Свет осенних Праздников

 
На берёзке прядь златая
Между веточек вплелась,
Это Матушка Природа
На Дожинки собралась!!!
       07.10.2013

(Дожинки - старинный народный праздник в день окончания жатвы.)

Из Википедии:   Обжи;нки (Дожи;нки, Успе;ние) — день народного календаря славян и обряд завершения жатвы, выпадающий во многих местах на 15 (28) августа./ или с осенним равноденствием (23 сентября). Справлялись Обжинки в XIX веке в зависимости от климата и местности в разное время… /
   Заканчивается жатва хлебов, отсюда и название праздника. Включает в себя ритуалы, связанные с дожиночным снопом, ритуал «завивания бороды», обливания жниц и праздничную трапезу.

Обжинки характерны прежде всего для восточно и западно-славянской традиции; у южных славян праздник окончания уборки хлебов смещён на период обмолота зерна.
--------------
Дожинки, Спожинки, Досевки, Оспожинки, Госпожинки, Госпожин день (летопис.), Спожиницы (торж.), Вспожинки, Дежень, Овсяница, Оложиницы, Засидки, Складчины, «Талака» (белорус.), «Спаж;» (белорус.), «Сплине» (белорус.), «Вспленье» (белорус.), Осенины, Земля-именинница, «Plon» (польск.), «Pepek» (польск.) — Пупок, «;wi;to Matki Boskiej Zielnej» (польск.), «Matka Boska Wniebowzi;ta» (польск.), «Maria Ko;enn; na nebe vzeti» (чеш.), Большая пречистая, «Перша Пречиста» (укр.), Успенщина, Успение (христ.).
-------------
[Библиотека «Вехи»]
Обжинки

— В России и в некоторых других странах по окончании жатвы женщины сплетают из хлебных колосьев венок и одна из них, самая красивая, несет этот венок на голове к хозяину поля, в сопровождении подруг, распевающих песни о том, что жатва благополучно кончена и что хозяин должен угостить потрудившихся жниц. Хозяин — в старое время большей частью помещик — угощал жниц водкой; венок сохраняли до ближайшего посева, когда из венка выколачивали зерна, и при посеве бросали их первыми. В обжинковых песнях сохранились воспоминания о крепостном быте: похвала пану, легкая насмешка над жницами соседнего пана, порицание эконома. Большинство обжиночных песен, видимо, сложено женщинами и отличается мягкостью, задушевностью и важностью. Встречаются местами прекрасные, художественные описания природы. Обжинковые песни славянских народов весьма сходны между собой. Обрядовое употребление венка на О. ныне редко встречается, но в старое время оно было свойственно всем славянским народам. В малорусских песнях венок называют "Пелехатым", т. е. кудрявым, золотым. Местами венок катают по полю (кое-где в Малороссии), местами прячут за киотом (в Белоруссии). Вместо венка в Германии сохраняют последний обжиночный сноп. В Англии, в конце прошлого века, дожиночный сноп наряжали, с песнями несли домой и хранили до следующей жатвы. Из обжиночных обрядов самый характерный — завивание бороды ("Спасова борода"). Обычай этот и ныне весьма распространен в Малороссии, Белоруссии, Великороссии, встречается в Австрии, Германии и Англии. По окончании жатвы оставляют несжатой горсть жита, которую связывают в пучок, украшают цветами или лентами и нагибают колосьями к земле. Кругом "бороды" вырывают траву и зарывают в землю несколько зерен, взятых из колосьев бороды. Жницы бросают при этом через голову зерна и поют песни в честь бороды. Из песенного выражения: "отце тоби, борода, хлиб, силь и вода", видно, что прежде, местами, бороде приносили жертвы.


Рецензии