Глава 7. 6. Оружейная палата. 1968 год
Наступил предпоследний день командировки: четверг 27 июня. С утра в гостиничной кассе от ЖД выкупил заказанные билеты на поезд в Киев.
Впереди был день свободный до 16:00. Это был час, обозначений в моем билете, начала экскурсии в ОРУЖЕЙНУЮ ПАЛАТУ КРЕМЛЯ.
Решил заехать-зайти в кинотеатр МИР, что на Цветном бульваре.
Кинотеатр "МИР" в Москве на Цветном бульваре в 60-тые годы. Рядом – ЦИРК: http://www.proza.ru/2013/10/08/1616
История кинотеатра.
« Здание, в котором расположен кинотеатр "МИР", построено в 1881 году для демонстрации различных панорам. Затем, здесь был манеж для верховой езды, а в 1957 году этот дом был перестроен в панорамный кинотеатр. В феврале 1958 году на Цветном бульваре открылся крупнейший в Европе панорамный кинотеатр "МИР" на 1220 мест, ширина экрана (длина дуги) составляла 30,6 метра, угол обозрения экрана составлял около 150° (для передних рядов зрителей). Экранов таких размеров не было ни в одном кинотеатре мира.. На первом киносеансе состоялась премьера первого отечественного панорамного видового фильма "Широка страна моя родная..." (режиссёр Р.Кармен).
С появлением широкоформатного кино, несколько лет спустя, кинотеатр реконструировали в широкоформатный.
Это был один из самых престижных кинотеатров Москвы того времени, купить билет на сеанс в кинотеатр "МИР" было практически невозможно. Если в "Октябре" и "России" показывали новинки Советского кино, то в кинотеатре "МИР" преимущественно зарубежные, в нем проводились кинофестивали и ретроспективные недели зарубежного кино».
И мне не удалось купить билет в тот день в этот широкоформатный кинотеатр.
Прогулялся по бульвару. Посмотрел афиши ЦИРКА (дом 13), что рядом с кинотеатром (дом 11). http://www.proza.ru/2013/10/08/1627
Это были годы популярности клоунского дуэта Юрия Никулина и Михаила Шуйдина. А киноактер Юрий Никулин был на пике славы после 17 ролей в кинофильмах и, особенно, в фильмах Леонида Гайдая. В 1968 году вышел фильм БРИЛЛИАНТОВАЯ РУКА, «разобранный на цитаты» кинолюбителями страны.
Еще не был построен цирк на Вернадского, и цирк на Цветном был главным цирком.
Приближалось время «сеанса» в Оружейной плате, и я поспешил в сторону Неглинной , далее по Театральному (тогда - проспект Маркса), мимо Большого театра – на Манежную площадь, параллельно Александровскому парку – к Боровицким воротам Кремля. Прогулка удалась: прошел по значимым местам центра Москвы и полюбовался знаменитыми зданиями города, известным всему миру. http://www.proza.ru/2013/10/08/1672
Зашел на территорию Кремля через Боровицкие ворота, ставшим уже «привычным», со вчерашнего дня, маршрутом и направился к входу в Оружейную палату. Начало экскурсии в 16:00. Пошли!1.http://www.proza.ru/2013/10/08/1703 2. http://www.proza.ru/2013/10/08/1705
ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА
«История Оружейной палаты Московского Кремля, одного из старейших и наиболее популярных музеев нашей страны, уходят вглубь столетий и тесно связано с ростом и укреплением русского государства.
На протяжении веков кремлевское хранилище являлось средоточием великокняжеской и царской казны. Они постоянно пополнялись великолепными произведениями работ русских и иностранных мастеров. Стремясь укрепить политические и торговые связи с далекой Московией, Кремль в 16 -17 веках постоянно посещали посланники восточных и европейских правителей, привозя с собой многочисленные дары – роскошное оружие, драгоценную утварь, нарядные ткани. Но главное богатство и гордость московских государей составляли прекрасные изделия, созданные в кремлевских мастерских. В Оружейной палате (мастерской при казнохранилище – И.Н.) производилось строевое и парадное оружие. Золотая и Серебряная палаты снабжали двор изделиями из драгоценных металлов. В мастерских Конюшенного приказа исполнялись разнообразные предметы конского убранства и экипажи. Шитьем одежд для царской семьи занимались Государева и Царицына мастерские палаты. В царских светлицах парадные облачения расшивались золотыми и жемчужными узорами.
В Петровскую эпоху производственная деятельность мастерских в связи с переносом столицы в Петербург прекратилась. В начале 19 века находящееся в Кремле хранилище старинных художественных ценностей было преобразовано в публичный музей, получивший имя крупнейшей мастерской, упоминание о которой встречается уже в документах начала 16 века. Сейчас Оружейная палата размещается в здании, построенном в 1851 году по проекту известного архитектора К.А. Тона».
Это я прочитал на конверте-буклете для набора открыток с фото экспонатов Оружейной палаты, купленного в Москве. Из истории школьной знал, что Оружейная палата это казна российского государства до петровского периода. Знаком был с некоторыми экспонатами по публикациям в журналах, учебниках по истории школьных и популярных изданиях. С этим багажом и пришел на экскурсию…
В 1968 году экспозиция музея отличалась от современной экспозиции, и не в лучшую сторону. Это я подтверждаю виденным мной в тот день 27 июня 1968 года.
После потрясающего восприятия виденного вчера в Алмазном фонде я был обескуражен чувством, что зашел в «большой торговый центр» заставленным товаром в громоздких магазинных витринах, расставленных без определенной композиции, т. е. скучно и не интересно. Я бы сказал без «музыкальной гармонии», где есть ударные звучные места: главная мелодичная тема композиции… Надписи-этикетки, тоже были «слабенькие» - безликие.
Интерьер музея до полной реставрации и реэкспозиции в 80-е годы: http://www.proza.ru/2013/10/09/1065
Я решил пройти – найти те экспонаты, которые, во-первых, я знал по иллюстрациям в учебниках истории. Во-вторых, конечно, оружие, кареты, одежда исторических личностей. Времени (час-полтора) на подробное знакомство в упомянутой постановке экспозиции не хватало. Пошел по залам, выискивая на ходу «известное», или останавливаясь у привлекшего мое внимание экспоната.
Что же осталось в памяти сегодня? Пошли, посмотрим...
В витринах со старинным русским серебром и золотом нашел изделия, которые запомнил еще со страниц учебника Истории СССР, изучая время Киевской Руси.
Это потир 13 века. Именной.
http://www.proza.ru/2013/10/09/1091
Потир – сосуд для христианского богослужения, применяемый при освящении вина и принятии причастия высотой 26 см. Серебро. Чеканка, резьба, золочение. XIII в.
Выполнен, предположительно, по заказу владимиро-суздальского князя Юрия Всеволодовича, внука князя Юрия Долгорукого.
Описание из сайта Оружейной палаты.
«К ценнейшим памятникам серебряного дела принадлежит потир работы мастеров Владимиро-Суздальской земли. В нем красота формы и удивительная пропорциональность всех частей сочетаются с ясной логикой декоративной отделки. Точных сведений о времени его изготовления нет. Однако на чаше потира обращает на себя внимание полуфигура святого Георгия. Без сомнения, это патрональный святой заказчика вещи. Под его патронатом находились все владимиро- суздальские князья XII — начала ХIII века, носившие имя Юрий. Потир происходит из Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском, построенного в 1152 году князем Юрием Долгоруким. С его именем традиция связывает создание этого церковного сосуда, но, скорее всего, потир выполнен в начале ХШ века и является вкладом в тот, же собор Юрия Всеволодовича, внука Юрия Долгорукого».
Потир Новгородский. Мне понравился.
http://www.proza.ru/2013/10/09/1110
Новгород. Серебро, яшма, камни драгоценные
Резьба, золочение, скань
Высота 23.2 см. Диаметр 12.8 см.
Выполнен по заказу архиепископа Новгородского Моисея
«Ряд новгородских памятников раннего периода, хранящихся в Оружейной палате, связан с известными историческими личностями. В числе таких вещей - прекрасный серебряный потир с чашей из темно-красной яшмы, исполненный в 1329 году по заказу архиепископа Моисея, по-видимому, для новгородского Софийского собора. Потир принадлежит к весьма редким памятникам. Поскольку в Древней Руси не делали сосудов из камня, яшмовая чаша потира, очевидно, была привезена из Святой Земли или Западной Европы. В этом произведении явно ощущается знакомство русских мастеров с традициями романского искусства, что сказалось как в форме сосуда, так и в сочетании материалов, из которых он выполнен, - золоченого серебра, яшмы и драгоценных камней. Вместе с тем в нем присутствуют черты новгородского искусства, что проявилось в рисунке скани, характере изображений, в обрамляющем медальоны плетеном орнаменте, часто встречающемся в новгородских рукописях XIV века».
Серебряная чаша царя Михаила Федоровича.
http://www.proza.ru/2013/10/09/1135
Тоже – из опубликованных в учебной литературе. Но это уже изделие 17 века.
Мастерские Московского Кремля, около 1618
Золото, серебро, камни драгоценные, жемчуг
Чеканка, резьба, ковка, чернь
Длина 30 см.Высота 13 см.Ширина 20 см.
