Не сотвори себе кумира
Но для всего рода человеческого мои представления о Достоевском ни в коем случае не являются предметом обсуждения. Каждый сам волен выбирать, кого читать и что читать. И никакие исследования госпожи Сараскиной не заставят меня изменить свое отношение к Достоевскому да и к кому бы то ни было. Мне вообще не очень понятно, как людям не жаль тратить собственную жизнь на "изучение" творчества людей даже пусть самых великих. Понимаю, Достоевского читают и им восторгаются во всем мире. Но ведь и "Гарри Поттер" обаял весь мир. Разве это повод для пристального "изучения" потомками подробности жизни его автора? Деятельность исследователей напоминает "подвиги" фанатов, преследующих своих кумиров и после их смерти. Ну жил человек, творил в меру таланта. Читателю не обязательно знать его биографию, а уж ковыряние в нечистом бельишке бытия автора совсем ничего не добавит ни к художественному восприятию его произведений, ни к его гениальности и величию. Но чуть ли ни с микроскопом именно в темных пятнышках биографии с фанатическим вожделением выискивают исследователи подтверждения своим догадкам, которые никому не нужны. Поясню мысль примером. Я был очарован романом Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". Единственно, чего мне не хватало в романе, так это любви. Как только автору приходилость касаться этой темы, язык становился банальным, вялым, не булгаковским. Сумасшедшая страсть в романе никак не хотела превращаться в возвышенное чувство. Мне стало очевидно, что Булгаков обделен даром любить, иначе замечательный мастер образного языка сумел бы подобрать нужные слова. Позднее, благодаря "исследователям" его творчества я узнал, что Булгаков отбил жену у своего лучшего друга и что тот вычеркнул его из списка друзей. Ну и что? Меня это только расстроило, но и без неприглядных подробностей его биографии я уже знал о том, что выше бытовой страсти Михаил Афанасьевич не взлетел в ощущениях ни к женщине, ни к ближнему. Однако гениальность романа и литературные таланты автора никак не пострадали ни от моих открытий ни от подробностей исследователей...
В своих произведениях талантливые писатели видны как на ладони, помимо их воли. Мы все, люди, не без пороков, разница только в том, что некоторые умеют о них талантливо рассказать.
А вот зачем рассказать? Почему и талантливые и безталанные так стремятся поведать свои сокровенные мысли человечеству?
Мне кажется писатели делятся на три категории: кающиеся, оправдывающие свои грехи и графоманы. Рукой писателя первой категории водит Бог, второй - дьявол, третьей - дурная голова. Оставим третью категорию без внимания, так же как это делают читатели, а вот к двум первым обратимся поподробнее.
Задача литературы как и любого другого вида искусства подвигать читателя к высоким тонким чувствам, не дать ему увязнуть в текучке быта, очерстветь и погрязнуть в пороках. Другой цели просто быть не может, если считать литературу инструментом Добра. Писатели из первой категории как раз и выполняют благородную миссию вовлечения человечества в благопристойную жизнь. Но, каждый по своему. Одни возбуждают в читателе романтические устремления рыцарскими поступками своих героев, возвышающими душу над соблазнами порока, другие показывают, как порок, если ему не сопротивляться, разрушает душу и тело изначально доброго человека, третьи обращают внимание читателя на сам образ добродетельного героя, вступающего на тернистый путь борьбы со злом. В любом случае это люди сами испытавшие на себе губительные силы порока, либо сопережившие чьи-то треволнения и мытарства в борьбе со злом. И все они предполагают, что нашли тайные пути проникновения порока в душу или успешные способы борьбы с его коварством до того как порок овладеет человеком, и искренне рвутся поделиться своими открытиями с нами. Литература особую роль играет для молодого поколения, потому что юным существам не хватает собственного опыта. Хорошая литература, я имею в виду. Снимаю шляпу перед многими писателями, помогавшими мне в безрассудной молодости спохватываться, задумываться, ужасаться, искать смысл жизни... Куприн, Александр Грин, Паустовский, Катаев, Пришвин, Джек Лондон, Гайдар..
Но попадалась и другая литература... Мопассан, Набоков. Первый - сексуальный маньяк, утонувший в пороке плотского вожделения, второй - хладнокровный растлитель. Это то, что я вычитал в их произведениях. О чем мне еще расскажут исследователи? Что Набоков гениальный беллетрист и талантливый энтомолог? Синестетик со сложными ощущениями, недоступными простому смертному? Но человечество было абсолютно равнодушна ко всем его достоинствам до "Лолиты", и лишь когда запахло мерзостью и скандалом, "исследователи", воодушевившись вместе с читателями - любителями остренького, бросились "открывать" Набокова.
В нас в каждом живет и Бог и Дьявол. В разных пропорциях, в зависимости от исхода каждодневной внутренней борьбы добра со злом. Пробежав по земле отмереннный Богом срок и отбившись от дьявольских соблазнов, можно облегченно выдохнуть: дьявол тебя не сцапал и ты заслужил в награду - вечность. Но если не отбился - тогда, увы, в переплавку. Все это касается простого смертного.
