Конгресс философов Казахстана

Из истории философии мы знаем лишь единицы женщин философов. А среди участников Конгресса философов Казахстана более половины были женщины. Причем, философы первой величины: как член-корр. НАН РК З.К. Шаукенова, член-корр. НАН РК Н.Л.Сейтахметова, член-корр. НАН РК А.Т. Кульсариева. Случилось событие, которого философы Казахстана ждали 55 лет. Небожители Института философии спустились на Землю. В 1958 году был создан Институт философии и права, работникам которого, пользуясь терминологией нынешнего его директора Заремы Каукеновны Шаукеновой, «было разрешено заглянуть за горизонт».

И вот 27 – 28 сентября 2013 г. в Алма-Ате состоялся I Казахстанский философский конгресс, рассмотревший проблему «Философия в современном мире: стратегия развития».  Деловой настрой конгрессу придали приветствия, с которыми выступили зарубежные коллеги: директор Института философии РАН, академик РАН, доктор философских наук, профессор А.А. Гусейнов, академик РАН, председатель Международного совета журнала «Вопросы философии», доктор философских наук, профессор В.А. Лекторский, декан философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор философских наук, профессор В.В. Миронов, проректор Российского университета дружбы народов, доктор философских наук, профессор Н.С. Кирабаев, профессор Академии ведущих кадров Бундесвера Германии, доктор философских наук И. Рау.   

Пленарное заседание открылось выступлением патриарха казахстанской философии академика НАН РК, доктора философских наук, профессора Ж.М. Абдильдина. В своем выступлении основоположник казахстанской школы философов по теории диалектики и диалектической логике подчеркнул, что «Гегель в своей логике смог дать учение о целостном мышлении как живом, конкретном и развивающемся процессе, но, будучи объективным идеалистом, он искал источник возникновения категорий, форм мышления не в реальных общественных отношениях, а в движении «чистого разума», в саморазвитии так называемого абсолютного духа». Только в материалистической диалектике были критически преодолены пороки гегелевского понимания мышления.

В начале 1960-х годов в Казахстане в Институте философии и права АН КазССР сформировалась научно-творческая группа философов Ж.М. Абдильдина. В нее входили А.Х. Касымжанов, Л.К. Науменко, Г.А. Югай, М.И. Баканидзе. Вдохновленные трудами Э.В. Ильенкова они с самого начала взялись за разработку диалектики как логики и теории познания, с выходом за пределы законов формальной логики. Зафиксированные в логических категориях мышления, всеобщие законы определяют бытие, природу и общество. В советской философии вполне справедливо стали говорить об «алмаатинской школе диалектической логики», а позже как «казахстанской». Она стала стартовой площадкой для целой плеяды философов как А.Н. Нысанбаев, К.А. Абишев, А.А. Хамидов, М.С. Орынбеков, Г.Г. Соловьева, С.Ю. Колчигин, А.Г. Косиченко, М.З. Изотов. 

Подтверждением тому, что новое поколение продолжает плодотворно исследование проблем диалектики свидетельствует, изданная в Алма-Ате четырехтомная «Диалектическая логика», а также книга «Судьбы диалектики в современном мире», изданная в прошлом году по итогам «круглого стола», который состоялся в Институте философии, политологии и религиоведения КН МОН РК и был приурочен 70-летию доктора философских наук, профессора А.А. Хамидова, защитившего кандидатскую диссертацию под руководством Э.В.Ильенкова. Сборник открывает статья доктора философских наук, профессора Г.В. Лобастова, ученика Э.В. Льенкова, председателя Оргкомитета ежегодной Международной научной конференции «Ильенковские чтения».

К слову сказать, философская основа дала возможность основателю казахстанской школы логики проявить себя  незаурядным политиком. В  послужном списке Ж.М. Абдильдина: председатель Комитета по международным делам, обороне и безопасности, председатель Комиссии по правам человека при Президенте РК и другие ответственный должности. Причем, не прекращалась научная деятельность  Его исследования проблемы начала научной теории, соотношения формы и материи, становления категории «идея», конкретизация диалектических категории, размышления о философии Платона, Аристотеля, Канта, Гегеля и Маркса являются образом исследования и неиссякаемым источником казахстанской философии. Немногие знают, что Абдильдин издал 10 томов своих трудов и готовит еще 5 книг. 
 
