Житие Диодора Юрьегорского и соловецкие повести

Благодарю  мою научную руководительницу Татьяну Фёдоровну Волкову и её дочь Александру, отсканировавших и приславших мне  мою дипломную работу.

Защищалась я, когда моей дочери ещё года не было, она родилась в августе, я взяла академку, но к весне мне  захотелось вместе с однокурсниками защититься. Благодаря моей маме Татьяне Петренко и свекрови Тамаре Голосковой, взявшим на себя заботу о внучке, Татьяне Фёдоровне и Ольге Кушнир - это удалось.

Оля к тому времени закончила университет и работала в центре Княжпогостского района Емве, я уехала к ней на несколько дней. Написанного текста у меня не было, только ворох бумаг, я на ходу сортировала их и диктовала, а Оля правила меня и печатала.




  Агиография является тем жанром, эволюция которого в переломном для древнерусской литературы XVII веке представляет большой интерес для исследователя, «как для воссоздания общей картины развития древнерусской литературы, так и для решения вопросов о становлении и развитии художественности и беллетристичности русской литературы вообще»(1).

  Агиографическое повествование развивалось в русле двух противоположных тенденций: под влиянием строгих жанров, с одной стороны, и под влиянием реальной жизни, иных литературных жанров, устного творчества, разрушавших эти каноны и противоречащих им, с другой.

   «Сюжетная повествовательность, отражение реальной жизни и конкретного быта, а вместе с тем близость к преданию, устному рассказу наиболее ярко проявились в легендарных новгородских житиях и в ряде севернорусских житий, продолжавших и развивших новгородские традиции», - отмечает Л.А. Дмитриев в своем исследовании (2).

Севернорусские жития неоднократно привлекали внимание исследователей и становились предметом монографии И.Я. Яхонтова (3) и И.С. Некрасова (4) в XIX веке, Л.А. Дмитриева (5) в XX в. В своих работах эти ученые проанализировали широкий круг памятников агиографической литературы русского Севера, в том числе и памятников, созданных в рамках соловецкой агиографической традиции: Жития Савватия и Зосимы Соловецких, Германа Соловецкого, Иоанна и Логгина Яренских, Иринарха Соловецкого, Филиппа Соловецкого, Елеазара и Иисуса Анзерских.

   Однако в поле их зрения не попали некоторые произведения, созданные на Соловках в середине XVII века. Это «Житие Диодора Юрьегорского» и «Повести о Соловецких пустынножителях», памятники, связанные между собой теснейшим образом.

   В.О. Ключевский в своем известном труде сделал несколько замечаний об этих произведениях. Он отметил, что текст Жития Диодора создан «не позже половины XVII века, и в двух приложенных к нему чудесах явно указано, что они записаны особо после Жития, а первое из них относится к 1656 году»; автор и место его написания неизвестны, а само Житие «очень любопытно по указанию на разложение монастырской жизни в Поморском крае»(6).

   Известны ему были и «Повести о соловецких пустынножителях». Никак не характеризуя текст самого произведения, В.О. Ключевский считал достоверным известия, содержащиеся в нем, что «эти повести писаны самовидцами, жившими на Соловках, одним из которых был монах Иларион, живший около соловецкой пустыни Дамиана». Историк связывал этого монаха Илариона с автором записок о соловецком игумене Иринархе, тоже Иларионом, и предполагал, что Повести были составлены после Жития Диодора и заимствовали из него два рассказа – об Андрее и Дамиане (7).

   В своем энциклопедическом труде В.О. Ключевский лишь мельком упомянул эти произведения, его предположения остались неаргументированными, в том числе и замечание о взаимоотношениях между текстами Жития и Повестей; однако эта гипотеза осталась единственной и не подвергалась пересмотру, так как впоследствии «Повести о Соловецких пустынножителях» не изучались.

   Житийная повесть о Диодоре Юрьегорском, постриженике Соловецкого монастыря и основателе небольшого монастыря у Юрьева озера, тоже относится к числу малоизученных повестей об основателях северорусских монастырей.

