Печальный пепел светлых дней

 
                1
  Пепел взмывал над горячим пепелищем, поднимался к синему небу, охлаждался и оседал вокруг на живое и зелёное.
  - Сюда вот давай! Сюда, сюда…
  Большаков принимает от сына ведро с водой и выплёскивает его широким веером на тлеющие угли, обугленные брусья – прошлую жизнь. Жар уходит в недра и выси, шумно, строптиво, а на земле остаётся грязь и мокро опавший пепел.
  - Всё! Ещё пару вёдер – и всё, - говорит он сыну.

  Пожар возник, как всегда, неожиданно и непредсказуемо: из искры, подхваченной весенним ветром. Безумцы сдуру подожгли прошлое быльё, а оно как порох: только и ждёт огня, чтобы взорваться бедою. Гудящее пламя прошло вдоль десятка садовых участков по межевой гриве камыша, как напоминание беспечным: не играй с огнём – опасно.

  Шалый весенний пожар только дохнул на всех своей жутковатой возможностью и закончил свой набег на соседнем брошенном участке, заросшем камышом и крапивой. Здесь-то он гульнул по полной. Времянка из бруса тонула в его пламени, а пламя поднималось высоко, фонтанировало и пугало своей непобедимостью. В недрах его что-то трещало, постреливало и даже стонало.

  Странным было то, что огонь здесь остановился,  устремился ввысь, а за заборы из сетки рабицы – ни в одну сторону – не пошёл. Успел только лизнуть баньку Большаковых, но подоспевшие пожарные не дали ему разгуляться.

  Большаков отпустил сына домой, в город, а сам затопил баньку, помня о том, что «будет чист, как трубочист». Он надел что-то ветошное и принялся разбирать пожарище. Ветер утих, и день стоял тёплый, светлый. Яблони полыхали по садам белым пожаром, сквозили запахами, гудели пчёлами.
 
  Обугленные  доски Павел сортировал по длине, а тяжёлые, вросшие в грунт брусья, пытался выкорчевать и оттащить в сторону. Время от времени он подбрасывал дровишек в топку баньки, а затем снова погружался в облака чёрной пыли. Чумазый и потный Большаков отплёвывался и бормотал:
  - Неблагодарный труд разбирать чужие завалы…
  Наткнулся на кучу длиннющих ржавых болтов с гайками и на пачку раскрошившихся электродов, годных теперь только для подвязки помидорных кустов. Запасливый был хозяин. Но уже лет десять, говорят, здесь никто не появлялся. По крайней мере, последние пять лет (столько лет у Большакова сад) – точно.

  Нет, тут ещё на полный день работы! Ладно, воздастся тебе за труды твои… Неси свой крест… Большаков садится на штабель брусьев, стаскивает перчатки, снимает лыжную шапочку и глубоко вздыхает. Хорошо!
  - Здорово, Паша! – За забором стоял сосед с дальнего конца улицы, куда огонь не пошёл.
  - Привет, Володя…
  - Да-а… Странно как-то.
  - Эт точно, - устало говорит Паша. – Почему здесь остановился, неясно.
  - Сам сгорел и времянка сгорела. - Сосед будто и не слышит Павла. – Вот ведь как.
  - Не понял: кто сгорел?
  - Да хозяин бывший.
  - Когда?! – ничего не понимает Большаков. – Сегодня?
  - Да нет! Давно: лет девять назад. Странный он был какой-то. Всё умел достать, любой дефицит: и лес, и гвозди, и шифер – всё! А потом – раздавал. Или продавал по дешёвке.
  Павел вспомнил о куче ржавых болтов и электродах.
  - Начинал строить и бросал. И здесь вот – тоже. Вот и с жизнью так: жил, жил – и бросил. Как пить бросают. Завязал.
  - Он что, пьющий был?
  - Да нет. Но любил угощать.
  - А как же он сгорел? Или  - не сгорел?
  - Да разное говорят. Даже будто бы застрелился, а потом сгорел.
  - Странно. Это как? Где?
  - У него ружьё охотничье было. А сгорел… Он будто бы газ в квартире открыл, а когда квартира заполнилась газом, он и выстрелил в себя из ружья.
  - Ужасно…
  - Ну… Говорят, что не убил он себя, а ранил…
  - Что?! Живым сгорел?
  Сосед кивает головой.
  - Не дай бог!
  - Да, уж… Странный. Вот и огонь сегодня только здесь. Ну, ладно. Пока. Пойду я, хозяйка ждёт.
  - А дети? Дети – что?
  - Не было детей.
  Володя пошёл, остановился и обернулся:
  -  Почему времянка сгорела? Потому что – времянка? Или  - хозяин… такой?

