Свобода - это ответственность

Когда мне было лет 18, я думала: в чем же главный смысл жизни? И получила ответ, можно сказать «свыше». У меня родился ребенок-инвалид, и я поняла: мое призвание - жить для других и ради других.
На мой взгляд, главной идеологией любого цивилизованного общества должен быть гуманизм, только он может быть основой правового государства. А у нас (да и не только у нас) процветает закон джунглей: каждый сам за себя. Правовым государство делают не реформы, а люди. Ничего не изменится до тех пор, пока каждый не осознает, что только от него зависит, в каком обществе ему жить и какое правительство иметь.
«Свобода – это право делать то, что позволяют законы», - говорил Монтескье. Понимание же свободы, как отрицания власти и авторитета ведет к беззаконию, анархии. Демократию можно создать, взрастить только по мере роста общественного правосознания. У нас же пока преобладает повальный правовой нигилизм. Это, можно сказать, впитывается с молоком матери.
Так чего же мы хотим: хаоса или порядка?
_________________________

Заметка «Свобода – это ответственность» была опубликована в «Литературной газете» № 43 (5994) 27 октября – 2 ноября 2004 г.


Рецензии