Энергорынок Украины в тисках олигархов
Матвей Владимиров, 2011, politclub.info
Отмена Кабмином Украины права «Нафтогаза» Украины на растаможивание природного газа для потребителей Украины в поисках дополнительных аргументов для пересмотра формулы ценообразования газа и перенаправления дохода в пользу полуофшорной структуры «Укргаз-Энерго», обеспечивающей химпредприятия газового олигарха-монополиста через принадлежащее ему на 25% «Укргаз-Энерго», - наносит ущерб государству и свидетельствует о поддержке правительством в энергетике олигархов, при фактической приватизации доводимого до банкротства «Нафтогаза» путем проведения IPO и/или продажи около 25% пакета акций, а при приватизации Одесского припортового завода при порте «Южный» олигархом Фирташем, Национальный проект «LNG-терминал» рискует потерять свою национальную составляющую и стать поставщиком энергоносителя на крупнейшее химпредприятие страны, а Фирташ сконцентрирует украинские химические предприятия на фоне заявления первого вице-премьера Украины в Ашхабаде о готовности Украины принять участие в строительстве газопровода «Восток-Запад» как очередного антироссийского жеста Президента Украины.
Кабмин Украины министров отменил монопольное право Национальной акционерной компании (НАК) "Нафтогаз Украины" на растаможивание природного газа, который поступает в украинскую газотранспортную систему для удовлетворения нужд внутренних потребителей, издав Постановление № 343 от 4 апреля 2011 года, которым исключается второй пункт в постановлении №163 от 5 марта 2008 года Кабмина Тимошенко № 163 от 5 марта 2008 года, сообщает "Интерфакс-Украина". В структуре выручки НАК от реализации природного газа, доля средств, полученных от продажи газа промпредприятиям (в том числе химзаводам) по итогам двух месяцев 2011 года составляет почти 50% при значительно меньшей доле в общем объеме продаж, что обусловлено разницей в ценах на топливо для разных видов отраслей.
Напомним, что 50%+1 акция ОАО «Укрнафты» принадлежат НАК «Нафтогаз Украины», но более 40% акций контролирует группа «Приват» израильского миллиардера Игоря Коломойского, которая осуществляет оперативное управление компанией. Более 86% добычи нефти принадлежит ОАО «Укрнафта», акционеры которой 22 марта перенесли рассмотрение вопроса создания ВИНК с «Укртатнафтой» и увеличения уставного капитала на 25%.
«Укртатнафта» (Кременчугский НПЗ) - крупнейший в Украине нефтеперерабатывающий завод проектной мощностью 18,6 млн т. В 2007 г. оперативный контроль над «Укртатнафтой» установила группа Коломойского «Приват». Вопрос был перенесен «в связи с тем, что требовал более детального изучения». Только на Украине есть такой пример, когда монополия является убыточной, хотя нефть и газ на Украине – «золотая жила», как продолжают успешно доказывать при Президенте Януковиче олигархи Игорь Коломойский и Дмитрий Фирташ, во многом из-за действий которых, по мнению экспертов, Национальная акционерная компания (НАК) «Нафтогаз України», на которую приходится 9-13% ВВП Украины, никак не может извлечь из своего монопольного положения пользу.
По сообщению украинского информагентства УНИАН, 4 апреля представители «БЮТ-Батькивщины» заявили, что правительство подготовило законопроекты, которыми предлагается списать долги частных компаний за потребленный газ и электроэнергию перед «Нафтогазом Украины» и Госбюджетом. В частности, согласно законопроекту № 8284 предлагается списать 35 млрд грн долгов перед государственной компанией «Нафтогаз Украины», а законопроектом № 8285 - 26 млрд грн долга перед Государственным бюджетом Украины. Также в «БЮТ-Батькивщине» отметили, что с 1 апреля большинство граждан Украины будут платить на 15% больше за электроэнергию, «в то время как компаниям известных олигархов спишут миллиарды средств».
Кабинет министров Украины увеличил уставный фонд НАК «Нафтогаз Украины» на 8,5 млрд грн. Согласно постановлению правительства №211-р от 11 марта 2011 г., Кабмин утвердил финплан «Нафтогаза» и поручил Министерству финансов осуществить выпуск облигаций внутреннего государственного займа в размере 8,5 млрд грн с дальнейшим приобретением за счет этих облигаций акций допэмиссии компании. При этом правительство не указывает размер уставного фонда «Нафтогаза» после проведения данной допэмиссии, сообщают «Украинские новости». В январе 2011 г. правительство увеличило уставный фонд «Нафтогаза» на 7,4 млрд грн, до 37,341 млрд грн.