   Н.С. Демкова ввела это произведение в научный оборот в наше время. В своей статье она привлекла Житие Диодора в качестве примера трансформации агиографической традиции в XVII веке, наличия в тексте элементов занимательности и даже своеобразной экзотики, интереса к местному колориту (8).

   В коллективном труде «Истоки русской беллетристики» Н.С. Демкова упомянула Житие Диодора в контексте повестей XVII века, избравших своей темой повествование о необычной судьбе человека. «Перипетии сюжета, внимание к экзотическому элементу в самых разных его проявлениях (будь то фантастический мир бесов или необычные условия жизни) и вместе с тем точная ориентация описываемых событий во времени и пространстве (своеобразное свидетельство достоверности происшедшего),» - составляют, по мнению исследователя, «предмет особых забот» в таких повестях (9).

   Т.Ф. Волкова исследовала Житие Диодора в рукописной традиции XVII-XIX веков, посвятив этому аспекту изучения памятника выступление на конференции «Книга в истории России до середины XVII века», проходившей в Ленинграде в октябре 1985 года (10).

   Не останавливаясь на анализе художественного своеобразия Жития и не выдвигая текстологической концепции, Т.Ф. Волкова обратилась к вопросу о характере бытования этого произведения и сделала вывод о многоплановом восприятии текста Жития читателями XVII-XIX веков, «в силу чего оно вступало в разные контекстуальные связи в сборниках этого времени и входило в состав как литературных сборников наряду с другими светскими и житийными повестями, так и в состав сборников старообрядческих сочинений».

   В настоящее время известны 13  списков Жития Диодора. В.О. Ключевскому были известны 2 списка Жития: список Милютинских Четьих Миней и другой, он назвал «полным списком нашей поморской рукописи» (11).

   Н.П. Барсуков в своей книге, кроме Милютинского, указал еще 3 списка Жития: собрание Барсова № 73, в Новоиерусалимском собрании № 128 и в собрании Выголексинской библиотеки № 53 (12).

   Священник Васильев в своей публикации в «Архангельских губернских ведомостях» при пересказе Жития использовал список Юрьегорской церкви № 3(13); этот же список послужил источником для пересказа Жития в Архангельском патерике иеромонаха Никодима(14).
 
  К.А. Докучаев-Васков опубликовал текст Жития по принадлежавшей ему рукописи (15).

  Н.С. Демкова указала на список из собрания Ф.Ф. Мазурина, хранящийся в ЦГАДА, ф. 196, № 1069 (16).

   Т.Ф. Волкова в своей работе, кроме уже известных, ввела в научный оборот еще 8 списков Жития и 3 списка тропаря и кондака Диодору. Из этих восьми списков четыре находятся в ИРЛИ Древлехранилище (17) В.И. Малышева, три – в Отделе рукописей ГБЛ (18) и один – в Отделе рукописей БАН (19).

   Нам удалось выявить в ОР БАН еще два списка Жития Диодора: в Архангельском собрании № 260 и в основном собрании № 33.15.21, - а также установить тождество списка из собрания Пертца № 223 и списка Выголексинской библиотеки № 53, а списка Соколова – и списка Юрьегорской церкви № 3(20).

   Таким образом, в настоящее время известны всего 13 списков Жития Диодора Юрьегорского, однако один из них представляет собой лишь начальный фрагмент текста Жития с биографическими сведениями о герое и не может быть привлечен для создания текстологической концепции предлагаемой во II главе нашей работы (21).

  Но прежде в I главе мы обратимся непосредственно к тексту Жития, рассмотрим его композицию, принципы сюжетного построения, а также некоторые другие особенности поэтики. В III главе мы рассмотрим «Повести о Соловецких пустынножителях» в качестве возможного источника Жития Диодора (22).


  1.  Дмитриев Л.А. Житийные повести русского севера как памятники литературы XIII-XVII вв. Эволюция жанра легендарно-биографических сказаний. Л., 1973, с.3.
 
  2. Там же, с.3

  3.Яхонтов И.Я. Жития святых севеонорусских подвижников Поморского края как исторический источник. Составлено по рукописям Соловецкой библиотеки. Казань, 1881.

  4.Некрасов И.С. Зарождение национальной литературы в Северной Руси. Ч. I. Одесса, 1870.