  Все мы немного странные: кто больше, кто меньше. Паша прикрыл глаза, прислушался к себе: усталость заполняла тело медленно, свинцово, уплотнялась, проникая во все поры от кончиков пальцев до плеч и шеи. Утолив усталость вкусным майским воздухом, он тяжело поднялся с брёвен и поплёлся к бане, которая наверняка уже готова. По пути поднял старую прикроватную тумбочку; подобные до сих пор стоят в обшарпанных палатах наших больниц. Как это она не сгорела? Даже странно. Из ящика тумбочки выпала толстая общая тетрадь, а из неё фотография. На фото была девушка, отдалённо напоминавшая Марину Влади. Удивительно! Как это всё уцелело в этом смерче! Фотография была чёрно-белой, но по ней угадывались и светлые волосы девушки и даже голубые глаза.

  Большаков взял в руки тетрадь в коленкоровой тесненной обложке, раскрыл и сразу обнаружил листок. Похоже, что это было письмо.
  «Трушка! Мальчишка мой милый! Здравствуй! Медвежонок, ты так неожиданно уехал и даже не пришёл ко мне. Сейчас мне страшно тяжело. Ты ведь единственный, для кого я могу сделать всё. У меня нет человека дороже тебя. Петруш, ты ведь сам  всё прекрасно знаешь, а я не умею писать так, как чувствую, не хватает слов. Мне очень, очень плохо без тебя – вот и всё».
 
                2
  «Маша! Боль ты моя непроходящая! Как это трудно. Я  теперь понимаю, что любил один раз – тебя. Я знаю, что она есть – любовь. Это – ты. Я знаю, что я потерял любовь навсегда – тебя. Что мне делать? А? Мои тридцать лет не дают мне конца, петли; будь мне двадцать – не было бы меня.
  Не проходит ни дня, ни ночи без тебя: это сплошная двадцатичетырёхчасовая боль. На улицах – ты: глазами, чертами лица, походкой, взглядом – и всё на чужих лицах. Это – совсем не радость, это – наваждение: я не могу уйти от тебя никуда – ни в себя, ни в загул, ни в работу. Что мне делать – не знаю.
  Я помню наизусть твоё письмо, и из головы не уходят эти строки: «Мне очень, очень плохо без тебя… Ты ведь единственный, для кого я могу сделать всё». Как дальше-то жить, Маша? Я пока жив тем, что ты есть.
                26-11-69г.»

  «Сегодня видел твои губы на чужом лице. Стало невмоготу. Написал письма знакомым, чтобы нашли тебя. Я не могу быть в неведении.
                27-11-69г.»

  Солнце уже давно село, но уральские сумерки в мае -  долгие и светлые. Большаков в тёплом халате сидит в беседке, потягивает вино и читает дневник. Тетрадь оказалась дневником. Чьим? Бывшего хозяина времянки? Значит, его зовут Петром? Впрочем – это неважно. Важнее другое: возникало какое-то странное чувство тревоги, щемящей ностальгии и сопричастности.

