его ими, и он ушёл счастливым. Другой брат попросил у Счастья золото и, получив богатство, убежал вне себя от счастья. Но третий брат, самый благородный и добрый, наклонившись над ямой, спросил, не помочь ли Счастью выбраться. Оно улыбнулось и согласилось. Парень протянул ему руку и помог ему. Он ни о чём не попросил и пошёл прочь. А Счастье пошло за ним следом.

- Хорошая история, надо запомнить. – Ответил я, задумавшись, каким братом являюсь я.

- Ты интересный человек Эрлих. Я понял это в тот самый момент, когда мы познакомились. Точнее поругались из-за пациентки. Ты очень сложный, но я понял причину твоей депрессии. Даже самый благородный пекарь перестанет печь вкусный хлеб, если он сам голодает. Нельзя служить идеи и человечеству. Ты сказал, что не умеешь жить для себя. Но придётся учиться. Если что, обращайся, я помогу!

- Не сомневаюсь. – Скупо ответил я, понимая, что чувствуют люди у меня на приёме, когда их убеждения ломаются под тяжестью аргументов.

- Я знаю, что  прав, просто твоя гордость мешает тебе согласиться со мной. Я понимаю. – Более доброжелательно ответил он и, видя, что мне есть над чем подумать, засобирался. – А теперь, я тебя оставлю. У меня много дел. Просто пообещай, что не будешь сильно ковыряться в себе, а начнёшь жить и поступать, как хочешь.

Проводив Олега, я вернулся в свою импровизированную библиотеку. Будь у меня семья, часть книг была бы детскими, а пару полок занимали бы женские романы. Семья займёт ещё много чего, в том числе моё свободное время. Но я готов и хочу это. Но вряд ли это случится скоро и я должен постепенно измениться. Решив, что начну жить в своё удовольствие, как только закончу уборку, я принялся дальше наводить порядок. Как же всё-таки иронично, что в душе у человека, который ценит порядок и аккуратность, царит такой хаос. Но в этот момент снова раздался звонок в дверь. Окинув взглядом комнату, подумав, что Олег что-нибудь забыл и вернулся за этим, я пошёл ко входу. Распахнув дверь, я увидел не моего друга, а соседку. Чтобы не говорил Олег про то, что людям стыдно здороваться с психиатрами после того, они им помогли, к Карине это не относилось. Она, наоборот, гордилась тем, что меня знает и всем рассказывала, как я ей помог.

- Максим, привет! Как ты? Смотрю машина второй день у подъезда. Ты что ли в отпуске?

- Привет Карин. Да, решил немного отдохнуть. – Жестом я пригласил её войти, вспоминая, есть ли у меня что-нибудь к чаю.

- Здорово! Тебе обязательно надо делать перерывы. Если уж я в офисе устаю от людей, ты, наверное, вообще на стенку готов лезть.

- Иногда да, но в целом привыкаешь. Как у тебя дела? Спишь хорошо, таблетки ещё не закончились? – Спросил я, вспоминая, как помог ей. Пару лет назад Карина страдала сомнамбулизмом или, проще говоря, ходила во сне. Как она считала, это всё стресс и неправильный режим. Конечно, лунатизм не так опасен, как шизофрения, но пару раз во время своего хождения во сне, она поставила кипятиться чайник. Человек в такие моменты делает разные вещи на автомате. Хорошо, что оба раза просыпался муж, и квартира не сгорела. Карину это испугало и она начала искать специалиста. Кто-то сказал ей, что в её доме есть врач, близкого профиля, и она обратилась за помощью. Теперь я периодически выписываю ей лекарства, она хорошо спит, никого не беспокоит по ночам. Но, как я понял, в этот раз она пришла не за очередным рецептом.

- Самочувствие отличное, спасибо Макс. Но я хотела попросить тебя кое о чём. – Ответила она и, видя мой кивок, продолжила. – Моя подруга, она в последнее время совсем расстроенная. Как будто не отдыхает, больно на неё смотреть. Знаешь, она и раньше была замкнутой, а сейчас совсем ничего мне рассказывает. Вдруг у неё тоже проблемы со сном. Я ей рассказала, как мне помог знакомый психиатр и она, кажется не против с тобой побеседовать. Поэтому, если ты тоже согласен,  дам ей твой номер.

Я улыбнулся. Стоило мне пообещать жить в своё удовольствие и стать гедонистом, вселенная тут же послала мне знак, чтобы я помнил своё место. Ну, и где же моё счастье Олег? Его нет у меня за спиной и, сомневаюсь, что обрету его в ближайшее время. Но, с другой стороны, я попробую помочь. Мне нравится моя профессия. Возможно, счастье – это когда ты делаешь то, что у тебя хорошо получается и тебя ценят.   



