Предтечи

Темна и загадочна история творческих объединений и клубов города Владивостока. Годом рождения «Серой Лошади» называют 1993 год. Но «серолошадники» жили как-то и до этого, росли как-то себе на иных поэтических грядках. Люди знакомятся случайно, затем находят какие-то общие идеи, если сколь-нибудь внятных идей нет, то цементирующей основой объединения творчески озабоченных людей служат неприкрытые желания «творчества, как процесса» или «интеллектуального общения».
Одно такое интересное творческое сообщество, результатом бытия которого явился самиздатовский журнал, существовало во Владивостоке в 1991 – 1992 годах.
Сейчас трудно достоверно вспомнить, от кого исходила идея создания клуба, но во второй половине 1991 года раз в неделю в доме-музее С.Лазо, в зале со старинной, позеленевшей от времени, керосиновой лампой, уже проходили собрания так и не успевшего получить имя «клуба молодой интеллигенции».
До описываемых событий общение компании этих творческих молодых людей происходило в комнатах исторического факультета в общежитии ДВГУ, по Октябрьской, 65. Возможность собираться раз в неделю в доме-музее Лазо, по-моему, изыскала тогдашняя студентка-филолог и поэт Оксана Потапова (Юдина). Оксана всегда отличалась склонностью собирать «богемные салоны», будучи активисткой КСП-движения, она и квартиру свою превратила то ли в творческую мастерскую, то ли в перевалочную базу для странников-бардов и особо сочувствующих. Вечно происходила там какая-нибудь круговерть чувств и судеб между кухней и книжным шкафом…
 Но вернёмся к дому Лазо конца 1991 года. Участниками разноплановых клубных собраний, кроме Оксаны и меня, были: выпускник восточного факультета, переводчик-китаист Андрей Дерябин, поэт Валерий Дёмин, музыкант Роман Ковалевский, девушки-выпускницы исторического факультета ДВГУ Яна Сергиенко и Юля Поповичева.
Похоже, на одном из собраний присутствовали приглашённые Оксаной Потаповой Алексей Денисов и Вячеслав Крыжановский, но за достоверность этого факта поручиться не могу.
Концептуально клуб пытались создать по образу и подобию клубов декаденствующей интеллигенции начала двадцатого века. На собраниях обсуждались философские произведения Бердяева, Соловьёва, Ельчанинова и др. На некоторых вечерах в клубе проходили лекции по философии и культуре Китая, Японии, Индии. Обсуждалась поэзия Серебряного Века, и. конечно же, читались собственные поэтические творения.
Всё это воплощение прогрессивных на тот момент способов неформального общения потихонечку свернулось, когда на собрание клуба потянулись странные, пожилые и не очень, люди, постоянно намекающие, что говорить нужно о вещах более актуальных – о «предательстве власти», «тайном враге» и тому подобное. И «отцы-основатели» дружно оставили насиженное место на откуп политически озабоченным гражданам. Клуб просуществовал на рубеже 1991-1992 годов не более чем пол года. В дальнейшем на том географическом месте разросся буйным цветом поэтический салон «Третья пятница», но это уже не наша история.
А ядро нашего клуба, в частности, Андрей Дерябин и Роман Ковалевский, стало некой мини-редакцией по изданию журнала «Колониальный Концептуализм» (2-й номер уже «КОКОН»).
Думаю, необходимо сделать небольшое отступление, и обозначить несколькими штрихами то время, каким оно было для людей пишущих. После всплеска творческой активности в молодёжной среде Владивостока конца восьмидесятых, наступила иная, жутковатая эпоха. Структурный кризис и, как следствие, утрата многих прежних смыслов, достигали своего апогея. Как метко выразился в один пьяный вечер Валерий Дёмин, «у народа словно каналы перещёлкнуло». Автоматичные прохожие с вывернутыми на изнанку переключателями чаяний и стремлений рыскали по улицам города в поисках хоть какой-либо поживы. Большинству всегда не досуг задирать голову в ожидании падающей звезды, а в ситуации девяносто первого года – и вовсе смешно, чуть ли не грешно…
И вот на таком фоне всеобщего улёта в трубу, где ни то что почвы – ни дна, ни покрышки – зарождается идея некоего постмодернового издания. А кому это нужно? А ни кому, кроме нас и горстки подобных чудиков. Причём, редакторы собрали не просто стихи своих знакомых, а целенаправленно выискивали наиболее перспективных, на их субъективный взгляд, авторов (из числа знакомых, конечно же). Почти любое неформальное, созданное в рамках определённой концепции, издание без ложной скромности претендует стать чуть ли не центром нового искусства. Отсутствовали ли подобные мысли у создателей Колониального Концептуализма, сказать сложно, но журнал был сделан явно не без претензии.
У этого, безусловно, передового для тогдашнего Владивостока молодёжного самоиздания, успело родиться всего два номера. Первый был посвящён, в основном, поэзии, второй, в основном, прозе. К сожалению, второй номер журнала у автора этих строк не сохранился, поэтому подробнее могу сказать лишь о первом.
Вот она передо мной, уже пожелтевшая от времени книжица. 32 страницы А-5-ого формата на обычной писчей бумаге. Тираж не более 30 экземпляров, отпечатан на матричном принтере компьютера, скорее всего, в программе «Лексикон».
КОЛОНИАЛЬНЫЙ
КОНЦЕПТУАЛИЗМ
Форпостный журнал постмодернизма
№ 1
Владивосток
1992