Постановление Кабмина Украины от 5 марта 2008 года "О реализации импортированного природного газа на территории Украины" также содержит норму о том, что газ, который поступает в украинскую ГТС по внешнеэкономическим контрактам и договорам купли-продажи, заключенным шестью предприятиями – производителям азотных удобрений, используется этими химзаводами исключительно для удовлетворения собственных нужд. Напомним, что украинские заводы – производители азотных минеральных удобрений в 2010 году потребили свыше 5 млрд куб м природного газа, а в себестоимости азотных удобрений природный газ составляет около 70-80%.
Указанные действия правительства Николая Азарова не сразу до конца ясны и понятны в условиях роста цены на газ и невозможности теплокоммунэнерго и, в определенной мере промышленности Украины справиться с такой ценой. По мнению эксперта Института энергетических исследований Юрия Корольчука «в таких условиях очень странным выглядит решение отменить монопольное право «Нафтогаза» растоможивать природный газ для потребителей Украины. И тем самым открыть двери и поделиться доходом от продажи газа с другой компанией. Место возле «Нафтогаза» займет СП «Укргаз-Энерго».
Постановление Кабмина Украины рассматривается экспертами как активизация возврата СП «Укргаз-Энерго» на газовый рынок, поскольку газовый монополист Дмитрий Фирташ, совладелец компании «РосУкрЭнерго», на протяжении нескольких лет поставлявший российский газ на рынок Украины, через указанного швейцарского посредника владеет четвертью СП «Укргаз-Энерго». В марте с.г. НКРЭ выдала предприятию «Укргаз-Энерго» лицензию сроком на пять лет на поставки газа объемом 4,8 млрд. куб. в год. Право закупать импортированный природный газ у нерезидентов Украины для его использования исключительно в качестве технологического сырья имеют ЗАО "Северодонецкое объединение "Азот" (Луганская обл.), ОАО "Ривнеазот", ОАО "Днипроазот" (Днепродзержинск), ОАО "Одесский припортовый завод", ОАО "Азот" (Черкассы), ОАО "Концерн "Стирол" (Горловка, Донецкая обл.). Показательно, что более месяца тому назад глава совета директоров Group DF Дмитрий Фирташ стал собственником ОАО "Азот" (Черкассы). Ранее Group DF (Австрия) приобрела ЗАО "Северодонецкое объединение "Азот" (Луганская обл.). В 2010 году олигарх стал владельцем крупнейшего производителя азотных минудобрений в Украине – концерна "Стирол".
Фирташ не сбавляет оборотов: четко дал всем понять, что намерен сконцентрировать украинские химические предприятия. Одна из компаний Фирташа OstChem Holding AG скупила четыре из шести крупных химических завода Украины. Эксперты приходят к выводу, что «Укргаз-Энерго» организует поставки газа для предприятий Фирташа: Ривнеазот, Севередонецкий «Азот», Черкасский «Азот» и горловский «Стирол». Указанные предприятия в условиях полной загрузки могут потребить в год до 6 млрд. куб. м. или свыше 30% всего потребляемого промышленного газа в Украине. В структуре выручки НАК от реализации природного газа, доля средств, полученных от продажи газа промпредприятиям (в том числе химзаводам) по итогам двух месяцев 2011 года составляет около 50% при значительно меньшей доле в общем объеме продаж, что обусловлено разницей в ценах на топливо для разных видов отраслей.
Наряду с этим, НАК «Нафтогаз Украины» планирует в конце отопительного сезона на 26% повысить тарифы на газ для населения Украины.
В связи с уменьшением дохода «Нафтогаза» в текущем году из-за согласованных действий правительства и олигархов, прямые потери компании составят примерно 20 млрд. грн., что принесет также ощутимый урон государственному бюджету. Олигарх Фитраш предоставляет своим химпредприятиям газ посредством 25% «Укргаз-Энерго» и, в качестве монополиста, получает колоссальные сверхприбыли от продажи химической продукции своих предприятий. На днях президент Украины Виктор Янукович выразил готовность продавать акции НАК «Нафтогаз Украины» на международных фондовых биржах. На следующий же день министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко подсчитал, что за акции «Нафтогаза» можно выторговать 5-6 млрд. долл. Одна рука еще больше банкротит Нафтогаз, и никто точно не знает, сколько он задолжал, а вторая - хочет продавать акции НАКа.