  5.Дмитриев Л.А. Житийные повести ..,

  6.Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871, с.326


  7.Там же, с.327.

  8.Демкова Н.С., Дмитриева Р.П., Салмина М.А. Основные проблемы в текстологическом изучении древнерусских оригинальных повестей. // ТОДРЛ. – М; Л., 1964, - т. 20, с. 169.

  9.Демкова Н.С. Основные направления в беллетристике 17 века. Гл. 12. Раздел IV. // Истоки русской беллетристики. Л., 1970, - с. 519.

  10.Статья с одноименным названием опубликована в сборнике БАН по материалам конференции.

  11.Ныне этот список не известен, по описанию фонда Ключевского в архиве ЛОИИ он не обнаружен.

  12.Барсуков Н.П. Источники русской агиографии. СПб, 1882, с. 145.

  13.Васильев А. Архангельские губернские ведомости, 1851, № 31, с. 240-244.

  14.Никодим. Архангельский патерик. СПб., 1901, с. 57-68.


  15.Докучаев-Васков К.А. Подвижники и монастыри крайнего Севера // Крестьянское чтение, 1885, № 5-6, с. 774-794. Место нахождения этой рукописи в настоящее время не известно, также как и списка из собрания Брасова № 73, а Новоиерусалимском собрании под № 128 находилось не Житие Диодора, а «Повесть о пустынножителях Соловецкого острова», что удалось установить по «Описанию Воскресенской Новоиерусалимской библиотеки» архимандрита Амфилохия /М., 1875/.

  16.Демкова Н.С. Основные пробелы .., с. 169.

  17.ИРЛИ, собрание В.Н. Перетца № 223; Верхнепечерское собрание № 2; Карельское собрание № 600; отдельные поступления 24 № 18.
 
  18.ГБЛ, фонд 209, собрание П.А. Овчиннникова № 296 и 721; фонд178, музейное собрание № 4306.

  19.БАН, 33.3.27. Описание этих списков см. в работе Волковой Т.Ф., а у нас во II главе.

  20.По тождеству описания Выголексинского и Юрьегорского списков со списками, содержащимися в рукописях Перетца и Соколова.

  21.БАН, 33.3.27. 60-70 гг. XVIII в.320, 161 лл., скоропись. Текст Жития находится на л. 157 об. – 158 и обрывается на словах: «… в Турчасовском селе, родителю…», - а затем следует чистый лист, что говорит о прекращении переписки Жития. Описание самого сборника см. в следующих изданиях: Сведения о рукописях, печатных изданиях и других поступлениях в рукописный отдел БИАН в 1905 году. /Сост. В.И.
Срезневский. СПб., 1913. с. 334-335; Описание рукописного отдела БАН СССР. Сочинения писателей старообрядцев XVII века./ Сост. Н.Ю.Бубнов. Л., 1984, т. 7, вып. I, с. 119-120.

  22.Списки Жития Диодора далее мы будем условно обозначать следующим образом:
 

   ГИМ, Синод. собр. № 802    - Милютинский  – МЧМ;

   Список Докучаева-Баскова   - Милютинский  –  ДБ;

   БАН, Архангельское собр., Д. 260  - Архангельск.    –  Арх.;

   БАН, 33.15.21            - сп. Ончукова    –  Онч.;

   ЦГАДА, ф. 196, собр. Ф.Ф. Мазурина № 1096   - сп. Мазурина  –  Маз.;

   ИРЛИ, собр. В.Н. Перетца № 223   - сп. Перетца      –   Пр.;

   ИРЛИ, Верхнепечорское собр. № 2    - Печорский       –   Пч.;

   ИРЛИ, Карельское собр. № 60       - Карельский      –     К.;

   ИРЛИ, отдельные поступления 24 № 18     - сп. Соколова    –     С.;

   ГБЛ, ф. 209, собр. П.А. Овчинникова № 296      - сп. Овчинникова – О.;

   ГБЛ, ф. 209, собр. П.А. Овчинникова №721    - сп. Овчинникова крат. – Ок.;

   ГБЛ, ф. 178, музейное собр. № 4306       - Музейный          –  Муз.



Продолжение следует


Рецензии