Солнце незакатное
Из цикла «Люди и судьбы»
Заслуженный художник России Алексей Ратников в своих рабочих дневниках писал: «Я считаю, что если человек сам для себя ответит на главный в жизни каждого вопрос – зачем живёт человек – то и сам он, и все люди быстрее смогут устранить бесконечное множество того, что мешает нормально жить и радоваться жизни». Зачем живёт человек? Каково его предназначение? Творчество ногинского живописца посвящено решению этих вечных вопросов. И ответы на них можно прочесть в немеркнущих с годами картинах художника.
Алексей Ратников родился 24 марта 1926 года в деревне Гаврилово Ногинского района Московской области. В 1932 году их семья переехала в Ногинск. Детские годы, проведенные в сельской местности, навсегда запали в юную душу будущего художника и научили его любить природу, воспитали поэтическое отношение к мирозданию. В одном из последних интервью он признавался: «Мои корни в старой довоенной деревне. Я вижу красоту в капле дождя на бревенчатом срубе. Ту же самую каплю на панели не ощущаю…»
Став уже зрелым мастером, Алексей Михайлович в погожие дни покидал мастерскую и срывался в родную деревню. Иногда целый день бродил по окрестным лугам, полевым дорогам, вспоминал довоенную сельскую улицу, пруд за околицей. Деревенский дом, где родился живописец, пребывал в сносном состоянии, только жили в нём другие люди.
«Проходя мимо него, - вспоминал художник, - ощущаю, как что-то остро-щемящее и в то же время тёплое наполняет сердце. В деревне ведь каждый дом на свой лад, как-то по-особому смотрит глазницами окон на мир. В своем окне я узнаю задумчиво-грустный взгляд то отца, то матери. И себя мальчонкой вижу…»
Ратников в такие благие дни набирался творческих сил и возвращался в город одухотворенный…
Алексей рано угадал свое призвание. После занятий в школе мчался в изокружок Дома пионеров. Занятия в нём вела Антонина Степановна Серапионова - блестящий педагог, влюбленный в своё дело. Но в июне 1941 года грянула Великая Отечественная война и учеба прервалась. Мечты юности о возможности с помощью кисти рассказывать о своём понимании красоты и гармонии мира Алексею пришлось отложить до лучших времён.
Ушедших на фронт мужчин в тылу заменяли быстро взрослеющие подростки. Алексей стал работать помощником мастера на Ново-Ногинской ткацкой фабрике. Ему было девятнадцать лет, когда его наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
«Эти трудные годы, - вспоминал позднее мастер, - были для меня университетом жизни».
Мечту стать художником, которую Алексей продолжал лелеять в своей душе, военные годы не убили. В 1945 году он поступает в Московское областное художественное училище памяти 1905 года. В то время он увлекался не только живописью, но и театром. Поэтому поступил на театральное отделение училища. Дипломные эскизы Ратникова для оформления спектакля А.Н.Островского «Гроза», с которыми он защищался в 1950 году, вызвали восторг у членов экзаменационной комиссии. Они свидетельствовали о крупном художественном даровании дипломника, о его мощном потенциале. Не случайно выпускнику училища сразу же предложили принять участие в экспозиции восстанавливающегося в то время музея И.С.Тургенева в Орле. Ратников сделал для неё несколько графических листов. В родовой усадьбе-музее Тургенева в Спасском-Лутовинове Ратников сделал несколько графических работ для иллюстрации «Записок охотника».
Художник не может творить в скорлупе узкого миросозерцания. Алексей Ратников с увлечением ездил по стране и общался с разными людьми. Работал в геологической экспедиции в Сибири, помощником шкипера на озере Байкал, плавал по Печоре, Унже, бывал у целинников Алтая, Казахстана, строителей Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Он писал этюды на просторах Волги, Камы, Белой, часто бывал в деревнях пленившего его Вологодского края. Чарующим источником вдохновения для художника оставалась природа родного Подмосковья.
Алексей Михайловича умер от инфаркта 9 июля 1984 года. Кажется, это был четвертый сердечный удар. Мастеру в то время было 57 лет.
- Я до сих пор ощущаю горечь от этой невосполнимой утраты, - говорит заслуженный художник России Александр Хопкин, автор мемориальной доски, установленной в марте 1986 года в честь памяти А.М.Ратникова на стене ногинского Дома художника. - Я считаю общение с Алексеем Михайловичем бесценным подарком судьбы.
