Судьба Атланта

Из всех старших богов, титанов, рожденных до олимпийцев Геей от супружества с Ураном,  имя свое пронесли через тьму веков трое: Эпиметей, Прометей и Атлант. Самый старший из братьев, Эпиметей, всю свою огромную энергию израсходовал на создание  и формирование мира животных. На людей энергии не хватило. Отсюда, и люди не слишком уделили ему внимание, из троих братьев он менее всего известен. Зато деяния Прометея известны всему миру. Он создал людей. Но люди не животные, они оказались менее совершенными, не хватило у Прометея жизненной энергии. Но титан не оставил вниманием свои создания. Он похитил огонь с Олимпа, научил людей пользоваться им, научил людей многим ремеслам. За все это он был осужден Зевсом. Муки Прометея, прикованного к скале Кавказа, когда ему ежедневно чудовищный орел клевал печень, нашли описание во многих литературных произведениях. Атлант удостоился быть часто изваянным из камня. Он всегда несет на плечах своих свод небесный. Имя его каждый раз вспоминают, произнося слово Атлас, пусть это будет простенький географический атлас. Если Прометей был мудр и обладал даром предвидения, то Атлант был прост и доверчив. Одно его преимущество – невероятно огромная физическая сила. Вся мощь его сохранилась, так как он был слишком спокойным и слишком инертным. Он был любимцем матери земли, Геи, родившей его. Жил он в стране, называемой Аркадией, иными словами, счастливой. Где та была Аркадия? Одни говорили, что находилась она за геракловыми столбами, иными словами, в Атлантическом океане, другие считали, что это-остров Санторин, на месте которого находится сейчас Тира. По имени титана и океан, и страна, которой он покровительствовал, получили название атлантических.  Атлантиду ищут и до сих пор. А как ее найти, когда толща вод похоронила ее под собой при чудовищной планетарной катастрофе? В мифе об Атланте сказано, что жил титан счастливо, в окружении красавиц дочерей. Встанет по утру, умоет его двоюродный брат Океан, обсушит ласково другой брат, титан Гелиос (солнце). Потом отправляется титан Атлант на пастбище к своим овцам и коровам. Вечером возвращается домой, где ожидают его дочери красавицы. Просты желания Атланта, и счастье его простое. Завидуют боги-олимпийцы титану. Не по их законам живет он… Задумали погубить его:
Собрались боги на обед, -
Обычай соблюдают с давних пор, -
Амброзию разлил по чашам Ганимед.
И завязался праздный разговор.

Кто сетует на то, что люди осмелели,
Забыли про богов и алтари пусты.
Арес болтает о военном деле.
А у Гермеса истины просты:

Купил-продал, но все с изъяном,-
Он истину продать всегда готов,-
Не может жить без хитрости, обмана,
Крылатый вестник Зевса и богов.

Чуть захмелев, сказала Артемида:
«Есть место, где не ставят алтарей,
Страна богатая, зовется Атлантидой,
Подвластны ей просторы всех морей»…

«Опять Атлант? – воскликнул Посейдон,-
Титан, живущий без законов…
Пусть руку нашу чувствует и он,
А то ведет себя везде, как дома!»

И зашумели боги, зашумели…
Арес, от злобы брызгая слюной:
«Ну, сколько нам терпеть его,
на самом деле?
Готов сразиться! Кто идет со мной?»

«Что ты шумишь, Арес! – сказала Гера,-
Пусть Зевс пошлет к нему надежных слуг,
Есть Власть и Сила, те, к примеру,
Его сюда, связавши, приведут!»

Качая головою, Зевс сказал:
«Напомню всем, наверное, забыли?
Чтоб я ему не приказал,
Заставить выполнить, у нас не хватит силы!

Он бог-титан, бессмертен, как и мы!
Любимец Геи, чувствует подмогу…
В тартар низвергнуть, в царство тьмы,
Не можем мы без веского предлога!»

Здесь же, на пиру был выработан план, как заставить Атланта покинуть Атлантиду и прийти к Олимпу, где все преимущества будут на стороне богов-олимпийцев. 
Для этого они похитили его дочерей, унесли на небеса, превратились там они в звездных дев. Смотрят жалобно с небесного свода, протягивают руки, а спуститься не могут. Вернулся с пастбища Атлант, не встречает его серебристые голоса красавиц дочерей. «Где мои дочери?» – взывает громким голосом титан. Никто не дает ответа. И только бог северного ветра, Борей, сказал правду о похищении. Возмущенный поведением богов Атлант вышел на битву с ними. Идет гигант и стонет земля под ним, где ступает его нога, образуются провалы, в волосах его прячутся тучи, грозно сошлись брови к переносице, огнем пылают его глаза. Увидели боги разгневанного титана, сжались сердца их от страха. Подошел к Олимпу Атлант, ухватился за основание горы, пытается оторвать его от земли. Горохом посыпались боги. Одна надежда на верховного бога. Зевс, зная о чудовищной силе титана и о его бессмертии, не приближался к Атланту на длину его руки, швырял в него издали молнии. Кончаются молнии, их вновь доставляет из недр земли крылатый конь Пегас. А там, в недрах, потные от жары, куют молнии сторукие ковачи великаны.
Ловит титан Атлант молнии руками, гасит их,  не показывает виду, что до костей они прожигают ему тело. Дымится тело гиганта. Пытается поймать  руками Зевса, но тот ловко уклоняется от тяжких объятий титана, понимая, что, попадись, не вырваться ему из смертельных объятий. Наступившая ночь прервала битву. Пал Атлант на землю, прижался к ней всем телом. Вливает мать земля соки свои в истерзанное тело титана. Вот уже и закрылись раны, вот и кожа приняла обычный цвет, вот и заиграли живой игрой узловатые мышцы рук и ног. Исчезли следы борьбы и страданий, словно их и не бывало. .. И боги-олимпийцы собрались на совет, понимая, что силой не победить Атланта, что утром он явиться к ним в прежней мощи, обогащенный опытом, и несдобровать тогда им. Прибегли они к обману, к излюбленному методу борьбы с истиной, послав к Атланту бога обмана Гермеса. Прилетел тот к Атланту и стал подзадоривать титана: «Дед, что лежишь, бездельничаешь! Поиграй, дед с небом! Оторви его от земли! Обрушь его на землю! Сразу со всеми богами, обидевшими тебя, покончишь! Только ты со своей силой можешь оторвать небо от земли!» Послушался его простодушный Атлант, поднатужился, оторвал небесный свод от земли, поднял его над головой, чтобы обрушить его, но… Исполнилось предсказание судьбы, заключающееся в том, что всяк, оторвавший небесный свод, окаменеет. Окаменел, замер титан, опустился небесный свод ему на плечи. Но, оставалось еще детище титана – Атлантида.


Рецензии