«Из ковшей на пирах пили излюбленные в старину хмельные напитки - меды. Они отличались разнообразием вкуса и цвета. При царском дворе из серебряных ковшей пили меды белые, из золотых – красные. Представленный в витрине массивный ковш был выкован в 1618 году в мастерских Кремля из цельного куска золота весом более килограмма, и подарен инокиней Марфой своему сыну - царю Михаилу Федоровичу. Ковш отличает красивая ладьевидная форма и изысканное украшение чернью, жемчугом и негранеными самоцветами. О высоком статусе ковша говорит полный царский титул, выписанный вязью по его борту, и чеканный государственный герб на его дне. Драгоценный сосуд бережно хранился в Большой казне и использовался только во время торжественных приемов в Грановитой палате».
С посудой я «разбирался» на ходу. Рассматривая большие изделия из серебра: блюда, подносы, подумал, что они проигрывают по красоте более тонкой работе в ювелирных изделиях из серебра и посуде меньших размеров ( кубки, чаши-братины, стаканы, рюмки) .
Остановил свое внимание на интересных изделиях позднего времени.
Кувшин 16 века.
http://www.proza.ru/2013/10/09/1153
Бельгия, Антверпен. 1544-1545
Золото, раковина, серебро, бриллианты, рубины, изумруды, жемчуг, стекло
Чеканка, литье, гравировка, пунцирование.
Высота 36 см.
Подарено королем Польши Яном II Казимиром царю Алексею Михайловичу в 1651 г.
«Кувшин представляет собой уникальное произведение, выполненное неизвестным фламандским мастером в стиле маньеризм. Усыпанная жемчугом и драгоценными камнями оправа корпуса, составленного из трех раковин, имеет насыщенный и изящный декор. Здесь и гермы Венеры, и гротескные маскароны, и связки плодов на лентах, и цветы на длинных стеблях с тычинками-жемчужинами на подвижных проволочках. Узкий носик представляет собой птичью голову на длинной изогнутой шее, горло сосуда украшено профильными портретами римских цезарей в венках. Дугообразная ручка с внешней стороны дополнена фигурой морского чудовища. Ножку окружают фигуры сатиров, опирающихся на рог изобилия, а на треугольном основании помещены рельефные изображения раков.
«Серебреник раковинной оправлен серебром золоченым» и «зернами бурминскими на спнах», то есть укрепленными на проволочках крупными жемчужинами был привезен в Москву от короля Речи Посполитой Яна II Казимира царю Алексею Михайловичу и вручен на аудиенции в Грановитой палате в апреле 1651 г. Коронные дары 1651 г. отличались особенно роскошным составом.
Так, кувшин оценили в Казне очень высоко – в 67 рублей.
Король Ян II Казимир надеялся развить достигнутые четырьмя годами раньше договоренности с Россией о совместных военных действиях против Крыма, но в создавшейся тогда обстановке посольство не смогло решить поставленную задачу. Несмотря на это королевский дар остался в сокровищнице и сохранился в музейном собрании».
Кружка-стопа
http://www.proza.ru/2013/10/09/1175
Германия, Кенигсберг. 1620-е гг.
Янтарь, серебро, дерево
Резьба, золочение, литье, пуансон
Высота 23 см.
«Пропорции и декор корпуса стопы, а также решение трехлопастного ажурного отъема крышки характерны для творчества мастеров Кенигсберга первой половины XVII в. Корпус сосуда, состоящий из трех поясов различного по цвету янтаря, орнаментирован в стиле раннего барокко: овалами в ремешковых обводках и овалами со связками плодов, цветами и птицами. Крупные янтарные изделия формировались из отдельных орнаментированных пластин или объемных фрагментов разных цветов и оттенков, которые склеивались или нанизывались на металлический штифт».
Но привлекательным для меня было старинное оружие и доспехи. Я поспешил в эту часть экспозиции.
В разделе русского вооружения обратил внимание на знакомым с литературы:
Парадный шлем царя Михаила Романова. Изделие Оружейной палаты.
http://www.proza.ru/2013/10/09/1183
Москва, Оружейная палата, 1621 г.
«Парадный шлем царя Михаила Романова по праву считается одним из шедевров русского оружейного искусства XVII века. В документах Государевой Оружейной палаты он назван "большой шапкой ерихонской". Шлем был задуман и исполнен как своеобразный царский боевой венец. На это указывают короны, насеченные золотом на его куполе, рельефное изображение на носовой стрелке архангела Михаила - покровителя русских государей, и необычайно роскошный декор. Известно, что изначально шлем венчал золотой крест, аналогичный крестам царских венцов.
Граненый купол этого шлема имеет восточное происхождение, о чем свидетельствуют насеченные золотом декор и арабская надпись. Однако, документы называют автором шлема одного из самых известных мастеров Оружейной палаты - Никиту Давыдова. Именно он в 1621 году украсил купол шлема коронами и дополнил его наушами, назатыльником и носовой стрелкой, превратив тем самым шлем в парадную царскую "шапку ерихонскую", украшенную золотой насечкой, чеканкой, жемчугом и драгоценными камнями».
Шлем экспонировался в комплекте с «Зерцальными доспехами Большого наряда» (Москва, Оружейная палата, 1616. Мастера Дмитрий Коновалов, Андрей Тирман), саадаком (Москва, Оружейная палата, 1627-1628 гг.) и саблей "Большого наряда» царя Михаила Федоровича
Зерцальные доспехи:
http://www.proza.ru/2013/10/09/1205
«В XVI-XVII веках зерцальным называли доспех, состоящий из крупных металлических пластин, соединенных между собой ремнями, тесьмой или кольцами. Представленный в витрине зерцальный доспех, или "зерцало" был выполнен в 1616 году для царя Михаила Федоровича. Его роль в парадном царском вооружении была столь велика, что новые зерцала, исполненные в 1670 году мастером Григорием Вяткиным для царя Алексея Михайловича, были почти точной его копией.
Вся поверхность доспеха прочеканена золочеными ромбовидными долами. Изображение герба России - двуглавого орла помещено на центральной пластине в обрамлении надписи с полным царским титулом, включающим наименование царств, княжеств и земель. На спине, на круглой пластине помещен текст с датой изготовления доспеха и именами мастеров. Согласно надписи, основным мастером был Дмитрий Коновалов, а немец Андрей Тирман декорировал доспех с использованием техник травления и золочения».
Саадак "Большого наряда".
http://www.proza.ru/2013/10/09/1217
«Саадак "Большого наряда" относится к числу наиболее значимых воинских регалий царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Он был выполнен в 1627-1628 годах группой иностранных мастеров, служивших в Серебряной палате Московского Кремля, и использовался во многих церемониальных выходах и парадных выездах. Известно, что во время Русско-польской войны 1654-1667 годов он был включен под первым номером в опись походной оружейной казны царя Алексея Михайловича.
Государственную значимость саадака подчеркивают геральдические изображения, выполненные в технике эмали. В верхней части налуча в центральном клейме помещен герб России - двуглавый орел под тремя коронами. Вокруг него изображены: одноглавый белый орел с короной в когтях, грифон с державой, единорог со скипетром и лев с мечом. В нижней части налуча помещена древняя эмблема великих князей Московских - воин на коне, поражающий копьем дракона. На колчане изображен двуглавый орел и единорог. Среди растительного орнамента саадака сверкают драгоценные камни - алмазы, сапфиры, рубины и изумруды».
Сабля "Большого наряда"
http://www.proza.ru/2013/10/09/1235
Москва, Оружейная палата, 1620–1630-е гг.
Сабля "Большого наряда", по всей вероятности, была изготовлена в 1620-1630-е годы для Михаила Федоровича Романова и входила в состав единого комплекта церемониального воинского облачения царя. В списке сабель "Большого наряда" Переписной книги конца XVII века она значилась на шестом месте.
Клинок сабли, выкованный из булатной стали, имеет восточное происхождение. Об этом свидетельствует и арабская надпись, в переводе означающая: КРЕПКО УТВЕРЖДАЮ, и дата изготовления, данная по мусульманскому календарю. Рукоять и ножны сабли обложены чеканным серебром, имитирующим кожу акулы, которую часто использовали в странах Востока и Восточной Европы при изготовлении отдельных элементов клинкового оружия. Выполненные из золота рукоять в виде головы орла, гарда и прибор ножен украшены чернью, цветной эмалью и нефритовыми накладками, инкрустированными золотой проволокой, алмазами, рубинами и изумрудами.
Сабля и ножны царя Михаила Федоровича
http://www.proza.ru/2013/10/09/1247
Москва, Оружейная палата, 1618 г. Мастер Илья Просвит.
«Согласно надписи на клинке, саблю изготовил мастер Илья Просвит в 1618 году для царя Михаила Федоровича. Интересно, но в описях мастеров Государевой Оружейной палаты этот мастер не числился. Фамилия Просвит указывает на происхождение оружейника из Западной Украины, где располагался крупнейший центр производства холодного оружия - Львов. Сведений об использовании сабли царем Михаилом Федоровичем не сохранилось. Однако, во время войны с Речью Посполитой в 1654-1656 годах она входила в состав походной оружейной казны царя Алексея Михайловича.