  «Сегодня у меня удивительный день: я забыл тебя. Как хорошо я себя чувствовал: столько знакомых и незнакомых девушек на перекрёстках  дел. Девушек, которых никогда не знал, а они, оказывается, милые, приветливые! В трамвае кормил кота колбасой на руках незнакомой девушки и чувствовал себя отлично. Вечером был на концерте – и снова не думал о тебе! Но все эти мои достижения исчезают, улетучиваются, когда я остаюсь один. То есть – с тобой. Ты – всегда со мной».
                28-11-69г.»

  «Сегодня в своей областной газете прочитал о прогнозе на декабрь. Синоптики на ноябрь обещали холодную погоду – теперь оправдываются: «На Южный Урал устремились тёплые воздушные массы с южных морей: Средиземного, Чёрного, Каспийского». Чёрного… Юг. И поплыло перед глазами. Нет, не берег, не волны. Нет! Лес зелёный, зелёный, нетронутый пылью, маёвка в лесу и – ты. Первый раз. Первая встреча. Синяя пронзительность глаз твоих, волосы цвета осеннего тополя и какая-то строгая печаль во всём твоём облике. Нельзя сказать, что ты была неотразима – краса ненаглядная - нет. Ты просто выделялась среди шумной веселящейся массы своим состоянием: каким-то чужим, чужеродным всему происходящему. И это состояние почему-то не менялось. Я не смел заговорить с тобой. Я только смотрел. Смотрел и смотрел на тебя. А небо было таким синим, таким синим! А ещё – прохладная вода реки, шумный оркестр, танцы… А я смотрел и смотрел. Нет, это не любовь с первого взгляда. Она пришла потом. А сейчас – не знаю – наваждение какое-то. Я будто на качелях падал. С замиранием. И не хотелось, чтобы этот аттракцион заканчивался. Меня качало в этом майском восторге, в этом веселье и твоей притягательности. Я уже знал, что буду завтра искать тебя в каком-то цехе, в какой-то смене. Спрашивать о тебе я ни у кого не посмел. Как-то так послучалось, что мы с тобой потом ни разу не вспоминали о нашей первой встрече. А я так благодарен тому первомаю, который подарил мне эту встречу, эту любовь, эти муки.
                29-11-69г.»

  Стало прохладно: не юг всё-таки, а Урал, хотя и южный.  Большаков переселился с вином и дневником в дом, затопил камин и уставился на пламя. Полешки горели ровно, спокойно, настраивая на благодушие и философский лад. Но душа не настраивалась, а - наоборот: в ней поселилось и нарастало чувство спрятанного огня, лавы литой под серой коркой; тянуло опасностью и непредсказуемостью. И надо было бы остановиться: не бросать туда камешки и камни, тем более не наступать на этот затаившийся огонь.

  «Вчера во Дворце спорта выступали борцы. Были из Грозного, из Краснодара, а из Степногорска не было. Опять ассоциации. Когда не хочешь об этом думать, ты как раз и приходишь: навязчиво, неотвратимо. Помнишь наше первое свидание? Почти тайное, днём, у шумного перекрёстка улиц Кирова и Ленина? На лавке, в сквере напротив кинотеатра «Пионер». Я так волновался, что ты не придёшь! Ты не хотела встречаться со мной; а может быть, жалела и желала счастья с другой. Это было с твоей стороны актом высочайшей чистоты и порядочности. «У меня есть ребёнок», - сказала ты. Я на минуту онемел. «Маша… ребёнок… молодая… Ну и что… что ребёнок!» А ты испытывала меня, не хотела приближать к себе замужней: ещё не разведённой. А потому и хлестала меня – врала свято. Я пролепетал что-то о «не имеет значения». Я не понимал – имеет или нет, но чувствовал, что всё равно люблю. И даже это – «ребёнок» - было в тебе притягательным, необычным. А ты смотрела на меня, как мне казалось, с болью, не спуская с меня глаз. И ты не сказала в это свидание, что врёшь, что никакого ребёнка нет, что всё ты выдумала».
                30-11- 69г.»

