Октябрь. Первая поездка за границу

Октябрь. Первая поездка за границу.


    Октябрь, под ногами шуршат листья… Вероятно эти ассоциации вызвали у меня воспоминания  о моей первой поездке за границу. Тогда  стояла сухая осень, возможно был октябрь..


   Это случилось в 1987 году – жуть, как давно… Я совсем еще сопливая, совершеннолетие по-американски, правда, уже справила. Но деловая была до ужаса, откуда это? Не знаю… Работала, деньги зарабатывала, у мамы с папой  никогда ничего не просила.  Еще и совмещала трудовые будни с обучением в Университете – на вечернем экономическом факультете. Не зря годы ушли на обучение ( правда, так диплом мне этот и не пригодился никогда в жизни) – экономить я умею. Но сейчас не об этом…

Тогда за границу не ездили как сейчас. Захотел – путевочку купил и вперед! А то и без путевочки: просто отель забронировал и билет приобрел.


   Не-е-ет, тогда было все по-взрослому. Хочешь заграницу? Вопрос должен быть обсужден со старшими товарищами по коллективу и партии, в которой состоишь. Не состоишь – значит и вопроса нету. Не поедешь! Собиралось собрание, все чин чинарем. Я тогда была комсомолкой, соответственно возрасту. Подала заявление: хочу, мол, посетить республику народную, Венгрию, на путешествие по которой копила почти год деньгу ( на секундочку, путевка стоила пятьсот рублей при зарплате восемьдесят-сто), во всем себе, можно сказать, отказывая… На хлебе и воде, буквально. Рассмотрите, дяди и тети, мое заявление, будьте так добры, не откажите! Ведь от вас зависит: смогу я потратить на путешествие по стране накопленные мною сбережения или они так и останутся в чулке лежать до следующего раза.  Дяди созвали собрание, не помню в мою честь или там были еще такие же желающие получить разрешение, чтобы потратить свои кровные.


Коммунисты-комсомольцы вызвали меня на ковер, вопросы задавали сложные:  а не предашь ли Родину? А не посмеешь ли остаться? А откуда такую сумму взяла? А, с родителями живешь – понятно, на всем готовом… Ты понимаешь, надеемся, - говорили они мне, - всю ответственность вопроса – мы тебя, можно сказать, представителем от нашей страны и фирмы отправляем, смотри там нас не опозорь, комсомол наш, коммунизм. Плохо не скажи, не посмотри, не встань, не ляг, веди себя порядочно. Мама с папой столько наставлений не давали, как организации… Вот были же ж времена, как пеклись о своих членах, а что сейчас? Кто о нас печется, я вас спрашиваю? Каждый сам по себе и никому не нужен. Разгуливает по заграницам без всяких наставлений, ничего не боится – посему и  нарушений  так много. То-то!

В общем, дяди поговорили между собой, вопрос обсосали с разных сторон, как конфету и решили: пустим! Вот счастья-то было, не передать! Меня решили выпустить в народную республику Венгрию! 

Собрание состоялось загодя – поэтому был повод походить счастливой  в течение месяца. Прочувствовать полноту ответственности, взваленной на меня комсомолом.


В те времена с валютой  был напряг  полный.  Для покупки сувениров менялось пятьсот рублей. Запамятовала уже,  как я готовилась, но очень хорошо запомнила, что кто-то надоумил меня провезти кроме пятисот обменных  еще что-то, для продажи. Ну, а как же? Надо же закупить вагон и маленькую тележку дефицитных тогда товаров.


Мне 21, зеленая еще, это потом я стала ездить в Польшу-Венгрию-Чехословакию-Румынию как к себе домой. С товаром. Буквально, дверь таможни ногой открывала. А тогда… Что везти? Как везти? Ведь строго-настрого предупредили: кроме пятисот ни-ни. Поймают - сразу до дому, до хаты, до риднои маты.


   Но я уже тогда была отчаянной чикой. В ходу были десятки, красненькие, помните? Не знаю, почему именно десятки котировались у венгров, может за их цвет. История об этом умалчивает. Но тем не менее я зашила десять красненьких. Где? Ой, даже стыдно признаться. Ну, женщины меня  поймут… И колечко золотое тоже зашила, его правда не в таком интиме как красненькие. Просто отпорола подкладочку в кожзаменительной курточке, бросила  и зашила назад. Все! Миссия осуществлена. Назад дороги нет!


Перед выездом состоялось еще одно собрание. Чтобы отъезжающие окончательно убедились в том, как партия о нас печется-заботится. Ако мать родная. Строго-настрого всем были даны указания: ни к кому не подходить, ничего ни у кого не спрашивать ( в случае, если заблудитесь, просто кричать «ау»), только с группой, не отделяться и (!!!!!!) ни в коем случае не провозить больше пятисот вышеуказанных рубликов. НИ В КОЕМ РАЗЕ! В противном случае, можете сразу разворачивать оглобли назад, так как наша таможня – лучшая таможня в мире и у них все схвачено, и приспособления у них самые лучшие в мире, которые сканируют человека и сразу определяют, что где плохо лежит ( о, в этом я убеждалась потом постоянно).