Так, в декабре 2010 года Игорь Коломойский отобрал у “Нафтогаза” крупнейшее Сахалинское месторождение углеводородов в Украине. В соответствии с опубликованным решением Киевского апелляционного административного суда от 1 декабря 2010 года, лицензия НАК “Нафтогаз Украины” на добычу углеводородов на Сахалинском газоконденсатном месторождении признана незаконной. Решением суда такое право получила частная добывающая компания “Укрнефтебурение”. Согласно данным Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, 10% “Укрнефтебурения” принадлежат JKX Ukraine, дочерней структуре JKX Oil & Gas, 25% которой, в свою очередь, принадлежат группе Приват, совладельцем которой является олигарх и украинко-израильский миллиардер Игорь Коломойский. По мнению экспертов, “Нафтогазу” остается только надеяться, что компания привлечет ее к участию в разработке в качестве партнера. Более того, противоречивое отсуживание украинским судом у российской компании «Транснефтепродукт части российских магистральных российских нефтепродуктопроводов «Самара – Западное направление» и «Грозный – Армавир – Трудовая» при намерении передать их на баланс компании, создаваемой украинским государством на базе подконтрольных группе украинско-израильского олигарха Игоря Коломойского «Укрнафты» и Укртатнафты» не только ставит под угрозу транзит нефтепродуктов в Европу с приостановкой экспорта российского бензина и дизеля через Украину, а и позволяет бизнес-группе осуществлять контроль импорта топлива. По сути, очередной захват с рейдерским оттенком собственности российских компаний (ср. противоречиво отсуженную ранее группой «Приват» у российской «Татнафты» «Укртатнафту» и «опеку» приватовцев над нефтепроводом «Одесса-Броды») угрожает монополизацией рынка нефтепродуктов и трубопроводов в ущерб украино-российскому стратегическому сотрудничеству в сфере энергетики и государственным интересам (на фоне немодернизированных украинских НПЗ).
В ежегодном послании к Верховной Раде Украины Президент Янукович 7 марта подчеркнул, что одной из главных причин неэффективной экономики является технологическая отсталость и доминирование в производстве старых технологических укладов. «Необходимо признать – сегодня национальная экономика остается в основном неэффективной, зависимой от конъюнктуры на внешних финансовых и товарных рынках. До сих пор в структуре отечественной промышленности сохраняется доминирование старых технологических укладов и производство продукции с низкой добавленной стоимостью. Базовые отрасли чрезвычайно затратные. Уровень энергоемкости ВВП Украины и сейчас превышает средние показатели в СНГ и почти в трое экономически развитых стран мира», – сказал Янукович.
Совладелец компании "РосУкрЭнерго"Фирташ в интервью французскому изданию "Politique Internationale" 13 марта с.г. сказал, что создание газового консорциума с Россией ничего не даст Украине, а Нафтогаз следует выводить на фондовый рынок. "Первое. Украинская газотранспортная система в лучшем состоянии, чем российская. Второе. Этот проект предполагает объединение "Газпрома" с "Нафтогазом". Но это предполагаемое "слияние" на самом деле будет просто поглощением "Нафтогаза" "Газпромом". В-третьих, в этом консорциуме были бы западные инвесторы. Но ведь европейцы тоже зависят от русского газа, и кризис 2009 года это показал. В общем, этот проект не является удовлетворительным решением", - сказал крупнейший олигарх Украины. "Мое мнение ; и я убеждаю в этом и правительство, и президента, ; что "Нафтогаз Украины" надо выводить на фондовый рынок. И продавать 20-25 процентов его акций. Мы будем знать, сколько он стоит. Если "Нафтогаз" вывести на биржу, он принесет порядка 20 миллиардов долларов зарубежных инвестиций в страну. Европейцы будут участвовать в процессе. И тогда наше государственное предприятие не будет поглощаться, в отличие от предложенного "Газпромом" варианта. Украина станет важным и независимым игроком на мировой сцене", - продолжил свою мысль Фирташ.
«Мы могли наблюдать возвращение газа компании «РосУкрЕнерго», торможение выполнения Брюссельской декларации о модернизации ГТС, а также прекращение подачи украинского газа в Польшу… основная работа правительства в топливно-энергетическом комплексе направлена на обслуживание олигархических групп», - сказал директор энергетических программ центра «Номос» Михаил Гончар. «Сегодня нефтегазовый сектор является одним из самых закрытых секторов украинской экономики. Это происходит потому, что в этом секторе присутствуют очень большие деньги и один большой монополист. И раскрытие финансовой информации этого монополиста может привести к тому, что возникнут вопросы, как у экспертов и народа Украины, так и у мирового сообщества о том, каким образом практически убыточная компания НАК "Нафтогаз" может работать и исполнять свои обязательства. К сожалению, все действия, которые сейчас направлены на достижение энерготранспарантности и прозрачности, к сожалению, являются формальными. Все заявления о повышении прозрачности нефтегазовой сферы не влекут за собой никаких конкретных действий, никаких шагов в сторону большей открытости этого рынка не происходит. Наоборот, последние действия власти говорят о том, что она желает сделать этот рынок еще более закрытым, кулуарным, чтобы все, что происходит на этом рынке, было известно лишь узкому кругу людей», - сказал UBR.UA заместитель директора научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев.
