Юк-25 7, станция чашкан

      Есть в Оренбургской области Соль-Илецкий район,а там есть весьма чудесная в самом отрицательном смысле этого слова станция ЧАШКАН,в которой расположена была колония общего режима,ЮК-25/7.   В принципе,как и многие другие колонии нашей могучей страны,она ничем не была известна,а я познакомился с ней летом 1985 года.  Пришел в нее этапом из Оренбургской тюрьмы,я думал,что мало есть на свете мест,которые могут быть хуже,чем тюрьма славного города Оренбурга,но я ошибался и при том,очень сильно!  От места стоянки "столыпина" до самой колонии нас конвой вел пешком,мы -примерно 30-35 человек,все из Краснодарского края.       Прочитав,это,многие скажут,-"нашел о чем писать,уголовник,а хвалится",но я скажу,большая часть россиян,каким либо способом касалась тюремной темы.У одних родственники сидят,другие сами попадали под статью,но каким нибудь боком касались!! То,что пишут сценаристы фильмов и писатели типа всем известного Шитова(написавшего "Собор без крестов" и прочее),это написано только для тиража,и мало имеет общего с тем,что действительно происходит за колючей проволокой,а народ смотрит,читает и большинство обывателей,которых самих тюрьма не коснулась,думает,что "написанному верить!".  ГЛУПОСТИ! Ничего общего в то время,впрочем как и сейчас нет!   Так вот,прибыли мы к воротам лагеря,по сложившейся там "традиции" нас "встречал" сам начальник колонии полковник внутренней службы Семьян. Он в краце куда мы прибыли,чем мы будем заниматься,и что с нами сделают если мы будем плохо исправляться! Все это было сказано с использованием идиоматических выражений и для особой доходчивости подкреплено весьма не двусмысленными жестами и телодвижениями! Мы внимательно выслушали хозяина,но даже та ,красноречивая речь,как мы потом убедились не могла передать того,что потом происходило!    Не все можно передать словами!  Нас провели в ШИЗО( штрафной изолятор) где отобрали все что можно было только отобрать,помыли. Вот о мытье стоит поговорить особо,весьма экстримальное мероприятие. Нас раздетых завели в помещение ,которое даже отдаленно не напоминает помывочное помещение. Из ржавых труб с усилием потекла вода,которая была ниже комнатной температуры,все видя,что ничего более теплого из труб не потечет начали усиленно мылиться хозяйственным мылом. Вдруг,вода внезапно кончилась,а за запертой дверью,послышался идиотский смех. Воду выключил дневальный ШИЗО-ПКТ Тимоха(тоже из зэка,но он числился в хоз.обслуге). Когда весь прибывший этап начал шуметь снова потекла вода,с горем пополам смыли мыло. Основной принцип мытья состоял в предложении,-"ВАС ПРОСТО ПРИВЕЛИ В БАНЮ,НО ВАМ НИКТО НЕ ОБЕЩАЛ МЫТЬСЯ!". После переодевания и перемещения в карантинное помещение,нас стали вызывать на беседы все кому в тот день было скучно,-оперативники(почему то все опера носили одну фамилию Войтин),режимники,воспитательный отдел.  Поразвлекавшись таким способом мы и не заметили как прошла большая половина дня,и нас повели в столовую,на ужин. В такой суете прошел день. Вымотавшись мы на силу дождались отбоя. Потому что,то,что готовил нам следующий день было еще интересней. Утром,после приема пищи,нас посетил Нач.Оперативного Отдела майор Фролов,который пояснил,что до обеда у нас "развлекуха" ,именно: "Сейчас все получат инструмент,и идут за старшим наряда,и делают все,что он говорит! А кто очень умный пойдет за мелюстиновый забор,т.е. в Шизо!"  Перед КПП,нам всем выдали желеты ярко оранжевого цвета.На спине каждого жилета черной краской был нарисован круг с девятной по средине.   Разбив нас на группы,стали заводить на запретку с тяпками и граблями,нужно было не столько всполоть и граблями обработать КСП,а тут работал психологический фактор,- поломать! Мы стояли с земляком,Анатолием Александровым из стан. Анастасиевской ,когда к нам подошел прапорщик и сообщил,что нам срочно нужно идти с ним,и мы пошли,когда мы вошли в КПП,то нам вручили 40 литровую кастрюлю,и сказали,что нужно принести 10 полных кастрюль. Мы начали таскать,но сколько "приятных" слов слышали вслед,как будто таскать кастрюли с водой можно каким нибудь иным способом,но это было лучше,чем с тяпкой или граблями на запретке.  