Ножны и рукоять сабли оправлены ажурными серебряными накладками, сквозь которые просвечивает зеленый бархат. Декор мощного широкого клинка из дамасской стали удивительно соответствует его форме. Вдоль клинка выточен широкий дол c резным орнаментом из покрытых золотом и серебром цветочных листьев.
Шлем 12 века. Точно был в учебниках по истории.
http://www.proza.ru/2013/10/09/1275
Россия, конец XII - начало XIII века.
«По многим летописным описаниям в домонгольской Руси так называемый "золотой шелом" был отличительным знаком княжеского доспеха. Шлем конца XII - начала XIII века - самый древний в собрании Оружейной палаты. Традиционно его связывают с именем великого князя Ярослава Всеволодовича - отца знаменитого русского полководца Александра Невского. Шлем был обнаружен случайно в начале XIX века на том месте, где в 1216 году состоялась Липицкая битва между новгородцами и суздальцами. В ней принимал участие Ярослав Всеволодович. Его войска были разбиты, и он вынужден был бежать с поля боя, возможно, спрятав в земле шлем и кольчугу, которая со временем превратилась в груду колец.
Шлем сильно поврежден, но сохранившиеся детали дают возможность реконструировать его форму. Стрельчатая тулья шлема выкована из стали. Ее украшают серебряные чеканные, некогда золоченые накладные пластины с образами православных святых. На центральной пластине помещено изображение покровителя русских князей архангела Михаила с надписью, содержащей просьбу о помощи. Ярослав Всеволодович получил при крещении имя Федор, которое упоминается в надписи, поэтому она служит еще одним подтверждением версии о принадлежности шлема именно этому князю».
Шлем царевича Ивана Ивановича
http://www.proza.ru/2013/10/09/1287
Россия, 1557 г.
«Детский шлем был откован из железа в 1557 году повелением царя Ивана Грозного для его трехлетнего сына Ивана. Стрельчатая, с высоким шпилем форма шлема (или как в старину говорили "шелома") - типична для первой половины XVI века. Насеченная золотом по венцу памятная надпись и орнаментальные пояски с изображениями двуглавых орлов и львов явно свидетельствуют о высоком статусе его владельца.
Видимо, именно принадлежность шлема царскому роду Рюриковичей и определили его первое место в описи 1643 года Оружейной казны Михаила Романова - первого царя новой династии».
Байдана
http://www.proza.ru/2013/10/09/1298
Россия, конец XVI века.
«Одним из видов кольчатого доспеха русских воинов была байдана. Этим термином обозначалась железная рубашка, собранная из широких и плоских колец. Иногда кольца украшали орнаментом и надписями. Представленная в витрине байдана в описи оружейной царской казны конца XVII века приписывается царю Борису Годунову. Она сплетена из крупных плоских, когда-то золоченых колец, на каждом из которых выбита русская надпись: С НАМИ БОГ НИКТО ЖЕ НА НЫ, то есть никто нас не сможет одолеть. Согласно летописным свидетельствам, именно эту фразу произносили русские самодержцы при обращении к воинам перед началом сражений».
Бахтерец
http://www.proza.ru/2013/10/09/1303
Москва, Оружейная палата, 1620.Мастер Конон Михайлов
«В России бахтерецем называли тип восточного доспеха, состоявший из вертикально расположенных рядов узких металлических пластин. Они накладывались одна на другую и тем самым обеспечивали воину надежную защиту. В музейном собрании хранятся четыре доспеха подобного вида. Представленный в витрине бахтерец был изготовлен в 1620 году одним из ведущих мастеров Оружейной палаты Кононом Михайловым.
Крой доспеха напоминает куртку без ворота и рукавов, которая застегивается с помощью серебряных пряжек, укрепленных на плечах и левом боку. Металлические пластины бахтерца соединены кольчатым плетением и покрыты тонким рисунком, выполненным в сложной технике золотой насечки. В переписной книге 1686-1687 года доспех записан под первым номером и оценен в огромную сумму - 1000 рублей».
Сабли Минина и Пожарского
http://www.proza.ru/2013/10/09/1313
Начало XVII века.
«В XVI–XVII веках основным видом холодного оружия русской конницы являлась сабля. В Оружейной палате хранятся две сабли, которые стали национальными реликвиями русского народа, отразившими его борьбу за свою независимость. По преданию, одна из них принадлежала Козьме Минину, другая - князю Дмитрию Пожарскому. В 1612 году они возглавили народное ополчение, изгнавшее из Москвы польских интервентов. Сабли имеют восточные клинки, выкованные из булатной стали в конце XVI века. Однако некоторые детали их эфесов и оправ ножен имеют более позднее происхождение.
До 1829 года сабли хранились в Троице-Сергиевой лавре, откуда по указу императора Николая I в 1830 году были переданы в Оружейную палату Московского Кремля».
Русский воин в парадных доспехах XVII века привлек мое внимание полной картиной снаряжения, вооружения и средств передвижения…
http://www.proza.ru/2013/10/09/1329
«Полный парадный доспех для всадника и коня дает представление о вооружении русского воина XVII века. Доспех всадника состоит из шлема с наушами и назатыльником – так называемой "шапки ерихонской", панциря, зерцал, наручей и поножей. На спине лошади седло, обтянутое малиновым бархатом, и се;дельные пистолеты в ольстрах. Убор лошади включает серебряную оголовь с мундштуком и поводьями, паперсть, поводные цепи, наколенники и стремена, украшенные насеченным золотом орнаментом. В руке воин держит булаву, которая в XVII веке теряет свое боевое значение и становится отличительным знаком воеводы».
Увидел наяву реальный предмет «ритуала» капитуляции «Ключи от Риги».
http://www.proza.ru/2013/10/09/1339
Прибалтика, 1710. Мастер Иоганн Георг Эбен.
«В ходе Северной войны, 4 июля 1710 года, после настойчивой осады, русские войска изгнали шведов из Риги и победоносно вошли в город. Ключи от города, как знак капитуляции перед русскими войсками, были преподнесены Борису Петровичу Шереметеву рижским магистратом. Талантливый государственный деятель и военачальник, граф Шереметев участвовал во всех важнейших сражениях Северной войны и получил звание фельдмаршала.
Золотые ключи были выполнены прибалтийским мастером Иоганном Георгом Эбеном. Они достаточно внушительны по размеру. Каждый ключ весит 620 граммов".
Западноевропейское оружие и доспехи. Это уже более живописное защитное одеяние хорошее и бою и на параде. Роскошно декорированное оружие: холодное и огнестрельное.
«Значительное место в царском, а затем и в императорском арсенале занимало оружие работы западноевропейских мастеров. Это были образцы огнестрельного оружия различных систем и способов воспламенения заряда; тяжелые двуручные мечи, которые в XVI-XVII веках использовались как в сражениях, так и в парадном церемониале; придворные шпаги и охотничьи кортики, обладавшие высокими функциональными качествами и отличавшиеся роскошью декора; боевые и турнирные рыцарские доспехи, которые являлись не только "курьезными" дорогими подарками, но и активно применялись в допетровской России в качестве боевого защитного и парадного снаряжения. Русские мастера часто использовали изделия западноевропейских оружейников как образцы при создании оружия и доспеха для арсенала российских правителей».
Доспех "готический"
http://www.proza.ru/2013/10/09/1351
Западная Европа, конец XV в.
"Готический" доспех XV века - самый ранний в собрании Оружейной палаты. Он состоит из пластин, выкованных по фигуре человека, тщательно подогнанных одна к другой и соединенных подвижными заклепками и ремнями. Жесткие пластины надежно защищали рыцаря от копья или меча, но поскольку они не полностью закрывали тело воина, под доспех обычно надевалась кольчуга. Таким образом, воин носил на себе снаряжение, которое весило тридцать два - тридцать пять килограммов. Вытянутые носки поножей, прикрывающие стопы, соответствовали форме обуви того времени, которую в Германии называли "птичий клюв".
Чеканный узор доспеха в виде стрельчатых арок, а также удлиненные пропорции напоминают формы готической архитектуры. Этим и объясняется его название - "готический". Доспех отличается соразмерностью частей и красотой формы. В собрание музея он поступил в 20-е годы прошлого века из Государственного Эрмитажа».
Полный турнирный доспех на всадника и коня XVI века
http://www.proza.ru/2013/10/09/1356
«В странах Европы периодически устраивались различные воинские состязания и турниры, на которые съезжались рыцари, чтобы продемонстрировать свою ловкость и умение владеть оружием. По окончании турнира победители получали почетные награды. Турнир был не только пышным и красочным зрелищем, но и серьезным сражением. Поэтому для состязаний специально изготовляли надежные, более тяжелые доспехи. Часто они были великолепно украшены чеканными и гравированными изображениями с позолотой и воронением.
Жизнь рыцаря во время боя или конного турнирного поединка во многом зависела от выносливости и степени защищенности его коня. Поэтому не случайно почти одновременно с воинским доспехом появился и доспех конный. Иногда оба доспеха заказывали у одного мастера, который украшал их единым орнаментом и сюжетными композициями.