В контексте указанных противоречивых действий правительства в пользу олигархов, на заседании правительства Украины 4 апреля премьер Николай Азаров поручил «стабилизировать рынок топлива» и искать аргументы для пересмотра цены на российский газ накануне визита премьера РФ Владимира Путина на Украину. «С учетом того, что на следующей неделе мы планируем провести заседание межправительственного украинско-российского комитета по вопросам экономического сотрудничества, поручаю первому вице-премьер министру Клюеву и министру энергетики и угольной промышленности Бойко предложить дополнительные аргументы, чтобы пересмотреть соглашение о поставках газа из Российской Федерации», - сказал Азаров, в очередной раз добавив, что рост стоимомтси нефтепродуктов, как никогда повышает актуальность пересмотра формулы цены на газ.
Наряду с попыткой снизить цену на российский газ правительство Украины и олигархи также проводит политику двойных стандартов по отношению к России, включаясь в «газопроводную" борьбу с Россией на стороне Запада. В частности, первый вице-премьер-министр Украины Андрей Клюев во время встречи с президентом Туркмении Гурбангулы Бердымухамедовым в Ашхабаде 31 марта с.г. заявил о готовности Украины принять участие в строительстве газопровода "Восток-Запад". Напомним, что в соответствии с планами ЕС и США, газ, поступающий в Каспийский регион по газопроводу "Восток-Запад", должен переправляться в Азербайджан по дну Каспийского моря - через предполагаемый Транскаспийский газопровод - к уже действующему газопроводу Баку-Тбилиси-Эрзрум, став таким образом ключевой питательной артерией газопровода NABUCCO.
"Одним из перспективных проектов для участия украинских компаний, является строительство транстуркменского газопровода "Восток - Запад". Кроме поставок трубной продукции, а также компрессорных станций, украинские подрядчики могут обеспечить строительство линейных участков трубопровода, включая наиболее сложные", - сказал первый вице-премьер правительства Украины, отметив, что Украина как крупный импортер природного газа и транзитная страна, обладающая развитой газотранспортной инфраструктурой, заинтересована в возобновлении тесного сотрудничества в газотранспортной сфере и реализации идеи Туркмении об обеспечении безопасности транснациональной трубопроводной инфраструктуры. Поскольку газопроводная система NABUCCO конкурирует и с российским "Южным потоком", эксперты оценивают данное заявление Клюева как очередной антироссийский жест правительства Януковича, который на деле не приносит существенных дивидендов Украине. Президент Туркменистана исходит из того, что Транскаспийский газопровод может быть построен при согласии Туркменистана и Азербайджана, без учета стратегических интересов России и Ирана. Напомним, что в Ашхабаде 31 марта - 1 апреля с.г. состоялось заседание межправительственной украинско-туркменской комиссии по вопросам экономического сотрудничества, которое не проводились с 2003 года.
В то же время у олигарха Фирташа - представителя другой группы влияния на Януковича - свое видение решения проблемы, высказанное в указанном интервью французской газете, тесно сопряженное с его желанием направить газ с запланированного СПГ- терминала на запланированный к приобретению Фирташем ближайший Одесский припортовый завод возле «Южного». "Украине выгоднее пойти другим путем (почти как у В. Ленина – В.М.). Знаете ли вы, что Украина строит в порту Южном, недалеко от Одессы, терминал на прием сжиженного газа? И будет через Азербайджан и Грузию принимать туркменский газ. Что практичнее, чем NABUCCO. Чем Украина сильна? У нее большие подземные хранилища, позволяющие хранить большие объемы газа, и хорошая транспортная система, связанная с Европой. Вот почему я считаю, что нам не надо строить ни NABUCCO, ни "Южный поток"», - сказал Фирташ.
С целью добиться приемлемой цены на импортные энергоресурсы, украинское правительство активизировало реализацию проектов по диверсификации их поставок на внутренний рынок, что, порой также может быть завуалированной игрой олигархов, путающих свои личные интересы с государственными. Один из них — строительство терминала по приему сжиженного природного газа на Черноморском побережье.