Глава 2. Знакомство 


Ресторан, в котором, мы договорились встретиться, был довольно презентабельным, но я подозревал, что выбор на него пал из-за близости к месту работы Анастасии. Я позвонил ей сам, пойдя против установленных собою же правил. Как я понял из слов Карины, её подруга, которая, в настоящее время являлась её начальницей, никогда не обращался за психологической помощью. Она вряд ли бы обратилась ко мне, если бы не совет Карины, которая утверждала, что я профессионал, превыше всего ценящий конфиденциальность. Из слов Карины её подруга – типичный трудоголик, проводящая на работе на пару часов больше положенного. Она устроилась в этот банк позже Карины, но быстро взлетела по карьерной лестнице, поражая всех своей работоспособностью. Карина говорит, что за это время она сильно изменилась и стала другой. Они оставались подругами, но из-за статуса Анастасии меньше общались. В принципе я мог это понять – начальнику сложно быть другом, ведь в его обязанности входит требовать с тебя и ничего не спускать с рук. Это нормально, поэтому меня больше интересовало то, что по словам моей соседки, у Анастасии Сергеевны очень грустные глаза и потеря интереса ко всему, кроме работы. Скоро я узнаю, насколько Карина наблюдательна.

Для встречи я выбрал тёмные брюки и кремовую рубашку. В отличии от моих коллег, которые в свободное от работы время облачаются в джинсы и футболки, мне было комфортно так. Хотя, может быть, стоит пренебречь и этим правилом? Сколько же их у меня. Моя пунктуальность вообще мешает жить – люди вокруг постоянно опаздывают, задерживаются, что для меня неприятно, ведь они заставляют их ждать и тратят моё время. Но вошедшая девушка, которая подходила под описание начальницы Карины, пришла пораньше, как и я сам. Приятно удивлённый, я поднял руку, и она пошла в мою сторону. Девушка была очень красива – высокая и стройная, с приятным лицом, не смотря на серьёзное выражение лица. Она шла в мою сторону, а я очарованный ею, пытался собраться с мыслями. Стильно одетая и ухоженная, с приятным макияжем, лишь подчёркивающим природную красоту, она была всё ближе. На секунду я забыл кто я и что здесь делаю, полностью заворожённый девушкой. Её голос, тоже очень приятный, но властный, заставил моментально опомниться.

- Вы Максим Эрлих? – Увидев мой кивок, она немного улыбнулась и представилась. – Анастасия Перлова, здравствуйте.

- Очень приятно. – Отозвался я, стараясь унять волнение, которого у меня так давно не было во время работы. Иронично, что я оставался хладнокровным, работая с маниакальными и буйными, а тут смущался.

- Сегодня у меня не так много времени, поэтому мы просто познакомимся и решим, стоит ли нам сотрудничать. – По-деловому быстро сказала она, жестом позвала официанта.

- Как вам будет удобно Анастасия. Я в отпуске и никуда не тороплюсь.

- Может быть перейдём на «ты»? Я думала, что Максим Фёдорович Эрлих, седой профессор, который всё знает и многое видел, по словам моей сотрудницы. Но вы молодой мужчина и, не стану скрывать, это намного приятнее.

- Могу сказать то же самое Настя. – Ответил ей я, пытаясь взять инициативу в свои руки. – О тебе беспокоятся и хотят видеть счастливой.

- Жаль, что не все.

- Карина думает, что у тебя проблемы со сном, и ты мало отдыхаешь. Или дело не только в синдроме хронической усталости? – Я озвучил свою догадку, думая, что Настя специально живёт в таком ритме. Как говорил Дейл Карнеги – занятость самое дешёвое лекарство на Земле. И одно из самых эффективных.

Она посмотрела на меня, словно решаясь, стоит ли посвятить меня в свои размышления. Официант принёс заказанный кофе, после чего она спросила.

- Максим, скажи, почему ты согласился помочь? Я могу заплатить, но по телефону ты сказал, что в этом нет необходимости. Это, признаться, настораживает. Настоящий альтруизм я давно не встречала, да и не верю в то, что кто-то может тратить время на незнакомого человека просто так.

- Настя, я потерял всех тех, кто мне дорог. Всех, ради кого я трудился и мечтал заработать. Сейчас у меня много денег и есть всё, что нужно, но нет близких. Поэтому я могу позволить себе помогать безвозмездно. Если, конечно, смогу.

Она красива, но ещё умна и осторожна. Привычные мне правила изменились – мы не на «моей территории» в клинике и здесь у меня нет монополии задавать вопросы… Но мне это даже нравится. Приятное разнообразие.

- И я… ты мне нравишься. – Тихо ответила она, а потом, услышав свои слова, смутилась и продолжила. То-есть, меня устраивает такой ответ.

- Тогда давай договоримся, в какие часы мы будем беседовать.

- После семи часов. В том числе сегодня. - Она допила свой кофе и, посмотрев на телефон, в котором уже была пропущена дюжина звонков, попрощалась со мной до вечера.

Она быстро ушла, желая использовать оставшееся обеденное время с пользой, а я ещё долго провожал её взглядом и улыбался. Давно я не чувствовал такого сумбура в душе. Но одно  знал наверняка – даже если бы она не воспользовалась моим предложением, я всё равно бы желал увидеться с ней снова.

***

После того, как Настя вернулась в банк, на меня нашла странная скука. Только что я беседовал с интересным собеседником, а сейчас она убежала по делам. Ещё одно новое ощущение – раньше я отмерял время сеанса… Вздохнув, я поехал домой, чтобы немного скоротать время. Не помню, чем был занят несколько часов, но увидев, что на часах почти семь, я схватил ключи от машины и помчался обратно. В этот раз она пришла ещё раньше меня и ждала на том же месте.

