Новодевичий Канун Часть 3 История повторяется
Согласно летописи: «Лета 7032-го майя в 8 день поставиша Нов монастырь Девичь у града Москвы за посадом».
Монастырь расположен на Девичьем поле в излучине Москвы-реки, близ Лужников, в самом конце исторической Пречистенки.
Новодевичий монастырь посвящён Пресвятой Богородице Одигитрии, что в переводе с греческого означает — «Путеводительница», «Наставница». Так назывался древний образ Богоматери, по преданию написанный евангелистом Лукой и хранившейся в храме Одигон (монастырь Панагии Одигитрии).
Легенда гласит, что в Россию икона попала в середине XI века, когда византийский император Константин IX Мономах благословил ею в дорогу свою дочь, царевну Анну, ставшую женою князя Всеволода Ярославича. Икона стала родовой святыней русских князей, символом преемственности и династической близости Константинополя и Руси. В начале XII века князь Владимир Мономах перенёс икону в Смоленск где заложил храм Успения Богоматери, в котором впоследствии и разместили христианскую святыню. С тех пор икона стала называться Смоленской. Церковное предание приписывает иконе помощь в спасении города в 1239 году от нашествия Батыя.
В 1404 году, последний из Смоленских князей Юрий Святославич принёс икону в качестве вассального дара великому князю Василию Дмитриевичу и икона стала храниться в Благовещенском соборе Московского Кремля справа от царских врат. В это время Смоленск был взят и в нём на 110 лет водворилось владычество литовских князей.
В 1456 году смоляне, под предводительством епископа Смоленского Мисаила, «били челом» великому князю Василию Тёмному с просьбой вернуть им икону. Князь, видя в этом шаге залог будущего воссоединения Смоленска с Москвой решил вернуть святыню. Икону подняли, с крестным ходом вынесли из Кремля и остановились на Девичьем поле у въезда на Старую Смоленскую дорогу, где после прощального молебна отпустили икону в Смоленск.
Великий князь Василий III не забыл свой обет и через десять лет в 1524 году, в благодарность за овладение Смоленском в 1514 году, им была основана Великая обитель Пречистой Богородицы Одигитрии Новый Девичий монастырь с соборным храмом во имя Смоленской иконы. Место для обители было выбрано в излучине Москвы-реки, в трёх верстах от Московского Кремля на Девичьем поле, именно там, где в 1456 году москвичи прощались со Смоленской иконой.
На устроение обители князь пожаловал 3 000 рублей серебром, дворцовые сёла, земельные угодья и даровал ей «несудимые грамоты», которые освобождали монастырь от податей в казну. По его повелению в августе 1525 года из Кремля в «Дом Пречистыя Одигитрии Новый Девичий монастырь» крестным ходом, во главе которого шли сам Василий III и митрополит Даниил, была перенесена Смоленская икона Пресвятой Богородицы. В память перенесения чудотворной иконы был установлен ежегодный праздник с крестным ходом из Кремля в Новодевичий монастырь.
Основание девичьего монастыря Василием III совпадает с его бракоразводным процессом, поэтому некоторые исследователи полагают, что князь «вспомнил» о своём обете именно с этой целью и монастырь предназначался для великой княгини Соломонии Сабуровой. В 1505 году Василий Иоаннович женился на Соломонии Сабуровой. После двадцати лет брака, Соломония так и не родила. В 1523 году Василий Иоаннович добился разрешения на второй брак, а в ноябре 1525 года великую княгиню постригли в Рождественском монастыре с именем СОФИЯ.
Выступавшие против расторжения брака Вассиан Патрикеев, митрополит Варлаам и преподобный Максим Грек были сосланы, причём митрополит впервые в русской истории был лишён сана.
В начале следующего (1526-го) года великий князь женился на юной ЕЛЕНЕ Глинской, дочери литовского князя Василия Львовича Глинского, от коего брака родился ИВАН ГРОЗНЫЙ.
Подобный развод с насильственной ссылкой жены в монастырь оказался беспрецедентным в истории Руси, хотя за первым подобным случаем в следующих поколениях Рюриковичей и Романовых последовали и другие. Он вызвал большое неодобрение в обществе. Псковская летопись гласит:
«В лето 7031 Князь великии Василеи Иоанович постриже княгиню свою Соломонею, а Елену взят за собя. А все то за наше согрешение, яко же написалъ апостолъ: пустя жену свою, а оженится иною, прелюбы творит».