  Ах, вот в чём дело! Большакова всё терзали какие-то смутные догадки, что-то знакомое мерещилось ему за словами автора дневника. А оказывается вот в чём дело: они из одного города! Степногорска. Только сейчас в помещении кинотеатра «Пионер» - драмтеатр. И встречи его , Павлика,были на двадцать лет позднее.

                3
  Разволновался, однако, ты, Паша! Вон, сигареты пошёл искать, хотя давно бросил курить. Уже было такое: бросал курить, год не курил, а подъезжал в поезде к Степногорску – закурил. Вот и сейчас: словно встречи испугался.

  …Как она это делала – непонятно, поэтому всегда было удивительно. Идёт какая-то конференция (или что там?), он в перерыве выходит в фойе и видит её.
  - Ты как тут?
  - Приехала.
  - А узнала как?
  - Неважно.
  То в отпуск он приезжает и она появляется.
  - Откуда?
  - Оттуда. Из Краснодара.
  Вот – как это?  Что за чутьё звериное? И замужем давно. И вроде удачно. Уже появился эдакий снобизм провинциальной девочки:
  - Пошляк. Но в основном – дурак. Неумный.
  Это она об известном на весь Союз драматурге и писателе.

  Из той среды она теперь не уйдёт. И что ей прошлое? Что за манок и музыка? В прошлом – чистота и ошибки. Сегодня  - ни чистоты, ни ошибок. Вот ведь штука какая.
  У них даже физической близости не было. Когда дошло до этого, Павлик, изнемогая от любви и желания и, смущаясь своей неловкости, выдохнул:
  - Я…- первый?...
  - Нет, - сказала она.
  И он остановился.
  И до сих пор на той остановке…

  Паша нашёл сигареты, закурил: кайф зазнобил тело необыкновенно! Давай, добавим в топку наслаждений топлива, хлопнем ещё стаканчик своего винца! Своего, своего! Делает Паша вино – любит угощать.
  Паша подходит к зеркалу, смотрит на себя. Ну, что, дружок, похоже? Чем? Что?

  «Давно не писал тебе, а скоро уже Новый год. Поздравляю, Маша! Очень хочу видеть тебя. Может этот год будет счастливым.
  Странно, но у меня нет твоего адреса: письмо – вот оно, а конверт пропал. Уловил себя на мысли, что ищу способ дать знать о себе, расшевелить тебя, чтобы ты вспомнила, что я ещё жив, что я был у тебя когда-то. Я не верю, что у тебя всё прошло, но верю, что ты не вспоминаешь обо мне: ни хорошо, ни плохо. Может быть, поздравить тебя с 8 марта по местному радио?
  …Посреди уральской зимы, в беспредельности белого снега и мороза, в декабре – вдруг пахнуло талым снегом, влажным ветром, тюльпанами… Чёрт знает что! Весной, Кубанью, тобою.
                25 12 69г.»

  «Вчера ты мне снилась. Все шикали на меня, а я держал твою руку. Все негодовали, а я целовал тебя. Я видел тебя всю, до родинок, а проснулся – боже мой! – не мог восстановить тебя. Это – ужасно! У меня нет ни одной твоей фотографии. Ты уплываешь, таешь. Я стараюсь сохранить твой зрительный образ, чем только можно: песнями, которые мы любили, фотографиями города, деталями быта... И всё это – попусту. Ускользаешь.
  Я люблю тебя, Маша.
                27-12-69г.»

  «Знаешь, за что люблю я тебя? За нежность. Это очень сложно и тонко – нежность. Ты – самая нежная из всех девушек, которые есть на свете. Это настолько присуще тебе, что никак в тебе не выделяется особо. Это – твоя суть, нежность. Как ты прикасаешься, смотришь, улыбаешься – ты источаешь её, нежность. А сегодня это такая редкость! Ничто так не опошлено, разменяно, растеряно и забыто, как нежность. Есть чуткие, есть умные. Есть тактичные, ласковые, добрые… Но нежные! Это – особый дар. Если сегодня искорки нежности способствуют любви и даже создают семьи, то, как безмерно нужно любить тебя, до краёв наполненную этим чувством!
  Нежность… Нечто мягкое и светлое, тонкое и трепетное – это шёлковая искренность любящего. Нежность видит только одного человека. В этом её эгоизм и альтруизм. И боль моя в этом. С кем ты сегодня нежна?»
                11-01 70г. (уже – 70-го!)»