Всякими "интересными и очень полезными" делами мы занимались две последующие недели,пока не пришло время распределения по отрядам. И вот настал день распределения,нас разобрали как товар и развели по отрядам,меня занесло в первый отряд. В принципе было все хорошо,за исключением того,что работа,которой мне пришлось заниматься была несколько для меня "неинтересна". Я должен был плести сетку "рапицу",3 дня "ученические",а потом будь добр выдавай норму выработки- 70 метров,7 рулонов по 10 метров каждый. И в первый же день,я "поймал" спираль в палец,все получилось мгновенно,в руку ударила проволока и начала вкручиваться в палец,и пока ровно метр станок не выгонит . Подошли "специалисты",те кто знает,что делать в подобной ситуации,и "откусив" проволоку возле пальца повели меня в каптерку к сменному мастеру Варламову. Там дали покурить,а потом пока трое меня держали,один выкрутил проволоку из пальца. Ощущение непередаваемое!! Вот так началась моя трудовая деятельность в пром.зоне. У меня появился какой то непреодолимый страх перед станком,я не мог плести эту сетку,следовательно,я не выполнял норму выработки,начались репрессии,а именно,перед выводом с пром.зоны,всех таких "стахановцев",со всех отрядов и бригад отлавливали и закрывали в специально сделанной для этого клетке. На клетке было написано:" ПОЗОР ЗАХРЕБЕТНИКАМ И ТУНЕЯДЦАМ!!!" И вот когда вся смена строилась и выходила с промки мы там стояли,и вероятно по мнению начальства,стояние в обезьяннике должно как то стимулировать нас к трудовым свершениям! Но только злило,а производительность не росла!  В жилой зоне всех "ЗАХРЕБЕТНИКОВ" приводя в столовую на прием пищи усаживали за столы стоящие на сцене,под плакатом того же содержания. Кормили отдельно,все вареное на воде "из жиров,-только соль",как шутили мы между собой! Не кривя душой мед.сан.часть этого учреждения была забита зэками с дистрофией,потому что питание было отвратительным! Когда приходила очередь идти в столовую в наряд(как раньше ходили в армии),то лично сам я видел,как в цеху где чистили и резали порционно селедку,осужденный Смирнов сьел столько молоки и икры,что потом от выпитой воды отек так,что резали сапоги,чтобы снять. У меня вес при пониженном питании составлял ,при росте 176 см.,-54-56кг. В общем было весело!  Почти весь,хоть и небольшой срок который я провел в ЮК-25/7 Я БЫЛ ГОЛОДНЫМ как и многие другие,просто взять было негде. Вот большинство думают,что так Вам и надо уголовникам проклятым! А никто не думал,и не думает что в любой момент,у нас к стати страна,власть такая,что любой может оказаться в местах лишения свободы! Наехал на кого то,защитился не правильно,с ментом связался в драке и сидишь потом и думаешь:"А как это меня угораздило!??". Я за свою жизнь в тюрьмах видел многих людей,которые в страшном сне не видели себя в тюрьме,а пришлось сидеть! На 7 ке почти каждый квартал проходили суды по ст.188" Злостный нарушитель режима содержания",попадали под эти суды за систематическое не выполнение нормы выработки,2-3 посещения ШИЗО и один ПКТ,и считай,что ты счастливый обладатель билета на "КРЫТУЮ",вместо колонии будешь "париться" в тюрьме. А тут произошел случай,который несколько изменил мои посиделки,а так же срок. В пром.зоне были хоз.работы,на свободе называют этот идиотизм "субботником",хотя проходил он постоянно в пятницу. Много в колонии было казахов,и они пытались навязать свое всем. Нужно было катать полутора тонные бухты с проволокой из вагонов в цеха. А они типа того,что "вы русские вы и катайте",на этой почве произошел конфликт,притом массовый,на меня "поехал" Мамбетов,вот мы с ним сцепились,бились не по детски,потом я почувствовал удар в бок,что то теплое потекло по колену,я еще не знал,что он меня ударил "заточкой" в левый бок. Драка продолжалась,и тут мне в руку попал кусок от шлифовального камня,вот этим камнем,я и отделал Мамбетова по голове так,что если бы лицо от рождения у него не было плоским,то голова бы пролезла в песок по шею,он притих,я встал а до самого сапога вся нога была в крови.Вот только потом я понял все. Со сьема всех,кто принимал участие в драке повели в изолятор,но только почему то ТОЛЬКО РУССКИХ,а казахов отпустили. Вот тогда я первый раз серьезно задумался о том,что не выгодно быть русским иногда,а сейчас  каждый день русских унижают у себя же в стране! Зам.полит подполковник Насибуллин запретил меня перевязывать. Зато сокамерники сделали все что могли.Все русские в ПКТ "сидели" на фунту,т.  е.  400 гр. хлеба в сутки  ,а допустим в обед 250 гр. супа,10 гр. каши сваренной на воде. Питание супер диетическое!!! Мы просидели 2 месяца потом, мне добавили срока 2 года за безвременно покинувшего этот мир Мамбетова и еще 4 человека вместе со мной были отправлены на профилактику в крытую в город Златоуст. Но это уже другая история. Вот так отбывал я наказание в ЮК-25/7 в ЧАШКАНЕ ! Хорошего мало,но зато в памяти осталось на всегда.               


Рецензии