Тайна. Метаморфоза. Чудо Сейчас и Здесь

Пиши цветным карандашом:
"У нас все будет хорошо",
(Д. Эфендиева)

Мне редко стали попадаться стихи, которые нравились бы целиком, от первой до последней строчки. Не потому, что хороших стихов не пишут. Пишут, конечно. Но почему-то стало гораздо меньше тех, которые были бы созвучны мне, моему настроению, моей памяти. Которые отвечали бы моему вкусу. Не говорю, что он хороший или какой-то особенный. Нет, просто он мой.
Довольно давно друг поместил в своем ЖЖ стихотворение, которое запало в душу. Была там и ссылка, и имя автора – ДИАНА ЭФЕНДИЕВА. Тогда, прочитав несколько стихотворений, решила вернуться к ним позже, когда буду посвободней. Но вот беда - ссылка куда-то затерялась, а имя забылось. И опять прошло много времени, пока я вновь не увидела это имя. На этот раз в ЖЖ Сетевой Словесности.

Прочитала стихи вспомнила о первой встрече с поэзией Дианы. И кинулась в поисковики, а они выдали мне штук 100 ссылок на разные сайты. Из двух десятков просмотренных выбрала три, где стихов Д. Эфендиевой много.
Ну что сказать? Стихи меня заворожили, околдовали.
Ритмом, мелодикой, простыми, но много значащими словами, тонкостью и прозрачностью. Одни из них, ясные и чистые, звенели ручейками с камешка на камешек…

Бледный ангел на соседней крыше -
Пальцы нежные, травинка на губе -
Засыпает... И уже не слышит,
Прислонившись крыльями к трубе,

шепот неба: "возвращайся, полно!",
Только жилка дрогнет на виске...

Другие, тяжелые, гулкие, вязкие, неслись мутным потоком, затягивая в водоворот мучительных слов, чувств, настроений…

Сливки в кофе добавишь. Глоток. И в душе
нету зла
к тем местам, где тебя разлюбили на
выцвевшем фото...
Между рамами снег служит для сохраненья
тепла.
И за глотку тебя эта злая зима не взяла,
И ты можешь спокойно ее переждать до
субботы.

***
Над нелюдимой стороной,
Над нелюбимою державой,
Летел испорченный и ржавый
Железный ангел заводной.


Некоторые стихотворения, когда читала их, пелись в голове на разные мотивы.

Я на лето сниму старый дом между сосен у моря
Там, где замерло время, уснув в створках ракушек хрупких
Где на стенах букеты из трав пахнут пряно и горько
В чашке с белой эмалью лесные стоят незабудки

Сине-белую скатерть накину на стол у окошка
И в заварочный чайник добавлю душицы и мяты
И до блеска начищу песком все кастрюли и ложки
И прохладные простыни будут свежи и несмяты...


Поэтесса говорила со мной на моем языке. Мне казалось, что именно так я могла бы сказать, если бы умела ТАК говорить:

Тебя условности не держат? И меня...
Пусть бесполезно что-то изменять,
выпутываясь каждый день из плена -
лишь глубже увязает коготок...
Но душ родство вдруг разглядит росток,
Пробившийся из темноты и тлена.

И вот прочитано последнее стихотворение, найденное мною в сети, но меня опять неудержимо тянет вернуться к первому, к тому, с которого почти год назад началось мое знакомство с поэзией Дианы Эфендиевой:

И ад на обеде, и в рай опоздал,
И чай на столе остыл.
И, чиркнув по небу, шальная звезда
Спалила твой мостик в тыл.

Последнюю спичку истрать, прикури.
Книги раздай задарма.
Но тот, кто за правым, орет: "не дури!"
За левым: "сойди с ума-"

Из ста дорог всех сложнее та,
Что ткнулась носом в порог.
Но слева шепот: "ты вправе мечтать-"
А справа: "это порок!"

Окликни пса, да захлопни дверь,
Не думая, что и как-
И слева услышишь:" из всех потерь
Лишь эта - сущий пустяк".

Да, я же еще ничего не сказала о темах и рифмах, о стопах и строфах, о дольнике и пиррихии, о…. Да ну их! Пусть это критики жуют. А я лучше почитаю стихи, нежные, светлые и пронзительные, в которых "скальпелем тонкий смычок душу на части рвет", - стихи Дианы Эфендиевой.

Тебя разбудили под утро не чайки,
А две черноклювые птицы Печальки.
Они не стучали в окно, не стучали,
А только смотрели печально, молчали...
И было - не вовремя! было - так рано!
Ты пил их печаль, словно воду из крана.
Ты пил их печаль, но она не кончалась,
Все каплей на носике крана качалась.

Тебя разбудили под утро не чайки,
А две острокрылые птицы Встречайки.
Они не стучали в окно, не стучали,
Но ждали кого-то, кого-то встречали...
И было - не вовремя! было - напрасно!
Ты брал ожиданья топленое масло,
И мазал на хлеб, но оно не кончалось,
А каплей на кончике ложки качалось.

Тебя разбудили под утро не чайки
А две беспощадные птицы Прощайки.
Они не стучали в окно, не стучали,
А просто сидели, смотрели, молчали...
И было - так рано! напрасно! нелепо!
Они ни воды не хотели, ни хлеба,
А самую малость того, что осталось -
Того что болело, скучало, стучалось...


Рецензии