  Какие вихри там, в выси? Какого цвета? Они питаются вечной энергией любимых и как северное сияние полыхают над планетой, гудят, аккумулируя боль и радость, неукротимость и беспредельность. Там миллионы Джульетт и Ромео, там Маяковский со своей Лилей сгорает от любви и ревности, там вспыхивает оранжево Пётр со своей отвергнутой любовью к Марии, и пурпурно клубится самоотверженность Татьяны Горенко. Павлик, Павлик! Насколько разведены ваши пути, насколько они параллельны и несоединимы?

  «Не мог уснуть. Ты. Во всех закоулках памяти.
  Сегодня юбилей: последний раз я видел твоё лицо 13 января 1968 года. У твоего дома. Твоё-твоё лицо! Больше ничьё. Только ты так умела смотреть: затуманено, как сквозь иней. «У меня сидит мой парень», - сказала ты. Я до сих пор не верю, что он там был: столько тебя было в твоих глазах, моей Маши! А я грубил. Как я не хотел этого… и грубил. А ты была – ты.
  Я ушёл. Хотел ещё раз на комбинат сходить, встретить со смены тебя и не решился. Обиделся. Оставил для своей совести лазейку. Меня пригласили на кафе (туристы праздновали). Я полагал, что ты там будешь. Почему-то уверен был. Из-за этого и пошёл. А тебя – не было. Я уехал. Всё.
  Ты знала адрес, на который я уезжал, я говорил тебе. Ты написала письмо, помнишь: «Мне почему-то кажется, что у вас очень холодно и много-премного снега»? Ты написала, а я не ответил. И через месяц ты вышла замуж…

  …Уставал после третьей смены ужасно. Но только солнце в цех – легче. Листаю пластины и чувствую позади себя улыбку. Конечно ты! Уже на смену. Задолго до начала. Ко мне. Глаза твои не схватывают моих движений: ты смотришь только на меня, только на меня! Улыбаешься своими неповторимыми туманно-синими глазами. «Трушка, здравствуй!». Такой трепет от твоего: «Трушка». Это ты из «Петра» сделала «Петрушку», а потом и «Трушку». При мне у прессов – всегда карандаш. «Я стихи только что закончил». «Прочитай, Петруш». Визг, грохот, каландры, вальцы, скрипит конвейер… Я беру обрывок бумажного мешка, на котором зафиксировано моё «творение».
   Ты не хмурь бровей,
   Не смотри осуждающе!
   Ты на слово поверь,
   Льдок мой тающий.
  «Пётр, напиши мне какие-нибудь стихи». Я киваю: «Ладно. Когда-нибудь». «Ты же любишь меня, правда? А не написал мне ни одного стихотворения». Будто я не о тебе пишу! Я потом выполняю обещание. Пишу. Пишу, что ты моё богатство Крезово, что ты живёшь по-осеннему трезво, режимно: школа, работа, кино», «ты – осень моя», а я «в осени весь»…

  …Ты провожаешь меня со смены до второй проходной. По свежему, солнечному летнему утру. И мы оба счастливы. Ты машешь рукой и убегаешь: уже одна минута восьмого и тебе пора быть на триммингах. А на другой день дотошные закладчицы допрашивают меня. «Твоя девушка?» Я смущаюсь и киваю. «Скоро свадьба?» Я совсем расплавляюсь и не нахожу ответа. А они смеются. И я начал стесняться твоих провожаний. И становился груб. И ушёл. Ну, почему? почему?! Потом всё повторилось: твоя любовь снова меня заворожила. Потом повторился повтор. Перепады между сближениями всё увеличивались и увеличивались.

