Критически о проекте Движение в Духе Времени

Проект был предложен Роаном КАРРАТУ (США), проект называется The Zeitgeist Movement и представлен в его блоге 

      - Что касается названия “The Zeitgeist Movement”, то оно мне нравится. Гегелевский термин ZeitGeist (дух времени) кажется хорошим и содержательным понятием, представляющим интерес как проявление авторского желания в метафорической форме отразить то, что может быть воспринято как совокупность всех теперешних обстоятельств во всей их полноте, динамике и тенденциях. 
 
Р.К. "Я долго говорил в моих блогах, рассылках и письмах разным людям, что Трансформация пришла, приходит в ближайшем будущем, что без нее Человеческий род разрушит себя, или непосредственно через оружие, или разрушив окружающую среду, со 100%-ной уверенностью, и теперь я вижу начало этой Трансформации."

- Я делаю свои замечания по ходу чтения, последовательно, выделяя авторский текст кавычками. В отличие от Роана, я не вижу в мире какой-либо трансформации, направленной на устранение угроз уничтожения и самоуничтожения, из чего следует, что имеются 2 возможности:
1) трансформация идет, но я ее не замечаю;
2) Роан видит то, чего нет.

Итак, моя цель в том, чтобы выяснить, какая же из возможностей осуществляется.

Р.К. "Никогда не было, чтобы я был особенно «анти» чего-то. А было то, что все существующие системы так разрушительны, что, несмотря на значительный прогресс технологий и благосостояния, создаваемых людьми, эти системы способны разрушить нас всех... и сделают это, если мы не найдем выхода из положения. Существующие системы являются, по их верам-фантазиям, выводам и практике, суицидальными. В наше время они смешали все в кучу в виде философии, названной «социальным дарвинизмом», являющейся базой капитализма, милитаризма и национализма."

- Я думаю, что социальный дарвинизм как теоретическая доктрина появился после того, как и дикий капитализм, и милитаризм, и национализм достаточно себя проявили, чтобы дать научное объяснение, почему человеческая жизнь была порой так отвратительна и напоминающая поведение животных. Так что эта доктрина не могла быть базисом для негативных социальных явлений, она могла быть и реально была только их отражением. Тем не менее вывод: “все существующие системы так разрушительны, что… способны разрушить нас всех... и сделают это, если мы не найдем выхода из положения” является почти правильным. Почему «почти» -- объясню дальше.

Р.К. "Обращение к природе раскрывает иллюзию веры в мизерность и в «величие». Мы все реально равны, и мы все имеем равные потребности и требования к жизни, ту же самую любознательность, тягу к знаниям, к поиску счастья. Мы все есть частью одного и того же с нами, частью одной природы."

- Уверен, что последнее утверждение является серьезной ошибкой. Я думаю, что больше правды в утверждении, что каждое человеческое существо имеет индивидуальные качества, так же как индивидуальные эмоциональные реакции и поведенческие привычки, не говоря уже о содержании памяти и направленности мыслей. Наши запросы и требования к жизни также чрезвычайно различны, любопытство очень вариирует, так же как и тяга к знаниям, и у людей очень разные представления о том, что значит быть счастливым. Нет, одна и та же Природа допускает, чтобы мы были чрезвычайно разными, иногда интолерантно разными. 

Р.К. "И выбор состоит не в том, чтобы «делать то, что мы хотим» ... а делать то, что мы ДОЛЖНЫ делать, чтобы верить, действовать, чтобы выжить. "

- «Делать то, что мы ДОЛЖНЫ делать» -- это четко сформулировано. Есть надежда, что автор объяснит дальше, что сказал ему ZeitGeist, и мы узнаем, как изменить реальность к лучшему. 

Р.К. "Неверное истолкование дарвиновской теории, что «только сильный выживает», начало уходить в прошлое, когда люди обнаружили, что динозавры, самые большие и сильные существа в истории мира, не выжили. Они вымерли в обстоятельствах, которым они ничего не смогли противопоставить. Одной силы мало. Дарсам сам говорил об этом, что социальные дарвинисты предпочитали игнорировать."

- Ни социальный дарвинизм, ни мысль Дарвина о выживании наиболее приспособленных к изменениям не имеют отношения к новой реальности человеческого существования под довольно надежной защитой цивилизации, ее систем безопасности, здравоохранения, социальной защиты, многообразия общественных служб. Естественный отбор в цивилизации прекратился, и потому даже вовсе не приспособленные к жизни люди могут оставаться в живых. 

Вот как Роан Каррату услышал призыв ZeitGeist’a к изменениям, в результате которых:

"Вы сможете требовать и использовать все, что вам угодно, ничего для этого не делая.
   Вы сможете делать все, что вы желаете, без какого-либо подчинения тем, кто платит вам деньги для обеспечения вашей семьи.
   Вы будете жить в незагрязненной, стабильной окружающей среде.
   У вас будет неограниченное время для семьи и все то, что вам нужно, чтобы иметь хорошие взаимоотношения с вашей семьей.
   Вы сможете путешествовать где угодно по всему миру легко и удобно.
   Вы сможете удовлетворять свои интересы и полностью предаться созданию того, что хотите делать.
   Страх уйдет из вашей жизни, а убийства в мире почти прекратятся. Ведь большинство преступлений вызывается существующими системами.
   Не будет ни войн, ни терроризма.
   Не зная существующих теперь систем, люди не будут испытывать стресса, они в большинстве станут лучше и более доброжелательными.
   У вас будет уровень свободы, какого никогда в мире не было.
   И вы можете быть уверены, что ваши дети и правнуки будут жить в той же обстановке безопасности, общественного блага и красоты, какие имели вы в чистом и надежном окружении свободы."

  - Увы, то, что выше, надо назвать «благими пожеланиями». Похоже, что у ZeitGeist’a не было никакого представления о том, как эти прекрасные надежды и пожелания реализовать. Автор допускал, что первой мыслью читающего эти строки будет «вот еще одна утопическая мечта», и отговаривал так думать. Я готов согласиться: это не утопия, поскольку для того, чтобы быть утопией, требуются какие-то реальные основания. Здесь же лишь «благие пожелания». 

Сравним “план трансформации” с мыслью Роана Каррату, поставленной в его блоге в качестве девиза: «Понимание может создать Рациональный, Мирный, Здоровый мир». Нет, это тоже иллюзия, хорошо подпитываемая другой мыслью Роана: “Мы Все Одно.” Убийцы и жертвы, негодяи и честные люди, те, кто счастлив, делая что-то хорошее для других, и те, кто счастлив, убивая все больше и больше, – мы все одно-единое?

Правда, иллюзия, как оказалось, не заразительна. Движение ZeitGeist не вышло из состояния покоя: с апреля 2009 ни один из посетителей блога не поставил ни одного комментария.

Как ни странно, в таком отношении к «благим пожеланиям» есть положительный момент. Зачем жить иллюзиями?

Что касается меня, то я ощущаю подсказки ZeitGeist’a, во-первых, как предупреждение:

Все человечество может оказаться в дураках (см. под тем же названием в сб. Сменить Мозги чтобы Выжить), а во вторых, осознать императивы выживания и реагировать на них (см. сборники: тот, что назван выше, а также Охватить Умом Планету, Счастье-несчастье как проблема, Неотвеченные вызовы, Хорошо бы мыслить Хорошо).

Возвращаясь же к вынесенной выше дилемме, Роан, энтузиаст движения в духе времени, как он его понимает, все-таки видит ту трансформацию, которой нет, поддаваясь общечеловеческой слабости -- приверженности иллюзиям.
 
 


Рецензии