Полный парадный доспех для всадника и коня выполнил знаменитый нюрнбергский мастер Кунц Лохнер. Его работами гордятся музеи Стокгольма, Дрездена, Мадрида, Парижа, Берлина… Возможно, именно этот доспех был прислан в 1584 году в дар царю Федору Ивановичу от польского короля Стефана Батория. Доспех украшен выпуклыми медальонами с чеканными изображениями мифологических фигур и полосами некогда золочёного орнамента, где чередуются изображения воинских трофеев и музыкальных инструментов».
Детский доспех
http://www.proza.ru/2013/10/09/1362
Западная Европа, XVII в.
«Детский кирасирский доспех происходит из Государевой Оружейной палаты. Его выполнил в 1634 году в Москве немецкий мастер Петр Шасат. Как и взрослый доспех, он состоит из шлема, кирасы, набедренников, поножей и перчаток (одна из них утрачена) и украшен характерными для своего времени литыми рельефными накладками. В XVII веке в такие доспехи были облачены кирасиры - воины полков тяжелой кавалерии, главной ударной силы армий европейских государств. В допетровской России также использовались различные виды западноевропейского снаряжения.
Скорее всего, доспех принадлежал юному царевичу Алексею - будущему царю Алексею Михайловичу Романову. Военные игры, изображения рыцарей на гравюрах, безусловно, увлекали царевича. Возможно, эту дорогую игрушку в дальнейшем примеряли на себя и дети царя Алексея Михайловича, в том числе будущий император Петр I».
В разделе экспозиции светской одежды, которая при Петре Первом претерпела значительное изменение по сравнению с многовековой модой российской знати, я и остановился у одеяний Петра. Они демонстрировали эту разительную перемену: старинного покроя зипун и кафтан – уже модерного покроя. Особенно «выразительны» сапоги, указывающие на рост и размеры Императора: длинный – более 2 метров и худой.
Зипун Петра Первого
http://www.proza.ru/2013/10/14/986
Мастерские Московского Кремля, конец XVII века.
Шелк - Восток, XVII век.
Атлас зеленого цвета на вате.
Принадлежал Петру I
Кафтан, сапоги-ботфорты, трость Петра Первого
http://www.proza.ru/2013/10/14/1003
Конец XVII века.
Принадлежали Петру
Помню, что долго рассматривал парадные одеяния императриц: Екатерины I, Елизаветы Петровны, Анны Иоанновны, Екатерины II, Марии Александровны, супруги Александра II.
Обратил внимание, как изменилась талия у Екатерины II, сравнивая ее венчальное платье с другими на картинах художников. Произошли некоторые изменения моды одеяний 18 века по сравнению с 19 веком, что демонстрирует платье Марии Александровны.
Платье коронационное Екатерины I
http://www.proza.ru/2013/10/14/1016
Германия (?), Россия (?), 1724
ткань - Франция
Шелк, канитель, нить льняная, нить серебряная, нить шелковая
Вышивка, ткачество, шитье
Длина платья 105 см. Длина подола 400 см. Длина шлейфа 350 см.
Принадлежало императрице Екатерине I
«По свидетельству современников, Екатерина I всегда была великолепно и со вкусом одета, однако ее коронационный наряд превзошел все ожидания. Как свидетельствуют документы, платье из пунцового шелка было привезено для нее к коронации из Берлина. Его вес оказался столь велик, что императрица была вынуждена останавливаться во время процессии. Платье состоит из жесткого корсажа с глубоким декольте и короткими рукавами, пышной юбки и съемного шлейфа. Особое великолепие костюму придает виртуозное шитье серебром, в узоре которого присутствуют короны, цветочные гирлянды и стилизованные фонтаны-каскады.
После коронационных торжеств, платье было передано в Оружейную палату вместе с парчовыми башмачками на фигурных каблуках, пунцовыми шелковыми чулками, шитыми серебром, и белыми лайковыми перчатками».
Платье коронационное Елизаветы Петровны
http://www.proza.ru/2013/10/14/1032
Россия,1742.
Серебряный глазет, шелк, золотный позумент;
ткачество, шитье.
Платье коронационное Анны Иоанновны
http://www.proza.ru/2013/10/14/1045
Россия, 1730
Парча, шелк, кружево золотное, тесьма
Шитье.
Длина юбки 112 см. Ширина подола юбки 340 см. Длина шлейфа 300 см. Ширина узкого кружева 6-7 см.
«Подол платья украшает роскошная кружевная сетка, сплетенная из золотных нитей. Особенно интересен шлейф, выполненный на подкладке из позолоченной парчи с муаровыми разводами. С помощью особой системы серебряных шнуров и кистей его можно было поднимать и драпировать. Есть основания полагать, что платье было сшито в России под руководством придворного портного, прибывшего из Курляндии вместе с Анной Иоанновной».
Платье венчальное Екатерины Алексеевны
http://www.proza.ru/2013/10/14/1055
Россия, 1745
Глазет, тафта, полотно, тюль, нить серебряная, ус китовый
Ткачество, шитье
Длина лифа спереди 31 см. Окружность талии 51 см. Окружность груди 79 см. Длина рукава 7 см. Длина шлейфа 245 см. Ширина подола шлейфа 130 см. Длина юбки спереди 109 см. Длина юбки сзади 158 см. Ширина подола юбки 585 см.
«В 1744 году в Санкт-Петербург в качестве невесты будущего российского императора Петра III прибыла пятнадцатилетняя немецкая принцесса София Фредерика Августа. Она приняла православие и получила имя Екатерины Алексеевны. К церемонии венчания в августе 1745 года императрица Елизавета Петровна преподнесла ей удивительное по красоте и изяществу платье. Оно было сшито в России из роскошной парчи западноевропейского производства и украшено эффектной вышивкой. Серебряные нити различного вида так искусно использованы в узоре, что создают эффект бриллиантовой россыпи.
Платье коронационное Екатерины II.
http://www.proza.ru/2013/10/14/1062
Россия, 1762 г.
Принадлежало императрице Екатерине II.
Платье коронационное Марии Александровны, супруги Александра II
http://www.proza.ru/2013/10/14/1071
Россия, 1856
Парча, шелк, нить серебряная, бить, блестки, газ. Шитье, вышивка.
Длина лифа 32 - 24 см. Длина рукава 90 см. Длина шлейфа 318 см. Длина юбки 114 см.
«Коронационное платье императрицы Марии Александровны, супруги Александра II, выполнено из серебряной парчи в «русском» стиле. Узаконенный 1834 году национальный стиль в придворном платье, касался не только костюмов фрейлин, но и парадных нарядов самих императриц. Поменять по собственному вкусу ткань, силуэт они не могли. Тем не менее, дамы постоянно предпринимали какие-то эксперименты и пытались вносить свои версии в детали платья, в соответствии с модным французским костюмом эпохи историзма. Платье Марии Александровны состоит из двух частей: юбки и лифа с коротким рукавчиком, к которому пришита откидная часть. К лифу пришит и шлейф длиной три метра. Лиф с объемом талии 45 сантиметров шнуровался спереди. Шнуровка закрывалась передней планкой с драгоценными пуговицами - она отсутствует в музейном собрании. В комплект платья входили плоские без каблука белые атласные башмачки, расшитый драгоценностями кокошник и вуаль, закрывавшая волосы».
Древние государственные регалии и предметы парадного церемониала
В настоящее время собрание древних государственных регалий России (название "регалии" происходит от латинского слова "regalis" - принадлежащий царю), хранящееся в Оружейной палате - самое значительное в Европе. В него входят венцы, короны, бармы, скипетры и державы, нагрудные цепи, наперсные кресты, государственные щит и меч, "Книга об избрании на царство великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича". Представленные старинные символы власти являются одновременно и великолепными памятниками искусства, отразившими художественные вкусы разных стран и эпох, и свидетелями важных перемен в политической жизни России, ярко проявлявшихся в парадном придворном церемониале. Государственные регалии принимали участие в таких церемониях как: венчания на царство и коронации, парадные выходы государей и приемы послов. Они хранились в Московском Кремле в ранний период в царской сокровищнице, в XVIII столетии в специальных хранилищах, а в XIX веке в музее с похожим названием, предшественнике сегодняшней Государственной Оружейной палаты. Более подробную информацию о коллекции государственных регалий можно получить на виртуальной выставке "Регалии русских царей".
Шапка Мономаха
http://www.proza.ru/2013/10/15/573
Золотая Орда (?), первая треть XIV в. (?)
Золото, серебро, камни драгоценные, жемчуг, мех
Литье, чеканка, скань, зернь, резьба, гравировка
Высота 18,6 см. Окружность 61 см.
«Шапка Мономаха, древнейший венец российских государей, выполнена из золота, украшена яркими самоцветами и жемчугом. Она состоит из округлой тульи и полусферического навершия с крестом. Восемь пластин тульи декорированы филигранным узором, навершие – чеканным.
Отсутствие документальных свидетельств о месте и времени создания венца затрудняют его атрибуцию. В настоящее время, однако, наиболее вероятным считается мнение о том, что Шапка Мономаха является памятником ювелирного искусства Золотой Орды первой трети XIV в. В пользу золотоордынской версии о происхождении Шапки Мономаха говорит ее круглая низкая пластинчатая тулья, похожая на старинные монгольские и тюркские головные уборы, а также узоры ее филиграни, близкие орнаментам на изделиях золотоордынских ювелиров.