Поселиться в Новодевичьем монастыре СОФИИ так и не пришлось, она закончила свою земную жизнь в Покровском монастыре Суздаля. За праведную жизнь великая княгиня-инокиня была причислена к лику святых и почитается Русской Православной Церковью как преподобная СОФИЯ Суздальская.
Южный придел Смоленского собора Новодевичьего монастыря посвящён мученице СОФИИ, тезоименной святой княгини-инокини Софии, как бы напоминая о семейной драме Василия III.
На игуменство в Новый Девичий монастырь Великий князь призвал из Суздаля «благоговейную и благочинную схимонахиню» Покровского монастыря Елену (Девочкину), которую почитал за святость жития и верил в силу её молитв за княжеский род, вместе с которой прибыло 18 суздальских стариц. Преподобная Елена прославилась как «всеизрядная учительница девственного чина и вождь ко спасению известный» и управляла монастырём до своей старости. В духовном завещании Елена пишет о постигших её болезнях — слепоте и глухоте и игуменьей монастыря называет уже Евникею.
Скончалась в 1547 году и была погребена в монастыре. Точное место погребения неизвестно, приблизительное его место у северной апсиды алтаря Смоленского собора обозначено могильной плитой. Почитание преподобной Елены как святой было установлено при царе Алексее Михайловиче.
10 августа 1999 года после литургии в Смоленском соборе монастыря патриарх Алексий II возобновил почитание преподобной Елены. При Иване Грозном в Новодевичий монастырь поселились его ближайшие родственницы и за обителью закрепился статус придворной.
В 1564 году в монастыре приняла монашеский постриг с именем Александра княгиня Иулиания Дмитриевна Палецкая (Удельная), вдова великого князя угличского Юрия Васильевича, младшего брата Ивана Грозного. Княгиня Палецкая жила в собственных особых кельях с домовой церковью, содержала штат придворных, имела погреба, ледники и поварни. В 1569 году во время опричного террора Иулиания была утоплена по приказу царя в реке вместе с Ефросиньей Старицкой, матерью князя Владимира Андреевича Старицкого Н. М. Карамзин пишет, что она была виновна «может быть, слезами о жертвах Царского гнева».
В 1582 году в монастыре поселяется царевна Елена Ивановна Шереметева (в постриге Леонида), вдова сына Ивана Грозного — царевича Ивана Ивановича. В отличие от Евдокии Сабуровой и Параскевы Соловой, сосланных в далекий суздальский монастырь, Елена Шереметьева находилась в московском монастыре в более почётных условиях, как вдовствующая «царица».
В январе 1598 года, на девятый день после смерти мужа — царя Фёдора I Иоанновича из Кремля в монастырь переселяется его вдова — царица Ирина Фёдоровна Годунова (в иночестве Александра), являющаяся в то время единственной наследницей престола. Её уход в монастырь был равносилен отречению, но монастырь на несколько месяцев становится резиденцией главы государства: царица-инокиня продолжает принимать доклады бояр и подписывать указы. Вместе с ней за стенами монастыря укрывается и её брат — Борис Годунов. Трижды на Девичье поле приходили бояре и народ под предводительством святителя Иова просить Годунова на царство.
Александр Пушкин КРЕМЛЕВСКИЕ ПАЛАТЫ (1598 года, 20 февраля) Князья Шуйский и Воротынский.
Воротынский
Наряжены мы вместе город ведать,
Но, кажется, нам не за кем смотреть:
Москва пуста; вослед за патриархом
К монастырю пошел и весь народ.
Как думаешь, чем кончится тревога?
Шуйский
Чем кончится? Узнать не мудрено:
Народ еще повоет да поплачет,
Борис еще поморщится немного,
Что пьяница пред чаркою вина,
И наконец по милости своей
Принять венец смиренно согласится;
А там — а там он будет нами править
По-прежнему.
22 февраля 1598 года, после благословения сестры, в Смоленском соборе монастыря Борис Годунов принял избрание на царство.
А Годунов всё ходит-ходит-ходит.
И думу страшную всё думает свою.
И что с Россией делать? Неподсудна
Ни времени, ни мнению людскому.
А червь уже забрался и точит
Материю нежнейщую. Сочит
По капле кровь ея. И смута зрит драконом.
И фыркает в подклети сволота,
Забравшая себе водила власти.
Уже остыло чувство нежной страсти.
Душа давно уже не молода.
И, мнится мне, решения суда
Над миром не в моей уж власти.
Но мир сейчас рассыпался на части,
И нет скрепы надёжней и сильней,
Чем доброты нежданное участие
Наивной верой собранных людей.
Свидетельство о публикации №213100901888