Смерть крестьянина

Памяти моего деда – Дедкова Степана Ивановича…

         Неприятности шли одна за другой. Дедова корова не могла отелиться. Несколько дней она отчаянно мычала. Кроме того у деда последние дни страшно болела голова. Как будто стальной обруч сжимал виски. Но сегодня утром дед проснулся на удивление свежим и бодрым. Казалось, кто-то толкнул его и этим толчком, как приказом, поднял с постели.
 – Вставай, крестьянин, на работу! Быки голодные стоят! –  пропел дед, проснувшись.
 – Что это ты сегодня поешь спозаранку? Хорошее что приснилось? –  спросила деда баба.
– А я сегодня умру! – вдруг серьезно сказал дед. Затем он пошел к  больной корове в хлев, а его жена задремала…
            Через час баба проснулась с непонятным ощущением тревоги. В груди было холодно и колюче, дурное предчувствие стесняло дыханье. Баба пошла в хлев, где на пороге обнаружила деда. Он лежал беспомощный, большой  и неподвижный. Баба пошла звать соседей. Затем приехала скорая и отвезла деда в районную больницу. У деда случился инсульт. Его корова в хлеву отелилась, но умерла…
            Когда деда несли на носилках в палату, он было очнулся и спросил: «Куда это вы несете меня?» Но потом дед забылся. Не приходя в сознание, он скончался ровно через семь дней. Смерть случилась во сне. Смерть была легкой.
           Смерть была легкой, но последний год жизни деда был мучительным. Его сын Сергей попал в больницу. Затем у деда обнаружили рак. Предстояла операция и химеотерапия.
           Осенью я увидел деда после больницы. Он был худ, лицо его было землистого цвета, руки слабые, а голос тихий.  В марте я увидел живым деда в последний раз. Он немного посвежел и округлился. Можно было подумать, что болезнь отступала, но руки и ноги деда уже начинали сильно болеть. Это значило, что по телу пошли метастазы…
            … Дед лежал в гробу задумчивый и строгий. Дочь Ольга, моя мать, читала Псалтирь. Горели свечи. Родня плакала и молилась.
            Утром пришел священник отпевать усопшего. Занавески на окнах были чистые и своей белизной резали глаза. Шныряли сквозняки. Зеркала по обычаю были занавешены.
           Кладбище находилось напротив дома. Прямо через поле в леску начинались могилки. Дед незадолго до смерти пошутил: «Раньше я жил напротив кладбища, а скоро буду жить напротив дома». Увы, эти слова не могли не сбыться…
            Близкие родственники несли в гору гроб. За ними следовали соседи и знакомые. Даже кот деда пошел попрощаться со своим хозяином. Кот вместе со всеми преданно шел в гору до самой могилы… Стоял март. Было сыро, и дул сильный ветер. Но когда стали опускать гроб в могилу, ветер неожиданно смолк, а деревья и кусты замерли. Так природа вместе с людьми прощалась со Степаном Дедковым, русским крестьянином, тружеником земли.
            Деда похоронили, на могиле поставили крест, а кот всё ходил и ходил по дому, ища и оплакивая своего хозяина. Больше недели отказывался кот от пищи. Холодный мартовский ветер безжалостно стучал в окна осиротевшего дома. Ни кот, ни дом, ни земля так и не могли забыть своего хозяина…

                3 октября 2010


Рецензии