Финансирование разработки ТЭО предусмотрено в государственном бюджете на 2011 г.. а в сентябре 2011 г. планируется создать международный консорциум по строительству терминала, который в дальнейшем будет финансировать второй этап проекта, рабочую документацию и само строительство. Стоимость CПГ-терминала будет зависеть от места размещения и, по предварительным расчетам, составит от $1,21 млрд. до $1,38 млрд. Поставщиками сжиженного газа Украине могут стать страны Северной Африки, Каспийского региона, ОАЭ и Катар. «Во-первых, президентом Украины в конце января была достигнута договоренность о подписании меморандума с президентом Азербайджана, а сам меморандум был подписан на уровне правительств тогда же в январе. Речь идет о поставках к 2014 году 2 млрд куб. м газа и к 2016 году 5 млрд куб. м газа. Это одно направление. Параллельно с этим мы планируем переговоры со странами-производителями LNG. Это страны Северной Африки, Ближнего Востока», – сказал руководитель проекта Петр Мирошников.
Первое направление означает интеграцию украинского Национального проекта с проектом Azerbaijan-Georgia-Romanian Interconnector (AGRI), который предполагает поставки газа из Азербайджана на черноморское побережье Грузии, где будет построен терминал по сжижению газа, и далее по морю – в Румынию. Участие в проекте также уже задекларировала Венгрия, а Болгария проявила заинтересованность.
Вместе с тем, в январе с.г. Россия выбрала значительную долю экспортного потенциала каспийских месторождений, не оставив ресурсов для европейского проекта газопровода Nabucco и украинского терминала по перевалке СПГ, информирует «КоммерсантЪ-Украина». В частности, главы «Газпрома» и Госнефтекомпании Азербайджана Алексей Миллер и Ровнаг Абдуллаев договрились 21 января о том, что Россия увеличит закупку природного газа в Азербайджане в 2,5 раза – до 2 млрд кубометров в 2011 году и до 16 млрд кубометров в 2030 году. Стороны также договорились увеличить поставки в 2012 году «сверх согласованных ранее объемов». По мнению члена комитета Верховной рады по ТЭК Александра Гудымы, Украине данный контракт «Газпрома» с Азербайджаном принесет дополнительные трудности. «Наш терминал по перевалке СПГ почти целиком строится под азербайджанский газ. Если Россия в полном объеме его законтрактует, у нас могут возникнуть проблемы с загрузкой терминала»,– говорит он.
Как сообщил изданию «Комментарии» руководитель проекта Петр Мирошников, в ближайшее время будет объявлен конкурс на разработчика Технико-экономического обоснования, которое должно быть готово к концу года. «Мы сейчас подготовили тендерную документацию в соответствии с действующим законодательством и полностью готовы для того, чтобы объявить конкурс на разработчика ТЭО», – сказал Мирошников. В нашем контексте важным является замечание директора энергетических программ Центра «Номос» Михаила Гончара, высказанное «Комментариям», что идея AGRI хорошая, но как и украинский LNG-терминал находится пока на самой ранней стадии реализации. Гончар считает, что именно производитель аммиака, – «Одесский припортовый завод», – имеет все шансы стать главным потребителем газа, который будет поставляться на будущий украинский терминал. Дмитрий Фирташ подтвердил также, что заинтересован в приобретении Одесского припортового завода, при этом вместе с перевалочным комплексом. Поэтому задуматься о цене стоит и государству — ведь сегодняшняя конъюнктура рынка на руку продавцу: цены на азотные удобрения растут, работая на рост доходов (и соответственно, капитализации) их производителей.
Из рассматриваемых в настоящее время трех площадок для строительства терминала – Крым (окрестности Феодосийского порта), Николаевская область (район порта «Очаков») и, собственно, Одесская область (акватория порта «Южный»), Гончар считает, что единственно подходящее место – порт «Южный» с рядом расположенным ОПЗ. «Сжиженный газ просто так куда-то не привозят. Терминалы строят поблизости от потребителя. В Крыму таких нет. Тянуть трубопровод за границы полуострова будет стоить денег. В Николаевской области также не осталось крупных промышленных потребителей газа. К тому же, там мелководье и необходимо прокладывать подводной канал, а потом постоянно поддерживать необходимую глубину. В этом смысле только порт «Южный» – единственно возможное место. Тут и глубина подходящая – здесь находятся нефтяные терминалы «Укртранснафты», где швартуются танкеры.