  Ты была до конца моей, и я понимал это. И подличал. И хамил. Это становилось невыносимым. Ты сказала: «Я брошусь под машину…» Я засмеялся. Ты сошла с тротуара и попала под автобус. Машина завизжала тормозами, протащилась юзом, оставив пыль от кузова на твоей «болонье». А ты стояла мёртвой. Шофёр выскочил с монтировкой и матом. И замер, увидев тебя. А ты – стояла. И я не мог двинуться. Затем ты медленно повернулась и пошла ко мне. Но ты не ударила меня и не ушла. А стала напротив и опустила голову. Потом сказала: «Тогда я стану проституткой. Пойду по рукам… Ты хочешь этого?» Я стоял бледный и перепуганный. Был отвратителен, но снова схамил: «Глупая! Кому ты докажешь? Тебе ведь хуже!»  Ты подняла на меня глаза, полные слёз: «Труша! Ну что мне делать? Я люблю тебя…»
   Господи! Почему я тогда не сдох! А я был близок к этому.
  Начинался новый цикл. Последний.
                13-01-70г"

                4
    Как и в свои прошлые приезды, Павлик встретился с одноклассниками в доме Виктора Подкидышева. Дом кирпичный, большой, добротный. От ворот до крыльца – виноградная аллея. Вот здесь, под виноградом и накрыли столы. Сегодня всё есть в магазинах, поэтому в застолье дефицитом не похвастаешь. А потому виски и текила компенсируют это упущение.
  - Шо вы тут со своей текилой хилой – я вот наливочку принесла, - выставила трёхлитровую банку Раиса Булурьян.
  - Взятки берёшь? – спрашивает Лёня Шумский. – Не сама же делала!
  - Сама!
  Раиса – главный профсоюзник агропромышленного комплекса города, а поэтому взятки (подарки то бишь!) возможны.
  Гена Муратов, вечный санчо панса Шумского, выставил сало и малосольные огурцы.
  - Гена, ты что: вискаря будешь огурцами закусывать?
  - А чё?
  Жён и мужей не брали с собой, только Витьке Подкидышу разрешалось: он на однокласснице женат.
  Ну, и покатилось, как всегда: за встречу, за Павлика, за дам и так далее, почти по протоколу.

  - Ты почему не был на 25-летие первого выпуска? – спросила Павлика Лиля Таранченко.
  Их школа была построена к 100-летию со дня рождения Ленина. Павлик пошёл туда в первый класс, и их выпуск был первым.
  - Так не рядом ведь живу.
  - А Горенко была, - со значением сказала Раиса. - О тебе спрашивала.
  Павлик промолчал. Уже лет пять не виделись. А телефона – нет. Да и что звонить? Отболело, пожалуй.
  - А сначала я ему нравилась! – выдаёт шумная Раиса. – Обхватит сзади руками и – за титьки.
  - Когда это было? – недоумевает Павлик.
  - В шестом классе!
  - А они у тебя были-то в шестом? – смеётся Шумский.
  - А то ты не помнишь, - говорит Раиса
  - Две пуговицы, как на бушлате. Тоже мне грудь!
  - Не скажи! – встревает Генка Муратов.
  - И ты там побывал? – удивляется Лёня.
  - Значит, не зря тропу протоптали, - говорит Раиса Булурьян. – А ты – пуговки!

  И в это время пришла Таня. Как и прежде – на удивление неожиданно.
  «Господи! Какая же она красивая! – подумал Павлик. – Ничего с ней не делается. Она даже лучше стала, чем была!» Татьяна Павловна Горенко, роскошная блондинка с вьющимися волосами, с большими фиалковыми глазами, была обворожительна. Впалые щёки, полные сочные губы, налитое  - в округлостях и треугольниках – тело усиливали это впечатление. И – никаких брюк!
  - Ты, Горенко, в своём репертуаре: неожиданна, как диверсант!
  - А вы – отъявленные сектанты! Хоть кто бы позвонил!
  - А как узнала?
  - Нострадамус подсказал.