Но мы не сдаемся, нет! Назвался груздем – полезай в кузов! Десятки плотно прижимаются к…, ну и колечко где-то там плавает, под подкладкой. Так и поехала в автобусе, с такими же счастливчиками, к таможне.  Подъезжаем к Чопу, а там уже и рукой подать. «Главный по тарелочкам» встал посреди автобуса и еще раз, для острастки, голосом очень драматичным, близким к трагическому, предупреждает:

- Товарищи, пока не поздно, пока мы еще не подъехали к таможне, хочу вас предупредить: если у кого есть запрещенные для въезда предметы, деньги,  для вашего же блага – оставьте их в стране. Можно водителю. На таможне это  делать уже поздно. Будет обидно, если из-за незаконно провозимых вещей отменится вся ваша поездка и вы потеряете ВСЕ! Никто вам не вернет ни стоимость поездки, ни обмен.


Думаю, не одна я в этот момент обливалась холодным потом, сидя на красненьких и прощупывая малюсенькое колечко в куртке. Народ ерзал, но не сдавался. Все молчали, как партизаны на  допросе.


Не, ну а что? В основном все ехали впервые – откуда нам знать, что за приспособления на лучшей в мире таможне? А может, там вообще заставляют раздеться и проверяют методом прощупывания? «Главный» секретов не раскрывал – не положено было.

В общем, ехали молча и напряженно. А вот и таможня. Наш автобус – единственный… Это потом мы стояли сутками, чтобы пересечь этот пункт разделения СССР и ВНР. А за пять зарплат, сидя на воде и хлебе, не особо было желающих поездить.

Не так страшен черт, как его рисуют. Шла я, правда, к зданию таможни на трясущихся полусогнутых, благо нервы были как канаты и мочевой пузырь молодой,  но все прошло быстро и гладко. Никто никого не сканировал, не раздевал и вопросов не задавал. А на венгерской таможне вообще всем было на все наплевать – даже из автобуса не выходили.


И вот уже оно, окончательное счастье – заграница! Те же домики, что в Закарпатских деревушках, но ухожены и покрашены совсем другой краской – красивой, яркой, оптимистичной. И крыши другие, красные. Ставенки-герань и прочие заграничные штучки…

Поездка была насыщенной и интересной.  Не зря такие бабки срубили. Отличные гостиницы ( правда, по три человека в номере, но тогда это казалось такой ерундой). Дорогие рестораны и подземные винные  погреба Будапешта, разноцветные салфетки с логотипом каждого из которых  я привезла с собой. В холодные дождливые вечера я доставала их и по наименованиям отелей и городов вспоминала о поездке.

Не могу  с точностью описать маршрут сейчас – много лет прошло. Помню Будапешт, как я бегала по городу в свободное время, без группы товарищей, одна ( я всегда любила ходить по магазинам одна) и, потерявшись, могла объясниться на венгерском, а не кричать «ау».


Особое место занимали покупки – ведь тогда в магазинах советских было что-то, но невесть что. А как же мода? Хотелось ведь быть модной и неотразимой ? Первой моей покупкой были джинсы-варенки. О, как я их нежно любила потом много лет – даже во время беременности носила почти до середины срока. Ну как же, без варенок-то? Они только вошли в моду и в Венгрии я купила действительно хорошего качества,  а не ширпотреб какой-то. Горда была, да… Скажу честно, на них я потратила почти пятую часть обмена, но не пожалела ни разу. Даже моя подружка Анжела, коренная венгерка, каждый год мотавшаяся туда к тетям-дядям, впервые увидев их на мне, оценила таки-и-им взглядом, который я до сих пор помню. Это стоило того.

Им составила компанию курточка, красненькая, по пояс, стеганая, но не болоньевая, какие продавали в универмагах, а такая… Вот необычная и все тут. На заклепках. Покупалась в каком-то бутике, задорого. В тон были куплены сапожки коротенькие с пряжечкой (ну я же девушка со вкусом или как?) А обувь всегда удовольствие не из дешевых. Даже в народной республике Венгрия. Расклад точный не скажу, но из обмена у меня после этих трех покупок осталось рублей двести, в форинтах. Ну, мамке-папке надо купить что-то? Брателла, а как же брателла-подросток? Тоже надо привезти тряпочку из ВНР. Маме, помню, купила очень красивые сапоги, брателле костюм спортивный привезла, с полосками по бокам – не Адидас, конечно. Почему-то красного цвета… Потом сама и носила. Наверное, расчет был верный – якобы брату, а потом себе заберу. 

Ну вот, поездка только началась, а денег-то нету. И тут очень кстати пошли красненькие  с колечком.  Запамятовала, как это все состоялось. Но там были специальные места, где все такие темные сделки и совершались. Помню рынок, яркое солнце и зеленый забор, возле которого я отдавала свои кровные.

Так что мне сполна хватило еще и на фотообои, о которых мы еще и знать не знали тогда и которые очень долго украшали стену моей квартиры. И я медитировала, лежа под ними на диване и представляя себя возле водопада, изображенного на них. Ну и по мелочам всяким-разным…

Назад ехали веселые, с шутками-прибаутками. Полны впечатлений и подарков для родных и близких. Даже песни пели….

Стоял октябрь и мост между Будой и Пештом красиво отражался в Дунае.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.