И рядом крупный потребитель газа – «Одесский припортовый завод», – отмечает Гончар. Если выбор разработчиков ТЭО и руководства проекта остановится на «Южном», то в игру вступит будущий покупатель ОПЗ. В случае попадания завода под контроль Дмитрия Фирташа в ходе приватизации, Национальный проект «LNG-терминал» рискует потерять свою национальную составляющую и стать поставщиком энергоносителя на крупнейшее химпредприятие страны. «В этом варианте все разговоры о возможности диверсификации поставок энергоносителя в Украину – сопроводительная программа, которая имеет цель замаскировать интересы одной бизнес-группы», – говорит Гончар. Напомним, что в сентябре 2009 года в Киеве состоялся аукцион по продаже 99,5% акций Одесского припортового завода, которые приобрела за 5 млрд грн компания ”Нортима”, связанная с украинскими миллиардерами Игорем Коломойским и Александром Ярославским. Не смотря на это, конкурсная комиссия не признала ”Нортиму” победителем, объяснив это тем, что цена предприятия явно занижена. При этом олигарх Коломойский, совладелец группы «Приват», неоднозначно отсудивший «Укртатнафту», контролирует не мене половины нефтерынка Украины.
Фирташ считает, что на Украине существует огромный рынок минеральных удобрений для сельского хозяйства и прилагает усилия для создания на Украине крупной химической компании, которая бы консолидировала отечественные химпредприятия. "Я думаю, что Президент, выступая в ООН, не зря говорил о программе развития сельского хозяйства Украины, для него химическая продукция как наркотик. Потребление химической продукции в Украине в будущем может возрасти в 3,5-4 раза", - сказал олигарх, имеющий значительное влияние на Януковича. Подытоживая, он отметил, что "Украине нужна компания, которая могла бы представлять ее интересы на мировом рынке. Для нас важно купить здесь все, что получится, а потом покупать во вне. Таким образом, Украина могла бы стать игроком мирового масштаба", - цитирует олигарха УНИАН http://www.obozrevatel.com/news/2010/12/16/410273.htm
Разрешить комплект указанных проблем может вступление Украины в Таможенный Союз с ощутимым снижением цены на газ. Так, во время форума «ТЭК России в 21 веке» заместитель главы правления ОАО «Газпром» Валерий Голубев заявил, что Украина в случае вступления в Таможенный Союз России, Беларуси и Казахстана могла бы сэкономить на газе $8 млрд. в год. Россия предлагает Украине совместно устанавливать зону свободной торговли с Евросоюзом после присоединения к таможенному союзу и установлению единого экономического пространства в рамках России, Беларуси, Казахстана и Украины. Следует заметить в этом контексте, что Президент Украины Янукович в очередной раз задекларировал, что он допускает пакетное соглашение по таможенному союзу по неясной формуле «3+1». В частности, Янукович заявил в ежегодном послании, с которым выступил в 7 марта в украинском парламенте: "Считаю, что дальнейшее развитие отношений с Таможенным союзом будет опираться на новую договорную базу относительно соглашений о свободной торговле, и возможно пакетное соглашение о сотрудничестве по формуле "3+1". По мнению Януковича, это даст возможность обеспечить реальный курс на сближение европейского и евразийского экономических пространств.
Эксперты, комментируя очередное заявление Януковича, отмечают, что украинские власти вряд ли присоединятся к указанному Таможенному союзу без санкции Брюсселя и Вашингтона, которые такого разрешения не дадут. Тем более, что Киев, с подачи Игоря Коломойского имеет конкретные энергоинтересы и солидные контракты в богатейшем Каспийском регионе, контролируемом в значительной мере США и войсками НАТО. К тому же, по информации украинских парламентариев, в тексте послания Президента Украины, который был роздан народным депутатам Украины, упоминаний о Таможенном Союзе в рамках СНГ нет.
Аналитики полагают, что Янукович в очередной раз заигрывает с СНГ, пытаясь оптимизировать и узаконить имеющиеся контракты по поставкам оружия фактически в обмен на энергоресурсы с проамериканским Азербайджаном, выгодные, прежде всего США, получающим по своповым схемам нефть на выгодных условиях. Так. 10 декабря 2010 года по окончании расширенного заседания совета глав-участников СНГ, Виктор Янукович сказал: «На двустороннем уровне, когда мы работаем с нашими ближайшими соседями - бывшими республиками СССР, мы находим взаимопонимание. Но нам многое нужно координировать совместно. И это зависит от позиции не только на двустороннем уровне». Президент напомнил, что Украина является экспортно ориентированным государством, и значительная часть ее продукции идет именно на рынки стран СНГ. "Это наши традиционные рынки сбыта, которые, как минимум, необходимо восстановить, а лучше, безусловно, расширить", - сказал он. Глава государства отметил, что речь идет, в частности, о вопросе диверсификации энергоресурсов, который нужно решать совместно со странами Средней Азии и Каспийского бассейна. "Наша активная позиция - будем защищать национальные интересы Украины. Я в этом убежден", - сказал Янукович.
