Казни египетские

Имеются данные о том, что следовало бы происходящие в Атлантиде события связать с теми, что изложены в библейском сказании об «Исходе», когда Моисей выводил евреев из египетского плена. Исследователи относят происходившее тогда к периоду  с 1500 по 1250 год до нашей эры, то есть, относящихся ко времени, когда происходило извержение Санторина. Следует вспомнить о «казнях египетских»: превращение вод Нила  в кровь, появление несметного числа жаб, комаров, лягушек, песьих мух; поражение людей страшными болезнями кожи и, наконец, непроглядная  египетская темень, в которую была погружена страна в течение трех дней. Если следовать заключениям американского ученого Д. Бенета, все это вкладывается в последствия извержения вулкана и выброса им ядовитых химических соединений и огромной массы пепла, затмившей на много дней солнце.
Читаем мы в «исходе» Моисея…
Подробно говорится в нем о том?
Не хочет отпускать из плена иудеев
Египетский владыка, фараон.

Пророком ряд знамений  дан,
О тех событиях давно забыли…
Их создал извержением вулкан,
И Атлантиду он же сделал былью!

Болезни кожные, кровавая вода,
И гибель живности огромная,
И темень дней и прочая беда
И наводнение – нерукотворные!

Явился к Эхнатону  Моисей,
Принял его египетский владыка,
Со свитой пышною своей,
И с чистым, просветленным ликом.

Пророк окинул твердым взглядом зал,
Стоит, на посох опираясь,
Не торопясь, спокойно он сказал:
« По божью замыслу  я сообщить
стараюсь

Веленье бога моего:
Евреев отпусти, дай пищи на дорогу,
Так много у тебя имеется всего,
А я прошу от многого – немного»

«Чем ты докажешь, что твой бог
Имеет власть какую-то над нами,
А не песок, не прах у моих ног?
Что властен над землей и небесами?» –

Сказал, пожав плечами Эхнатон.
И посохом об пол ударил Моисей,
Жрецы увидели, увидел фараон:
Нет посоха, в руках пророка – змей!

«Мои такое ж могут чародеи!
Ну, покажите! – крикнул он жрецам
И посохи жрецов вдруг превратились
в змеев,-
Не трудно это сделать, видел сам!»

Ударил посохом пророк, - раздался гул,
И распахнулись окна, двери,
И в хоре криков голос утонул –
«Ну, что, владыка, ты опять не веришь?

Но слишком был упрямым фараон.
И многими были знаменья Моисея:
То воду кровью в Ниле сделал он,
То саранчу, то песьих мух посеял!

И темень на Египет напустил,
Народ от ужаса кричит, стенает.
И Эхнатон евреев отпустил,
И те пошли походом по Синаю.

ПРОКЛЯТЫЙ  ФАРАОН
Как заглянуть во тьму веков,
И истину познать, не потревожив.
Печати снять с молчания оков,
И домыслов досужих не умножить.

Таким ли был Египет, или нет
Во времена правленья Эхнатона?
Не сутью стали вереницы лет
От культа поклонения Амону?

Как в рот воды набрав, молчали
все жрецы.
Не бунтовал народ против реформы.
Служители Амону – не лжецы,
Не просто отойти от старой формы!

Должны были знаменья, чудеса
Заставить изменить служенью
старым богам!
Иными стали цветом небеса?
Иную Нил нашел себе дорогу?

В 1419 году до нашей эры на египетский престол вступил фараон Аменхотеп IV, молодой человек, высокой интеллектуальности и чувственности, никак не подходящий на роль мужественного государственного деятеля, тем более – реформатора! Но на него выпала чудовищно невыполнимая, по тем временам задача, сломать многовековую религиозную традицию, связанную с культом верховного бога Амона, и создать культ нового, непривычного для народа,  бога солнечного диска - Атона!
Фараон покидает прежний город, пребывания египетских фараонов, Фивы и строит новую грандиозную по масштабам и замыслу столицу – Ахетатон. Возникает множество на сегодня, как это было и в давние времена, немало вопросов:
Чем был вызван религиозный переворот?
Как мог его совершить молодой фараон?
Как можно было преодолеть многовековый консерватизм народа?
Почему так легко уступили фараону жрецы культа Амона?
Не мог фараон, поклонявшийся богу Амону, в одночасье отойти от него и создать культ бога солнечного диска – Атона? Не позволили бы этого сделать ему и жрецы, служившие старым богам, имеющими бесценные сокровища и обладающие влиянием на народ?  Да и самому народу непросто перейти в своей вере от одного божества, которому поклонялись их предки, к другому?  Какова же истинная причина?
Только в связи с событиями, происходящими в Эгейском море можно ответить на эти и многие другие вопросы!
Египет, обласканный благосклонным к нему солнцем, вдруг лишается его тепла и света. Народ воспринимает происходящее как страшное бедствие, трагедию. Жрецы бога Амона, и других старых богов пытаются справиться с бедствиями, но напрасно. Моления и жертвы не помогают! Страну охватывает панический страх. Ситуация драматична и для самого фараона Аменхотепа IV, ведь он лично отвечает за бедствия, поскольку является воплощением Амона, живого бога на земле. Чтобы отвести от себя беду, Аменхотеп и проводит неслыханную ни до него, ни после, реформу религиозного характера. Действия фараона достигают цели.

