Китайцы в Сан-Франциско

Китайцы в Сан -Франциско.
Фрагмент из книги (Трижды еврей Советского Союза).
Я люблю ездить в казино. Еду на автобусе примерно 2 часа, беру с собой маленький плейер,  кассеты с записями любимых песен и песен, исполняемых мной.   Песни в моём исполнении не хочет слушать никто из моей семьи.  Только Эдик,  мой компаньон по поездкам в казино, иногда,   когда ему в автобусе становиться скучно,  соглашается послушать, как я пою. Это очень лестно для меня.   Наушники позволяют мне не беспокоить пассажиров автобуса, в основном, китайцев.
Начал я ездить в казино уже давно, сначала в Рино, затем,  когда поток русскоязычных пассажиров сократился, в индейские казино. Играю с переменным успехом, но, в основном, баланс - отрицательный. Что меня привлекает в казино? Положительные эмоции. Утром с надеждой и радостью садишься в автобус, играешь 4 часа  всё время с надеждой выиграть. Тебе кажется, что ты знаешь, какая машина откроет тебе свой сейф. Если умеешь держать контроль над азартом, ты всегда в выигрыше,  ведь положительные эмоции  - прекрасное лекарство.
Слышал в Одессе поговорку:
-Нашёл – не радуйся, потерял – не плачь!
Я бы её изменил, специально, для посетителей казино:
- Нашёл – радуйся, потерял – не плачь!
Однажды,  когда я резко отозвался о китайцах, которые подняли шум в автобусе, пассажир -китаец, сидящий рядом , заговорил со мной на чистейшем русском языке. Мне стало страшно неудобно перед ним за своё грубое высказывание, я даже покраснел. Китаец спокойно перевёл мне суть недоразумения, вызвавшего спор пассажиров, и нисколько не обиделся. Мы разговорились. Русское имя китайца было Борис.  Это имя ему дали в институте русского языка,  который он окончил в Харбине.
Надо сказать,  что Харбин был изначально русским городом,  русскими и построенный, как и  КВЖД-  Китайско-Восточная железная дорога,  которую обслуживали русские инженеры ещё до революции. Строились дома в Харбине, в основном, русским купцом Чуриным . “Чуринские” дома есть и в Хабаровске, построенные навечно из красного “чуринского” кирпича.
 Когда в 30-х годах прошлого века в России голодали, в Харбине было полное изобилие.  Когда в 30-е годы создали Еврейскую автономную область на границе с Китаем, примерно 10 тысяч евреев-переселенцев, разочаровавшись в предложенной  им жизни,  перешли по льду Амур и оказались в Китае. Никакой Карацупа с собакой  “Индус” не смог их остановить. Они осели в Харбине, который стоит на реке Сунгари, Сун- Кван -Чьян по- китайски. Сунгари- приток Амура, впадает  в него уже на территории ЕАО.  Это - 4-я по длине река Китая, после Ян-Цзы, Хуан-Хэ и Жемчужной. Там прекрасные пляжи с речным песочком, много рыбы.
Кстати,  у нас в Сан Франциско довольно большая община харбинцев. Загляните в Собор на 26-й улице, послушайте чистую русскую речь.  Ни в Одессе, ни в Москве вы её не услышите.
Борис работал переводчиком в   правительстве.  Но случилась культурная революция, хунвейбины его не пощадили. Борис попал в тюрьму на долгих 17 лет. За это время многое изменилось. Харбин из русского города стал китайским. Китай стал враждебным к СССР, русские   потянулись из Харбина в Америку, Бразилию, почти все прошли через филиппинский остров Тубабао. Некоторые вернулись на Родину, в Россию или Украину.
Я работал в муз .школе Одессы,  где моей коллегой была Анна Ионовна Чаплик, окончившая Шанхайскую консерваторию по классу фортепиано. Её отец был служащим КВЖД, имел свой 8-ми комнатный дом в Харбине. Когда русские и евреи начали покидать Харбин, он решил ехать на свою Родину, в Одессу.  Его с семьёй поселили в небольшую комнату в коммунальной квартире на Молдаванке.  Помучившись пару лет, он умер от тоски и болезней.
Харбинцам, переселившимся в Америку, повезло больше.