В то же время, министр иностранных дел России Сергей Лавров не видит противоречий в вопросе создания зоны свободной торговли (ЗСТ) между Украиной и Европейским Союзом и сотрудничеством Украины с Таможенным союзом. По сообщению корреспондента Интрефакс, министр РФ Лавров на пресс-конференции по итогам заседания Совета министров иностранных дел стран СНГ отметил: «Почему такие эмоции возникли вокруг этой темы, я даже не знаю. Все члены Таможенного союза вступают в ВТО, и наличие Таможенного союза не мешает этому процессу». Министр иностранных дел РФ отметил, что РФ является членом Таможенного союза и также намерена добиваться создания зоны свободной торговли с Европейским Союзом. Министр выразил надежду, что это состоится «в не очень далекой перспективе». Он рассказал, что Таможенный союз ведет переговоры о свободной торговле, в частности, с Новой Зеландией, Швейцарией и другими членами Европейской Ассоциации свободной торговли и ни у кого это не вызывает вопросов. «А когда наш ближайший сосед Украина хочет со своими ведущими торгово-экономическими партнерами – Российской Федерацией, Беларусью и Казахстаном такие же отношения установить, почему-то это вызывает вопросы», - сказал Лавров.
Отмена Кабинетом министров Украины права «Нафтогаза» на растаможивание природного газа для потребителей страны с перенаправлением дохода в пользу полуофшорной структуры «Укргаз-Энерго», 25% которой принадлежит олигарху Фирташу для обеспечения его химпредприятия, - свидетельствует о фактической приватизации «Нафтогаза» путем доведения до банкротства, проведения IPO и/или продажи четверти пакета и приносит сверхприбыли олигарху-монополисту на фоне повышения цен и тарифов на газ для населения.
Национальный проект «LNG-терминал» рискует потерять свою национальную составляющую и стать поставщиком энергоносителя на крупнейшее химпредприятие Украины в случае реализации намерений олигарха Фирташа в строительстве «LNG-терминала» и попадании в ходе приватизации Одесского припортового завода при порте «Южный» под его контроль, а также опасный для энергобезопасности Украины контроль группой «Приват», структуры которой неоднозначно отсудили у российских компаний НПЗ и части стратегических нефтепроводов, не менее половины рынка нефти и нефтепродуктов Украины, - на фоне значительного роста цены на энергоносители - вызывает необходимость вступления Украины в Таможенный Союз России, Беларуси и Казахстана, что поможет Украине сэкономить на газе $8 млрд. в год, а также совместно устанавливать зону свободной торговли с Евросоюзом после присоединения к Таможенному союзу и установлению единого экономического пространства в рамках России, Беларуси, Казахстана и Украины.
СПРАВКА: "Нафтогаз Украины" объединяет крупнейшие нефтегазодобывающие предприятия страны, является монополистом по транзиту и хранению природного газа в подземных хранилищах, а также по транспортировке нефти трубопроводным транспортом по территории Украины. Финансовый план "Нафтогаза" на 2011 год предполагает реализацию компанией в 2011 году 50,85 млрд куб. м газа, в т.ч. промышленным предприятиям 20,2 млрд куб. м, населению – 17,2 млрд куб. м, предприятиям тепловой энергетики – 8,2 млрд куб. м, бюджетным организациям – 0,9 млрд куб. м, "Укратрансгазу" (на производственно-технологические расходы) – 3,3 млрд куб. м, облгазам – 1,05 млрд куб. м. От реализации газа госхолдинг планирует выручить в текущем году 96,7 млрд грн. При этом расчеты госхолдинга за импортный газ планируются на уровне 75,5 млрд грн, за газ украинской добычи - 8,6 млрд грн. Среднегодовая цена импортного газа в финплане компании на 2011 год заложена в размере $296,69 за 1 тыс. куб. м.
Ранее Гостаможслужба могла растаможивать природный газ, который поступает в газотранспортную систему Украины для удовлетворения нужд внутренних потребителей, исключительно через монополию НАК "Нафтогаз Украины". Однако эксперты считают, что в условиях несформированного и непрозрачного газового рынка Украины контроль государства за поставками газа платежеспособному потребителю является на сегодняшний день «единственным путем к порядку».Закрытое акционерное общество «УКРГАЗ-ЭНЕРГО» - компания-резидент Украины. Работает на рынке энергоносителей, ведет бизнес по закупке энергоресурсов и их реализации промышленным потребителям Украины.