Существует вполне обоснованное предположение о том, что Шапка была подарена золотоордынским ханом Узбеком московскому князю Ивану Даниловичу Калите и что именно она под именем «шапки золотой» упоминается во всех духовных грамотах великих князей XIV–XV вв. Шапкой Мономаха этот старинный золотой венец назвали в конце XV в. в правление великого князя Ивана III. После завоевания Константинополя турками в 1453 г. Москва стремилась утвердить за собой роль преемницы Византии в христианском мире. В средние века правомерность подобных притязаний должна была подтверждаться разного рода свидетельствами, например, родословными или переданными по наследству знаками верховной власти. Такие свидетельства нередко имели легендарный характер. Так, на рубеже XV–XVI вв. появляется и легенда о Шапке Мономаха, золотом венце, якобы, подаренном в XI в. византийским императором Константином Мономахом киевскому князю Владимиру Мономаху и затем перешедшем по наследству к владимирским князьям, а от последних – к московским. Символом этой легенды и стала издавна хранившаяся в княжеской казне золотая шапка, которой суждено было сыграть особую роль в истории России. В течение двух столетий, с конца XV до конца XVII в., Шапка Мономаха использовалась при возведении на престол всех русских государей.
Впервые в роли символа верховной власти Шапка Мономаха выступила в феврале 1498 г. в церемонии поставления на великокняжеский престол княжича Дмитрия, внука и наследника великого князя Ивана III. Последний раз Шапкой Мономаха венчали на царство в 1682 г. царя Ивана Алексеевича».
Корона Анны Иоанновны
http://www.proza.ru/2013/10/15/579
Петербург,1730-1731,Мастер Г.В.Дункель. Серебро, золото, драгоценные камни.
Литье, чеканка, резьба, золочение.Высота 31,3 см. Окружность 68 см.
«Серебряная позолоченная корона, украшенная драгоценными камнями, принадлежала императрице Анне Иоанновне. Выполненная из двух полушарий, укрепленных на обруче и разделенных высокой дугой с крестом, она восходит по своей форме к первой русской императорской короне, созданный для императрицы Екатерины I в 1723 г. Обе короны роднит и декоративное оформление, так как большая часть из двух с половиной тысяч украшающих корону Анны Иоанновны алмазов изначально находилась на короне 1723 г. Огромный турмалин весом более ста граммов, помещенный под крестом также был снят с короны Екатерины I. Традиционно считается, что этот редкий по красоте и необычный по размеру камень был подарен императрице Екатерине I князем А.Д. Меншиковым, одним из ближайших соратников Петра I.
Анна Иоанновна, дочь царя Ивана Алексеевича, брата Петра I, и царицы Прасковьи Федоровны, была в семнадцать лет выдана замуж за курляндского герцога Фридриха Вильгельма. Через год Анна Иоанновна овдовела, однако продолжала жить в Курляндии. Внезапная смерть императора Петра II 19 января 1730 г. изменила судьбу курляндской герцогини. В тот же день по настоянию представителей старинной московской знати к Анне Иоанновне было направлено посольство с просьбой «не медля в Москву ехать и российский престол восприять». Пятнадцатого февраля 1730 г. Анна Иоанновна въехала в Москву, а 28 апреля, спустя чуть более двух месяцев, она была торжественно коронована в Успенском соборе Кремля. Для Анны Иоанновны «в течение этого короткого времени была сделана новая корона». Возможно, срочностью работы и объясняется факт использования на ней уже готовых драгоценных камней с короны Екатерины I».
Держава Петра II
http://www.proza.ru/2013/10/15/587
Россия. Первая четверть XVIII в.Золото, серебро. Литье, чеканка. Высота 17,3 см. Диаметр основания 5,9 см.
«Держава, один из знаков монаршей власти, символизирующая владычество над миром, представляет собой увенчанный крестом шар, выполненный из драгоценных металлов. В России в состав регалий держава вошла в конце XVI в. при царе Борисе Годунове. Во время обряда поставления нового государя держава вкладывалась в его левую руку. На торжественных церемониях, довольно длительных по времени, держава, как правило, находилась на особой серебряной подставке, которая называлась «стоянцем» и располагалась по левую руку от царя. Золотая держава императора Петра II очень небольшая по сравнению с двумя другими державами из собрания Оружейной палаты, отличающимися значительными размерами и весом. Ее миниатюрность, скорее всего, объясняется тем обстоятельством, что она была предназначена для совсем еще юного императора. Петр II, внук Петра I и сын царевича Алексея Петровича и принцессы Софии-Шарлотты Бланкенбургской, был провозглашен императором в двенадцать лет послесмерти императрицы Екатерины I по ее завещанию в мае 1727 г. Однако уже через три года, в январе 1730 г., юный император скоропостижно умер в Москве, не дожив до своего пятнадцатилетия».
Щит государственный
http://www.proza.ru/2013/10/15/598
Россия, Москва.Последняя четверть XVII в. Запоны - Турция, Стамбул
Золото, серебро, хрусталь горный, бархат. Литье, чеканка, резьба.Диаметр 58,4 см.
«Круглый по форме щит с обеих сторон обтянут красным бархатом. С лицевой стороны он украшен фигурными запонами, расположенными по кругу в несколько рядов, и отдельными оправленными в золото драгоценными камнями, помещенными между запонами. Часть запон выполнена из серо-зеленого нефрита с золотой насечкой и самоцветами в золотых кастах, часть – из прозрачного горного хрусталя и стекла, также декорированного цветными камнями в золотых оправах.
Запоны на щите имеют турецкое происхождение. В XVI–XVII вв. в Россию в силу активных торговых связей с Турцией поступало много разнообразных «турских», как их называли в документах, товаров: тканей, оружия, конской упряжи. Среди привозимых вещей были и ювелирные изделия, нередко в виде отдельных драгоценных запон, медальонов, розеток, которыми в России в то время украшали как светские, так и культовые предметы.
В состав государственных регалий щит, возможно, как и меч, был включен в XVIII в. во времена императрицы Елизаветы Петровны. В «Историческом описании древнего Российского музея», первом путеводителе по Оружейной палате, изданном в начале XIX в., о нем сказано: «Из множества щитов, в Палате хранящихся, он был назван Щитом Государственным по принадлежности своей к коронации. Государственный щит, как значится в записках Палатского архива, выносили на подушке при венчании государя на царство и в прочие высокоторжественные дни».
Троны XVI века
В витрине представлены древнейшие троны в собрании Оружейной палаты, датированные XVI веком.
Трон Бориса Годунова
http://www.proza.ru/2013/10/15/722
Иран, начало XVII в.; ткань – Франция, XVIII в.. Золото, рубины, турмалины, бирюза, жемчуг, бархат. Басма, канфарение.Высота 90 см. Ширина 62,5 см.
«Многие экспонаты Оружейной палаты свидетельствуют об активных политических и торговых контактах России со странами Запада и Востока и связаны с именами властителей этих государств. Драгоценный трон был подарен царю Борису Годунову персидским шахом Аббасом I. Этот правитель, которого персы называли Великим, поддерживал с Московским государством добрососедские отношения. В 1625 г. он прислал царю Михаилу Федоровичу ценнейшую христианскую святыню – Ризу Господню, а двадцатью годами раньше, в 1604 г., посол шаха Лачин-Бек привез царю Борису Годунову «место царское золото с лалы и с яхонты и с иным дорогим каменьем, прежних великих государей Перситских». Облик трона имеет явно восточный характер. Его форма с низким седалищем, невысокой спинкой и небольшими подлокотниками встречается на восточных миниатюрах. Закрывающие деревянный остов трона тонкие золотые пластины украшает хорошо знакомый по произведениям иранских ювелиров цветочно-растительный орнамент, исполненный в технике тиснения. Среди драгоценных камней на троне преобладают красные камни – рубины, турмалины – и голубая бирюза. Подобное сочетание камней очень любили на Востоке.
Трон впервые упоминается в датированной 1642 г. «Описи Большому Государеву наряду в Государевой Большой казне», где он назван «место персидское». Как и другие древние троны он использовался при церемонии венчания на царство российских государей на протяжении нескольких столетий. Трон, по-видимому, не раз поновляли. Известно, например, что при подготовке предметов парадного церемониала к коронации 1742 г. примененный в отделке трона иранский бархат из-за ветхости был заменен на французский. Лишь частично, он сохранился на внутренней стороне трона».
Трон Ивана IV Грозного
http://www.proza.ru/2013/10/15/745
Западная Европа. XVI - начало XVII в. Кость, бархат, парча, дерево
Резьба, литье, золочение. Высота 138 см. Ширина 64 см.
«Деревянный остов трона со всех сторон облицован пластинами из слоновой, мамонтовой и моржовой кости, благодаря которым он получил в старинных русских документах название «костяных кресел». Традиция называть «костяной стул» троном восходит к XIX в. На спинке трона помещена большая пластина с изображением герба России – двуглавого орла. На остальных пластинах, которых в общей сложности насчитывается около ста пятидесяти, представлены размещенные рядами и ритмично чередующиеся орнаментальные и сюжетные композиции. Сюжетные композиции делятся на библейские и мифологические.