Конгресс показал, что проблемы, которые разрабатывают казахстанские философы имеют весьма широкий спектр: от стратегических приоритетов, актуальных проблем методологии и логики современного познания до культурных кодов национальной философии и ментальных моделей развития общества. Не обходят стороной ученые и проблемы трансляции философского знания в современных условиях. Это проблемы мировоззрения и ценностей в современном образовательном процессе, формирования ментальности и креативности в условиях глобальных тенденций реформирования системы образования.

Безусловно, одно из приоритетных мест в исследованиях казахстанских историков философии занимает история казахской философии и, в первую очередь, уроженца Южного Казахстана Аристотеля Востока великого аль-Фараби. В 1975 году в г. Алма-Ате проводится подготовка к международной научной конференции, посвященной 1100-летнему юбилею аль-Фараби. Осуществляется подготовка к изданию переводов текстов рукописей мыслителей на русский и казахский языки. Именно с этого времени можно говорить о появлении такого направления как фарабиеведения. В свет выходят следующие произведения аль-Фараби: «Философские трактаты», «Социально-этические трактаты», «Логические трактаты», «Математические трактаты», «Историко-философские-философские трактаты» и другие произведения ученого. В развитие фарабиеведения значительный вклад внесли исследователи как А.Х. Касымжанов, М.С. Бурабаев, А.Машанов, А.К.Кубесов, А.М. Кенисарин и др. Одним из первых исследований была книга «Социальные, этические и эстетические взгляды аль-Фараби», подготовленная коллективом авторов под руководством М.С. Бурабаева. На международном конгрессе «Наследие аль-Фараби и мировая культура», посвященном 1130-летию аль-Фараби и 1500-летию г. Туркестана академик НАН РК Абдумалик Нысанбаев подчеркнул: «В своем творчестве аль-Фараби выразил актуальную для третьего тысячелетия идею герменевтического культурного диалога, предполагающего не только общность позиций, но и их принципиальное различие. Ибо аль-Фараби принадлежит уже к другой, нежели античная, культурной эпохе, являясь наиболее ярким представителем великолепной и неподражаемо-прекрасной мусульманской цивилизации».
 
Перу академика Абдумалика Нысанбаева принадлежит книга «Философия взаимопонимания», в которой автор подчеркивает, что 21 век должен стать веком не конфронтации, а диалога культур и цивилизаций, взаимопонимания различных государств, этносов, политических и духовных лидеров, философов и деятелей культуры. В качестве модели культурного развития для постсоветского пространства в исследовании рассматривается идея евразийства как конкретное понятие, как «единство многообразных абстрактных определений». Евразийство есть особый тип мироотношения, основанный на «соборности», которое понимается значительно шире, охватывая весь образ жизни, комплекс морально-этических норм внутри сообщества. Эти нормы безоговорочно осуждают индивидуализм, стремление отдельного человека противопоставить себя общности «единоверцев». Соборность отвергает такое понятие, как «личное счастье», утверждая, что «быть счастливым в одиночестве невозможно». Сама идея евразийства понимается автором как синтез лучших сторон восточного и западного образов мышления и жизнедеятельности. Идеи евразийства актуализировались в связи со становлением Таможенного союза, инициированного Президентом Казахстана Н.А. Назарбаевым. Особенно востребованной стала проблема менталитета. По этой теме опубликовали исследования: Д. Кшибеков «Казахский менталитет: вчера, сегодня, завтра», Т. Бурбаев «Особенности развития казахского менталитета в современных условиях», Ю. Шпилькин «Евразийский менталитет».

Не могу согласиться с утверждением проф. Анатолия Косиченко, что философия виновна в том, что в обществе нет ни духовности, ни ее определения: «Философия повинная в том, что общество в ней не нуждается». А быть может, повинны философы, в которых общество не нуждается? Во время конгресса довелось услышать фразу от молодого человека: «Моя философия – как добыть деньги». Общеизвестно, что философы во все времена особой любовью не пользовались, но они шли наперекор общественному мнению, утверждали, что так жить нельзя. Вот и сегодня не каждый, называющий себя философом, может решиться пойти против общепринятой точки зрения. Поэтому правильнее называть одних философами, а других только философоведами.