Люди творческого склада не умеют себя щадить. Они горят, пока живы и, увы, иногда быстро сгорают. Они словно сжигают себя на жертвенном костре. Сиянием своего творчества они зовут людей к добру, свету, нравственной чистоте и духовной гармонии. Алексей Михайлович, кстати, любил повторять строки рано угасшего поэта Николая Рубцова: «Горишь, горишь, как добрая душа, горишь во мгле – и нет тебе покоя…»
Животворные семена, которые при жизни заронил Ратников в души молодых в то время художников Александра Хопкина, Сергея Лапшина, Вячеслава Беляева, Игоря Горбунова, Фёдора Махонина и других известных ныне ногинских художников, дали хорошие всходы.
Творческую эстафету отца подхватила его младшая дочь Ольга, которая тоже стала художником. Ольга Алексеевна бережно хранит всё, что касается творческого наследия отца, включая его дневники. Дневниковые записи Ратникова изобилуют интереснейшими наблюдениями и поражают глубокими мыслями. Некоторые из них, пожалуй, выражают творческое кредо художника. Например, такая мысль: «Художник – это способность увидеть мир и рассказать о нём сердцем». Или, такая: «Пишут не забор, дом, снег, лес, небо, землю и т.д., а пишут солнце». А вот его рассуждение: «Работа художника – это разговор о чем-то… Языком каким?.. Понятным, ясным, простым и если хотите – русским. Русским – человечным, добрым, доступным, реалистичным».
И именно таким – простым и доступным было всё творчество Алексея Ратникова. Вспомним хотя бы его триптих «Русская» - картины «Мать», «В жизнь», «Горько!».
- Об этих полотнах можно говорить часами, - говорит Александр
Хопкин. - Это же философские вещи, пронизанные глубоким осмыслением жизни народа. И одновременно они очень доступны для понимания простого человека. Коснёмся центральной картины этого цикла под названием «Мать». Художник представляет нам образ пожилой деревенской женщины, севшей отдохнуть в душистом разнотравье на летнем лугу. Чувствуется мудрый и добрый взгляд этой женщины, направленный как бы внутрь себя, в думы о прожитой жизни. Она много потрудилась на своем веку. Об этом свидетельствую ее руки – большие, узловатые, корявые, но одновременно сильные и ласковые. На ее левой руке – вдовье кольцо. Значит, ей пришлось одной поднимать детей, хлебнуть горя. В этом образе художник отразил судьбу многих русских женщин и матерей, переживших тяготы Великой Отечественной войны, разлуки с мужьями и сыновьями, годы невосполнимых потерь самых близких людей. И вот позади трудная, но честно прожитая жизнь. Старая женщина сидит на лугу и, очевидно, вспоминает минувшие годы. Фартук ее осыпан ромашками. У нее уже есть и внучка. Потому что рядом лежит на траве белое детское платьице и кукла. Внучка, наверное, носится за бабочками по летнему лугу. Это она нарвала и принесла бабушке ромашки. И на полотне мы видим не просто старую женщину, которая, отдыхая, сидит на лугу, залитая лучами летнего солнца. Ее образ олицетворяет собой смысл жизни, символизирует её непрерывность, которая невозможна без самоотверженной заботы о будущих поколениях, без любви и доброты, силы и стойкости в борьбе со всеми невзгодами и хмарями.
А какая духовная мощь таится в картинах Ратникова «До третьих петухов», «Припевки», «О том, о сём», «У походного костра» - это же настоящие энциклопедии жизни! Портреты поколения. Созданный в 1968 году портрет Виктора Павловича Ногина кисти Ратникова долгое время украшал здание ногинского горисполкома. Не забываемы и его пейзажные полотна «Северный мотив», «Мокро», «Морозит», «Снег сошёл», «Голубая тишина», «Край Вологодский», «Неделю дожди» и другие. Как они сделаны? Многие искусствоведы отмечали удивительный колористический дар художника и пытались разгадать феномен «ратниковского мазка». По живописному стилю, манере исполнения, продуманной композиции и чётко выраженной в картинах ёмкой мысли, работы Ратникова настолько индивидуальны, что на любых всесоюзных или зональных выставках их невозможно было спутать с полотнами других художников. Алексей Михайлович писал свободными и ликующими мазками. В отдельных работах краски у него приглушенные, но они будто тлеют изнутри. Цветовой строй в его полотнах играл звучную эмоциональную роль. А какой душевной искренностью и теплотой наполнены его многочисленные этюды? Каждый из них – настоящая жемчужина!
2011
Свидетельство о публикации №213100901892