Подвиг веры

"Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни" (2Тим. 6:12).

"В жизни всегда есть место подвигам" — этот лозунг ориентирует людей на героические поступки. Достойно сожаления то, что зачастую подвигом называют убийство ближних на поле брани. Более возвышенно понятие подвига, связанное с жертвенным спасением людей подчас даже ценой своей жизни. В этом смысле Христос охарактеризовал подвиг самоотречения и самопожертвования следующим образом: "Нет более той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих".
Сохранилось второе письмо апостола Павла к Тимофею, написано в тюрьме — накануне смертной казни и являющееся в какой-мере итоговым: "Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил". Тимофей был уроженцем города Листра. Его мать и бабушка были глубоко верующими людьми. В апостоле Павле Тимофей также видел высокий образец веры. Однажды в Листре Павла избили до потери сознания и вынесли за город, почитая мёртвым. Последствия этой тяжёлой, как сейчас говорят, черепно-мозговой травмы, беспокоили его всю последующую жизнь. Он рассматривал её как "жало в плоть", предназначенное ему во благо. Ради Христа, проповедуя Евангелие, апостол Павел отрёкся от многих привилегий, отказался от всех благ, всё почитая за сор. Это уже было подвигом, предварительной проверкой на прочность. Но главный экзамен его ожидал впереди.

Как известно, потребность в совершении подвига возникает в критической ситуации. И подвиг — не просто героический поступок. В частности, подвиг веры — это решительный сдвиг с мёртвой точки. Это сдвиг горы сомнения, нерешительности, оцепенения. Сдвиг прежде всего в сознании человека, сопровождающийся сдвигом в поведении. Подвиг требует чрезвычайной мобилизации воли и сил, и связанный с преодолением необычайных трудностей. Старославянское слово "подвиг" означает: потрудиться, совершить дело.

Вспомним несколько примеров, раскрывающих сущность духовного подвига.
В жизни Давида был совершён великий подвиг — победа над Голиафом, но ему предшествовал подготовительный период. Давид прошёл благочестивую школу подвижничества, научившую его "верности в малом". Он пас стада овец. И бывало лев или медведь пытались похитить овечку из стада. Юноша мужественно бросался на хищника и, догоняя, сокрушал его и отнимал овечку (1Цар. 17:34-36). Кто-то скажет: а стоило ли так рисковать? Есть ли смысл подвергать свою жизнь смертельной опасности из-за какой-то одной овечки? Стоит ли разменивать человеческую жизнь на такую мелочь?

Один ценой жизни спасает знамя на поле битвы. Другой — погибает, выводя горящий комбайн из огня. Третий — бросается в ледяную воду, чтобы вытащить оттуда тонущего ребёнка. Рационалисты возражают: надо рассчитывать, что дороже.
Известен случай, когда грузинский профессор Жордания, отдал свой спасательный жилет маленькой девочке из Турции, когда тонул упавший в море самолёт. Она одна — безбилетная — оказалась без средства спасения. И профессор, не считаясь с тем, что его жизнь дороже для многих людей, чем жизнь этого начинающего жить ребёнка, пожертвовал собой ради её спасения.

Там, где начинаются холодные расчёты — соизмерима ли наша жизнь с чьей-то, мы никогда не решимся на подвиг. И с другой стороны — на что способен человек, живущий с мыслью, что его жизнь дороже всего остального? Сможет ли спасти овечку, котёнка или ребёнка тот, кто в решительное мгновение — перед тем, как пойти на риск — начнёт считать: что сколько стоит? Ради чего есть смысл жертвовать собой, а ради чего нет? Безусловно, такой человек и ребёнка из огня не вытащит, поскольку считает, что его жизнь дороже всего.

Разумеется, люди, идущие на подвиг, ценят свою жизнь не меньше, чем другие. По в их понимание цены человека, в том числе и собственной цены входит понятие выполненного долга. Они считают долгом спасти ближнего, а смертелен или не смертелен риск, на который идёт человек, чаще всего выясняется потом, когда уже всё совершилось. Иногда риск оказывается не таким смертельно опасным, как кажется в первую секунду, иногда — наоборот. И вся трудность в том, что степень риска нельзя взвесить на точных аптекарских весах. Когда время не ждёт и надо — или рисковать,  или нет, тот, кто слишком долго размышляет над мерой риска, упускает шанс совершить подвиг. Если бы Ной, Авраам, Моисей, апостол Павел долго размышляли — стоит ли повиноваться Богу или это не выгодно — они вряд ли бы стали героями веры.

