Чехов

           Чехов говаривал, что не тот человек культурен, что не прольет соуса на скатерть, а тот, кто не заметит, как это сделает другой. Я добавлю: кто не проливает соуса на скатерть, но делает замечание тому, кто его проливает, тот не только некультурный человек, но и гордец, и мещанин – в худшем значении этого слова.
           К 12 классу Лицея при консерватории я заметил странную закономерность: все мои одноклассники, что во все годы учебы брали на занятия собойки, в выпускной год вдруг резко прекратили это делать. Наверное, к 12 классу одноклассники повзрослели и считали зазорным, недостойным их возраста занятием брать с собой бутерброды и на перемене жевать.  Между тем одноклассники не голодали:
живя по близости, они ездили обедать домой. К сожалению, я не мог последовать их примеру, так как жил далеко от Лицея. Столовки я избегал, домой не ездил, поэтому  по старинке  брал с собой  бутерброды и на переменке жевал.
           Однажды мой одноклассник,  Павел Немцов, мне высокомерно заметил, что я пахну колбасой. Я понял, что это насмешка, но не понял, в чем конкретно заключается упрек, потому спросил: «А ты что амброзией питаешься?» Мне было непонятно, чем Павел меня упрекает (он что колбасу не ест?), зачем он мне всё это говорит, и можно ли, культурно ли такое говорить.               
           Однажды у меня был насморк. Я ел колбасу, дыша при этом ртом, и по этой самой причине чавкал, хотя совсем и не желал этого не делать. Павел, сидящий рядом, мне заметил: «Не чавкай!» Я смиренно объяснил ему причину: я не могу не чавкать, потому что не могу не открывать рот – у меня насморк. Павел посоветовал мне идти в столовую. Тогда я взорвался:
 – А кто ты такой, чтобы мне делать замечания и давать советы? Ты ведь не учитель, а я не ученик! Мы – равны. И как равный я могу за твое высокомерие дать тебе в лоб!
           Павел промолчал, так как считал себя культурным человеком, который выше грубых слов и тем более выше драки.  Может, мне и следовало бы пойти в столовую, но если Павел культурный человек, он мог бы и помолчать. Чем он, не чавкающий, был лучше меня, чавкающего?
           Если перефразировать Чехова, получится так: «Культурный человек это не тот, кто не чавкает, а тот, кто, будучи сытым и здоровым, не заметит, как будет чавкать его товарищ,  голодный и больной».
           Был бы Чехов жив, он бы под этими словами подписался. Я в этом уверен.

2010; 2012


Рецензии