Книга мертвых

      
Древнеегипетские предания о потустороннем мире известны с третьего тысячелетия до нашей эры, – со времен  Древнего царства. «Тексты пирамид», начертанные на стенах гробниц фараонов, повествуют о том, как усопший царь в барке ночного солнца совершает путь  в глубинах  подземного царства, возрождаясь вместе с Солнцем к новой жизни. Затем в Египте произошло то, что историки называют «демократизацией загробных верований» В средине II тысячелетия до нашей эры, в эпоху Нового царства, усложненные гораздо более подробные, чем прежде, тексты появляются уже в гробницах людей среднего достатка. Эти творения египетской религиозной мысли и называют «Книгой мертвых»  Действительно ли жрецы Нового царства ввели дополнительные описания «того света»?  Может быть, «демократизация загробных верований» - это раскрытие таинств, прежде запретных для широкого круга людей? Едва ли непосвященный мог разобраться в величайшем сонме подземных богов и духов, их действиях и поведении отправившегося после смерти по запутанным лабиринтам подземного царства. Ведь загробный мир египтян – «царство Дат» - не находится  в определенном географическом пространстве. Это мир реального и ирреального, это пространство мифа, где одновременно в одном и том же месте происходят смерть и рождение человека, закат и восход Солнца, гибель т новое рождение вселенной. В этом реально-ирреальном пространстве совершалось и посвящение человека, воспринимаемое посвящаемым как второе рождение. Вот, что пишет об этом в своих «Метаморфозах» римский писатель Апулей, посвященный в мистерии Исиды: «Достиг я рубежей смерти, переступил порог Прозерпины и вспять вернулся, пройдя через все стихии; в полночь видел я солнце в сияющем блеске, предстал перед богами подземными и небесными и вблизи поклонился им» Познавая законы ночного пути Солнца, египтянин проникал в тайну рождения и созидания всего, что он видел вокруг. Единство мира было главным принципом мироустройства в мифологической системе мышления. До нас дошло несколько произведений эпохи Нового царства  века, входящих в собрание знаний «Книги мертвых» Каждая из них разделяется на 12 частей –  по числу часов ночи,                каждому часу – своя ступень посвящения. Понять их можно только в единстве текста и символических изображений: мифологическое мышление синтетично. Для современного человека, непосвященного в египтологию, восприятие «книги мертвых» трудно доступно. Проследовав вслед за солнечной баркой верховного бога Ра по Сокрытым Помещениям запредельного царства пребывания душ, богов, теней и блаженных, увидев что они делают, познав их изменения для Ра, мы сразу сталкиваемся с тем явлением, что в запредельном пространстве не действует логика будничного мира, исчезают привычные представления о структуре  пространства и времени. В этом пространстве властвует вечность! В конце пути ждет радостное возрождение Солнца и человека. Но все ли достигают конца пути, в течение которого, соответственно каждому часу ночи, ожидают ужасы, где даже тени пожираются чудовищами, рассекаются тела, где даже путь богов возможен при знании определенных заклятий. Нужно для познания знать хотя бы богов, находящихся  в пределах каждого часа пути и их возможности и деяния. Чтобы познать врата и дороги, по которым странствует великий бог Ра, чтобы познать течение часов, познать тех, которые преуспели, и тех, которые истреблены, нужны специальные познания.  А они зиждутся на знании мифологии древних египтян..   Итак, барка со «старым», вечерним солнечным богом вплывает в подземный  мир. На носу барки стоит Упуаут  - «Отверзающий дороги». Рядом с ним Сиа – богиня творящего ума Великого Бога. Далее - «Госпожа ладьи», богиня,  направляющая ход барки  во время первого часа ночи. Посредине возвышается Наос – вместилище бога Солнца, названного просто «Телом». Не стану утомлять читателя перечисление богов и пространств. Следует понять, стремление некоторых людей познать эту книгу. Познать, чтобы управлять! Но одного познания не достаточно, хотя бы потому, что следует повернуть на 180 град. само наше сознание. Этому учились жрецы длительное время   

Плывёт в небесах золотистая барка,
Лучи озаряют божественный Нил.
Подул ветерок, и не так стало жарко,
Священный на берег взошел крокодил.