Я знаком по пляжу China Beach с сыном белогвардейского офицера- Сергеем.   Он говорит свободно на 3-х языках: русском, испанском и английском.  Попал  через филлипинский остров Тубабао в Аргентину, затем в США.  Деньги считает на испанском.  Я давно заметил, что по языку, на котором человек считает деньги, можно определить, в какой стране он учился в школе. Сергей –типичный представитель харбинцев, трудолюбивых и, потому, успешных людей.
Eщё с одним харбинцем я познакомился в Сан Франциско .Это –судья, “your honor,” |Ваша честь|, как судей называют во всём мире. Случайно я оказался в её поле зрения, и она пригласила меня помочь ей на время выборов, связать её с русскоязычной общиной Сан Франциско.  Tак я с ней познaкомился.
Зовут  эту  женщину Лилиан Вонг. Её отец владел в Харбине кинотеатром “Алхамбра,” вместе с представителем известной в Юго –Восточной Азии еврейской торговой династии Сидуров.  Однажды компаньоны сидели в компании, и старый еврей Сидур поговорил с юной тогда Лилиан. 
-Слушай, - сказал он отцу Лилиан, -у девочки  “а идише коп”- |еврейская голова|. Отправь её в Америку, здесь, у коммунистов, она пропадёт!
 Лилиан отправилась в Лос Анжелес к родственникам.  Она стала первой этнической китаянкой –судьёй в Сев. Калифорнии, успешно работает до сих пор. Часто бывает в Харбине, на своей Родине.
Но вернёмся к Борису.
Борис сидел в камере, где было больше 30 заключённых. В день давали стакан риса и воду.  Как и  советским заключённым,  китайским тоже  приходилось выносить парашу. Люди моего поколения знают, что это такое.
Меня, как и многих "совков", жителей страны, где треть населения "сидела", интересует криминальная тема. Я долго говорил с Борисом о времени, проведенном в китайской тюрьме. Кстати, говорил я об этом и с вьетнамцем, сидевшим во вьетнамской тюрьме 5 лет. Этот вьетнамец воевал на стороне американцев, поэтому и оказался в США, получив гражданство. Он добавил, что еда в тюрьме была всегда пересоленная, а воду - ограничивали, поэтому всегда хотелось пить. Под душ пускали раз в три месяца на 5 минут.
Такими были тюрьмы в странах социалистического лагеря, включая Сев. Корею и Кубу. Гуантанамо - рай, по сравнению с этими тюрьмами.
  Спасло Бориса то, что его перевели сначала на внешние работы, а потом сделали пастухом овец. Свежий воздух и сносная еда дали ему возможность дожить до освобождения.
Освободившись, Борис работал на разных работах, но Мао-дзе дуна- “бандита,” как он его называет, ненавидел, мечтал уехать из страны.  Способ был один- побег. И он решился.
 Китай отделён от свободного Гонконга узким проливом, где водятся акулы. Не многие решаются вплавь переплыть его,  но у Бориса не было выбора. Добравшись с севера Китая из амурской провинции Хей-Лу –Цзян в южную провинцию Кантон, он стал готовиться к заплыву.  Путь до берега залива занял ещё три дня.  Нужно было узнать расписание работы погранохраны, достать спасательный жилет, позаботиться о еде, выждать, когда стемнеет. Рассчитывал доплыть за 4-5 часов.
Первая попытка была неудачной.  Прожектор погранохраны осветил его через полчаса пребывания в воде. Получил 3 недели каторжных работ.
Вторая попытка снова закончилась неудачей, поймали через час.  Получил 6 мес. каторжных работ. Третья попытка удалась.
В Гонконге Борис женился, переехал в США.  Его жена –учитель физики, очень маленького роста, из Макао –бывшей португальской колонии, расположенной рядом с Гонконгом. Она тоже любила играть в казино, ездила всегда с Борисом . Мой друг Дима называл её Дюймовочкой.  Была она такая же интеллигентная и приятная, как и Борис. Недавно Дюймовочка умерла.  Борис осунулся и похудел, перестал ездить в казино.
Однажды в автобусе, на пути в казино я оказался рядом с пожилым китайцем, который говорил по - английски почти без акцента. Это меня заинтересовало, потому что китайцы, посетители казино, в своём большинстве английским не владеют.  Мы разговорились. Оказалось, что Генри, так звали моего соседа, по происхождению  не китаец. Он родился в Макао, бывшей португальской колонии, и его родители-  португальцы. Китайцем был дед его матери. Из четверых детей, родившихся у родителей Генри, только он имеет китайское обличье. Остальные дети выглядят, как смуглые европейцы. По- китайски Генри говорит плохо, хотя учил этот язык в школе. Его родной язык- португальский.