- Привет, ещё раз. Я не знала, что ты любишь, и взяла тебе куриное филе с овощами. – Сказала она, и  только сейчас заметил, что стол уже сервирован на две персоны. – Чтобы ты не работал на голодный желудок.

- Спасибо, очень приятно. – Ответил я, искренне обрадовавшись неожиданному ужину и проявленной заботе.

- Прощу прощения, что убежала в обед. – Продолжила она. – В конце месяца полный завал. Такое ощущение, что если меня нет на месте, в отделе никто не работает. Наверное, про меня говорят, что я ужасная начальница?

- За тебя волнуются. – Поправил я, не упомянув о нервозности, упомянутой Кариной и её коллегами в отделе. – Это очень хорошо, что твоим подчинённым не безразлично твоё самочувствие. Уверен, что ты строгая, но справедливая. Иначе за тебя бы не беспокоились.

- Нет Максим, может у вас в больницах коллектив заботится друг о друге, а тут другая политика. Постоянная борьба и стоит только дать слабину, тебя съедят и не заметят. Чистой воды капитализм. Ты же помнишь, где я работаю?

- Да, ты директор Кредитно-Кассового Отдела в крупном банке. – Ответил я, стараясь вспомнить их вывеску, на которой была буква греческого алфавита. По всему городу были десятки подобных.

- Верно. Но, знаешь, ты появился вовремя. Я и до этого была в таком же состоянии. Месяц назад я бы без разговоров не согласилась бы на подобное. Но сейчас мне действительно паршиво. Даже сотрудники замечают. Я очень устала…

Я медленно кивнул, понимая, что ей сейчас очень непросто. Такие люди, как она, могут пережить сильный стресс, но продолжать жить в привычном режиме, пряча негатив за маской спокойствия. Им кажется, что так лучше, но не одна эмоция не пропадает в никуда. Говорят, сильные люди ломаются очень редко, но основательно. Кажется, Настя чувствовала, что её поломка близка и была готова мне довериться.

- … ты не пойми меня неправильно. Я не сплетничаю о своей жизни с первым встречным. Даже подруг близких не осталось. Большинство знакомств по работе и полезные связи.

Нам принесли заказ, а я отложил в памяти то, что в её жизни произошло такое, что сильно подорвало доверие к окружающим.

- Понимаю Настя. – Отозвался я и приготовился терпеливо ждать, вспоминая похожие случаи. Лишь когда она сама расскажет, что стало отправной точкой, я смогу помочь. А пока мне оставалось кивать и слушать.

Время с ней пролетело очень быстро. Возможно, я просто соскучился по беседам и работе. Весь день я делал вещи, столь непривычные для моего обычного распорядка, в котором всё было подчинено логике и разуму. Делать вещи, руководствуясь эмоциями и желаниями, стало хорошим лекарством от моей собственной депрессии. А, может, я подсознательно желал помочь женщине, которая мне очень понравилась.



***

Ничего важного я не узнал и в нашу следующую встречу. Всё те же общие фразы и обрывки мыслей. Может быть, она опасалась открываться, не будучи уверенной, смогу ли я помочь? Во время следующей беседы она больше шутила и похвалилась, что навела на меня справки. По её словам моей работой и заработной платой можно смело развенчать миф о том, что врачи мало получают. Это ещё раз доказывает, что она никому не доверяет и ждёт подвоха.

- … не всем так повезло, как мне Настя. Многие вынуждены лечить людей за мизерную оплату. Мне жутко обидно, что уборщицы в некоторых банках получают больше, чем молодые врачи.

- Но они продолжают работать, а ты смог найти себе лучшее место. Тебя заметили за твой талант и предложили то, от чего отказался бы лишь дурак.

- Дурак или человек чести. Своим выбором я подвёл того, кто хотел сделать меня своим приемником.

- А почему ты поступил так? Хотел денег? В этом нет ничего дурного. Все мы стремимся к лучшему – я тоже меняла работодателей, пока не нашла место, где меня оценили по заслугам.

- Сложно сказать. Наверное, повлияли разные вещи. В том числе желание жить лучше. Мои родные, заслуживали того, чтобы пожить спокойно, а мне очень хотелось их отблагодарить.

Вернее лишь мой дедушка. Мама умерла когда я почти закончил интернатуру, а отца не стало… Это было так давно. Он погиб на войне, когда ему было столько же, сколько мне сейчас. Интересно, был бы он доволен мною и тем, каким я стал?

- Мне тоже. Но так получилось, что теперь моя семья – это моя дочка. Больше никого нет.

Я стал слушать внимательно, мигом забыв шутки про зарплату и мысли об отце. Если у неё есть дочка, но нет обручального кольца…

- Я в разводе. – От неё не укрылся мой быстрый взгляд на её руку. – Но, не будем об этом.

Дальше разговор не клеился. Я чувствовал, что это и есть та точка, которая зародила проблемы. Но нельзя было давить. Всё-таки мы знакомы пару дней. Я перевёл разговор на нейтральную тему и немного отвлёк её. Через некоторое время я предложил ей продолжить беседу завтра, видя, что она устала после работы.