  Их посадили рядом. Лучше бы – напротив: тогда Павлик  мог бы видеть Таню. А то вот разворачиваться к ней как-то неловко.
  - Ну! За Павла и за Павлову!  - по-дурацки скаламбурил Генка. – То есть – за Павловну… Ну, за приезжих, общим!
  - Гена! – сказал Шумский, - полжизни прошло, а ты всё такой же.
  - Это уже неизлечимо, - подхватила Раиса.
  И одноклассники начинают разговаривать громко, «не обращая» внимания не Павлика и Таню. А они сидят, молча, касаясь друг друга, как когда-то в школе. И от этих касаний мучительно и жарко, не по-взрослому.

  - Как живёшь?
  Павлик разворачивается и смотрит на Таню:
  - Так же.
  - Возьми вот визитку. Может, позвонишь.
  Риэлтор Татьяна Павловна Горенко. Глава фирмы.
  - Торгуешь? - непонятно злясь, спрашивает Павлик.
  Таня улавливает подтекст:
  - Нет.  Зря ты так. Ведь «я другому отдана»…
  - …и буду век ему верна.
  - Похоже, что так. Раз за двадцать пять лет ничего не изменилось.
  Гомон за столом разросся, усилился, но внутри у Большакова было пусто и гулко, как в пустом зале, предназначенном для торжеств. Павел Алексеевич! А что тебе мешало? Сын твой вырос, сам ты уже пять лет как вдов. Что?! Обида? Всё прошло? Что?
  - Ау! Павлик, ты где? – ладонь Тани лежит на его руке.
  - Я – там. Пока.

  Павлик поднимается и все замолкают.
  - Позвольте откланяться.
  - Здравствуйте – приехали! Сразу же – уехали, - возмутилась Раиса. – Ради него собрались… Я его с детства грудью защищаю, а он…
  - Большаков! Ты – большая редиска, - изрёк уже пьяный Гена Муратов.
  - Мы сейчас на тебя всех собак спустим, - сказал Шумский. – Витя! Выпускай своего кавказца!
  А Таня тихо повторила:
  - Зря ты.
  И он уехал.
  И не звонил ни разу.
  А визитка где-то лежит. Или – потерял?

  «Вот и увидел я тебя. И услышал. Конечно, я не ожидал такой встречи. Пусть не симпатия и даже не расположение – пусть. Да пускай даже так бы произошло, как произошло. Но – «свидетели», твоё алиби в будущий отчёт для мужа! Зачем ты её привела, эту тётку?!  Лишний раз доказать мужу свою верность? Я помню этого парня. Ему ничего доказывать не надо: ему, по-моему, всё равно.
  Не обижайся. И мне не нужно было так явно доказывать, «что я другому отдана и буду век ему верна». Мне кажется, что ты боялась себя в этой встрече. Боялась не сдержаться и потому взяла с собой эту бабу, сгорающую от любопытства, как от любви. Тебе хотелось и защититься и отомстить; проявить твёрдость и расставить точки. Ведь ты могла пройти мимо: я не видел вас. Однако ты подошла. Как ты ликовала от моей растерянности, растравляла себя и злорадствовала.
  - Ты чего здесь ждёшь?
  Никакого приветствия, а прямо сразу так, будто мне и по улицам, где ты ходишь, нельзя ходить.
  - Хотел тебя видеть.
  - Зачем?
  - Давно не видел.
  - Ну, вот увидел. Что хотел сказать?
  Ты ведь не по недогадливости держишь рядом с собой эту тётку, нет. Тебе важно, чтобы она видела твою победу и мой позор.
  - Ты зачем её привела? Прощай.
  Я повернулся и ушёл.