Справка: ЗАО «УКРГАЗ-ЭНЕРГО» создано в феврале 2006 года во исполнение соглашения между Кабинетом Министров Украины, НАК «Нафтогаз Украины», ОАО «Газпром» (РФ) и компанией РОСУКРЭНЕРГО АГ (Швейцария), гарантирующего взаимное согласование интересов в сферах поставок природного газа в Украину из Центральной Азии, транзита природного газа с территории России в Европу, потребления газа в Украине. Акционерами ЗАО «УКРГАЗ-ЭНЕРГО» являются Национальная акционерная компания «Нафтогаз Украины» и компания РОСУКРЭНЕРГО АГ (Швейцария), каждая из которых контролирует 50% акций Общества.
Справка: Президент Украины Виктор Янукович образовал Национальный трехсторонний социально-экономический совет. Текст соответствующего указа от 2 апреля размещен на официальном сайте главы государства. Как говорится в документе, Национальный трехсторонний социально-экономический совет создан “с целью обеспечения ведения социального диалога в Украине”. Сопредседателями Национального совета назначены: от стороны органов исполнительной власти - вице-премьер-министр - министр социальной политики Украины Сергей Тигипко; от профсоюзной стороны - руководитель Общего представительского органа профсоюзов на национальном уровне Василий Хара; от стороны работодателей - председатель Общего представительского органа стороны работодателей на национальном уровне Дмитрий Фирташ.
Спаравка: Собственник Group DF, Фирташ в январе 2011 года спрогнозировал рост цен на минеральные удобрения и скупил предприятия.По ссобщению УНИАН, по словам Фирташа, «вообще сама тенденция азота, азотных удобрений (цен на удобрения – УНИАН) пошла вверх в Европе, то есть это не только у нас. У нас, наверное, надо будет садиться… То есть, все будет зависеть от того, какая будет концентрация азотных предприятий и у кого». «Если, допустим, у нас, как Группы, получиться сконцентрировать их, - сказал оигарх, - тогда у нас будет диалог с правительством. Потому что, в принципе, по большому счету, если взять все украинские мощности предприятий, которые производят удобрения, это рынок всего 15% от всего производства. То есть, мы настроены больше на экспорт, наш основной бизнес - это экспорт, и поэтому нам надо объединиться, чтобы мы в Южном порту имели одну точку, в которой мы могли бы диктовать условия. Потому что каждый по себе завод он ничего не может диктовать».
По информации Украинской аграрной конфедерации (УАК), минеральные удобрения всех видов за год возросли в цене на 40%. В УАК прогнозируют, что в краткосрочной перспективе удобрения не подешевеют, учитывая высокий уровень мировых котировок и подорожание сырья. Уже с начала текущего года предельная цена газа для промпредприятий возросла на 4,3% (до 2282 грн./тыс. куб. м), а Минтранс Украины принял на рассмотрение предложения поднять тарифы на грузоперевозки. По мнению аналитика компании Astrum Investment Management Дениса Белова, цены на удобрения весной вырастут на 10-15%, а то и больше.
Справка: Людьми олигарха Дмитрия Фирташа называют главу администрации президента Украины и его давнего газового партнера Сергея Левочкина, министра минтопэнерго и экс-главу «Нафтогаза Украины» Юрия Бойко, который считался основным лоббистом RosUkrEnergo. Помимо сугубо деловых, Фирташа связывают с министром по ТЭКу родственные отношения: Бойко и бывшая жена газового олигарха Марина Калиновская вместе крестили детей. А в 2005 году Бойко был официальным представителем Фирташа на процессе разрыва брака с уже бывшей женой. Понятно, что сегодня Дмитрий Фирташ, окружение которого по энергокомпаниями неоднократно связывали с агентами МИ-6, возвращает утерянные позиции и на газовом рынке. Еще одним человеком Фирташа называют Валерия Хорошковского – олигарха и главу СБ Украины. «Самый гламурный бизнесмен Украины» интересен не столько разительным контрастом между своим новым поприщем и увлечениями (коллекции дорогих автомобилей, модная одежда, парфюм), сколько тем, что Хорошковский контролирует «Интер» — один из рейтинговых телеканалов, формирующих информационную политику страны http://ru-compromat.livejournal.com/150379.html
Свидетельство о публикации №213100701341