Надо сказать, что у китайского языка масса диалектов. На севере Kитая говорят на “мандарин”. На юге и в Гонконге- на “кантонис”, в Шанхае – на “шанхаис”, в провинции Фукен, которая находится как раз напротив острова Тайвань, говорят на “фукенис”, на острове Хайнань- свой диалект. Остров Тайвань говорит и на “мандарин”, и на своем диалекте.   Но все китайские диалекты объединяет одна система иероглифов. Это значит, что газету может прочесть и понять представитель любого китайского диалекта.
Генри говорит только на “кантонис”. “Мандарин”, основной правительственный диалект, не знает.
         Родился Генри в 1925-м году, пережил японскую оккупацию. Однажды, чудом уцелел.
Семья уже жила в Гонконге, тоже оккупированном японцами, как и Макао.
 Генри  шёл по улице, когда его остановил японский солдат:
-Почему ты мне не  поклонился? – спросил он, уперев штык своей винтовки в живот Генри.
- Я спешу домой и не смотрю по сторонам.
Японец надавил на штык и ушёл, оставив  Генри в окровавленной одежде лежать на тротуаре. Генри был спасён семейным доктором, знатоком китайской медицины.
  В 1945-м году японцы были изгнаны из Гонконга. Генри, обладающий хорошим голосом, пел в ресторанах и ночных клубах. Когда в Китае к власти пришёл Мао-дзе-дун, в Гонконг стали проникать коммунистические агенты, которые вербовали себе агентов среди молодёжи. Добрались они и до Генри. Он решил эмигрировать в Австралию, где уже жила его старшая сестра. Но она сообщила,  что в Австралии сильна дискриминация по отношению к китайцам, и Генри направился в США. 
 Уже 50 лет он живёт в Сан Франциско.  Женился в 52 года на португалке, старше его на 4 года. Ему сегодня 85 лет.
В Сан Франциско он пел в ночных клубах,  католических соборах, закончил колледж и работал в различных банках по финансовой части. Свою певческую деятельность не прерывал до 70 –ти лет. Рассказал мне, что его приглашали в католические соборы исполнять перед верующими Аве Марию Шуберта и Аве Марию Баха. Его исполнение этих шедевров нравилось прихожанам. Детей у него нет. Жене уже 89 лет, и она  не посещает казино, как было прежде.  Выглядит Генри гораздо моложе своих лет, очень подвижен и с большим чувством юмора.
Прошло года  два после смерти “Дюймовочки.”  К моей большой радости,  я вновь встретился с Борисом в автобусе,  который вёз китайцев в казино  River Rock . Он был снова энергичен, доброта попрежнему светилась в его глазах. Пожаловался,  что его русский язык  ухудшается,  так как нет разговорной практики, предложил мне DVD с записями известных опер.  Борис- большой ценитель музыкального искусства. Быть рядом с таким человеком- большая удача.
Уoр Ли – мой друг. Мы с ним 8 лет работали бок о бок  в Еврейском доме. Он был первым китайцем,  которого приняли на работу в Еврейский Дом за последние 10 лет. Там построили новый корпус, трёхэтажный, “Билдинг Ф”, и нужны были новые работники: портеры, медсёстры, помошники медсестёр, технические работники.  Меня взяли на работу в один день с Ли, мы вместе проходили медицинскую комиссию. Он пришёл с каким-то пожилым китайцем, который хорошо говорил по - английски. Ли говорил  на английском намного хуже чем я. Его стали  спрашивать по анкете о здоровье:
- Есть ли у Вас диабет?  Ли, не понимая вопроса, ответил утвердительно.
-Есть ли у Вас гепатит?
 -Да.
-Есть ли туберкулёз?
-Да.
 И так он ответил на все вопросы о болезнях.
Когда он принёс анкету пожилому китайцу, который его сопровождал, тот ужаснулся и бросился к клерку за новой анкетой, которую уже заполнял сам.
 К тому времени, Ли уже имел свой дом, который ему купила  китайская община Сан Франциско.