По дороге домой мне пришло сообщение, в заголовке которого я узнал номер Максима. Он писал о том, что ему больше не снится кораблекрушение. Настроение немного улучшилось. Всё-таки, происходящее не случайность – наше с ним знакомство. Ведь, не будь этого, я бы не смог познакомиться с Настей. Меня немного пугала мысль, что я хочу узнать о ней больше и движет мной не только профессиональный интерес. Я много раз видел, как молодые ребята влюблялись и, буквально, наполнялись жизнью от этого светлого чувства. Но Савелию и другим было проще, а мне необходимо выяснить почему Настя в разводе и хочет ли она снова довериться мужчине… Что же я делаю? Использую служебное положение. Жаль, что в клятве Гиппократа нет наставлений на этот счёт.

Мысль прервал сигнал телефона, оповестивший о новом сообщении. Думая, что Максим написал что-то ещё, я без особого энтузиазма посмотрел на экран. Но увидев номер Насти, моё лицо растянулось в  улыбке. «Извиняюсь, что так себя повела. Просто вспомнилось то, что как я думала мне уже безразлично. Завтра, как обычно в 7». Настя не написала, что хочет обсудить эту тему, не смотря на то, что та до сих пор может сильно испортить настроение. Ей, да и мне, предстоит много работы над собой, чтобы стать счастливыми, ведь, насколько я помню, счастье затмевает плохое и помнит только хорошее.



Глава 3. Призраки прошлого



- Моей дочери шесть лет и она единственная, кто напоминает мне о нём.

Она сидела очень близко от меня, и запах её духов ласкал моё обоняние. Её глаза, такие красивые и грустные, постоянно меняли свой цвет, и хотелось спросить голубые они или зелёные. Она сама начала этот разговор и чем дальше она говорила, тем больше спрятанного, но не забытого она доставала из глубин памяти.

- Я после него никому не верю. Думаю, что все люди одинаковы и могут предать, даже если клялись в любви.

В чём-то я её понимал. Когда тебя обманывает один человек, ты начинаешь подозревать всех остальных. Глупо будет и дальше быть открытым для окружающих и не запомнить урока… Но это тяжело. Становиться осторожным и расчётливым, ожидая во всём подвоха.

- Я столько терпела. Верила и прощала. Как дура верила в то, что в нашей жизни может быть лишь один человек, которому я отдала сердце и подарю детей. Но он ничего не оценил.

Я слушал дальше и узнавал новые подробности. В моём подсознании её бывший муж вырисовывался противоречивым человеком. Когда-то он был особенным, романтичным и красивым. Он сумел завоевать сердце Насти, и они были счастливы. Но потом, он, словно думая, что счастье будет всегда и его жена никуда не денется, сильно изменился. Он перестал благодарить судьбу за встречу с женой, не обращал на неё внимания, стал эгоистом. Настя, искала свою вину, старалась угодить любимому. В это время он уволился с работы, из-за разногласий с директором. Чтобы поддержать мужа, Настя работала за двоих, а он лишь возмущался, что дома не убрано и у него нет чистых рубашек.

- Этот козёл ещё требовал их особенно гладить. А когда я сказала, что если ему так надо, пусть сам этим занимается, он швырнул утюг в стену. Вообще, после ухода из театра, он стал агрессивнее. У меня впервые зародились горькие мысли, что он играл не только на сцене, но со мной, а сейчас просто не мог войти в роль. Но я терпела и поддерживала его. Разве я виновата, что была успешнее и стала зарабатывать,  вкалывая на двух должностях?

Но супруг не видел её стараний и думал, что она задерживается на работе из-за служебных романов и, в отместку, сам начал крутить интрижки.

- Надо было тогда уйти от него, когда я впервые узнала об измене. Я не хотела слушать, поссорилась с подругой, обвиняя её в клевете. Наверное, о ссоре я жалею больше всего. Другие тоже всё знали, но молчали… Но если бы я ушла тогда, у меня сейчас не было бы дочурки.

Настя, желая спасти свой брак, думала, что удержит мужа дочерью. Но он сам был большим ребёнком и почти весь груз ответственности лёг на её хрупкие плечи. Он не был хорошим мужем, не стал и хорошим отцом.

- Даже в выборе имени я уступила ему. Хотя сейчас мне кажется, что это было издёвкой. Он сказал, что за время, пока мы вместе он презентовал мне сотни роз, но сейчас он подарил самую красивую. Роза. Так мы назвали малышку. Подарил… Да это я её выносила и родила. Я сидела с ней, когда у неё были колики и резались зубки. А он уходил к друзьям, потому что ему мешал спать детский плач.

Настя злилась, хотя её глаза были полны слёз. Она очень сильная. Много пережила, но не забыла. Всё-таки эмоции не уходят бесследно, не испаряюсь как воздух. Они лишь  прячутся в глубинах нашей памяти, и никто не знает, как долго они там пробудут, перед тем, как напомнить о себе. Как же тяжело ей было слушать эти отголоски в одиночестве.

