Святая Инесса и драма художника

Жизнь испанского живописца ХVI века Хосе де Риберы была полна побед и поражений, его удивительная судьба сформировала мастера кисти, любящего отца семейства, достойного человека.Но поистине роковыми стали события вокруг его лучшей картины -«Святая Инесса».

Хосе де Рибера  родился в 1591 году, в городке Хатива. Родители мечтали о военной карьере сына, и он поступил в университет в Валенсии. Но вскоре страстность натуры взяла вверх, а тяга к творчеству захватила настолько, что он отправился в «столицу художников» - Рим. Голодный, почти нищий, ночуя под открытым небом,  бродил и бродил по улицам,  жадно впитывая в себя красоту и знания.
Увидев рисунки талантливого испанца, кардинал Борджиа принял его на службу. О средствах  к существованию отныне можно было не думать.  Слава и спокойная жизнь тоже были обеспечены. Однако беспокойный духРиберы снова начал томиться, теперь уже  в «золотой клетке»  и опять позвал его в путь.

Хосе поступил на военную службу и, почти сразу, попал в плен к алжирским корсарам. Смог  вернуться в Рим только через  5 лет. Переехал в Неаполь - город, входивший во владения испанской короны,  снял маленькую комнатку и занялся живописью. Современники вспоминают интересный факт: Рибера выставил на балконе свою картину «Мученичество апостола Варфоломея».  И тут же возле дома начали толпиться зрители. Полюбопытствовав, чем вызван такой интерес горожан,  герцогПедро Хирон де Осуна оценил талант художника, который, к тому же, оказался еще и испанцем.  Так Хосе опять стал придворным живописцем.  К тому времени, жизнь одарила его и семейным счастьем. Рибера женился на Катарине Аццолино, дочери местного художника. Она не только родила ему пятерых детей, но и стала  преданной помощницей.Со временем  Хосе де Рибера разбогател, слава о нем достигла родной Испании.  Даже король делал ему заказы.

И снова судьба сделала резкий поворот.  Дети подрастали. Особенно хороша была Мария-Роза. Рибера, гордившийся ее тонкой, одухотворенной красотой,  решил написать с нее святую Инессу.

Как рассказывает легенда, в III веке нашей эры в знатной римской семье жила девушка –красавица, Инесса.  Втайне от родных она приняла христианство, это было недопустимо в то время, и девушку приговорили к смерти. Перед обезглавливанием палач решил опозорить ее и  приказал провести  обнаженной по улицам Рима, а потом отправить в бордель.  Но чудесным образом выросшие волосы прикрыли наготу Инессы,  ангелы облекли девушку в белые одежды, а ее комната в развратном заведении озарилась неземным сиянием. Мужчины приходили сюда  с дурными намерениями, а выходили уверовавшими в Христа.
Рибера изобразил Инессу в темнице.  Соединение нежной беззащитности и душевнойстойкости делают этот  образ одним из самых ярких в мировом искусстве.
 
Картина вызвала всеобщий восторг и была приобретена вице-королем.
В 1647 году в Неаполь прибыл с испанским флотом 19-летний принц Хуан Австрийский. Он попросил Риберу написать свой портрет. В это время и состоялось его  знакомство с Марией-Розой.
Рибера не знал, что принц мечтал об этом с той минуты, как увидел во дворце вице-короля знаменитую картину «Святая Инесса». Непорочная чистота девушки не давала ему покоя.  Может быть, принц, привыкший к легким победам у  женщин,  объединил в одном образе целомудренную и стойкую Инессу  и скромную красавицу  Марию-Розу, решив добиться любви  реальной девушки.
Жизнь Марии-Розы  в доме отца была строгой.  Попав во дворец вице-короля, она увидела совсем другой мир, и с интересом юности восприняла  увеселения придворных. Усиленное внимание принцаи отсутствие опыта в дворцовых  интригах привело к тому, что девушка  всерьез восприняла его ухаживания.

Рибера не замечал, что происходит за порогом мастерской. Написанный им конный портрет принцу понравился. Покидая Неаполь, он увез его с собой, а заодно похитил и  Марию- Розу.  Xудожник воспринял это как бесчестье семьи: оставил должность, переселился в предместье.  Вскоре, брошенная принцем, вернулась к родителям Мария-Роза. Родила дочь, которую назвали  Маргаритой и в возрасте 6 лет отдали в монастырь Лас-Дескальсас.

Горе навсегда поселилось в доме Риберы. В последние годы жизни он  почти не пишет.  Больной и нуждающийся, он был забыт современниками, но прекрасные картины, как и роковая история «Святой Инессы» и ее модели Марии-Розы живут в памяти людей и через столетия, очищая чувства и души.
Ирина Реутова


Рецензии
Спасибо за знакомство с интересным мастером, могила которого утеряна.

Галина Ларская   18.10.2013 23:46     Заявить о нарушении
Грустная концовка... Но большое спасибо за публикацию, ведь я собираюсь попробовать скопировать это полотно Риберы, с которым у меня связано глубинное детское воспоминание. нНадеюсь, Ваш очерк принесёт мне пользу. Grazie :)

Лариса Шитова   25.03.2024 21:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.