В Еврейском Доме  его взял в помошники  Джимми Тан,   специалист по полировке полов, который работал в Доме уже давно. Джимми родился на Филиппинах,  владел “тагалог” –  основным языком островного государства. Его жена была филиппинка, а он  -  китаец – “фукенис”. Его родители приехали на Филиппины из китайской провинции Фукен. Кстати, меня  всегда интересовали вопросы дискриминации по национальному признаку. Говорил я на эту тему и с Джимми. Он ответил, что  дискриминация китайцев на Филиппинах существует, были даже погромы. О наличии дискриминации по отношению к этническим китайцам мне рассказывали китайские эмигранты из Вьетнама, Индонезии, Бирмы, трудолюбивые и достойные люди.
Как- то я спросил Уор Ли :
- Как ты сдал экзамен на гражданство, ты же писать не умеешь ?
- А меня попросили написать: Boy and girl go to school.  Я написал и получил гражданство.
Работал Ли прекрасно, нужно было отдавать долг китайской общине за дом . Он устроился на вторую работу  full time, т.е снова на 8 часов в день в госпиталь.
-Когда ты спишь? – спросил я его.
- Я прихожу домой в полночь, а к шести утра – снова на работу.
 И так годами. Я как-то спросил у Ли, кто сегодня мэр Сан Франциско, он не знал. Говорил по- английски через пару лет уже сносно.
 Ли помог устроится на работу в Еврейский Дом множеству китайцев: eго жена, брат, брат жены, друзья его и его брата. Kогда я появился в Еврейском Доме через пару лет после ухода на пенсию, там уже  китайцы вытеснили филиппинцев среди работников низшего звена. Их принимали на работу за трудолюбие, безотказность и неприхотливость. Китайцы, в отличие от филиппинцев, никогда не жаловались, не возмущались и не бастовали.
Я хочу для Вас, дорогие читатели, привести небольшой отрывок из статьи известного русского учёного Владимира Клавдиевича Арсеньева, написанной, примерно, 100 лет назад. Статья называется “Китайцы в Уссурийском Крае”.
“Китаец и русский поселенец, одновременно водворившийся в крае, через год – два живут уже совершенно различно. Китаец сразу же начинает пахать землю, собрав осенью хлеб, на зиму уходит в горы на соболевание. Русский же долго не может освоится, несмотря на то, что получает пособие от казны. Поэтому на второй год новосёл – китаец живёт лучше русского новосёла.
 В характере китайцев есть симпатичные черты: это – внимание к чужим интересам, солидарность  между собою, взаимное доверие и поддержка. Китаец говорит:
- Помоги только одному соседу, тогда жить будет легче, но помоги так, чтобы попавший в беду поднялся на ноги. Маленькая подачка не есть помощь. Если не можешь помочь, то оставь несчастного самого  бороться со своим несчастьем.
В большинстве случаев у русских “хозяин и работник” – два враждебных лагеря. У китайцев – иначе. Я ни разу не видел, чтобы хозяин понукал работника и чтобы работник уклонялся от работы и ругал хозяина.
 Договор у китайцев – святое дело. Он действительно нерушим.”
Арсеньев уверен: у русских «китайцы должны быть только как рабочие, а не как арендаторы». Впрочем, и это не выход: «Русские рабочие конкурировать с китайцами никогда не могут, а между тем прийти на помощь русскому мужику надо». Арсеньев предлагает ввести квоту на китайскую рабсилу и постепенно её снижать; напоминает нынешние споры о гастарбайтерах.
Так написал русский учёный 100 лет назад.
                ВИН ЧУ.
Этот китаец был моим коллегой по работе в Еврейском Доме.
Он эмигрировал из Бирмы, куда его семья, довольно богатая, убежала из Kитая после прихода к власти Мао-Дзе-Дуна. Их дом и собственность национализировали. В Бирме отец купил американский  старый  военный джип и на нём работал. Благодаря этому джипу, Вин Чу хорошо разбирался в машинах и их устройстве, так как джип  ремонтировал его отец с помощью детей. Эмигрировал Вин Чу с женой и двумя детьми.
В Сан Франциско работал автомехаником, жена – медсестрой, купили хороший дом в Дейли Сити. Со временем, стало трудно работать с тяжёлыми деталями большегрузных машин, которые ремонтировались в автомастерской, начались конфликты с хозяином, и он уволился.
