ЧУМА, ОНА И ЕСТЬ ЧУМА

Если бы человек мог предполагать, что действия его, на первый взгляд незначительные, могут привести к страшным, опустошительным, последствиям, унесшим миллионы человеческих жизней, он, наверное, не был рабом мимолетных непродуман-ных желаний.
В 1353 году татарские кочевья в Причерноморье постиг джуд (гололедица). Начал-ся массовый падеж скота, люди голодали. Чтобы спастись от голода татары  продавали своих детей генуэзцам. Генуэзцы с удовольствием скупали девочек и мальчиков для продажи их в рабство, в расчете на получение больших барышей. Узнав об этом, хан Орды Джанибек страшно возмутился. По татарским понятиям получение рабов в виде военной добычи было справедливо, но наживаться на несчастье соседа в мирное время считалось аморальным. Войска Джанибека осадили сильную генуэзскую крепость Кафу (нынешняя Феодосия) Генуэзцы имели флот, у татар его не было. Долго обстреливали стрелами татары осажденных. Пробовали пускать стрелы, обмотанные горящей паклей, изредка удавалось поджечь какое-то строение за крепостной стеной.. Клубится дым, пламя растет, несутся тучи, несут дожди. Залило дождем горящее… и все!
Крепость для татар была практически неприступной. Сам по себе Джанибек  был незлобным человеком, но он становился страшным, если, что-то, становилось попек его желаний. По приказу Джанибека катапультой на территорию крепости был заброшен труп, погибшего от чумы. Болезнь страшная, все испепеляющая  спустилась в Кафу, кося всех без разбора. Десятками уносила болезнь людей, каждую ночь и каждый день. Зачумленные дома заколачивали досками, живых вместе с мертвыми. Поредели ряды осажденных, оставили они Кафу и отправились в Геную, по пути сделав остановку в Константинополе. И пошла гулять чума, да еще как гулять! Помогло чуме великое переселение несметных полчищ крыс, случившееся в том году. В Европе  чума унесла более половины всего населения. Докатилась чума тогда и до Москвы, но пришла она не с юга, а с востока.

Предвидеть должен Джанибек,
Чуму в Кафу подбросив,
Что слаб пред нею человек,
Чума подряд всех косит.

Всех, без разбору, не щадит,
Ни малых и ни старых,
У смерти сердце, как гранит,
Не знает про усталость.

Кафа оставлена врагом,
И Джанибек доволен,
Изгнал врага, а что потом?..
Не медик он, а воин.

Ну, а чума гулять пошла,
Добралась до Царьграда,
Быть может, дальше б не пошла,
Да вот беда, досада…

Миграция случилась крыс
Из Азии в Европу;
И слуги смерти понеслись,
Не нужны крысам тропы.

Чума Италию прошла,
До Франции  добралась,
Потом в Германию пришла,
Недолго задержалась,

На север двинулась на Русь,
По Пскову славно погуляла,
Царят отчаянье и грусть,
В  Москву чума попала.


Рецензии