А вот талантливых писателей спросят дополнительно: во что употребил Божий дар? Если, разглядывая невинное дитя, синестезия слепила из тонких многообразных ощущений писателя грубое, тупое неуправляемое вожделение к ребенку и если автор не устыдившись и не ужаснувшись результата, позволил себе во всеуслышание изящно расписать возникшие и распиравшие его постыдные желания, то автор похоже давно сдался вместе с даром Божиим Дьяволу... Поэтому, единственное, чтобы я с удовольствием прочел у исследователей его творчества, так это стенографические записи(если бы им удалось их раздобыть) последнего слова писателя на Страшном Суде...
Что касается Мопассана, то сегодняшние психиатры нашли бы у него сексуальную зависимость в тяжелой форме. Он, несчастный, в молодости перепутав любовь с половым влечением, так до конца дней и не выбрался из пут сладострастия.
Оба писателя безусловно ценный материал для профессиональных психиатров, но их труды ни под каким предлогом не должны попасться на глаза подрастающему поколению, не искушенному в изощренных дьявольских хитростях незаметного вовлечения в порок. Дьявол тоже ведь не лыком шит, он рекрутирует талантливую публику в помощь себе.
Потом когда дети подрастут, обретут тонкие чувства, не обязательно синтестические, но обязательно добрые, естественные и искренние, тогда им можно почитать и этих авторов, чтобы лишний раз убедиться, что всегда надо быть настороже, что только тонкие чувства позволяют возвыситься душе, что дьяволу сочувствие ближнему - поперек горла. А без тонких чувств человечеству ну никак нельзя, иначе любовь превратится в спаривание по нужде, вовсе исчезнут из обихода и превратятся в архаизмы слова: милосердие, сострадание, забота, романтика, сентиментальность, наивность, искренность..
Возвышать человеческую душу должна и литература и архитектура и живопись и музыка, потому что с противоположными задачами загрязнения души и ее разрушения легко справляется порок. Пороку, кстати, за последнее время удалось сделать куда больше, чем всей армии искусства. Современные поколения погрубели, упростились, очерствели. Сегодня среднего человека одним убийством не проймешь в фильмах, скажем. Чтобы его расшевелить нужно горы трупов. А с недавнего времени и этого мало. Пресыщенная человеческими страстями молодежь жаждет вурдалаков, вампиров, оборотней, битв с льющейся кровью и рваными окровавленными кусками плоти. Это огрубление чувств и понижение порога чувствительности кроме всего прочего привело и к феномену тяготения к экстремальным нагрузкам. В душах молодых людей естественные и необходимые человеческие чувства подавляются потоками серенького чтива, вездесущей рекламой с демонстрацией обнаженных тел с вульгарными телодвижениями и намеками, откровенной порнографией, пропагандой беспощадной грубой силы. Струны любви и сочувствия если не оборваны в сердцах юных людей окончательно, то уж точно не настроены и отзываются лишь жалким дребезжанием на внешний запрос. Но, как и всякая живая система, система чувств, чтобы не атрофироваться должна получать эмоциональные встряски. Вот и бросаются вниз головой в пропасть, лезут под гигантские волны, совершают смертельно опасные пируэты на велосипедах и роликах. Они не подозревают о существовании сложных( и что важно плодотворных) потрясений от великой любви, о просветленных восторгах милосердия. Но ведь ни преодоление смертельного страха, ни тренированная физика тела не способны развить человеколюбивых эмоций души. Подвиг тела - всего лишь некий суррогат душевного подвига.
Читает средний человек мало и в основном развлекательную трепотню. Живопись, скульптура замещается невразумительными инсталляциями, использующие вовсю достижения современных технологий. Эпатаж, эпатаж, эпатаж... Не делается даже попыток заставить задуматься, а токмо ударить, огорошить, оглушить.
Одно время и наука пыталась утвердиться неким идолом истиности. " Научно доказано" - фраза, которая снимала всякие сомнения и утверждала неоспоримость выводов любого исследования. Орудуя нехитрыми уловками типа" Бога нет, потому что его никто не видел", наука провозгласила себя истиной в последней инстанции во всех сферах жизни.
Но в конце концов оказывалось, что "научно доказанные" учеными истины через разные интервалы времени оказывались "научно" опровергнутыми другими учеными. Продукты оказывались попеременно то ядом, то элексиром, невидимое - видимым, общее - частным... Позже уже и сами ученые стали приходить к мысли, что если им за всю жизнь не удалось увидеть участкового милиционера, то это не означает, что его вовсе не существует.
И этот кумир рассыпался... Так что, господа, если и есть на земле кумир, то это Всевышний. Бог - единственный кумир, на которого всегда можно положиться, даже если Он вам ни разу за всю жизнь и не помахал из облака.
Свидетельство о публикации №213100600718