- Но потом он изменил мне. Возможно, снова. Не знаю и не понимаю, как я полюбила этого человека. Я должна была понимать, что он актёр, хоть и паршивый, но сумевший обмануть наивную дурочку, которую влюбил в себя. Если бы я могла сказать самой себе в прошлое, то кричала бы «Беги от него!». Он не тот, кого из себя изображает. Ты для него очередная игра, девочка, которая думала, что первая любовь и есть единственная. Если в нём и было хорошее, это ушло, а я была влюблена в образ…

Она даже не догадывалась, насколько я её понимаю. Не во всём и не так, но мне знакомо это чувство. До сих пор я вспоминаю свои самые долгие отношения. Та девушка очень подходила мне, но часто, не «чувствовала» меня. Кто-то ищет себе партнёра, руководствуясь красотой, кому-то нравится ум, а для меня важным было именно понимание. В этом счастье, которое мне не суждено было испытать. Мы разругались во время очень сложного периода моей жизни. Я учился в интернатуре, желая получить сертификат и, наконец, начать зарабатывать. А ещё я думал, что сделаю ей предложение, о чём она сама неоднократно намекала. Просто я был убеждён в том, что мужчина это не тот,  кто может надеть кольцо  девушке на палец, а тот, кто сможет обеспечивать её всем необходимым. Но трагические события изменили наши планы. Мамина смерть стала большой неожиданностью. У меня почти не было сил, я лишь ходил на учёбу, читал книги, просто существуя. Понятно, что ни о какой свадьбе в ближайшее время я и слышать не хотел. Для неё это стало последней каплей. Она заявила, что и так ждала очень долго и потратила на меня три года своей жизни. после таких слов всё хорошее, что было между нами словно перечеркнулось. Я ещё больше ушёл в учёбу, проводя сутки в компании учебников и больных. Если честно, я не смог её простить. У предательства самый сильный яд. Поэтому я понимаю Настю и разделяю её боль. Но Настя долго терпела и прощала, билась за свои отношения. А я, получается, сдался… Не зря говорят – не обещай, когда счастлив, не принимай решений, когда огорчён. Как же сильно я хотел забыть её – абсолютно всё – плохое и хорошее. Даже хорошее – ведь это неминуемо возвращало меня в прошлое, в котором мы были вместе. А ведь она пыталась меня вернуть. Говорила, что раскаивается и жалеет о своих словах. Но я не поверил. И она ушла навсегда. Уходя, она трудолюбиво посеяла в моём сердце семена сомнений, которые очень быстро дали всходы. От них, словно, от сорняков было очень сложно избавиться. После этого я так и не смог ни с кем сблизиться. Были разные девушки, женщины, но я боялся. А сейчас я боюсь ещё больше. Я сделал то, что запретил себе десять лет назад – я влюбился. Ей тоже страшно и она не верит мужчинам, как я женщинам. Может, два покалеченных сердца смогут стать единым целым?

- Максим, ты слушаешь меня? – Настя положила свою руку на мою. От её горячего прикосновения я моментально пришёл в себя.

- Да, конечно. Поверь, что подобное не только твоё бремя. Я уверен, что рядом с тобой будет мужчина, с которым ты, наконец, сможешь найти покой и отпустить прошлое.

- Кому я нужна со своими тараканами и чужим ребёнком? – Мрачно ответила она, вряд ли так думая на самом деле. – Но, знаешь, я рада, что встретила тебя. Такого врача, как ты. Я так долго не говорила о своих чувствах. Не обсуждала ни с кем прошлое. Мне стало лучше. Легче. Прошлое как будто отпускает меня…

- Расскажи мне о своих мечтах. – Попросил я, не ожидая от себя такого вопроса. Мысли и слова материализуются, поэтому лучше говорить о чём-то хорошем и сокровенном. – Это поможет.

- У меня было много желаний. Я была молода и часто мечтала. Сейчас я не грежу, а ставлю цели и добиваюсь их. Я перестала мечтать, когда одно из желаний осуществилось. Я уже развелась с ним, Розочке было три года. В то время он начал часто приезжать, чтобы видеться с ней. Хотя он скорее тешил свою гордость, играя роль отца, который не бросил ребёнка. До этого, когда только родила, я очень хотела, чтобы когда-нибудь мы всей семьёй будем ходить по магазинам… В тот день у него были деньги, которые он, готова поспорить, занял, чтобы отдать старые долги. Он предложил купить Розе что-нибудь. К тому времени я уже очень хорошо зарабатывала, но решила, почему бы и нет? Мы выбирали ей вещи и игрушки, он сыпал деньгами, а сотрудницы магазинов завидовали мне. Я чувствовала их зависть во взгляде – им виделась семья, в который муж покупает своим девочкам всё, что они хотят и улыбается. Бойтесь своих желаний, они могут осуществляться.

Она права. Желания осуществляются. Не всегда вовремя, но они становятся реальностью. Я хотел зарабатывать, но лучше бы я мечтал о здоровье родных. А после разрыва мне так претили долгие отношения, в которых открываешься другому человеку, что я подсознательно отгородился от них. Я сама творец своего одиночества…

- А ещё я давно не была в театре. Раньше мы ходили туда очень часто. После развода я не хотела идти туда из-за стойких ассоциаций. Но ведь я любила театр до него… Мне всегда нравилось так много, а после развода осталась лишь дочка и работа. Интересы пропали и живу я словно по инерции. Каждый день готовясь к очередному удару судьбы.