Беды ничто не предвещало.
Как прежде, катит воды Нил.
Жрецы Амона счастье обещали,
И урожай, и плодородье нив.

Проходит жизнь средь празднеств
и утех,
Она до мелочей, до чертиков знакома,
Скучает фараон Аменхотеп,
Владыка  Южного и Северного дома.

Ночь темная пришла, а он не спал,
Хотя столица вся его уснула.
Будить сановников своих не стал,
Дворец дрожал от внутреннего гула!

Царица Нефертити прибежала.
Хотя нарушен ею этикет,
От страха побледнев, она дрожала.
Муж приласкал, и страха больше нет!

Шесть лет прошло от начала правления, и к ужасу фараона, жрецов бога Амона и всех жителей Египта, одна за другой на землю Египта обрушивались беды. А ведь все так шло хорошо и прогнозировалось. Благосостояние и существование Египта во все времена определялось Нилом. Ежегодно затоплял он пустыню вдоль своих берегов и оставлял на ней огромное количество плодородного ила. Когда уровень  падал, ил оставался. Чудесным образом  удобренная земля трижды давала  урожай. Нильский ил был истинным богатством Египта, кормившим многочисленных рабов и армию египетских крестьян. Если разливы реки были слабы – наступал голод. Иногда Нил вызывал разрушительные наводнения, затоплял города и разрушал их, вместо того, чтобы приносить благополучие. Египтяне научились определять время наступления разлива Нила. Описывали они и стихийные бедствия. Если на небесах появлялась комета, это считалось предвестником несчастья. Начинались солнечное или лунное затмение – египтяне решали, что боги сердятся. Восход на небесный свод ярко сияющего Сиуриса возвещал добрые предзнаменования.
Не вовремя разлился Нил,
Нет плодороднейшего ила.
Посевы тяжкий зной спалил.
Пустыня ближе подступила.

Пока волнений крупных нет, -
Запасы есть у фараона,
Их пополняли много лет.
Богаты храмы Ра-Амона.

Все также действуют писцы,
Работают каменотесы.
В судах – злодеи и истцы,
И те ж, обычные, вопросы.

Но трудным стал полей полив,
И чаще в ход пускают палку.
И агрессивней крокодил,
И живность гибнет, как ни жалко!

Опять надвинулась беда –
Такой в Египте не видали,
Кровавою в реке вода,
И в водоемах тоже, стала.

Животные не могут пить,
И запах резкий, привкус – серы.
Ну, что тут делать? Как тут быть?
И небо стало тусклым, серым!

Два дня прошло, начался мор,
И запах гнилостный повсюду.
И слышен часто разговор:
«Смерть к бедному приходит
люду!»

Покрылась рыбою река,
Ее потоку нету края:
Одна жива еще пока,
Другая – рот не открывает.

Зловоние царит везде,
И тучи мух зеленых, крупных.
И на земле, и на воде –
Раздутые животных трупы.

Беда приходит не одна, -
И саранча поля покрыла.
Амону молится страна –
С бедою справиться не в силах!

Потом исчез и солнца диск,
И день настал темнее ночи.
Повсюду шорохи и писк.
Шакалы воют и хохочут!

А бог молчит, ответа нет…
А небо мгла плащом накрыла
И в довершение всех бед
Страну волной морской
накрыло.

Брожение идет умов,
Жрецов Амона проклинают,
А с ним и всех иных богов,
Прожорливых, как грифов стая.

Кто защитит? Бог Ра-Амон,
Иль Птах и Гор, или Изида?
Или живущий – фараон?
Они слабы – вот в чем обида!

Пора, наверное, сменить?
Устал Амон и обленился.
Успел «Живущий» объявить:
«В Египте новый бог явился!»

Диск солнечный и семь лучей,
Тьму рассекающий, разящий,
День отделяет от ночей,
Живое к свету возводящий!

Проходит время, извержение вулкана прекращается. Солнечный диск снова сияет над Египтом. Народ ликует. Жрецы старых богов безмолвствуют.
Верховное сменилось божество
Народу был предложен культ Атона.
И во дворце проходит торжество…
Все прославляют бога – фараона!
Стоя на золотой колеснице перед распростертыми ниц придворными фараон говорит: «Сотворю я Ахетатон, моему отцу, в этом месте. Не сотворю я ему Ахетатон на юг от него, на север от него, на запад от него, на восток от него… Сотворю в этом другом месте добром…но сотворю Ахетатон Атону, что возжелал он для себя сам, коим удовлетворился он, на вековечность и вечность!»
Жрецы молчат. Молчит верховный жрец,
И Эхнатон покинул Фивы,
Столицу ту, где царствовал отец,
Но делал не спеша, не торопливо…
Самый мудрый из египетских фараонов, живший три тысячи триста лет назад, хотел подарить жителям соей страны счастье, свергнув старых египетских богов, страшных своими деяниями, демонов подземного мира. Он зажег солнечный свет в мрачном мире! И как отплатили ему за его светлые мысли?  Даже память о нем старались уничтожить у человечества.

Построен новый град Ахетатон,
Объявлен он столицею Египта,
Проходит время, умер фараон.
Но долго над страною правит «лихо»…


Рецензии