  Разумеется, ты была права во всём, и необъятна эта твоя правота, так же как безмерна моя вина. И всё-таки, всё-таки. Мне нужна помощь. А помочь можешь только ты: помоги, любимая, прости…
  Когда-то,  на одном из вечеров на комбинате ты уже унижала меня. Происходило это в очередной наш разрыв. На моих глазах, прилюдно, ты танцевала и возилась с пьяным в дым Вовкой-рефрежираторщиком. Он материл и унижал тебя. Своим унижением ты хотела отбиться от моей непостоянной любви. А я любил. Только не понимал, что люблю. Я пришёл в тот вечер домой с душою, разбитой в кровь.
   Боль сквозная, как пуля, - ты;
   Страшно, жутко – в крови цветы.
   От того и затменье звезды,
   Что есть ты, но совсем – не ты.
   Я боюсь за тебя, любовь,
   Горе, радость моя и боль.
                15 – 07 – 70г.»

                5               
               
  Солнце уже встало, и горячие лучи его наполнили комнату теплом и радостью. А Большаков всё ещё сидел перед погасшим камином: он так и не уснул. Он сидел недвижно, сумрачный и усталый, будто только что закончил разбор завалов. Пылинки, поднятые нагретым воздухом, искрились золотом в лучах солнца, а птицы сходили с ума от брачных игр и движения жизни. Да здравствует настоящая жизнь!

  А мы – не птицы. Нас былое держит на земле, а не настоящее и будущее. Мы хотим дубля счастья и любви и, безумные, пробуем эти желания исполнить. Через скорби и праздники.  На пепелище не построишь новую жизнь. Пепелища хороши для бурьянов и крапивы. «Быльём поросло…» Отгорают вёсны, сады и жизни своим весенним пожаром, и ложится под ноги золотой и печальный пепел светлых дней. И всё же, всё же…

  Большаков встал, взял телефон, набрал номер. Рано… Спит ещё.
  - Алё! Лёша, извини. Я понимаю… Нет, ничего не случилось. Ладно,  ладно, сына… Ты вот что: в моих визитках найди визитку с фамилией Горенко… Ну, да – в книжном шкафу.  Я подожду. Нет? Точно? Посмотри ещё! Не заводись! Значит – надо! Посмотри в домашней телефонной книжке… Ты – молодец! Записываю. Спасибо! Доброго утра тебе, сына!

  …Павлик сидит в беседке, увитой диким виноградом, который называется почему-то «девичьим», смотрит в прохладное небо, в его хрустальную синеву и обливается потом: не может решиться. В руке у него телефон. Он набирает номер и делает отбой. Снова набирает – ошибается, и вновь набирает номер.
  - Алё…- хрипит он в трубку.
  Голос тонет в набегающих волнах музыки и растворяется в прибое миллионов голосов.
  - Алё, алё… - спиральное эхо уходит то ли в бездонную высь, то ли в тоннель, конца которому не видно.
  … - это – я…

  … «Ты мешаешь мне жить. Говорят, любовь помогает. А мне мешает: я не могу освободиться от тебя, от любви к тебе.
  Это ужасно! А ты ничем и никак не хочешь помочь мне.
  Ни простить, ни поговорить.
  Не знаю, сколько ещё будет продолжаться эта мука…»
 
   


Рецензии
Александр, рассказ интересный, но обратите внимание на первое предложение
"Пепел взмывал над горячим пепелищем, поднимался к синему небу, охлаждался и оседал вокруг на живое и зелёное."
На мой взгляд оно тяжеловато.Слова пепел и пепелище в одном предложении.
А в общем повествование не плохое.
Спасибо!
С уважением,

Елена Коюшева   23.01.2017 23:08     Заявить о нарушении
Спасибо за визит и читательский труд.
А что касается "тяжести" первого предложения - Вам показалось.
С ув. А.М.

Александр Мишутин   24.01.2017 10:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.