 Конечно, в целом журнал выглядит «ласкутным одеялом». Авторы стихов этого номера: Оксана Цуприк (Потапова-Юдина), Леонид Пупков (Попков), Алексей Денисов, В. Бурков (Бурик), Андрей Холера (Дерябин), Дмитрий Рекачевский, Роман Ковалевский (в соавторстве с А. Дерябиным). Ни под какую определённую концепцию ни стилистика, ни тематика собранных здесь произведений не подпадают. Всё это иногда похоже на дружеский студенческий «капустник», и если бы не отсылки к постмодерну, куда, со слов А. Денисова, «пускают всех», неизвестно, что держало бы эти тексты под одной обложкой.
В журнале, кроме стихов присутствуют также прозаические опыты и вступительная статья Андрея Дерябина.
Как вы видите, трое из авторов журнала – будущие «серолошадники». Стихотворение А. Денисова, опубликованное в журнале, войдет затем в его авторский сборник «Твёрдый знак».
«Первичный смысл искусства, как деятельности по созданию произведений мы переосмысливаем как деятельность ради себя самой, творчество понимаем как затейливое цитирование и коллаж. Но «цитирование» также не обязано быть выдержанным в одном духе – мы не замечаем разницы между гранд-артом и кичем. Дионисий и Аполлон спят у нас в одной пастели.»
                Цитата из вступительной статьи А. Дерябина.

Журнал распространялся исключительно среди знакомых редакции и авторов. После выхода второго номера ещё более малым тиражом, журнал иссяк по причине отсутствия технических возможностей и некоторой исчерпанности энтузиазма редакции на ниве литературного подвижничества.
Далее начинается история собственно «Серой лошади». Пару слов хочется сказать о дальнейшей литературной деятельности не примкнувшего к «Серой лошади» Валерия Дёмина, достаточно талантливого участника клуба «у Лазо». В 1992 году в его друзья-эмигранты в Канаде издали малым тиражом сборник стихов В. Дёмина «Утраченное», ставший на данный момент раритетом, тираж практически полностью утрачен для читателя.
В заключение этой истории приведу выходные данные первого постмодернистского издания во Владивостоке:

Редакционная коллегия: А.Д., Р.К.
Адрес редакции: Тунгусская 46/64
Телефон – отключён.
Рукописи не горят.
Цена одного номера – 1 лира.

…Рукописи не горят…


Рецензии