Разинувши пасть, он смотрит на небо,
Оттуда ему улыбается Ра,
Живущих  земными делами проведал,
Теперь возвращаться под землю пора.

Всё глубже ладья погружается в землю,
Навстречу выходит богиня Хатор,
Здесь царство Уэрнес, счастливых и
блаженных,
Земля плодородна и водный простор.

Небесная барка иной стала формы,
Концы приподнялись, а тело – змеи,
Не страшны ей будут ни огни, ни штормы,
Здесь боги проводят свиданья свои.

Тут встретишь Маат, Озириса, Нефиду,
Ладью провожают и Апис, и Тот,
Луч света  коснется и Гора, Изиды.
Путь солнечной барки сквозь землю идёт.

Путь сложный к Сокариса тайной пещере
И врат того места сокрытой страны,
И в каждом углу, и узенькой щели
Тела привидений и богов видны.

Живут своей жизнью и своды, и стены,
То слышатся вздохи, то россыпь огней,
Душа у Сокариса ждёт перемены,
Её охраняют и демон, и змей.

Путь бога Великого солнечной барки,
Влекомый песками, дорогами Дат,
Богам не до смеха и демонам жарко,
Тела рассекаются, кости трещат.

Меняются формы от часа, до часа,
Двенадцать часов слились, словно в один,
Бог Ра возглашает негромко, но часто,
Ведь в Дате и Ра – не един господин.

В пути ему нужны знаменья, заклятья,
У каждого часа свои знамена,
Свет душам увидеть – огромное счастье,
У света обратная есть сторона.

В Анубиса мире закон – книга мёртвых,
Лишь зная её, можно ждать перемен,
Без книги Озирис остался бы смертным,
И вечным бы стал у Анубиса плен.

Великим богам к богу Дат не пробиться,
Окутан он тайной и много имён,
Атум  и Сокарис – Анубиса лица,
Пути все земные ведут в его дом.

Здесь в ларце – «Хену» Озириса могила,
Холодный на ощупь, пылает огнём.
Энергия вся здесь ночного светила,
И звезды ночные купаются в нём.

Не замерла жизнь, только форма иная,
Первичное здесь живёт божество,
Ведь в Нуце вся жизнь зародилась земная,
Во всех её формах – его существо.


В чудовищном мире, пройдя испытания,
Погрузится тело в седой океан,
Воскреснет для жизни, чтоб помнить
страдания.
Урок справедливый живущему дан.

А грешное тело разрежут, раскроят
И бросят его на съедение псам,
Оно никогда не познает покоя,
Ему никогда не взглянуть в небеса.

Скользить будет робкою серою тенью,
И демоны будут гоняться за ней,
Она не познает простого везенья,
Сожрут ее монстры за несколько дней.

Есть бог, избегающий яркого света,
Он прячется в тень, с головою змеи,
Никто не встречает коварного Сета,
Здесь душу и тело спасает свои.

Волшебники, ведьмы, пророки, сивиллы
Всегда книгу мертвых пытались достать,
В той книге хранятся могучие силы,
Заклятья б давали им полную власть,

Они становились подобными богу,
Мир света и тьмы подчинялся бы им,
Желанье любое, пусть будет их много
Всегда исполнимо, коль им одержим.
Примечания: Хатор – богиня любви Тот – бог мудрости, бог писцов. Апис- священный бык. Озирис – бог подземного царства, он же бог богов. Гор – бог света. Изида – жена Озириса. Сет – злое божество, убившие Озириса. Нуц- - подземный океан – прародитель всего живого, мертвый, искупавшийся в нем, возвращался в мир живых обновленным.
Маат, Нефида – богини


Рецензии