Стал ездить в Рино, в казино. Играл в “Блэк Джек”. Выигрывал, проигрывал, привозил домой, иногда, по 3 тысячи долларов. Наконец, нашёл работу в “Еврейском Доме”, портером, прекратил азартные игры. Стал подводить итоги игры в казино. Оказалось, что он - в “глубоком минусе”.
Работа портером – не такая денежная, как у автомеханика, но гораздо легче и с хорошими “бенефитами”. Время обеда, 30-40 минут мы проводили вместе ещё с одним нашим общим другом – филиппинцем Рикки. Его, в отличие от ещё одного Рикки, называли “Рикки-Тикки-Тави”, по имени мангуста из известной детской книжки Киплинга.
Однажды, Вин Чу рассказал нам недавний случай из своей семейной жизни.
 Его дочка с ребёнком жила у него в доме со своим мужем – белым американцем. Вин-Чу попросил этого своего зятя поговорить  по телефону со страховщиком вместо  себя, так как у зятя английский был безупречен, в отличие от английского Вин Чу,
- У меня  нет времени, - ответил зять.
Вин Чу был очень возмущён.
- Он живёт в моём доме уже 3 года абсолютно бесплатно, один раз я попросил его об услуге, и он отказал! Завтра скажу дочке пусть ищет съёмную квартиру!
На свой юбилей Вин Чу пригласил меня и Рикки. Мы хорошо провели время, настало время уезжать. Рикки был прилично “навеселе”. Вин Чу предложил ему поспать в его доме, потом, когда хмель выветрится, уехать.
Рикки отказался. Жил он в Юнион Сити, больше часа езды от Дейли Сити.
 На фривэе забарахлил двигатель машины. Рикки свернул на обочину и остановился. Позвонил сыну, попросил приехать.  К его несчастью, проезжал полицейский, заметил стоящую на обочине фривэя машину.
- Can I help you? – спросил полицейский у Рикки.
Сразу заметил неадекватность  ответа. Выписал тикет на большую сумму.
Рикки было запрещено пользоваться машиной в течение длительного срока, только разрешалось ездить на работу.
Мы продолжали наше общение во время обеденного перерыва.
 И Вин Чу, и Рикки  -  всего на год старше меня, но их жизненный опыт и  знания поражал. Они знали такое, что мне и в голову не приходило.
Например, Вин Чу объяснил мне, почему в Китае  девочкам  стягивали ступни, затрудняя их рост. Связано это с последующим эффектом “вечной девственности”.
Был он недавно в Китае, как турист. Приехал в город, посмотреть на свой фамильный дом. Дом стоит, в нём живут люди, которые не знают, кто строил этот дом. Зашёл с женой в магазин, государственный. Жена попросила скучающую продавщицу:
- Покажите мне, пожалуйста, вот тот столовый сервиз с верхней полки.
- А Вы его купите?
- Не знаю.
-Что я буду зря лазить по лестнице!
Жена возмутилась, и они ушли.  Мне эта “социалистическая торговля” была хорошо знакома.
Я – первый из друзей ушёл на пенсию. На прощанье записал  в последний день работы на магнитофон  пожелания мне на последующую жизнь, иногда слушаю  их живое  слово, становится тепло на душе. К сожалению, с течением времени контакты прекратились, но эти люди всегда в моей памяти, особенно Вин Чу – китаец из Сан Франциско.   
Каждый год  13-го ноября я звоню  Лилиан Синг, поздравляю её с днём рождения.
Каждый год застаю её на новом месте: то в Италии, то в Польше, посещающей Освенцим, то в Китае, в этом году - в Нью- Йорке. Говорю ей на русском:
-Лилиан, я люблю Вас – она отвечает, тоже на  русском:
-‘Владимир, я люблю Вас.
Это- как пароль, значит мы здоровы, всё нормально. 
Такие вот китайцы.
 И ещё:
В мире – полтора миллиарда китайцев.
В Сан -Франциско  - 250 тысяч китайцев.
В Сан -Франциско – самый большой China Town во всей Америке.
В Сан -Франциско – мэр – китаец.
Всё.
Владимир Бердичевский. Сан-Франциско.
Вышла книга Владимира Вердичевского «Трижды еврей Советского Союза»
Для желающих получить книгу  контактный телефон (415)336-8653   Книга содержит 319 страниц, включая фотографии.


               


Рецензии