Магазин застойного периода Прод

 Зима 1972 - 1973 годов.

  Просыпаться и вставать в такую рань мне жуть как не хотелось.   Во-первых, я сова, а во-вторых, раннее зимнее утро не вдохновляет на подвиги. Да ещё предстояло в холодном автобусе добираться из одного района города в другой. И с этим маршрутом, и с самим автобусом я была знакома не понаслышке. Как, впрочем, и любой другой харьковчанин, вынужденный пользоваться услугами общественного транспорта. Автобус отправлялся в дальнее путешествие с привокзальной площади. С этого места начинался сложный маршрут следования по городу. Возможно, не было постоянного расписания. Или таковое всё же существовало, но сверх секретной информации владели лишь диспетчеры и водители.  Простым смертным сие было не доступно. Эх, если бы я могла узнать эту великую тайну, то моя жизнь значительно бы облегчилась!  Но не всё дано познать даже ясновидящим.
   
Существовало два выхода: или обосноваться на вокзале и ожидать там зловредное средство передвижения до полного окоченения и превращения в большую сосульку, или путём сложных расчётов всё-таки установить точное время прибытия и отправления автобуса.
   

В народе его величали довольно грубым словом – «Скотовоз». Но и своевременное прибытие автобуса еще не означало, что мне посчастливиться прорваться внутрь.  Многократно я брала его на «абордаж», но он успешно отчаливал без меня.  Несколько раз меня выталкивали из автобуса любвеобильные сограждане.
 
Кроме мыслей о предстоящей борьбе, существовало ещё кое-что, изрядно портившее настроение: я категорически не хотела ехать на новое место работы - в универмаг, где абсолютно всё было для меня чуждым.
Но приходилось подчиняться обстоятельствам.  И делать не то, о чём мечтаешь, а то, что необходимо.   
    
Дома оставаться тоже не имело смысла: атмосфера в  нашем семействе в последнее время стала невыносимой.  Моя старшая сестра, нашедшая свою судьбу на берегу малюсенькой речушки Мжи, в предпоследний день уходящего 1972года вздумала рожать. В момент её ухода в роддом лампочка в коридоре разлетелась на мелкие кусочки.  Все вздрогнули - не к добру! Так и случилось: ребёночек умер, сестра вернулась домой больной и разбитой. Долгое время она не могла прийти в себя. И только рождение дочери спустя годы смогло притупить боль произошедшего. Вот такая нервная обстановка сложилась в начале моих новых трудовых подвигов и достижений.
   

В утро 31 декабря в маленькой нашей квартирке   натоплено было сверх меры. В печной трубе уютно завывал ветер. И мысль о безлюдной улице и холодном выветренном автобусе приводила меня в состояние, близкое к тихому помешательству...
   

Но делать нечего.  Надобно добывать средства на своё скромное пропитание. Но "тёплое местечко", где можно было подремать с девяти утра и до пяти вечера и ещё иметь два выходных дня и третье, дополнительное, для успешного завершения учёбы - для таких, как я, не существовало. Без протекции. да ещё и учась на предпоследнем курсе института, найти работу оказалось сложно. Мои ноги истоптали не одну пару обуви, а уши выслушали с десяток отказов, когда я оббивала пороги различных организаций родного города.
   
Помощь пришла от однокурсницы. Наши фамилии начинались с одной и той же буквы "Р". И "тесная дружба" между нами зиждилась на общих контрольных работах, курсовых проектах и многом другом, чем приходилось делиться с предприимчивой девицей. Я, к сожалению, не умела отказывать. Вот и приходилось писать, считать, складывать и умножать - на благо многих сокурсников, коим мои труды так же, как этой женщине, подходили. На контрольные работы и курсовые существовала определённая такса, о чём я и не догадывалась. А тут - всё бесплатно: бери и владей!
   
По-видимому, устроив меня на работу в этот магазин, моя однополчанка почувствовала себя благородным человеком, сполна заплатившим по долговым распискам.  А мне ничего не оставалось, как подчиниться жизненным обстоятельствам. Печальнее всего было начинать новую трудовую деятельность в последний день уходящего года - 31 декабря 1972года. Скрепя сердцем всё же пришлось.
    
Сейчас те времена называют «застойными». Итак, в самые, самые эти застойные времена я и переступила порог универсального магазина. Если бы у меня был дар предвидения, то я бы сразу же сбежала, не испытывая угрызений совести. Но, что не дано, то не дано!


   
продолжение http://www.proza.ru/2013/10/12/997

 


Рецензии
Запечатлено!

Зус Вайман   19.03.2023 06:50     Заявить о нарушении
Лаконично! Всего доброго!

Веруня   19.03.2023 09:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.