Я тоже изменился, когда расстался. Но не случись с нами этих событий, мы не стали бы теми, кто мы есть. Настя не была бы начальницей отдела, а я не стал высококлассным специалистом. Может быть, счастье – это путь, в котором есть много троп и некоторые сложно преодолеть. Но дорогу осилит идущий. Я устал быть один и она тоже. Я вылечу её и себя… Сердце бешено стучало. Такая терапия, в которой лекарством являюсь я сам, мною ещё не назначалась…

Настя. Тебе придётся найти себе другого лечащего врача… Я испугался, что сказал эти слова вслух. Но, к счастью, это были лишь мои мысли. Нельзя сказать ей о своей симпатии и чувствах прямо. Вдруг она вообще не намерена что-то менять в жизни и просто хотела поделиться пережитым, чтобы снять камень с души. Нужно действовать иначе… Не скажет ли она, что это подло – разузнать о ней всё под личиной врача и предложить встречаться? Если продолжать наши беседы дальше, то именно так и будет. Как же тактично обозначить свои намерения? Сейчас у молодёжи с этим нет проблем – подарил безделушку и поставил статус в социальной сети и всё, ты заявил о своих намереньях. Но Настя другая девушка – много пережившая, но всё так же ценящая романтику. Она рассказала, как её добивались и это было, наверное, единственное светлое воспоминание.

- Макс, уже поздно. Няня уложила Розку спать. Я опять не успела поцеловать её в обе щёчки по очереди, как она любит. Я столько всего не успеваю… Кажется, что я ужасная мать.

- Разве? А ради кого тогда ты допоздна сидишь в банке? Ты уже отложила деньги на её школу, университет и свадьбу. В разумных пределах ты ни в чём ей не отказываешь. О такой маме, как ты мечтает любая девочка. Умная, уверенная в себе, красивая…

- Спасибо Максим. – Она застенчиво улыбнулась, снова продемонстрировав свои ямочки на щеках, продолжая очаровывать меня. – Давай на сегодня закончим. Спокойной тебе ночи. Спасибо, что ты появился.

Как только она ушла, мир стал серым. Кто бы мог подумать, что в тридцать пять можно так влюбиться. Я хотел догнать её и сказать о своих чувствах. Мой отточенный годами разум боролся с внезапно ожившим сердцем. Победителя пока не было, но одному из «бойцов» я импонировал больше. Сейчас от моего выбора зависит не только моя судьба, но и Настина. Даже если она отвергнет меня, я хочу попробовать. Счастье в наших руках, говорил мне мой дедушка и рассказывал притчу. Она была старинной, её пересказывали ещё на заре человечества – Великий Отец слепил первых людей. Но у него осталось ещё немного глины. Бог спросил, что ещё слепить для своих детей. Человек попросил, чтобы ему слепили счастье. Бог ничего не ответил и лишь положил человеку в руки оставшийся кусок глины.

Помню, когда  гостил у него в детстве, я каждый вечер слушал новые истории Эрлиха, как называл их сам дед. Возможно, когда-нибудь и я буду рассказывать о своей жизни детям. Но, чтобы они появились, мне нужна верная спутница, которой может оказаться Настя.



Глава 4. Займёмся счастьем



Не смотря на моё желание и решимость, ещё несколько дней мы просто общались. Обстановка была всё более непринуждённой, улыбки чаще, а расставания печальнее. Звонок с работы застал меня врасплох. Я совсем забыл, что взятые мною две недели отпуска почти истекли, и в клинике накопилось много работы. Поэтому я решил действовать – купил билеты в театр, надеясь, что это вызовет у неё по большей мере приятные ощущения. Я долго думал, как пригласить Настю и, в конце концов, просто позвонил и сказал, что хочу сходить в театр и зову её с собой. Она согласилась. Это был хороший знак. Ещё я очень наделся, что когда расскажу ей о своих чувствах после представления, она будет ругать меня только из-за того, что я так долго с этим тянул.

 Я заехал за ней вечером, дав время, чтобы она могла собраться. Мне открыла дверь незнакомая девушка, которая, скорее всего, была няней. Она сказала, что Анастасия Сергеевна приводит себя в порядок, хотя для меня она и так была прекрасна. Я сказал, что подожду в гостиной. У неё дома было необычайно уютно. Всё лежало на своих местах, везде чувствовалась женская рука. Было даже странно, что здесь такой порядок, учитывая, что в квартире живёт маленький ребёнок.  В тот момент, когда я рассматривал фотографии, кто-то вошёл в комнату. Обернувшись, я увидел маленькую девочку, с любопытством смотрящую на меня.

- Привет. Ты, наверное, Роза?  - Спросил я, опускаясь на колено, помня, что детям проще говорить, когда лицо собеседника на одном с ними уровне.

- Да. А вы кто такой? – Ответила она, очень сильно напоминая Настю. Причём это был не только внешнее сходство.

- Меня зовут Максим, и я с твоей мамой хочу сходить в театр. Ты не против?

- Нет. Мама давно никуда не ходила. Только на работу и в мою подготовительную школу. Но в основном меня забирает тетя Оксана. – Ответила девочка, очевидно имея в виду свою няню. – Дядя Максим, а вы можете сделать так, чтобы мама стала счастливой и перестала плакать по вечерам. Она не знает, что я её слышу.

