Ходжа Насреддин и тетя Соня

               
Герой коротких юмористических миниатюр и анекдотов, фольклорный персонаж Востока Ходжа Насреддин рассказывал, что однажды его пригласили в гости. По обыкновению, одев свой повседневный, несколько поношенный халат, он пришел на угощение.

Известный в народе, как шутник и балагур, острый на словцо он, тем не менее, был уважаемым человеком. Но многие гости не знали его в лицо и, увидев человека  в поношенном халате, не стали с ним разговаривать, даже отвечать на вопросы.

В следующий раз Насреддин пришел в гости в роскошном, расшитом золотыми нитками халате. Не успел зайти в дом, как многие приглашенные повыскакивали навстречу и стали предлагать свои места. Каждый хотел ближе познакомиться с незнакомцем, пытался заговорить или обратить на себя внимание.

Ходжа Насреддин уселся на место, не считавшееся почетным для достойного гостя. Он придвинул к себе тарелку с  пловом  и стал тыкать в него рукав своего роскошного бархатного халата. При этом он приговаривал:

-Кушай, халат, кушай…

Я вспомнила эту притчу, когда оказалась свидетелем одного перерождения.

Однажды я пригласила гостей. Среди них была давняя знакомая, соседка еще по старому дому  тетя Соня. Я давно ее не видела, с тех пор как переехали. Идея пригласить тетю Соню возникла, когда по телевизору посмотрела передачу о старых одиноких  людях. Я вспомнила свою соседку. В последнее время тетя Соня жила одна. Дочь уехала в Россию искать счастья, оставив мать на попечение соседей.

И вот в назначенный день пришла, нет, явилась тетя Соня. Честно признаться, я думала, что тетя Соня  придет сгорбленная, с клюшкой в руках, еле передвигая ноги. Мыслимо ли – 80 лет!

Однако…  На пороге стояла  бабуля - не бабуля, что-то между пожилой и старой женщиной.

-Здравствуй, милая! Я так давно тебя не видела! Спасибо, что уважила старость, пригласила! – тетя Соня выпалила три предложения на одном дыхании и, замолчав, уставилась на меня. Именно уставилась, взглядом напоминая филина.

В первую минуту я ее не узнала. Передо мной стояла бравая старушка. Макияж на лице был потрясающий для ее возраста. Она не пренебрегла тушью для глаз, карандашом, яркой губной помадой, которая едва зацепила узкие полоски губ.  А одета… Боже, она была одета в яркое, крикливое, но, как ни  странно, нисколько не придающее ей смешной вид. Длинные бусы из жемчуга, еще с советских времен, были завязаны в морской узел на высохшей груди, а морщинистые  уши украшали большие жемчужные  сережки. Так одевались женщины в 50- х годах, знаю по старым фотографиям и картинкам журналов.

Я молча разглядывала ее, а она позволила восхититься собой.

-Тетя Соня, я вас не узнала, - наконец пришла я в себя. – Вы так похорошели. Поделитесь секретом. Если доживу до ваших лет, тоже хочу так выглядеть!

-Милая,- назидательно произнесла тетя Соня, снимая обувь, однако на очень низком каблуке. – Вот когда тебе будет не 85, а где-то 65, ты сама все поймешь.

Позже, когда наши посиделки подходили к концу,  тетя Соня вошла на кухню, где я заваривала чай.

-Как жаль, Тетя Соня, что мы не смогли поговорить с вами по душам. Много народу, за гостями надо ухаживать и не нашлось минутки, чтобы посидеть, просто поболтать.

-Я не обижаюсь, милая. Что ж,  не  понимаю что ли…  – Тетя Соня присела на краешек табуретки.

-Сядьте на стул, удобнее будет, - предложила я.

-Старые привычки. Всю жизнь у нас на кухне стояли табуретки. Привыкла. Плохая вещь, привычка. Вот только к одному человеческому качеству никогда нельзя привыкнуть. Продолжают встречать по одежке. Ты же меня помнишь – чтобы красить губы помадой или навешивать на себя бижутерию – никогда!  Да и в советское время это смотрелось нескромно. Себе такое могли позволять только артистки да еще генеральши.   Но дело даже не в этом. Когда человек состарится, молодежь с ним даже разговаривать не хочет. Переходит на «ты», типа, шла бы ты домой, бабуля. Давай, бабуля, через дорогу переведу и все такое. С мнением твоим не считаются. И тогда я решила украсить себя, как новогоднюю елку. Сработало!  Уважать стали.  А ведь в свое время  я была начальником почтамта, и под моим руководством работало 150 человек.  А когда вышла на пенсию, на лице появились морщины, оказалась, что называется, по другую сторону жизни. Поэтому я стала изобретать методы  внедрения в молодежь. И нашла.  Теперь со мной общаются, не тыкают!

Насреддин был мудрым человеком…


Рецензии
прелесть,джони ман! Мой сын 20 лет назад в Душанбе говорил:никогда,ни в каком возрасте никто не посмеет назвать мою маму бабкой. И ведь прав оказался! Мне скоро 64 года,я горжусь высоким званием бабушки(моей внучке-5 лет),но бабкой не назвал ещё никто! Смотрите,Нора,мои фотоальбомы "Работа" и "Семья"-всё поймёте.

Вера Дейниченко   11.10.2013 16:30     Заявить о нарушении
Обязательно посмотрю. Бабушкой стать - не просто почетно, но чудесно. Не каждый может дожить до возраста, когда может сжать ручку своего внучка, не каждый в силу разных причин может рассчитывать на сладкое слово "Бабуля". Согласитесь, Восток в плане воспитания детей и уважения к старшим отличается от многих стран. Здесь пожилую женщину не обзовут бабкой, а скажут холачон, уступят место, таксисты за полцены довезут до дома, в маршрутке, видя пожилую женщину, не спросят денег. Но сейчас мир становится жестоким. Дай Бог, чтобы ценности предков сохранилось на долгие года. Спасибо.

Элеонора Касымова   12.10.2013 06:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.