На пластинах с библейскими сюжетами изображены сцены из истории царя Давида, в основном это те, в которых прославляются его храбрость и воинская доблесть, в частности, его победа над Голиафом, единоборцем вражеской армии. Пластинам с библейскими сюжетами отведено основное место в убранстве трона. Две из них помещены на спинке, остальные десять образуют верхний горизонтальный ряд тумбообразного сидения.
Пластины с мифологическими сюжетами расположены по горизонтали в нижней части сидения трона и на передней и боковых сторонах его подножия. На пластинах изображены герои античных мифов, и в частности, властитель морей Нептун и его свита – Тритон, Нереиды и дельфины, фантастические морские животные с сидящими на них путти, богиня плодородия Юнона.
Пластина с двуглавым орлом, русская по происхождению, появилась на спинке трона в первой четверти XIX в. К работе русских мастеров XVII–XIX вв. можно отнести также несколько орнаментальных деталей. Однако трудно сказать со всей определенностью, каким является происхождение основной части орнаментальных пластин, а также пластин с библейскими сценами. Скорее всего, они были выполнены в Западной Европе на рубеже XVI–XVII вв., так как образцом для них послужили итальянские и фламандские гравюры этого времени.
У нас нет также точных данных о том, когда и каким образом костяной трон оказался в имуществе русских царей. Но можно с полной уверенностью утверждать, что этот трон изначально вошел в число важных церемониальных предметов, соотнесенных с главой русского государства. Об этом свидетельствуют уподобление его трону из слоновой кости царя Соломона, упоминаемому в Библии, а также использование пластин со сценами из истории царя Давида, который в идеологии средневекового мира являл собой пример идеального правителя для земных государей».
Трон Михаила Романова
http://www.proza.ru/2013/10/15/757
Иран (?), первая треть XVII в.; ткань – Россия, XIX в.Золото, драгоценные камни, жемчуг, ткань, дерево.Басма (тиснение), канфарение.Высота 154 см. Ширина 75 см. Длина 52 см.
Трон царя Михаила Романова был выполнен по его указу в 1642 году в мастерских Московского Кремля. Очевидно, при его создании были использованы декоративные детали работы иранских мастеров. Деревянная основа трона облицована золотыми тиснеными пластинами, на фоне которых эффектно выделяются редкие по размерам дымчатые топазы, большие жемчужины, изумруды и крупная, насыщенного цвета и причудливых очертаний бирюза.
Документы XVII века сообщают, что трон «был в походах», то есть он входил в состав казны, которую государи брали с собой в дорогу. Известно также, что во время коронации императора Александра II в Успенском соборе на троне восседала вдовствующая императрица Александра Федоровна. Использовался он и при коронации императора Александра III.
Троны первых царей династии Романовых XVII век
Трон Алмазный
http://www.proza.ru/2013/10/15/768
Иран,1659. Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, ткань, дерево; литье, чеканка, резьба, басма, лицевое и декоративное шитье, лаковая миниатюра по дереву.
Высота 161 см. Ширина 75,5 см. Длина 51 см.
Поднесен армянской торговой компанией царю Алексею Михайловичу
«Алмазный трон – самый нарядный среди царских тронов Оружейной палаты. Его остов выполнен из сандалового дерева, деревянные детали частично закрыты золотыми и серебряными пластинами. Золотые пластины обведены по краям узорчатой каймой из бирюзы, украшены растительным орнаментом и множеством драгоценных камней, среди которых насчитывается более восьмисот алмазов, давших название трону. На серебряных пластинах чеканены фигуры погонщиков на слонах, сцены схваток животных, ажурный растительный орнамент. Открытые деревянные поверхности трона – задняя сторона спинки, боковые части задних ножек и сидения, верхняя часть основания – расписаны лаковыми миниатюрами со сценами охоты и торжественных пиров, лирических сцен и изображениями различных зверей. Передняя сторона спинки обита черным бархатом с вышитыми фигурами двух гениев, поддерживающих корону над латинской надписью, которая переводится следующим образом: «Могущественнейшему и непобедимейшему Московии императору Алексею на земле благополучно царствующему сей трон великим искусством сделанный да будет предзнаменованием грядущего в небесах вечного блаженства. Лета Христова 1659».
Трон не только точно датирован, но хорошо известна история его появления в России. Трон был подарен царю Алексею Михайловичу в 1660 г. купцом Захарием Сарадаровым от имени армянской торговой компании, находившейся в Иране и заинтересованной в получении льгот для сбыта в России своего товара. Существует предположение, что у Захария Сарадарова в Иране была собственная художественная мастерская, где и был изготовлен этот великолепный трон».
Трон двойной.
http://www.proza.ru/2013/10/15/786
Мастерские Московского Кремля, 1682-1684. Серебро, дерево.
Литье, чеканка, резьба, гравировка, золочение. Высота ок. 320 см. Ширина 225 см. Глубина сиденья 59 см.
Принадлежал царям Ивану Алексеевичу и Петру Алексеевичу (Петру I)
«После смерти бездетного царя Федора Алексеевича в России произошло уникальное событие: в 1682 году на царство венчали сразу двух царей – пятнадцатилетнего Ивана, сына Алексея Михайловича от его первой жены Марии Милославской, и одиннадцатилетнего Петра (будущего Петра Великого), сына Натальи Нарышкиной. Для царей-соправителей мастера Кремля и изготовили этот необычный трон, напоминающий пышный золоченый чертог. В его оформлении использованы многочисленные символы власти – двуглавые орлы, львы, единороги, короны, державы с крестами. По мнению исследователей, при изготовлении трона были использованы детали трех серебряных тронов времени царя Михаила Романова. В документах он был назван «великого государя местом», поскольку располагался в Грановитой палате Кремля и предназначался для проведения официальных аудиенций. За царскими сиденьями трона можно видеть небольшое оконце. В прошлом оно драпировалось бархатом и скрывало третье, потайное место, которое предназначалось для лица, помогавшего Петру и Ивану, а то и просто руководившего ими во время официальных церемоний. По устойчивой, но не подтвержденной документами легенде, таким лицом могла быть царевна Софья – старшая сестра и соправительница юных государей».
Тронные кресла. XVIII век
Тронное кресло Елизаветы Петровны
http://www.proza.ru/2013/10/15/808
Петербург,1740-1742.Дерево, ткань. Резьба, золочение, декоративное шитье.
Высота 212 см. Ширина 100 см. Длина 76 см.
«Тронное кресло императрицы Елизаветы Петровны, изготовлено из дерева и украшено позолотой. Гнутые ножки, подлокотники, раму спинки с рокальными завитками украшают не только цветы и травы, но и изящные женские головки. Тронное кресло "увенчано" скульптурой амурчика с державой и скипетром в руках, над вензелем Елизаветы Петровны в пышном картуше. Назначение этого пышного кресла подчеркивает и великолепное декоративное шитье спинки с изображением государственного герба. Соединение символов власти с легкостью и воздушным изяществом орнамента как бы воплощает принадлежность трона женщине».
Тронное кресло императора Павла I
http://www.proza.ru/2013/10/15/811
Санкт-Петербург, 1799–1801 гг. Мастер Христиан Мейер. Береза, бархат, тесьма, нити (серебряные, золотные, шелковые).Резьба, шитье, аппликация.
«К созданию тронных кресел и их убранству относились с особым вниманием. Часто они выполнялись по рисункам крупнейших архитекторов своего времени, проектировавших не только здания, но и занимавшихся оформлением интерьеров. В правление императора Павла I, например, к работе над тронными креслами были привлечены такие известные придворные архитекторы, как Джакомо Кваренги и Винченцо Бренна. С именем последнего связано создание для императора шести одинаковых тронных кресел, которые были почти точными копиями кресла, выполненного английскими мастерами для императрицы Анны Иоанновны в первой трети XVIII в. В отличие от образца, изготовленного из серебра, все шесть новых кресел были сделаны по рисунку В. Бренны придворным мебельщиком Христианом Мейером из дерева и эффектно вызолочены.
Три кресла из шести дошли до наших дней: два находятся в Эрмитаже, третье – в Оружейной палате Московского Кремля. Заказ на создание тронных кресел согласно документам относится к 1797 г. Однако тронное кресло Оружейной палаты можно датировать более точно. Его бархатная спинка украшена вышитым изображением двуглавого орла, в центре которого помещен так называемый мальтийский крест, или крест ордена св. Иоанна Иерусалимского – одного из древнейших орденов западноевропейских рыцарей, основанного в Палестине в XI в. В XVI в. у ордена появилось еще одно название – мальтийский, так как с 1530 г. местом пребывания ордена был избран остров Мальта. Двадцать девятого ноября 1798 г. Великим магистром Мальтийского ордена был провозглашен русский император Павел I. Мальтийский крест стал, по существу, высшим знаком отличия в России и с 1799 г. специальным императорским указом он был включен в изображение двуглавого орла – государственного российского герба. Таким образом, тронное кресло, было изготовлено не ранее 1799 г., но и не позднее 1801 г., года гибели императора Павла I, так как после его смерти мальтийский крест был исключен из государственной эмблемы герба».
