C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Рихард Вагнер I

После очередного посещения театра «Новая Опера», где 25 мая 2013 года состоялась премьера музыкальной драмы «Тристан и Изольда» Рихарда Вагнера, я решил написать цикл музыкально-исторических эссе, посвящённых моему любимому композитору XIX века.               

Бытует выражение: у итальянца музыка служит любви, у француза – обществу, немец же занимается ею как наукой. С этим мнением никак нельзя не согласиться, так как итальянец всего-навсего певец, француз является лишь только виртуозом. Только немец может гордо именоваться музыкантом. Только представители этого великого народа по-настоящему имеют право называться музыкантами, так как они любят музыку ради неё самой, а не потому, что с помощью неё можно прославиться и заработать себе на жизнь. И, когда они отдаются ей полностью, то она заменяет им всё на свете, становится божественной и прекраснейшей, которую они боготворят.
Мы в состоянии сочинять музыку лишь для себя и для близкого нам друга, и нас абсолютно не заботит, будет ли она когда-либо востребована большой аудиторией. Немцы в редких случаях ощущают потребность блистать своими произведениями, большинство даже понятия не имеет, как к этому подступиться. Перед какой аудиторией выступать и кто их будет готов слушать? Так писал в своей работе «О сущности немецкой музыки» великий германский композитор Вильгельм Рихард Вагнер.
Для того, чтобы постараться понять, почему так рассуждал в своём труде композитор, нам нужно разобраться в самой проблеме художественных потребностей, в круге эстетических идеалов, которых они придерживаются.
Базовые из них имеют чисто потребительские истоки, поскольку они связаны со сложными социальными аспектами. В конечном счёте, речь идёт о происхождении и специфике эстетических явлений, тайне их появления и существования, а следовательно, об их природе и сущности. Всё это, наряду с актуальностью проблемы развития художественной культуры, вызывает значительный интерес к проблеме эстетической и художественной потребности.
В основе проблемы лежит художественное непонимание эстетики автора и потребности публики в системе эстетического сознания. Произошёл конфликт между художником и публикой. Почему композиторам приходится сочинять и исполнять произведения, за которые они бы в жизни не взялись? Что их толкает на принятие таких решений? Нам придётся объяснить динамику художественной жизни, развитие художественной жизни, которые побуждаются не только художественными потребностями. Вагнер пишет, что отечество немца разделено на изрядное количество королевств, курфюршеств, герцогств и свободных имперских городов, что немцу, который проживает в одном из городов некоего герцогства, добиться славы в родном городе и в голову не придёт, ибо там вовсе нет никакой публики. Итак, если он обладает честолюбием или просто вынужден зарабатывать музыкой себе на хлеб, он отправляется в резиденцию своего герцога. Но в крохотной резиденции уже есть немало порядочных музыкантов – пробиваться ему там будет до крайности трудно; в конце концов, если же он всё-таки пробьётся, музыка его будет иметь успех, но разве хоть одна душа услышит  о нём в соседнем герцогстве? Как же ему хотя бы приблизиться к тому, чтобы завоевать известность во всей стране? И всё же он делает попытку, но тут его настигает старость, он умирает, и его погребают на кладбище, и никто более в целом мире о нём не вспоминает. Такая участь постигла множество музыкантов; немудрено, что тысячи даже и не помышляют о музыкальной карьере. Чтобы прокормиться, они предпочитают избрать какое-либо ремесло и тем безмятежнее в часы досуга предаются музыке не ради успеха, а ради наслаждения, ради облагораживания своей души.
Композитор в своём труде обращает внимание на причины перспективности и потенциал слушателей. Вагнер считает, что для совершенствования общественно-культурных отношений и художественной жизни в целом, имеет значение изучение государственных образований на германских землях.
Маэстро приходит к выводу, что для развития художественной деятельности в стране необходимо преодолеть феодальную раздробленность и недостаток централизации. Эти препятствия стоят на пути становления национальной музыки, но вопреки всему музыка немцев не потеряла своей сердечности и правдивости. Именно потому, что в стране нет крупного политического центра, который бы собрал вокруг себя все творческие силы, коими богата Германия, объединил их в едином направлении и повёл к достижению наивысшей цели, каждая провинция может указать своих творцов, которые самостоятельно служат дорогому искусству.
В своей мысли гений сделал тонкий намёк на создание всеобщего крупного культурного центра, а впоследствии постройки оперного театра своей мечты в Байройте, который соединил бы французскую и германскую драматическую музыку воедино. Мечта Вагнера сбылась. Открытие театра состоялось при жизни композитора 13 августа 1876 года, где впервые прозвучала тетралогия «Кольцо Нибелунга».
«Пусть этот прекраснейший союз никогда не будет расторгнут: ведь никакое объединение двух народов не будет более плодотворным для искусства, чем братство французов и немцев, ибо гении обеих этих наций способны взаимно обогатить друг друга, восполнив то, что недостаёт каждой из них» (Р. Вагнер).


Рецензии