- Обещаю, что постараюсь сделать её счастливой.- Ответил я, мечтая, чтобы у меня всё получилось, и Настя была готова к новым отношениям.

- Роза, иди спать! Оксана уже постелила тебе. Немного почитаете и засыпай. – Услышал я строгий голос, который не мог скрыть заботы и любви матери.

Я повернулся и увидел её. Она была ослепительно красива. Если она казалась мне привлекательной в повседневной одежде, то теперь в вечернем платье и украшениях она была прекрасна. Изысканный вкус, чувство стиля и идеальный выбор аксессуаров делали её похожей на аристократку.

- Здравствуй Максим. – Поздоровалась она, поцеловав дочку и пожелав спокойной ночи. – Тебе очень идёт костюм.

- Нет, по сравнению с тобой я выгляжу неприметно. А ты настоящее украшение нашего вечера. Ты ведь знаешь, как можно истолковать твою фамилию?

- Да. Это моя девичья фамилия и я вернула её после развода. Мне всегда казалось, что она смешная, но с ней я чувствую, будто не выходила замуж и не тратила годы жизни на недостойного человека.

- Она не смешная, а красивая. Перлы, значит «драгоценные камни» или «жемчужины». Синонимом твоей фамилии будет «Жемчугова».

- Спасибо. – Она подошла ближе и взглянула в мои глаза, заставив сердце стучать быстрее. – А как переводится «Эрлих»? Это немецкая фамилия?

- Да, мой дед эмигрировал в Россию ещё маленьким мальчиком во время второй мировой войны. В переводе с немецкого «Эрлих» значит «благородный».

- Она очень подходит тебе. Ты такой непохожий на других. Словно из прошлого, когда честь и благородство были для мужчины важнее жизни. – Она оказалась так близко, что я видел, как от дыхания легонько вздымается её грудь. Я с трудом удержался от желания поцеловать её. Губы были влажными и чуть темнее от помады. – Так что мы будем сегодня смотреть Максим?

- «Маскарад». – Ответил я и, увидев её растерянность, спросил. – Тебе не нравится?

- Нет. Просто… Случайное совпадение. Меня уже приглашали на него. Это было так давно, я не помню сюжета. Это ведь, кажется, постановка по Лермонтову?

- Да. Признаться, я сам не помню пьесу. Последний раз я ходил в театр, когда был жив дед и его друг всегда доставал нам контрамарки. Поэтому мы в равных условиях.

- Спасибо за приглашение.

- Пожалуйста. Совместим приятное с полезным. – Ответил я, зная, что не обманываю её. Мои коллеги советовали пациентам трудотерапию, творчество и искусство, чтобы отвлечь и привести человека к гармонии. Я тоже хочу сделать Настю счастливой. После театра я скажу ей о своих чувствах. И даже если она откажет мне, я буду её добиваться. – Пойдём, мы же не любим опаздывать?

***

Я смутно запомнил тот вечер. Актёры, декорации, свет, голоса, прикосновения Насти, когда она держалась за меня во время кульминации. Не знаю, как ей, а мне понравилось постановка. Сохранена суть, написанная Михаилом Юрьевичем, но в то же время явный минимализм происходящего только усиливает драматический эффект не отвлекая зрителя. Всё что нужно для понимания есть. Да и нет необходимости в интерьере, когда на сцене творится такое. Безумная игра света и красок, арлекины и маски, тайна и обман, маскарад… Как точно подобрано название. Вся наша жизнь один большой маскарад – в нём мы носим личины, которые нужны нам, для достижения целей и лишь единицы знают наши истинные лица и души. Но у Лермонтова сюжет о другом. О том, как случайность и недомолвки могут привести к непониманию и ревности, которая способна ослепить кого угодно… Давно я не испытывал такого восторга и грусти одновременно. Оказалось, я совершенно забыл сюжет и персонажей, и поэтому финал вызвал во мне бурю эмоций. Украдкой поглядывая на свою спутницу, я видел, что она тоже под сильным впечатлением. После занавеса мы оба были немного подавлены от грустной развязки. После долгих аплодисментов мы остались сидеть на местах, чтобы не стоять в очереди гардероба. Я видел слёзы на её глазах, которые могли значить совершенно различные состояния души. Ностальгию по прошлому, скорбь за персонажей, радость того, что в её жизнь ворвался ветер перемен, который я постараюсь превратить в штормовой шквал… Желая убедиться в своих догадках, я спросил её.

- Тебе понравилось?

Она посмотрела и, кивая, уткнулась в моё плечо.

- Прости. Я забыла, какая я впечатлительная. Такая грустная драма и такая прекрасная. Я не знаю… Но мне понравилось. Я так давно не испытывала такие эмоции. Спасибо за то, что пригласил. И за то, что взялся помочь. Я думала, что мне нельзя помочь и хотела просто развеяться. Но беседы с тобой убедили меня, что есть хорошие и бескорыстные люди… Знаю, скоро ты будешь сильно занят, выйдя на работу. Но если мы сможем хоть изредка видеться, я буду очень рада…

- Настя… - Начал я, готовый закричать от радости. – Я буду с тобой столько, сколько ты захочешь. Ты стала для меня самой важной!

Она смотрела, а на её глазах наворачивались новые слёзы. Она обняла меня так крепко, что я ощутил её сердцебиение.