Думается, что сам Анатолий Косиченко проявил себя как философ, в частности, заявив вопреки мировому общественному мнению, что гомосексуализм в нашей стране «большинство населения не приветствует эту пропаганду, а игнорировать голос большинства не демократично». Против «пропаганды» однополых отношений выступали и другие участники конгресса. Директор центра культур и религий Айдар Абуов, со своей стороны, отметил, что «пропагандировать эти [гомосексуальные] отношения — это все равно, что пропагандировать какой-то вид болезни среди людей». «Надо относиться с жалостью к этому кругу людей. Наверное, их нужно лечить», — добавил он.   
Но истины ради, следует отметить, что наибольшая докладов на конгрессе были посвящены проблемам трансляции философского знания в современных условиях особенно казахстанской философии. Тон этих выступлении был задан, в первую очередь, гостями конгресса: Владимиром Мироновым, деканом философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и Нуром Кирабаевым, проректором РУДНа.

Как и, подобает философу, В. Миронов весьма критично характеризовал проводимую в России  реформу образования, которая продолжается уже более уже более 20 лет, рискуя превратиться в контрреформу. Основной причиной реформирования образования стал процесс глобализации, а в основу идеологии  процесса модернизации была положена задача либерализации системы управления образования. Причем, главным регулятором этого процесса был объявлен рынок образовательных услуг, что усугубило деформацию системы образования и ее откат от нацеленности на фундаментальную науку. Идеологи реформ, подчеркнул Миронов, навязывают общественному сознанию мнение, что рост доли платного обучения – это общемировая тенденция и к этому надо стремиться. На самом деле все обстоит прямо противоположным образом. В Европе в большинстве стран высшее образование остается в основном бесплатным, что закреплено на уровне основных законов. Также утверждается, что ЕГЭ – это тоже всеобщая мировая практика. Однако, в большинстве стран ЕГЭ не является единственной формой приема в вузы, а лишь часть общей системы отбора. Только в Египте и Китае, да в некоторых постсоветских странах – это единственное условие поступления в вузы, но и также подвергается критике.

В свою очередь, проректор РУДНа, в котором обучаются представители 450 национальностей и народностей из более чем 146 стран мира, подверг анализу идею мультикультурализма, который по своему содержанию рассматривает природу наций как сообщества граждан, которые могут отличаться друг от друга культурно, т.е. признание различий в культурах есть основа мультикультурализма. Однако именно в Европе за последние годы эта модель общественного развития стала предметом острой критики – в связи с социально-культурными и политическими конфликтами. Главы государств признали, что в Германии, Франции, Великобритании политика мультикультурализма провалилась. Н. Кирабаев подчеркнул, что речь идет о необходимости и возможности изменить основные философские подходы с те, чтобы не ограничиваться европейскими моделями и так называемым европоцентризмом, а учитывать и иные традиции, что в целом позволит говорить о новом характере философского знания и познания.

В своих выступлениях участники конгресса подтвердили возможность поиска иной парадигмы. В Казахстане проблема евразийства рассматривается через призму суверенитета, сохранения национальных культур и языков. Выступая перед участниками первой Международной конференции мира и согласия, Президент Казахстана Н.А. Назарбаев отметил, что после окончания противостояния двух мировых систем мировое сообщество пока не смогло освободиться от стереотипов прошлого, что в сознании людей все еще остаются барьеры, разделяющие человечество по цвету кожи, вероисповеданию, принадлежности к тому или иному культурному пласту или идеологии. Можно родиться и жить в Европе или в Азии, но быть евразийцем  по своему менталитету. И наоборот жить в Евразии, а по менталитету быть европейцем или азиатом. Евразийцу в полной мере присущи чувства дружбы, равенства и равноправия. Евразиец - скорее интернационалист, чем космополит, сторонник толерантного отношения между людьми различных наций и рас, основанного на взаимопонимании, взаимном доверии, взаимообогащении культур, ценностей, знаний и технологий.


Рецензии
Прочла несколько Ваших работ.
Цель - познакомиться с областью
знаний для расширения кругозора.
Порадовали: цитата "а диалога культур и цивилизаций, взаимопонимания различных государств, этносов, политических и духовных лидеров, философов и деятелей культуры. В качестве модели культурного развития для постсоветского пространства..." конец цитаты.
Спасибо и творческих успехов.

Эвмена   19.03.2014 20:07     Заявить о нарушении