Авраам, например, услышав повеление Божье, повёл Исаака на гору. Апостол Павел немедленно повиновался Христу. Матфей, Пётр, Иоанн сразу же последовали за Ним.
Верою Давид победил Голиафа. Он отказался от доспехов Саула. Вера не побеждает мир оружием, взятом напрокат. "Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? Сия победа, победившая мир, есть вера ваша" — пишет апостол Иоанн.
А Гедеон с тремястами воинами без веры разве решился бы выступить против многочисленного воинства мадианитянского? А Илия на Кармиле — разве победил бы против Ваала, если бы смотрел на видимое?

А Седрах, Мисах и Авденаго — три юноши, оказавшиеся в огненной печи? Если бы они взвешивали стоит ли рисковать, оказались ли бы они верными Господу? Зато какой драгоценной оказалась их вера! Как говорится, это было золото высшей пробы!
Впрочем, ещё апостол Пётр призывал первых христиан: «О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнём испытываемого золота» (1Петр. 1:7-8). Как известно, золото плавится при температуре 1064 градуса. При этом происходит освобождение его от примесей. Так и вера очищается от всякого рода суеверий и сомнений в огненных печах испытаний.

В  Риме испытывали граждан  на лояльность кесарю. В определённые праздничные дни нужно было прийти перед членами римского магистрата и правительства Рима, бросить зёр¬нышко фимиама в золотую чашу у его ног и сказать: "Кесарь — это Бог". Римские власти были толерантными к другим богам. Но кесаря требовали обожествлять в первую очередь! И представьте себе,  как  ожесточали их христиане, заявлявшие: "Иисус – наш Господь!"  Такое  исповедание Христа  Богом было  подвигом, кто-то ведь мог оправдаться: "Что в том особенного сказать добрые слова о кесаре, ведь должно повиноваться властям". Недаром  о  христианах  говорили:   "...И  все  они  поступают  против повелений кесаря почитая другого царём, Иисуса" (Деян. 17:7).

"Верою пали стены Иерихонские по семидневном обхождении" (Евр. 11:30). Подготовительный период длился шесть дней, на седьмой день город обошли семь раз и священники при этом трубили трубами. Можно себе представить бурное веселье иерихонцев, которые, смеясь, глазели на евреев, ходящих вокруг неприступных стен. Затем затруби, юбилейный рог, народ воскликнул громким голосом — и стен рассыпались.
Так подвиг веры получил достойное завершение. Именно такая вера в 1-м послании Петра (1:7) вера называется "драгоценной". Клад о котором рассказывается в стихотворении приведённом ниже, ныне хранится в музее истории Грузии. Он был найден около города Кутаиси и свидетельствует о драгоценности веры в буквальном смысле этого слова.

Он услышал от экспедиции:
— Провести нам раскопки нужно.
И от денег он — по традиции —
отказался великодушно:

— Только зря труд и деньги тратите.
На участке — сплошные камни.
Археологи же старательно,
камни двигая, клад искали.

Несмотря на слова хозяина:
"Что ж копайте, коль сил не жалко".
Твёрдо веря в свои дерзания,
землекопы трудились жадно.

— Здесь и грунт-то, смотрите, каменный.
Лбом о стену не бейтесь лучше.
Но они, затаив дыхание,
как шахтёры, шли в землю глубже.

Вроде вспыхнувшей бочки с порохом
взрыв восторга толпы был дружным.
Как и верилось археологам,
клад сокровищ был обнаружен!

Солнца луч засверкал на золоте
ослепительно — откровенно...
И узнали в кавказском городе,
что воистину ценна вера!

Отвезли клад в столицу Грузии —
он музейным стал и трофейным...
Отчего мы сегодня грустные?
Видно, Божьим Словам не верим.

Мы впадаем порой в уныние,
для греха становясь добычей,
но спасенье в Христовом Имени —
и в канун роковых событий!

Мир живёт вопреки Писанию,
много в нём пустоты и скверны.
Испытания — как экзамены
для евангельской нашей веры!

О Голгофском подвиге Иисуса сказано: "На подвиг души Своей, Он будет смотреть с довольством" (Ис. 53:11) И если кто-то подобно блудному сыну, находится на чужбине грехопадения, у него есть шанс совершить подвиг веры и спастись. Нужно только сдвинуться с мёртвой точки неверия и греха и сказать: "Отче, согрешил я... своим неверием". И нужно не только решить пойти в дом отчий и сознать гною вину. А встать и пойти! Пойти, всё преодолевая силою Возлюбившего нас. Пойти дорогой веры, ведущей в жизнь вечную. Да поможет нам Господь "подвизаться добрым подвигом веры"!

(Из авторской книги "Пальма", 1995)


Рецензии