- Насть… Не знаю, как ты отнесёшься к тому, что я скажу. Когда я взялся помочь тебе, я не знал, что ты так понравишься мне и чем больше я узнавал о тебе, тем больше влюблялся. Я много могу понять, мне знакома закрытость и осторожность. До встречи с тобой я не верил, что захочу открыться кому-то снова…

Вместо ответа она поцеловала меня. Сначала робко и нежно, едва касаясь губ, но с каждым мгновением всё с большей страстью. Не знаю, сколько бы продолжался наш поцелуй, если бы нас не отвлёк голос.

- Представление закончилось. Идите домой, влюблённые голубки! – Весело проворчала уборщица, принявшись чистить обивку кресел перед нами.

Я посмотрел на Настю и, удивляясь своей наглости, предложил поехать ко мне. Она согласилась, не колеблясь. Мы забрали верхнюю одежду из гардероба, и пошли к машине. Я старался не гнать, чтобы не показывать своё нетерпение. Хотелось оказаться дома как можно скорее, пока не опомнился мой здравый смысл. Заходя в подъезд, я надеялся, что по закону подлости мы не встретим Карину. Но уже через секунду, когда Настя поцеловала меня снова, пока мы ехали в лифте, мне стало всё равно. Я хочу быть с этой женщиной и не стесняюсь правды. Открыв замок, я пропустил её вперёд и захлопнул дверь. Настя с интересом осматривала комнаты и мою библиотеку.

- Не думала, что у кого-то дома может быть столько книг. Поэтому ты такой умный?

- Раньше я думал, что умным человека делают книги. Но теперь я думаю, что разум формируется от общения с умными людьми. Умение учиться у людей и есть разум. Мудрецы востока говорили, что нужно уметь быть учителем и оставаться учеником. – Я взял её лицо в свои ладони. – За такой короткий срок я многое осознал и понял. В этом твоя заслуга… Мне хочется и дальше быть с тобой, обогащая друг друга. Ты согласна?

- Ответь мне только на один вопрос. Мы будем парой или людьми, которые хорошо проводят время? – Серьёзно спросила она.

- Мы будем парой, которая очень хорошо проводит время, Настенька. – Ответил я и не в состоянии себя сдерживать осыпал её лицо и шею поцелуями.

Услышав стон удовольствия, я продолжил, не в силах больше контролировать себя. Мы наощупь двигались в спальню, ни на секунду не прерывая поцелуй, помогая друг другу освободиться от одежды. Как только бретельки её платья скользнули ниже, оставив её в белье, я совершенно потерял голову, разрешив себе быть настоящим.

- Займёмся счастьем… - Прошептал я её на ухо, расстёгивая застёжки бюстгальтера.

Говорят, что любовь важнее секса. Но не бывает настоящей любви, без физической близости. Это особый танец, в котором чувства и эмоции сливаются с ощущениями и удовольствием воедино. Двое становятся по-настоящему единым целым, сплетаясь в экстазе. Но самые приятные ощущения можно испытать только с любимым человеком. Это и отделяет человека от животного. Я стонал от удовольствия, а её срывающийся на хрип голос требовал продолжать и последней мыслью перед тем, как меня захлестнуло блаженство, было то, что сейчас мы настоящие. Нас всю жизнь учат быть кем-то другим, чтобы кому-то соответствовать или быть достойными. Но лишь в минуты близости срываются все маски и мы растворяемся в другом, обнажая ему тело и душу. Возможность быть самим собой с тем, кого ты любишь и быть любимым в ответ – это, наверное и есть счастье, которое я так долго искал.

***

Она ненадолго задремала, а я тихонько наблюдал за ней, боясь лёгким движением разбудить её. Настя что-то промурлыкала во сне и крепче обняла меня. Я вдохнул аромат её волос, наслаждаясь приятным  запахом. Она послана мне судьбой… Она подходит мне по характеру, интересам, темпераменту, пониманию… Словно после долгих лет испытаний, я получил награду. Если бы у меня спросили, готов ли я снова так долго ждать её, я бы не задумываясь, согласился бы. Я вспомнил притчу про Счастье. Я третий брат, которому улыбнулась удача, и он помог Счастью. Теперь Счастье будет рядом.


Эпилог


Сидя в кабинете, я услышал стук в дверь. Думая, что это очередной пациент, которые приходили сегодня один за другим, я разрешил войти. Но вошедшим оказался Олег. Он с любопытством посмотрел на меня.

- Эрлих! Ты опоздал на работу и у тебя довольная рожа. В чём причина?

- Причина мило мурлыкает во сне и варит просто чудесный кофе. – Ответил я, вспоминая, как она сегодня утром стояла у плиты. На ней была лишь моя рубашка и когда она тянулась за чем-нибудь, то как бы невзначай оголялась… А потом она протянула мне чашку, немного отпив из неё, чтобы убедиться, что напиток нужной температуры и консистенции. А потом я сорвал с неё рубашку, ничуть не жалея об оторванных пуговицах и опоздании.

- Я же говорил, что тебе нужно расслабиться. С этого и начинается счастье…

- Нет Олег. Счастье начинается с сомнамбулизма и сгоревшего чайника…


Рецензии