«Царский гараж»
http://www.proza.ru/2013/10/15/820
Так я назвал «каретный ряд» - коллекцию экипажей XVI-XVIII веков, которую я с интересом просмотрел и впечатлился некоторыми экземплярами.
В справке об этом разделе Оружейной палаты на сайте музея читаем:
« Коллекция экипажей Оружейной палаты - жемчужина среди музейных собраний. Она насчитывает семнадцать экипажей, созданных в период с XVI по XVIII столетие лучшими мастерами России и Западной Европы. Кареты практически не подвергались переделкам. Они представляют такую значительную отрасль художественного ремесла, как каретное дело, без изучения которого невозможно постижение художественной культуры России и Европы XVI, XVII и XVIII столетий. Экипажи тех времен - не просто элитарный вид транспорта. В большинстве своем это и памятники искусства, в которых органично сочетаются резьба по дереву, живопись, литье, художественная обработка кожи, ювелирное мастерство и даже архитектура.
Все кареты собрания принадлежали русским правителям или членам их семей. По официальному церемониалу экипажи, обслуживавшие царский двор должны были представлять собой не столько средство передвижения, сколько выражать особый статус своего владельца - государя. А он и члены его семьи были, согласно идеологии, перенятой у Византии, священным воплощением народа и государства.
Явить народу и гостям двора величие и блеск его власти были призваны парадные придворные церемонии. Царский выезд - оформлялся с особой тщательность и роскошью. В веренице экипажей, всадников, и лошадей всегда выделялась царская карета, поражавшая своим великолепием.
Царские дети с отрочества приучались пользоваться каретами. В коллекции имеются детские «потешные возки», изготовленные для их игр кремлевскими мастерами в XVII столетии.
Карета считалась великолепным дипломатическим подарком. В собрании Оружейной палаты хранятся дары английского короля Якова I, прусского короля Фридриха II.
Российские государи в XVIII столетии приобретали для своего обихода все модные новинки Запада, изготовленные по последнему слову техники и дизайна. До нашего времени дошло незначительное количество таких образцов. Сохранившиеся в собрании Оружейной палаты вызывают восхищение органичным сочетанием инженерного и художественного решений».
Что же привлекло мое внимание и оставило след в памяти. Самые старые экипажи под названием «колымаги».
Колымага Бориса Годунова.
http://www.proza.ru/2013/10/15/839
Англия, конец XVI в. Подарок короля Якова I царю Борису Годунову в 1603 г.
«Открытая колымага английской работы конца XVI века - самый древний экипаж Оружейной палаты и единственно сохранившийся в мире экипаж подобного типа. Он был подарен царю Борису Годунову в 1603 году королем Яковом I Стюартом сразу после его вступления на английский престол. Столь знаменательный дар нового короля говорит о стремлении Англии, после некоторого охлаждения в конце XVI века, укрепить с Россией дипломатические и торговые отношения. Исследователи единодушно относят этот древний экипаж к шедеврам мирового искусства. Его кузов подвешен на ременных поясах и закрыт занавесками. Ступеньки с откидными полами заменяют дверцы. В обивке использован дорогой и редкий итальянский бархат. Экипаж пышно декорирован резьбой и скульптурой со сценами охоты и битвы христиан и мусульман.
Само слово «колымага» - тюркского происхождения и означает - «большая повозка». Чтобы управлять таким экипажем, кучер должен был идти рядом или сидеть на одной из ведущих лошадей. Для разворота нужна была большая площадь или приходилось вручную заносить задние колеса, поэтому поездка занимала очень много времени».
Колымага Никита Иванович Романов
http://www.proza.ru/2013/10/15/847
Россия, первая половина ХVII в.
«Колымага русской работы выполнена в 1640-х годах. На сегодняшний день она представляет собой единственно сохранившийся образец экипажа русской знати первой половины XVII века. Первым владельцем экипажа был староста города Брянска Франциск Лесновольский, о чем свидетельствует сохранившийся на экипаже фамильный герб. Следующим владельцем колымаги стал боярин Никита Иванович Романов - двоюродный брат царя Михаила Романова, игравший значительную роль при русском дворе. Никита Иванович не имел прямых наследников, и после его смерти колымага отошла в царскую казну.
Экипаж закрыт - у него есть двери и оконца со слюдой, но по-прежнему нет рессор и поворотного круга. Небольшой прямоугольный кузов подвешен на ременных поясах и обит снаружи малиновым бархатом. Шляпки гвоздиков и серебряный узор из тесьмы в виде восьмиконечных звезд – характерный декор экипажей этого времени. Известный художник В.И.Суриков изобразил этот экипаж на своей знаменитой картине «Утро стрелецкой казни».
Кареты Императриц
Возок зимний Елизаветы Петровны.1730
http://www.proza.ru/2013/10/15/852
Москва, 1730-е гг. Принадлежала императрице Елизавете Петровне.
«Зимний возок был выполнен в Москве французским мастером Жаном Мишелем в 1732 году. С этим экипажем связаны два знаменитых события в истории Российского государства. Известно, что с 1727 по 1732 год императорский двор постоянно располагался в Кремле, и Москва на эти короткие пять лет опять как бы стала столицей России. Но в 1733 году императрица Анна Иоанновна решила вернуть двор в Петербург, и, вероятно, именно для этого исторического переезда и был выполнен зимний возок. Однако, на стенках и дверцах возка изображен вензель другой императрицы - Елизаветы Петровны. Он напоминает о том, что в этом возке в 1742 году дочь Петра I приехала в Москву на коронацию.
Дорога заняла всего три дня. Возок, или как его называли «зимняя линея», свободно вмещал десять человек и обогревался в пути серебряными жаровнями с углем.
Окна и дверцы возка закрыты узкими пластинами стекла. Стенки декорированы орнаментальной росписью с атрибутами государственной власти. Полозья украшены крупными фигурами морских животных. В форме экипажа, хотя и в малой мере, прослеживается присущая барокко любовь к живописности силуэта».
Карета Елизаветы Петровны 1741-1742 г.г.
http://www.proza.ru/2013/10/15/869
Вена, 1741-1742 гг. Принадлежала императрице Елизавете Петровне.
«При русском императорском дворе высоко ценились экипажи, выполненные мастерами Европы. Их часто заказывали в Австрии, Германии, Франции, Англии… Двухместная карета была изготовлена в Вене в 1741-1742 годах, по всей вероятности, специально для коронационной церемонии императрицы Елизаветы Петровны. Художник Григорий Качалов изобразил этот экипаж на своей известной гравюре «Въезд императрицы в Кремль на коронацию».
Карета типична для своего времени. У нее есть коленчатые рессоры, поворотный круг и место для кучера. Дверцы экипажа занижены, и подножка находится внутри. Карета украшена искусной резьбой в стиле рококо и позолотой. Причудливо изогнутые завитки и раковины сочетаются с изображениями животных, играющих путти и аллегорических женских и мужских фигур. Венчает экипаж медная корона».
Карета Елизаветы Петровны. 1746 г.
http://www.proza.ru/2013/10/15/890
Берлин, 1746 г. Мастер Иоганн Михаэл Гоппенгаупт.
"Двухместная карета была выполнена в Берлине в 1746 году и подарена королем Фридрихом II императрице Елизавете Петровне. Прусский король вел активную завоевательную политику, и, возможно, прислал этот экипаж с целью заручиться поддержкой российской императрицы. Однако, если это так, то подарок не оказал нужного действия. Когда в 1756 году началась Семилетняя война, Россия и Пруссия вошли в противоборствующие военные коалиции.
Роскошный экипаж, который по праву относят к лучшим образцам декоративной резьбы XVIII века, выполнил прославленный мастер каретного дела Иоганн Гоппенгаупт. В его декоре преобладает характерный для мастера эффектный мотив раскидистой пальмы или собранных в букет крупных остроконечных листьев. Дверцы экипажа украшают медальоны с изображением герба Российского государства. Они усыпаны гранеными стеклами – стразами. Верх экипажа венчает медная корона.
Легкая, изящная и совершенная в техническом отношении карета использовалась и в дальнейшем, во время коронационных процессий XVIII и XIX веков».
Карета Елизаветы Петровны. 1754 г.
http://www.proza.ru/2013/10/15/917
Париж, 1754 г. Мастер А.Дрилеросс.
«В 1754 году этот роскошный экипаж императрица Елизавета Петровна получила в дар от Кирилла Григорьевича Разумовского. Родной брат Алексея Разумовского - известного фаворита императрицы, он находился под ее мощным покровительством. В 1744 году получил графский титул, в 1746 - стал президентом Петербургской Академии наук, а в 1750 - был назначен гетманом Украины.
Над созданием столь необыкновенного подарка трудилось целое созвездие французских мастеров. Крупный французский архитектор Никола Пино разработал эскиз эффектной формы экипажа. Мастер каретного дела Дрилеросс – по этому эскизу выполнил экипаж и украсил его пышной золоченой резьбой. Известный художник Франсуа Буше создал живописные панно. Пышная, сплошь позолоченная карета по праву считается одним из лучших образцов экипажей стиля рококо, не имеющих прямых аналогов ни в одном музее мира».
Карета дорожная Екатерины II. 1763-1765
http://www.proza.ru/2013/10/15/924
Париж, 1763-1765 г. Мастер Бретейль?.Принадлежала императрице Екатерине II.
"Четырехместная карета была заказана в 1763 году в Париже для Екатерины II. Через два года она была привезена торговым агентом в Россию и стала любимым дорожным экипажем императрицы.
При создании кареты известный французский мастер Бретейль использовал последние технические новшества: «стоячие» рессоры, дрожины по сторонам кузова и наружную подножку. Экипаж выполнен в новом стиле классицизма. Его небольшой кузов приобрел спокойную овальную форму. Главное место в художественном убранстве заняла живопись. Легкий резной декор отличает симметрия и излюбленные мотивы нового стиля: листья аканта, медальоны, гирлянды. Дополняют украшение бронзовые и перламутровые накладки.
Согласно описи Оружейной палаты «первоначально весь стан и колеса экипажа были вызолочены. В 1881 году при поновлении экипажа они частично были окрашены в темно-красный цвет».
Карета Екатерины II. 1769 г.
http://www.proza.ru/2013/10/15/994
Петербург, 1769 г. Мастер Иоганн Конрад Букендаль. По рисунку И.К.Букендаля.
«Этот экипаж создал в Петербурге в 1769 году выдающийся мастер каретного дела Иоганн Конрад Букендаль. Императрица Екатерина II использовала его для наиболее важных и торжественных выездов. По рассказам современников, элегантный четырехместный экипаж с небольшим овальным кузовом эффектно выделялся на фоне тяжелых золоченых карет.
Карета оснащена новейшими по тому времени техническими средствами: вертикальными и горизонтальными рессорами, дрожинами по обеим сторонам кузова, расположенной снаружи подножкой. Резной декор экипажа выполнен в стиле классицизма. Живописные сюжеты связаны с прославлением Екатерины. Она изображена в образах муз - покровительниц различных видов искусств. Декоративное убранство кареты дополняют бронзовые золоченые украшения в форме урн и ажурный бордюр из листьев аканта. Венчает экипаж медная корона».
Коляска летняя Екатерины II. 1770г.
http://www.proza.ru/2013/10/15/1001
Англия, 1770 г. Подарок графа Г.Орлова императрице Екатерине II.
«Летняя коляска - подлинный шедевр каретного искусства XVIII столетия. Она была выполнена в Англии в 1770 году пот заказу графа Григория Орлова - известного фаворита Екатерины II - специально для подарка императрице. Двухместный экипаж предназначался для прогулок в теплое время года. В мемуарах того времени есть упоминания о выездах в этой изящной карете Екатерины II и Прасковьи Александровны Брюс - статс-дамы и близкой подруги императрицы.
Кузов коляски напоминает итальянскую гондолу. Чтобы в него сесть, нужно было отбросить так называемый фартук. Боковые стенки фартука напоминают крылья птицы, а запятки экипажа похожи на большую открытую раковину. Резной декор экипажа выполнен столь искусно, что производит впечатление тонкого литья. Прихотливо изгибающиеся дрожины, орлы с распахнутыми крыльями, всадники в шлемах и кольчугах на вздыбленных конях – все создает ощущение легкости, движения, полета.
Известно, что этот изящный и удобный экипаж использовался в XIX столетии во время коронационных церемоний Александра II и Александра III».
Убор на выводную лошадь. XVI в.
http://www.proza.ru/2013/10/16/886
Интересно было познакомиться с полным убранством лошади, «участницы» царских парадных выездов, о которых повествовалось в художественной литературе.
Султан, узда, решма, науз, гремячая цепь, седло, паперсть, попона, стремена, наколенники.Москва, XVI в.Парча, драгоценные камни, золото, серебро. Скань, чеканка, резьба, эмаль, ткачество.
«Роскошно убранные лошади участвовали в царских выездах. Их шествие было строго регламентировано. Лошадей вели под уздцы, роскошно одетые слуги. На лошадях были, бархатные или парчовые попоны, расшитые драгоценными камнями и жемчугом. На их головы надевали специальное убранство "оголовь", богато украшенную эмалью и драгоценными камнями. На шею - подшейную кисть, унизанную жемчугом. На спине красовалось специальное седло, на котором никто никогда не сидел, его подушку расшивали жемчугом и драгоценными камнями. Между собой лошади были соединены серебряными цепями. Когда вся эта процессия двигалась, то блеск драгоценных камней и золота, мелодичный звон серебряных цепей производили на зрителей неизгладимое впечатление. Сохранились воспоминания очевидцев, которых неизменно поражало виденное великолепие. Так, польский резидент Свидерский, наблюдая в 1675 году царский выезд, писал, что такого драгоценного наряда для лошадей «ни у каких окрестных государей не найдется».
Этим и завершу описание моих воспоминаний от виденного в этом уникальном музее…
Не могу не остановиться на дальнейшей истории Оружейной палаты, после моего посещения ее в 1968 году. Приведу для этого справочный материал из Интерент.
«К началу 1970-х гг. стало ясно, что созданная в 1950-е экспозиция, страдающая перегруженностью, недостаточной системностью отсутствием акцентов на ведущих памятниках декоративно-прикладного и искусства, перестала удовлетворять требованиям музейной теории и практик нуждается в коренном преобразовании, а не в частичных улучшениях. Свою большую, а возможно, даже основную роль в решении о реэкспозиции музея сыграл и комплексный проект капитального ремонта и строительной реставрации всех зданий и сооружений Московского Кремля, утвержденный в 1971 г., предусматривающий и проведение ремонтно-реставраиционных работ в здании Оружейной палаты.
Таким образом, появлялась удачная возможность приурочить реэкспозицию к ремонту, пересмотреть колористическое решение музейных интерьеров, ввести новые системы кондиционирования, охранной и пожарной сигнализации, решить вопросы наиболее удачного оформления залов и отдельных витрин, то есть, иначе говоря, провести целый ряд мероприятий, направленных на создание музея, соответствующего требованиям конца XX в, и смело смотрящего в грядущее столетие.
К концу 1985 г. ремонт здания палаты закончился.
Двадцать третьего декабря 1985 г. новым директором М.П. Цукановым, руководившим ранее Управлением театров Министерства Культуры СССР и возглавлявшим музей с 1977 по 1987 г., был издан приказ «О реэвакуации ценностей и создании новой экспозиции». Для приема залов по завершении строительных работ была образована специальная комиссия в составе заместителей директора Е.Н. Дмитриева, В.Д. Трибрата, Н.С. Владимирской, главного хранителя Л.М. Фроловой, архитектора Л.А. Неретиной, заведующей отделом фондов В.И. Марковой и представител й технических служб. Началась активная работа по установке оборудования и выкладке экспонатов в новых витринах.
В апреле 1986 г. обновленный музей снова распахнул свои двери для многочисленных посетителей».
М.К. ПАВЛОВИЧ "Оружейная палата в середине 1940-х - начале 1980-х годов
( к истории экспозиции)"
ДО ремонта и реставрации: http://www.proza.ru/2013/10/09/1065
ПОСЛЕ ремонта и реставрации:http://www.proza.ru/2013/10/16/892
Вот как построена экспозиция Оружейной палаты на день сегодняшний.
Залы Оружейной палаты Московского Кремля:
В первых двух залах представлены русские золотые и серебряные изделия. В первом – 12-17 веков, во втором – 17- начала 20 века.
В залах 3 и 4 представлено парадное вооружение. В 3 зале выставлено европейское и восточное парадное вооружение 15-19 веков, а в зале 4 – русское вооружение 12 – начала 19 века.
В зале 5 представлено западноевропейское серебро 13-19 веков.
В зале 6 – драгоценные ткани и шитье 14-18 веков и светский костюм 16-начала 20 века.
В зале 7 – древние государственные регалии и предметы парадных церемоний 13-18 веков.
В зале 8 представлены предметы конского убранства 13-18 веков.
В 9 зале Вы увидите экипажи, которые всегда вызывают восторг посетителей.
И это все достойно внимания и интереса, как успешное решения многолетней проблемы значимого музея мирового класса!
Прощаемся с Оружейной палатой!
Это был последняя экскурсия моя по московским достопримечательностям в июне 1968 года.
Вышел на Красную площадь. http://www.proza.ru/2013/10/16/933.
Заглянул в ГУМ. Купил в гастрономе ГУМа краснодарский чай и большую жестяную коробку печенья московской фабрики для дома. http://www.proza.ru/2013/10/16/946
Прошел к гостинице РОССИЯ, посмотрел поближе на новостройку Москвы. http://www.proza.ru/2013/10/16/962 Понравилось. Придет день, когда я остановлюсь в этой гостинице на несколько дней. Но я об этом еще не ведаю…
7 октября 2013 год. 13:02
Следующая глава http://www.proza.ru/2013/11/07/1138
Свидетельство о публикации №213100701216
С дружеским приветом,
Владимир
Владимир Врубель 07.10.2013 16:41 Заявить о нарушении
Игорь Браевич 08.10.2013 12:15 Заявить о нарушении